Вокальная музыка. Романс
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Платонова Елена Александровна

Психолого-педагогическое обоснование:

Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства и использовании мультимедийных источников

На начало 2-ой четверти учащиеся умеют определять характер музыки, ее настроение; выявили жизненные связи и истоки родства между музыкой и литературой; выявили взаимосвязь между ними, заключающимися в единстве возникновения (один источник – звук), в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока.5 класс26.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокальная музыка.Романс

Психолого-педагогическое обоснование:

Данный урок построен на принципе художественно-образного мышления, как основы развития личности, эмоционально-ценностного отношения к явлениям окружающего мира и искусства и использовании мультимедийных источников

На начало 2-ой четверти учащиеся умеют определять характер музыки, ее настроение; выявили жизненные связи и истоки родства между музыкой и литературой; выявили взаимосвязь между ними, заключающимися в единстве возникновения (один источник – звук), в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм.

Содержательно-методического обеспечения урока

Направлено на решение проблемы 1 полугодия  «Музыка и литература» в рамках программы Науменко, Алиева «Музыка 5 класс».

Проблема данного урока: «Без литературы не появились бы романсы».

Тип урока: урок новых знаний.

Проектируемый результат:

Уметь определять музыкально-образный язык романса.

Ведущий метод:

Метод проблемного изложения.

Цель урока:

Определить «РОМАНС» как жанр вокальной миниатюры.

Задачи:

-  через повторение особенностей жанра «песни» в  видеотесте,  выйти  на более сложный  вокальный жанр «романса»4

-  через проблемные вопросы, используя знания по истории России выявить природу возникновения «романса» как жанра и его эволюцию в России;

- на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь поэтического текста и музыки в этом жанре.

Дидактическое оборудование:

 Компьютер, экран  навесной, мультимедийный проектор,  магнитофон, фортепиано, фонохрестоматия 5 класса 1 часть, нотная хрестоматия.

                                                        ХОД УРОКА

     Учащиеся входят в класс, рассаживаются по местам.

     Учитель интересуется настроением после каникул и спрашивает о теме последнего урока прошлой четверти. Ребята отвечают, что разговор шел о «песни».  Давайте споем песню «Сказка по лесу идет».

      Ребята исполняют песню.

      Учитель: А давайте вспомним, что это за жанр «песня»  и какими особенностями  он  обладает.

     На экране через мультимедийный проектор ребята  все вместе выполняют задания теста. Сначала в таблице из предложенных характерных черт выбрать те,  которые соответствуют жанру «песни». Затем выбрать  из 2 предложенных фрагментов тот, который соответствует «песне».

      Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание  ребят на те черты, которые нам не подошли и тот фрагмент, который оказался не песней. Что же это за жанр? Романс. Вот о нем и пойдет сегодня речь. Наша цель  сегодня: определить романс, как жанр вокальной миниатюры.

На доске записан аспект проблемы: «Без литературы не появились бы романсы».            

     Учитель обращает внимание ребят на проблему, написанную на доске, с просьбой подумать и высказать свое мнение.

     Ребята делятся своими мыслями.

     Учитель: Связь Музыки и Поэзии близкая (чтение стихов легко переходит в пение), но не упрощенная. Мы же говорим: поэтичность музыки и музыкальность стиха…Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.

     Просмотр презентации  «Звучит романса звук прелестный».

     Учитель  зачитывает  непроизвольный диалог между Блоком и Гоголем, написанный на доске:

БЛОК: «Все – музыка и свет: нет счастья, нет измен…  мелодией одной звучит тоска и радость…»

ГОГОЛЬ: «Если музыка  нас оставит, что тогда будет с нашим миром?»

БЛОК: «Нет, музыка нас  не покинет… все кончается, только музыка не умирает».

     Учитель: Жанр «РОМАНСА» напрямую возник благодаря литературе, так как  в средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов романсом называли лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. А в испанской литературе романсом называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.

     Эти факты не маловажны, потому что РОМАНС – испанское слово, в переводе значащее «на испанском».

     Позже, романсом стали называть небольшое вокальное произведение для 1-го или 2-х голосов на слова какого-нибудь стихотворения с  инструментальным аккомпанементом.

     Во времена правления Петра 1 (показ иллюстраций) были введены новые правила, касаемые культурного досуга дворянского сословия. Обязательным стало домашнее музыкальное образование, что привело к созданию так называемых «музыкальных салонов».

     Со становлением русской музыкальной профессиональной школой в лице М.Глинки, П.Чайковского и других композиторов, романс превратился  в  изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.

     Учитель: Как вы считаете, что может отображаться в романсах? (разные стороны жизни, личные отношения героя, его переживания, чувства).

 Слушают романс М.И.Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

     Учитель: Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке, почему? Камерная музыка   - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского  camera – комната).

 Потому что РОМАНС, как откровение героя, которое не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.

     ЗАДАНИЕ:  А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою формулировку жанра «романс», чтобы как можно полнее вы отразили неповторимость этого жанра, в какой-то степени уникальность и исключительность.

     Анализируем  несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.

     Учитель: Сейчас я прочту вам стихи Н. Оленина, посвященные одному романсу.

КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ

ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,

Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ –

ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.

ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ

ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,

И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,

И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.

ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ

НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,

Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ

И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…

     Слушание романса М.Глинки на стихи Н.Кукольника «Жаворонок».

АНАЛИЗ:

- В каком ладу написан романс?

- Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них?

- Какие выразительно-изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам рисовать звуковую картину природы?

     Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,

НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ  ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.

НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО

НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ,

ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…

ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.

ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,

КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.

РАЗУЧИВАНИЕ.

  1. разучивание с голоса учителя, используя графический показ рукой звуковысотность мелодии. (Можно использовать графический рисунок, вызывая ребят к доске изображать по одной фразе).
  1. обратить внимание на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки.

     Учитель: Что послужило основой для возникновения жанра романса?

ВЫВОД (делают ребята): Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.

Дать домашнее задание: подобрать стихотворение для сочинения романса.

 «ЖАВОРОНОК»

М.Глинка, Н.Кукольник

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,

НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ  ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.

НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО

НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ.

ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ, А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…

ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО – УЗНАЕТ.

ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,

КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.

Урок музыки в 5 классе по программе  В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....

Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"

Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"

ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...

урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки

Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...

5 класс - Урок № 2 - Вокальная музыка. Романс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, роианса. А так же прои...