Образы русской народной и духовной музыки
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщение темы Образы русской народной и духовной музыки.
Тип урока: интегрированный, музыка и православная культура
Вид урока: урок - исследование
Цели урока:
- Способствовать изучению особенностей развития народной и духовной (церковной) музыки в Древней Руси, знакомству с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте;
- Содействовать уяснению особенностей музыкального языка, инструментария, манеры исполнения, используемого в музыке этих направлений;
- Воспитывать любовь к русской музыке, понимание связи музыки с жизнью человека, его отношение к природе, самому себе.
Оборудование: Магнитофон и аудиозаписи музыкальных произведений:
использование ИКТ: тема урока, иллюстрации к теме, раздаточный материал - расчерченная таблица для работы учащихся; цветочки 2-х цветов для рефлексии (красные и синие); скоморошьи колпаки и кукла Петрушка; музыкальные инструменты: баян, ударные шумовые для оркестра; изображение русских народных инструментов; портрет Н.А. Римского – Корсакова; икона Всем святым.
Музыкальный материал: Н.А. Римский –Корсаков опера «Снегурочка»- фрагмент «Пляска скоморохов», хор «Проводы Масленицы»; р.н.п. «Во кузнице» -(трио рожечников); «Былинные наигрыши» (гусли); стихира всем русским святым «Свете тихий»; М.И Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;сборники песен.
Подготовительный этап:
- Повторение русских народных песен, изученных ранее, с использованием оркестровых ударных инструментов;
- Подготовка устных сообщений по заданным темам.
Ход урока.
I Организационный момент.
Звучит русская народная песня о Родине.
Музыкальное приветствие.
II. Обобщение изученного материала. Проверка ранее полученных знаний.
Вопросы: - Кто является создателем народной музыки, народных песен?
- Как дошли до нашего времени народные песни, которые были сочинены в древности?
- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?
- Что мы понимаем под названием Духовная музыка?
Учитель:- Ребята, как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( ответы учащихся)
Да, на этом уроке мы подведём итог наших уроков, на которых мы много говорили об образах русской народной и духовной музыки.
Русский народ – это и русская народная культура, накапливающаяся веками, и православная культура, существующая параллельно, начиная с принятия Россией христианства. - Есть ли в образах этих двух областей культур что-то общее? Об этом мы узнаем, когда по ходу урока мы будем заполнять таблицы, которые лежат у вас на парте.
1.Слушание устных сообщений учащихся, данных им заблаговременно. Сопутствие комментариев учителя, музыкальных вставок, вопросов
- Готовясь к этому уроку вы проводили исследование по темам, которые были вам даны.И так первая тема была у Вадима Ломака.
- Музыка на народных праздниках. Ученик зачитывает сообщение.
Слушание : Н.Римский – Корсаков, хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»)
Вопрос: Какой оркестр исполняет это произведение?
Слайд1 «ГОБОЙ»-Духовой инструмент: гобой, имитирует звучание какого русского народного инструмента?
Слайд2 «РОЖОК»
-Присутствует ли русская народная музыка на современных народных праздника? Приведите примеры. ( колядки, песни и игры на Масленицу, хороводы и танцы…)
- Исполнение песни: рнп «Как на масляной недели», добиваться чёткого исполнения, петь весело.
- Следующая тема Русские народные инструменты, подготовил Соловьёв Игорь.
Слушание : рнп «Во кузнице» - трио рожечников),
Вопрос: Какой русский народный инструмент исполнял это произведение? (рожок).
- Прослушайте ещё одно произведение: «Былинные наигрыши» (гусли).
Вопрос: Какой инструмент звучал в этом произведении?(гусли)
Слайд3: «ГУСЛИ»
– В какой опере встречается былинник? ( Баян, в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила») Кто автор литературного текста?
Слушание фрагмента: «Первая песнь баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Вопрос: - Какие русские народные инструменты вы знаете?
Давайте рассмотрим их на нашей выставке. Учитель даёт детям поиграть на гармони, балалайке и домре. Сам учитель исполнил на домре р.н.п. «Карапет».
Слайд4 : (КОЛОКОЛ)-
Вопрос: -Что вы видите на картинке?
– Является ли колокол музыкальным инструментом? ( Да. Колокольная музыка – атрибут православных храмов и символ православной России. Колокола или их имитация часто встречаются в произведениях русских композиторов.
Слушание фрагмента: М.И.Глинка из оперы «Иван Сусанин» хор «Славься».
- По следующей теме нам подготовила сообщение Катя Пимкова:
Кто такие скоморохи?
Слайд5: «СКОМОРОХИ»
Вопрос: Скоморохи есть в опере «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова?
Слушание «Пляски скоморохов» из оперы «Снегурочка»
Вопрос: По характеру музыка какая? ( весёлая). А мы знаем, скоморохи веселили народ, и поэтому грустной музыки у них не было.
Вот и мы сейчас повеселим наших гостей и ещё попросим поиграть вместе с нами «Русскую плясовую». Но сначала мы оденем скоморошьи колпаки.
Исполнение на шумовых инструментах рнп «Русская плясовая».
Исполнение рнп «А я по лугу», петь весело, чётко произносить слова, правильно драть дыхание.
Заполнить в таблице графы о русской народной музыке.
Слайд6 (ЦЕРКОВНЫЙ ХОР)
Учитель: «Духовная музыка»:- Как мы понимаем выражение «Духовная музыка»
Духовная музыка — это музыка религиозного характера, создаваемая для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Она, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания. Духовная музыка позволяет почувствовать свою сущность, осознать свой дух и его смысл. Духовная музыка может служить инструментом познания себя и бога.
Вопрос:- Как исполняются песнопения в храмах? (без инструментального сопровождения- а капелла)
Вопрос:– Как называется религия русского народа?(христианская)Крещение Руси было в 988г.
- Сколько лет Россия является христианской? (2012-988=….)
- Назовите имена князя и княгини, которые первыми приняли христианство, а затем и вся Русь стала христианской. В какой реке происходило крещение жителей Киевского княжества?(Днепр) Как ещё в народе называли князя Владимира? (Красно Солнышко)
Слайд7 «Князь Владимир», «Княгиня Ольга»
Вопрос:– Какие виды церковных песнопений вы знаете? (тропарь, величание, стихира, молитва)
Слушание молитвы: «Свете тихий»-текст связан с библейскими пророчествами о пришествии на землю Спасителя, о начале нового дня, свет который нам принёс Христос. Здесь поётся о духовном свете, просвещающем человека. И Христа называют источником благодатного света. Часто молитву называют гимном, прославляющим Иисуса Христа.
Исполняет учитель: стихиру «Свете тихий святыя славы Безсмерного Отца Небеснаго, / Святаго, Блаженного, Иисусе Христе! /Пришедше на запад солнца, видевшее свет вечерний, / поем Отца и Сына и Святаго Духа, Бога. / Достоит еси во вся времена пет быти гласы преподобными, / сыне Божий, живот даяй; / тем же мир Тя славит.
Вопрос: -Как звучала мелодия песнопения? (сдержанно, сосредоточенно, неспешно(не спеша, спокойно)
Заполнение таблицы о духовной музыке
III. Подведение итогов.
Сравнивание двух областей культуры, нахождение сходств и различий.
Русская народная музыка | Духовная музыка | |
Образ музыки | народ, народные герои-богатыри | былинные герои или святые, мученики, великомученики |
Выразительные средства | характер,(радостный, весёлый),настроение, темп | Характер, настроение ( но более сдержанный, степенные) |
Приёмы исполнения/ инструментальное сопровождение | Гусли, домра, балалайка,бубен, деревянные ложки, свистульки, трещётки.Поют о людях, героях защищавших родную землю, о труде | исполняется голосом( а капелла)т.е. без муз. сопровождения, |
Обстоятельства для использования | народные праздники, звучит по всюду | в храмах на божественных службах |
Вывод: Сходства двух областей культуры русского народа в том, что выразительные средства используются одинаково, одни приёмы исполнения голосовых партий, образы: в музыке поют о людях, которые в силу своих поступков стали героями народных песен или святыми, возвеличенными церковью.
Различия в том, что духовная православная музыка не исполняется музыкальным инструментом, сдержанны выразительные средства и звучит преимущественно в храмах.
IV. Рефлексия.
Под любую песню о Родине наделить цветочками «Луг», нарисованный в виде картины. Красный цвет цветка: удовлетворён работой, нравится урок; синий – плохо воспринял тему, не нравится обстановка или учитель.
Данный урок позволяет учащимся 6 класса сравнить произведения народной музыки с произведениями духовной музыки, обогатить чувственное восприятие, формировать уважительное отношение к двум ветвям русской национальной культуры.
Литература:
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская /Музыка. Методическое пособие 5-6 классы/Москва, «Просвещение» 2005.
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская/Музыка. Учебник 6 класс/ Москва, «Просвещение» 2005.
А.Кураев, « Основы православной культуры». Учебник 4 класс / Москва, «Просвещение» 2012. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Образы русской народной вышивки.Полотенце.
Материал содержит разработку урока , посвящённого русской народной вышивке. На уроке дети познакомятся со старинными русскиими обрядами ,запечатлёнными в узорах народной вышивки, узнают какую ро...
Презентация "Образы народной и духовной музыки"
Презентация "Образы народной и духовной музыки"...
"Образы русской народной и духовной музыки"
Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни....
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...