Сольфеджио - это интересно!
учебно-методический материал по музыке по теме

Каримова Елена Ивановна

Развитие познавательного интереса на уроках сольфеджио

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solfedzhio_-_eto_interesno.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Кронштадтского района г.Санкт-Петербурга «Град чудес»

Сольфеджио - это интересно!

Развитие познавательного интереса
 у учащихся на уроках сольфеджио

Автор: Каримова Елена Ивановна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2015 г.

Для многих «сольфеджио» звучит непонятно, а для малышей, которые впервые приходят в музыкальную студию даже пугающе. Играть на фортепиано - это понятно, можно коснуться клавиши пальцами и услышать звук. Петь в хоре - тоже понятно, тем более в детском саду у детей есть музыкальные занятия. А что такое «сольфеджио» не знают и многие родители, хотя, всего-навсего, это пение по нотам. Звучит очень просто, получается, выучил ноты и пой себе на здоровье. 
Но на деле все не так.

6-7-летние дети в силу своих физиологических особенностей еще не могут набраться терпения и высидеть на уроке полтора часа, поэтому приходится строить урок так, чтобы все виды работы проходили в действии:

      не просто спеть мелодию, а прохлопать и прошагать метр и ритм;

      выложить пуговицами на пособии «Лесенка» услышанные ступени;

      сочинить при помощи карточек, подготовленных к уроку, мелодию и нарисовать к ней рисунок.

Самое важное условие урока – это чтобы все дети были заняты работой. А чтобы работа не утомляла, я стараюсь использовать на уроке игровые ситуации. Но здесь надо учитывать и особенности детской психики. Каждый ребенок стремится стать лидером, скрытым или явным - это уже зависит от особенностей характера. Например, надо сочинить мелодию или спеть музыкальный номер. В такой игре ребенок выступает сам за себя, часть детей участвуют в своеобразном жюри, а часть просто зрители. В этих ситуациях дети очень требовательны друг к другу, стараются не допускать промахов, а самое главное, в таких ситуациях мы учимся общаться, быть объективными и доброжелательными, не смеяться над отстающими. Поэтому преподавание любого специального предмета и этика находятся в неразрывной связи. Педагог должен быть терпеливым, внимательным, доброжелательным, чтобы дети не теряли веру в свои духовные силы, не получали психической травмы, чтобы у них не пропадало желание учиться. Надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, не требовать от него невыполнимых результатов, а чаще замечать положительные сдвиги и поощрять их.

Со 2-го и последующего годов обучения дети, естественно, растут, взрослеют, у них начинает вырабатываться собственное мировоззрение. Чтобы не оттолкнуть их «сухостью» предмета сольфеджио, я стараюсь не терять атмосферу доброжелательности на уроке и вырабатывать, и поддерживать интерес к этому предмету. Со 2-го года обучения на уроках сольфеджио вводится тестирование на компьютере. Компьютерное тестирование разработано для нескольких групп учащихся: I класс, 2 класс, 3 класс. Для старших классов - сольфеджио и музыкальная литература. Перед проведением тестов учащиеся, особенно младшие классы, знакомятся с основами компьютерной грамотности. В младших классах применяются учебные тесты, которые отражают уровень достигнутых знаний, построены они по игровому принципу: из нескольких предлагаемых вариантов ответов выбрать один правильный.

В старших классах, кроме учебных тестов, предлагаются познавательные задания, которые предполагают наличие не только специальных знаний, полученных в процессе обучения, но и умение проверять свою эрудицию.

Компьютерное тестирование формирует у учащихся четкость мышления, внимание, наблюдательность, умение пользоваться полученными знаниями вырабатывает у детей интерес к контрольным заданиям.

С 4-го года обучения в курс дисциплин, изучаемых в музыкальной студии, вводится предмет музыкальная литература. На этих занятиях дети знакомятся с биографиями отечественных и зарубежных композиторов, с музыкальными произведениями разных жанров. Эти уроки я стараюсь строить так, чтобы не держать детей в пассивном слушании, а вовлечь их в активное наблюдение, осознание услышанного. Дети отгадывают музыкальные кроссворды, сочиняют произведения на заданную тему, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Например, в последней четверти дети исполняют свои импровизации на тему «Кронштадт весной». Каждый ученик довольно эмоционально сыграл свое сочинение, дал ему образное объяснение, объяснил детали музыкальной речи, оттенки исполнения. Таким образом, уроки сольфеджио и музыкальной литературы, наряду с занятиями по хору и фортепиано, являются составной частью единой системы слухового развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.

Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна

План-конспект урока по сольфеджио с учащимися 2 класса ОНИ Тема: Связь сольфеджио с           окружающим миром. Преподаватель Путилина Наталья Юрьевна...

Открытый урок по сольфеджио с обучающимися 2 класса отделения народных инструментов по теме: «Различные виды интонационно-ритмических и тестовых заданий на уроке сольфеджио при закреплении изученного

Открытый урок по сольфеджио (предпоследний урок первой четверти).Закрепление пройденного материала, подготовка к контрольной работе...

"Сольфеджио - это очень интересно", 2 класс

https://cloud.mail.ru/public/3CvY/2rrrXCB4tКак сделать объяснение сухого теоретического материала на уроке сольфеджио интересным, увлекательным, побуждающим к личному творчеству? Автор предлагает свои...

Открытый урок по сольфеджио «Вокально-интонационная работа на уроке сольфеджио в 1 классе».

Данный урок преследуе ряд целей и задач:Образовательные:- демонстрирование навыка интонирования в тональности;- формирование комплекса знаний, умений и навыков для развития музыкального слуха, п...