"Образы русской народной и духовной музыки"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_6_g_zaharovoy_anastasii.doc | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дата: 13.11.2014 | Захарова А. 40 группа |
Школа: №104 | Методист: Шелепова Дарья Александровна |
Учитель: Жёлтикова Лариса Владимировна
Тема урока: «Образы русской народной и духовной музыки»
Цель: Сформировать представление об образах духовной музыки, расширить знания об особенностях русской народной песни.
Задачи:
Личностная: Воспитывать у учащихся духовность, нравственные и эстетические чувства;
Предметная: Выявить особенности образов духовной музыки;
Метапредметная: Развивать музыкальную память, расширять кругозор и умение рассуждать.
Структура:
1) орг. момент;
2) распевание на р.н.п. «Калинка-малинка»;
3) пение «Единородный Сыне» Д. С. Бортнянский;
4) слушание р.н.п. «Вечерний звон».
5) слушание "Шестопсалмие" (знаменный распев);
6) слушание П. Чесноков «Да исправится молитва моя»;
7) итог.
Методы:
1)словесный
2)наглядно-зрительный
3)ретроспективы
4)похвалы
5)сравнения
Оборудование: Фортепиано, ПК, записи мп3: «Калинка-малинка», «Вечерний звон», «Шестопсалмие» и «да исправится молитва моя», колонки.
Тип урока: Расширение и углубление знаний.
Форма урока: Эвристическая беседа.
Вокал:
Спец. Инструмент:
Этапы | Ход урока | Хроно-метраж |
1. Орг. момент 2. Распевание на р.н.п. «Калинка-малинка». 3. Пение «Единородный Сыне» Д. С. Бортнянский. 4. Слушание р.н.п. «Вечерний звон». 5. Слушание - "Шестопсалмие" (знаменный распев) 6. П.Чесноков «Да исправится молитва моя». 7. Итог. | Доброе утро. Присаживайтесь. Регина прочтёт нам стихотворение Сергея Есенина «Русская песня»: На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Сколько песен у России – Сколько во поле цветов! Словно музыка степная Золотая рожь встает В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, что охота подпевать… Столько песен у России, - Никому не сосчитать. Пение и элементы движений русской народной песни «Калинка-малинка». Начало нашего урока определило содержание нашего урока. О чем мы сегодня будем говорить? Какова тема урока? Д.: «Русская народная песня» - надпись на одной половинке доски. (Доска поделена на 2 части). Что такое народная песня? Д.: это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Какая основная черта р.н.п.? Д.: распевность и певучесть. Верно, послушайте произведение. (Исполнение «Единородный Сыне») Она распевная и певучая, то есть это русская народная песня? Д.: нет, это духовная музыка. Духовная музыка – новый образ вокальной музыки – духовной музыкой - (запись на второй части доски). Какую проблему вы предлагаете решить в рамках нашего урока? Мы постараемся ответить на вопрос: как связаны между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего? Какие образы рисуют нам произведения этой музыки? И так, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? «Образы русской народной и духовной музыки». (Запись сверху доски) Говоря о красоте русской народной песни, о её содержании, что мы представляем перед собой? Какие картины рисуем? Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон». Какая картина, из предложенных, больше всего подходит к этой песне. (Исаак Ильич Левитан – русский художник 19 века.) Кто исполняет её? В чем особенность исполнения? Какие чувства выражает песня? Как звучит мелодия песни? Какое сопровождение? а сарелло. С.51. Прочтите второй абзац страницы 51. Слушание «"Шестопсалмие" (знаменный распев)» В чём особенность этого распева? Есть ли сопровождение? Сколько человек исполняет? В чём сходство произведений? Многие композиторы писали духовную музыку. Сегодня мы послушаем с вами удивительное произведение Павла Чеснокова «Да исправится молитва моя». Во время слушания этого произведения я предлагаю вам изобразить своё отношение, своё впечатление от музыки на бумаге в карандаше и цвете. Как звучит мелодия? Кто исполняет? Что общего с исполнением рнп «Вечерний звон» и "Шестопсалмие"? в чём различие? Каков музыкальный язык произведений? Какие краски вы чаще использовали? Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока - связаны ли между собой русская народная и духовная музыка? Что у них общего? Народная песня. Это наследие наших отцов и дедов, которое дошло к нам через века, чтобы рассказать о том, как жил русских народ. Песенное богатство народа – его духовное богатство. Духовная музыка – музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту. | 1 мин. 7 мин. 6 мин. 8 мин. 6 мин. 11 мин. 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Урок музыки "Образы русской духовной, светской музыки"
Урок разработан по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.Цель: познакомить учащихся с образами русской, духовной и светской музыки.Образовательная цель. Прикос...
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Образы русской народной вышивки.Полотенце.
Материал содержит разработку урока , посвящённого русской народной вышивке. На уроке дети познакомятся со старинными русскиими обрядами ,запечатлёнными в узорах народной вышивки, узнают какую ро...
Презентация "Образы народной и духовной музыки"
Презентация "Образы народной и духовной музыки"...
Образы русской народной и духовной музыки
Открытый урок по музыке в 6 классе...
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...