Разработка урока по теме: П.И.Чайковский. Балет "Спящая красавица"
план-конспект по музыке на тему

Ренжина Лилия Борисовна

сюжетно- ролевая игра  через реализацию себя в роли создателей балетного спектакля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_teme_balet_spyashchaya_krasavitsa.docx22.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 3 классе по программе Е.Критской

Тип урока: изучение нового материала c первичным закреплением.

 Форма учебного занятия: сюжетно- ролевая игра через реализацию себя в роли создателей балетного спектакля.

Тема урока: Сказочный балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

Цель урока: Создать условия для формирования   представления о балете, как  о музыкально-хореографическом спектакле .

Задачи урока:

1) обучающие

-сформировать  представление о балете  как о музыкальном спектакле, объединяющем в себе разные виды искусства.

2) развивающие

-развивать  творческое  воображение: интонационно- образное  мышление, эмоциональную  память  через цветовосприятие,  графическое моделирование, а также  пластическое интонирование.

УУД предметные

-понимать значение вступления к балету, контраста как способа развития музыки.

-понимать, что балетный спектакль невозможен без содружества музыки с литературой, хореографией, изобразительным искусством.

УУД метапредметные

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев  балета

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых

Коммуникативные:

-высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.

-сотрудничать в совместном решении проблемы, выполняя различные роли в группе

-Принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности

Личностные:

-научиться  оценивать поступки героев музыкального произведения с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных ценностей

-Приобрести первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности

3) воспитательные

- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

Этапы урока:

1) организационный

- Дети заходят в класс под музыку. Звучит  вальс  из балета П.Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент)

-Звучит музыкальное приветствие

-Учитель проверяет готовность к уроку, организует внимание детей

2) мотивация

Учитель: Здравствуйте  ребята. Сегодня нас с вами ждет незабываемая встреча с музыкой. Посмотрите, какая у меня в руках книга?

Дети: Шарль Перро. Сказки.

Учитель: А почему говоря о музыке  мы часто обращаемся к какому-либо литературному произведению?

Дети: Потому, что много музыкальных произведений написано на литературные сюжеты. Это оперы и балеты.

Учитель: Вспомните, какую музыку по сказке Шарля Перро вы уже знаете?

Дети: Балет «Золушка» Сергея Прокофьева,

Учитель: Молодцы. Мы проходили этот балет во 2-м классе. Почему, как вы думаете, книга Шарля Перро снова на нашем уроке?

Дети: Наверное есть еще одно  музыкальное произведение по его сказке.

Учитель: Правильно. Сегодня  у нас на уроке сказка «Спящая красавица». Музыку к этой сказке написал композитор П. И.  Чайковский (Слайд № 1)

Учитель: А музыкальный жанр, к которому обратился композитор-балет. Ведь мы еще об этом жанре знаем не всё. Тема нашего урока прозвучит так: «Сказочный  балет П. И. Чайковского « Спящая Красавица»»

3) Актуализация

Учитель: Что мы уже с вами знаем о балете?

Дети: Балет, это музыкальный спектакль, в котором артисты танцуют.

Учитель: Какие два вида искусства  необходимые в балетном спектакле мы можем назвать?

Дети: Музыка. Хореография. (Вывешиваются на доске)

Учитель: Только ли музыка и хореография? Появился бы на свет балет без этой замечательной сказки?

Дети: Нет. Нужна еще Литература.(слово вывешивается на доску)

Учитель: Правильно, а композитор к каждой строчке литературного произведения сочиняет музыку?

Дети: Нет. Нужно краткое содержание произведения.

Учитель: Для спектакля пишется либретто. А еще посмотрите пожалуйста на фотографии из балета «Золушка» и подумайте, может быть мы еще  какой-то вид искусства можем назвать? (Слайд № 3, 4, 5)

Дети: Изобразительное искусство (Вывешивается на доску)

Учитель: Правильно. Эскизы костюмов и декорации создают художники. Без этого спектакль не будет таким красочным и интересным для зрителей.  И так мы видим содружество видов искусства музыки, Хореографии, литературы и изобразительного искусства. Такое содружество, взаимодействие называется словом «синтез» (вывешивается на доске) Поэтому балет называют синтетическим видом искусства.

4) целеполагание и планирование

Учитель: Ребята, это взаимодействие видов искусств  мы  в балете «Золушка» увидели, а как вы думаете, в балете  «Спящая красавица» будет по другому?

Дети: Да. Будет другая музыка, другое либретто, декорации и костюмы.  

Учитель: А как  это проверить?  

Дети: Посмотреть балет, услышать музыку.

Учитель: А  еще можно  попробовать   себя в роли создателей спектакля. И так цель поставлена(доказать, что балет это музыкальный спектакль, объединяющий  в себе разные виды искусства) План есть: Послушать музыку, посмотреть видеофрагменты,  попробовать себя в роли создателей спектакля.

5)Основная работа

 Сегодня на уроке у нас будут работать группы: музыканты, либреттисты, танцоры, художники. Некоторые группы получили задание заранее, поскольку задание требовало тщательной подготовки и времени.

Как узнать что происходит?

Кто пришел, а кто уходит

Ты либретто прочитай

Содержание узнай

Чтобы мы с вами представили себе балет в целом, наши либреттисты познакомят нас с либретто спектакля.

Дети  рассказывают либретто спектакля.

Ребята, композитор  задумавший этот балет П. И. Чайковский был большим мастером . Для каждого главного героя он сочинил свою выразительную и неповторимую музыкальную тему.  Сейчас вы услышите музыкальную интродукцию к балету (вступление), в которой раскроется главная идея балета.

                                 Интродукция «Две феи»  

Учитель : Ну  что, узнали кого-нибудь из героев сказки в этой музыке?

Дети: Да. Две феи.

Учитель: Сколько  разных по характеру мелодий вы услышали?

Дети:  Две.  Фея  Карабосс  злая, а фея  Сирени добрая и нежная.

Учитель: Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот прием  называется контраст. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Что показывает контраст?

Дети: Борьбу добра и зла.

Учитель: Наша группа художников разделиться на две подгруппы и попробуют создать красочное полотно из которого можно будет сшить платья для двух волшебниц, ведь у каждой из них на балу должен быть соответствующий  ее образу наряд.

Музыканты  должны нам описать, какими музыкальными средствами воспользовался композитор для характеристики двух фей(цветик-семицветик) Самое трудное задание и ответственное, ведь музыка- основа балета. Вы выступите последними, выслушав всех и сделаете выводы.

Либреттисты ,которые отлично справились со своей задачей могут нам помочь и  нарисовать декорации к балету( например замок для феи Карабосс и феи Сирени)

                        Повторное слушание муз. Фрагмента «Две феи»

Учитель :И так, выполнять это задание вам помогала сама музыка.Что у нас получилось?

-Ответы художников

-ответы музыкантов  

Учитель : Как вы считаете, важную работу вы сейчас выполняли для постановки спектакля?

Дети: Да. Важную и нужную 

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеофрагмент «Две феи» как зрители.

                             Видеофрагмент

Учитель:  Ну а теперь настало время очутиться на королевском балу. Ведь у принцессы Авроры день рождения и там царит праздничное настроение.Звучит прекрасная музыка вальса и мы просим группу танцоров выйти к нам сюда и станцевать вальс. А вам . ребята я предлагаю продирижировать музыку используя цветные ленточки.

                                  Вальс

Учитель: Финал сказки добрый. Рухнули злые чары колдовства. Принцесса аврора и принц сыграли свадьбу и были счастливы. Наш урок тоже близится к финалу.

6) Итог урока

Учитель: Как вы думаете, достигли мы своей цели? (вспоминают цель: доказать, что в каждом балетном спектакле  есть взаимодействие разных видов искусства, и если что-то исключить, то спектакля не получится)  Значит какой вывод мы можем сделать? (Балет-синтетический вид искусства)

Ребята, у нас скоро будет возможность еще раз убедиться в этом. В нашем городе  15 марта будет спектакль «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Кто  сходит на этот спектакль потом могут поделиться с нами своими впечатлениями.

7) Домашнее задание: 1) стр.18-19 рабочая тетрадь. 2) Нарисуй  театральную афишу к балету «Спящая красавица»

8)Рефлексия:

Ребята, вам было интересно сегодня на уроке?

 Вам понравилась музыка, которую вы  услышали ?

А что у вас сегодня хорошо получилось?

Ребята, а герои сегодняшней сказки вас чему научили?

Спасибо нашим сказочным героям, которые нас учат добру.Мы не прощаемся со сказкой, а говорим  ей «до свидания»

         Исполняется «Песня старой сказки» В. Мигули


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Разработка внеклассного мероприятия "Детский альбом"Чайковского

Познакомить учащихся с пьесами "Детского альбома"...

Сказка в музыке. БАЛЕТ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА».

Урок способствует формированию основ музыкальной культуры детей, развивает творческое воображение, проявление творческой активности, музыкальное мышление, осознанно-эмоциональное восприятие музыки. Вы...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Презентация на тему "П. И. Чайковский"

В презентации дана краткая биографическая справка композитора П. И. Чайковского...

Открытый урок по музыке. Тема: П.И.Чайковский "Времена года"

урок был проведен в 4 классе. В нем вы найдете методические рекомендации по проведению внеклассного занятия по творчеству Чайковского....