Содержание и пути реализации программных задач по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет
статья по музыке на тему

Содержание и пути реализации программных задач

по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет

 

В содержание образовательной области «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах.

Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки, от музицирования в игровых формах и  общения, которое его сопровождает интерес к новому.

Восприятие музыки

Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, так как. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качеств музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом. Развитие музыкального восприятии - сложный и длительный процесс, который  идет  естественным путем «от внешнего – к внутреннему», от  активного действия – к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия  обусловлено приобретением чувственного опыта детей в  музыкальном исполнительстве, и особенно  - в  музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная природа музыки ярче воспринимается  и выражается на телесном уровне.

Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада.

                Формирование  восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.

Задачи развития сенсорных музыкальных способностей:

 -  различение свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;

- подведение детей к понимаю выразительных свойств звука, например: высокие звуки – «легкие»  музыкальные образы (птички, бабочки), низкие звуки –   образы «больших « персонажей, например: «Медведи», «Слоны», «Дед Мороз» и др. 

- формирование у детей основных понятий, связанных со свойствами звуков и закрепление этих понятий в речи: «высоко» - «низко», «быстро-медленно», «громко-тихо».

- развитие способности различать контрастные тембры различных  музыкальных инструментов: бубен, металлофон, фортепиано (пианино), и др. (учить находить по звуку разные инструменты, показывать их на картинке).

 Основные  задачи развития способности слушать музыку: воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста.

Восприятие музыки детьми 3-4 лет  вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия  музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться .

Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.

Дальнейшее развитие музыкального восприятия у  детей 4 – 5 лет предполагает:

 - обогащение музыкально-слухового  опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная, и др.).

 - развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения  и выражать его в движении, игре, слове.

У детей  6-го года жизни есть предпосылки для развития более тонкого   восприятия музыки:

 - различение  высоты звучания не только в пределах регистров (высокий - средний- низкий) но и различения небольших интервалов ( квинта, кварта, терция),  тонкое восприятие динамики звуков, различных темпов и  тембров  -  постепенное уменьшение контрастности свойств звуков).

В старшем дошкольном возрасте важно воспитать  устойчивый интерес к музыке,  в это период происходит формирование музыкального вкуса (музыкальных предпочтений).

Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет дает им возможность творчески интерпретировать  свое восприятие музыки в  импровизации движений,  в выборе и обыгрывании атрибутов,  в музицировании, и других видах художественно-творческой деятельности.

Работа по музыкальному воспитанию детей 7-го года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты  музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят и слышат музыку, у них сформированы навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это дает основание для усложнения содержания музыкального воспитания по всем основным  направлениям.

              Восприятие музыки как целостный процесс  ее активного переживания  становится более тонким и осознанным. У детей уже сформирована потребность в музыке, интерес к ее восприятию, поэтому  в этом возрасте можно перейти от практического, двигательного (внешнего) восприятия к специально организованному слушанию музыки (небольших инструментальных произведений в пределах 40 сек.). Слушать музыку можно на любом занятии, а также вне его – например, на концерте учащихся музыкальной школы, исполняющих коротенькие пьесы на различных инструментах: скрипке, флейте, аккордеоне, и др. 

                В организации ведущего вида музыкальной деятельности важно, прежде всего,  воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения, и т.д). Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности – на всю жизнь. Такого результата можно добиться только при условии глубокой эмоциональной поддержки состояния радости при каждой встрече с музыкой – для всех детей, вне зависимости от их музыкальных данных. С этой целью педагог создает ситуацию успеха на занятиях и праздниках: подбирает музыкальный репертуар, который нравится детям, поддерживает желания в самостоятельной импровизации в любом виде музыкальной детальности.   Педагог поощряет желания детей самостоятельно включаться в любительское музицирование вне занятий., развивает  способности к музицированию экспромтом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheski_rekomendatsii_k_rabote_po_programme.docx18.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание и пути реализации программных задач

по музыкальному воспитанию детей 3-7 ллет

 

В содержание образовательной области «Музыка» включены основные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально-ритмическое движение, игра на детских музыкальных инструментах.

Внутренняя мотивация деятельности детей: получение удовольствия от музыки, от музицирования в игровых формах и  общения, которое его сопровождает интерес к новому.

Восприятие музыки 

Восприятие музыки пронизывает все виды музыкальной деятельности в детском саду, так как. является фундаментом музыкального развития в любом возрасте, в том числе и дошкольном. Оно присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, музицировании, музыкальных играх, слушании музыки вне движения и игры. Поэтому от качеств музыкального восприятия детей зависит успех музыкального воспитания в целом. Развитие музыкального восприятии - сложный и длительный процесс, который  идет  естественным путем «от внешнего – к внутреннему», от  активного действия – к сворачиванию его во внутренний план. В этой связи развитие музыкального восприятия  обусловлено приобретением чувственного опыта детей в  музыкальном исполнительстве, и особенно  - в  музыкально-ритмической деятельности, поскольку моторная, двигательная природа музыки ярче воспринимается  и выражается на телесном уровне.

Понимание этапов становления музыкального восприятия в дошкольном возрасте и грамотное его развитие являются главными задачами музыкального руководителя детского сада.

         Формирование  восприятия музыки у детей происходит на основе приобщения детей к миру звуков, развития музыкальных сенсорных способностей и воспитания потребности в слушании музыки.

Задачи развития сенсорных музыкальных способностей:

 -  различение свойств звуков по высоте, длительности, динамике и тембру;

- подведение детей к понимаю выразительных свойств звука, например: высокие звуки – «легкие»  музыкальные образы (птички, бабочки), низкие звуки –   образы «больших « персонажей, например: «Медведи», «Слоны», «Дед Мороз» и др.  

- формирование у детей основных понятий, связанных со свойствами звуков и закрепление этих понятий в речи: «высоко» - «низко», «быстро-медленно», «громко-тихо».

- развитие способности различать контрастные тембры различных  музыкальных инструментов: бубен, металлофон, фортепиано (пианино), и др. (учить находить по звуку разные инструменты, показывать их на картинке).

 Основные  задачи развития способности слушать музыку: воспитание интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости на яркие, образные произведения, доступные детям данного возраста.

Восприятие музыки детьми 3-4 лет  вне движения и игры возможно лишь в очень ограниченных временных и образных рамках: дети могут слушать музыку, спокойно сидя на стульях не более 15-20 секунд. Произведения для этого вида деятельности должны быть короткими (1-2 строчки нотного текста), яркими и выразительными («Киска плачет», «Курочка», «Ежик», «Дождик»). Для более точного восприятия  музыки педагогу необходимо побуждать детей внимательно к ней прислушиваться .

Слушание коротких сюжетных и образных песенок в исполнении педагога является необходимой и доступной формой работы над развитием музыкального восприятия в данном возрасте. Текст, поясняющий смысл выразительных средств, нужен детям на данном этапе становления музыкального восприятия.

Дальнейшее развитие музыкального восприятия у  детей 4 – 5 лет предполагает:

 - обогащение музыкально-слухового  опыта (приобщение к детскому музыкальному фольклору, слушание детских песен, коротких пьес разных жанров: марш, танец, колыбельная, и др.).

 - развитие способности чувствовать характер и выразительный образ музыкального произведения  и выражать его в движении, игре, слове.

У детей  6-го года жизни есть предпосылки для развития более тонкого   восприятия музыки:

 - различение  высоты звучания не только в пределах регистров (высокий - средний- низкий) но и различения небольших интервалов ( квинта, кварта, терция),  тонкое восприятие динамики звуков, различных темпов и  тембров  -  постепенное уменьшение контрастности свойств звуков).

В старшем дошкольном возрасте важно воспитать  устойчивый интерес к музыке,  в это период происходит формирование музыкального вкуса (музыкальных предпочтений).

Развитие творческого воображения у детей 5-6 лет дает им возможность творчески интерпретировать  свое восприятие музыки в  импровизации движений,  в выборе и обыгрывании атрибутов,  в музицировании, и других видах художественно-творческой деятельности.

Работа по музыкальному воспитанию детей 7-го года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты  музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят и слышат музыку, у них сформированы навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это дает основание для усложнения содержания музыкального воспитания по всем основным  направлениям.

        Восприятие музыки как целостный процесс  ее активного переживания  становится более тонким и осознанным. У детей уже сформирована потребность в музыке, интерес к ее восприятию, поэтому  в этом возрасте можно перейти от практического, двигательного (внешнего) восприятия к специально организованному слушанию музыки (небольших инструментальных произведений в пределах 40 сек.). Слушать музыку можно на любом занятии, а также вне его – например, на концерте учащихся музыкальной школы, исполняющих коротенькие пьесы на различных инструментах: скрипке, флейте, аккордеоне, и др.  

        В организации ведущего вида музыкальной деятельности важно, прежде всего,  воспитать у детей потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, как досуг, как отдых, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения, и т.д). Эта потребность в музицировании должна стать качеством личности – на всю жизнь. Такого результата можно добиться только при условии глубокой эмоциональной поддержки состояния радости при каждой встрече с музыкой – для всех детей, вне зависимости от их музыкальных данных. С этой целью педагог создает ситуацию успеха на занятиях и праздниках: подбирает музыкальный репертуар, который нравится детям, поддерживает желания в самостоятельной импровизации в любом виде музыкальной детальности.   Педагог поощряет желания детей самостоятельно включаться в любительское музицирование вне занятий., развивает  способности к музицированию экспромтом. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. 1. ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под музыкальным воспитанием подразумевается процесс передачи детям общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью их подготовки к предстоящей работе.Музыкальное воспитание в детском ...

Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода в музыкальном воспитании детей

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.Б. Шоу          В основу ФГОС  положен системно - деятельностный подход к обучению. Реализаци...

Задачи музыкального воспитания детей.

консультации для родителей...

задачи музыкального воспитания детей

консультация для родителей...

Задачи музыкального воспитания детей с нарушением интеллекта

В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное ...

"Задачи музыкального воспитания детей в семье"

Основные задачи музыкального воспитания детей в семье...