Методическая тема "ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ"
методическая разработка по музыке по теме
В своей работе я раскоываю понятие "воля", признаки волевого поведения, что такое оптимальное концертное состояние и методы овладения им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodtema_samsonovoy_e.i.doc | 172.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования
БУ "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж"
ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
г. Нижневартовск
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Воля как психологическая категория. Анализ и классификация
волевых действий. 4
2. Признаки волевого поведения. 12
3. Воля и воображение. 14
4. Волевые качества личности. 19
5. Оптимальное концертное состояние. 22
6. Методы овладения оптимальным концертным состоянием. 24
Заключение. 34
Приложение: «Тест на выявление уровня сформированности
волевых качеств личности». 35
Список использованной литературы. 40
Введение.
«Счастлив тот, - сказал один, - кто в проделанной накануне работе видит следы своей воли».
Современные исследования психологии личности человека, добившегося ощутимого успеха в жизни, говорят о том, что в этом успехе очень часто наибольшее значение имеют не способности, не благоприятное сочетание обстоятельств, но твёрдая воля, ведущая человека к победе. Наряду с проблемой памяти феномен воли вызывает наибольший интерес у широкой публики. Это и понятно, потому что большинство наших успехов в жизни в конечном итоге обеспечивается победой над собой, умением преодолевать свои минутные слабости природные недостатки в процессе профессионального становления.
Большинство выдающихся деятелей науки и искусства, внесших существенный вклад в общественный прогресс, обладали, как правило, твёрдой и непреклонной волей. По этому поводу у Бальзака мы находим следующее высказывание: «Не существует больших талантов без большой воли… Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твёрдая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».
1. Воля как психологическая категория.
Анализ и классификация волевых действий.
Волей называют то особое характерологическое свойство человека, которое помогает ему реально преодолевать различные затруднения и препятствия на пути к цели. Многие учёные понимают под волей способность регулировать и направлять свою деятельность, подчиняя себе (по возможности) внешние обстоятельства, а, не подчиняясь им, т. е. действовать вопреки трудностям, помехам и т. д. Воля – это « целенаправленное саморегулирование человеком своего поведения, выраженное в способности сознательно преодолевать препятствия и трудности при совершении действий и поступков»
Волевые действия проистекают либо из смутного внутреннего ощущения, либо из чёткого осознания – убеждения человека, что он должен то или нечто иное. Воля - это намерение, «опредмеченное» и реализованное в деятельности. «Мне надо, я должен, обязан сделать это, несмотря на то, хочу ли я этого или не хочу» - такова наиболее часто встречающаяся логика волевых действий. Она может осознаваться или не осознаваться человеком, но в любом случае она реально существует
Итак, воля проявляется в том, что человек совершает те действия и поступки, которые он должен совершить, вне зависимости, хочет он их совершить или нет. Возможен и противоположный вариант: человек в силу неких причин не делает того, что хотел бы сделать, воздерживается от чего–то, говорит себе «нет». Здесь тоже имеет место прерогатива воли, на сей раз её тормозной функции, играющей не менее важную роль в жизнедеятельности человека, нежели функция побудительная
Волевой посыл (импульс) может поступать либо из сферы сознания человека, будучи в этом случае целенаправленным, интеллектуально обоснованным и регулируемым («я твёрдо осознаю, что должен поступить именно так, а не иначе»), либо из области подсознания. Во втором случае действия человека носят чаще всего стихийный, интуитивный характер, являют собой непосредственную реакцию на сложившуюся ситуацию, которую индивид не сумел продумать, осмыслить, «просчитать».
Волевые действия проявляют себя либо на «тактическом», либо на «стратегическом» уровне. В первом случае имеют место кратковременные («сиюминутные»), локальные проявления воли; во втором – пролонгированная протяжённая в пространстве и времени волевая деятельность, включающая в себя сложные комплексы действий, поступков, свершений и т. д. Не исключено, разумеется, и множество промежуточных ступеней между этими полюсами; их чаще всего и приходится видеть в реальной жизненной практике
Психологи делят волевые феномены на простые и сложные. Простыми считаются те, с которыми можно встретиться в самых обычных, будничных ситуациях. Принудить себя приняться за какое-нибудь дело, к примеру: взяться за работу, когда нет желания заниматься ею; заставить себя преодолеть, «побороть» ту или иную техническую трудность в разучиваемом музыкальном поизведении; добиться от ученика выполнения данного конкретного задания, причём сделать это без излишних раздумий, рефлексий, почти автоматически – таковы примеры «простых», одномерных волевых действий. Количество таких примеров, естественно, можно было бы умножить до бесконечности. «Я знаю, - рассказывал Л.Н.Оборин, - что добиться точного воплощения, пусть даже несложного звукового нюанса требует определённого волевого усилия».
Сложное волевое действие - точнее, комплекс действий, «цепочка», процесс, - выглядит иначе. Как правило, такие действия-процессы сопряжены с жизненно важными для индивида стратегическими проблемами, целями, смыслами и проч. Молодой человек, например, поставил себе целью поступить в престижное музыкальное учебное заведение. Или решил принять участие в ответственном международном музыкально-исполнительском конкурсе. Или вознамерился самостоятельно разучить и продемонстрировать публично, на концерте, трудное для себя музыкальное произведение, с тем, чтобы изменить свое профессиональное реноме в глазах окружающих, и т.д.
Во-первых, непросто бывает принять то или иное решение. Возникают разного рода психологические коллизии, сомнения, страхи, неуверенность в себе, которую надо преодолеть, а это тоже прерогатива воли. Известный психолог Е.А.Климов подчёркивает в данной связи, что воля «проявляется и формируется в ситуациях рационального и обоснованного выбора наиболее важных, с той или иной точки зрения, побуждений и целей, когда у человека одновременно актуализируются разнонаправленные побуждения («и хочется, и колется», «не очень хочется, но нужно» и т.п.)» К сказанному Климов добавляет, что волевое усилие человека сопровождается особым и хорошо знакомым каждому по жизненному опыту переживанием внутреннего напряжения.
«Какую бодрость и энергию почувствовали бы мы, если бы могли выкинуть из головы на некоторое время наши колебания. Сомнения и опасения!» - вполне резонно заметил У.Джемс.
Воля преодолевает (хотя и далеко не сразу) эти колебания, сомнения и опасения – в этом, повторим, одна из важнейших её функций и обязанностей
Во-вторых, принятое решение обязывает к соответствующей деятельности. Если речь идёт, к примеру, об участии в серьёзном музыкально-исполнительском конкурсе, то необходимо подготовить (и наилучшим образом) соответствующий репертуар. А это – огромные затраты нервной энергии, физических и психических ресурсов, это каждодневный и упорный труд, т.е. волевые усилия в прямом и непосредственном их выражении.
Короче говоря, сложное волевое действие-процесс, как было сказано, это множество более или менее значительных, разнохарактерных волевых усилий, спрессованных воедино и имеющих общую стратегическую направленность – ориентацию на цель.
Цель в данном случае исключительно важна: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас… вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели…»
От волевых качеств личности зависит и коэффициент психологической устойчивости индивида в негативных, стрессовых жизненных ситуациях, в случаях различных «осечек» и неудач, без которых не обходиться практически ни одно крупное начинание. Не «сломаться» внутренне, не отступить, потерпев случайное или неслучайное поражение, - всё это требует воли от человека. Американский учёный У.Эшби вполне резонно утверждал, что волевого человека от безвольного отличает то, что первый из них после тысячи неудачных попыток делает тысяча первую – и добивается успеха, второй же сникает, на полдороге, бросая начатое.
Представленные в виде абстрактной теоретической модели волевые действия могут выглядеть примерно так:
1. Установление той или иной цели, более или менее чёткое осознание её; определение уточнение «конечного пункта», к которому в данном случае стремится индивид. Определение-осмысление цели – начальная стадия волевого процесса. Цель как таковая может одухотворять волю человека, повышать её морально-этический статус, а может низводить действия человека на уровень элементарного психофизического влечения.
2. Выявление первоочередных задач, которые должны быть решены для достижения намеченной цели; планирование дальнейших действий; выбор адекватных средств, необходимых для выполнения своих намерений. «Мы называем рассудительным такого человека, который, раз наметив себе, достойные цели в жизни, не предпринимает ни одного действия без того, чтобы предварительно не определить, благоприятствует оно достижению этих целей или нет…»
3. Практическая реализация, исполнение задуманного; осуществление всех требуемых в это связи мероприятий, действий, поступков и т.д.; преодоление возникающих препятствий, разного рода затруднений (внешних и внутренних). Воля – это способность прилагать необходимые усилия для получения нужного результата, это активизация всего наличного потенциала (психического, физического) индивида. «Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и переживаемого как состояние значительного напряжения» (А.В.Петровский)
4. Коррекция совершаемых действий, внесение в них необходимых ситуативных изменений, поправок и дополнений; гибкость поведенческой тактики; готовность к целесообразному и оправданному риску.
5. Завершение «пути»; оценка полученных результатов и самооценка собственных действий. При необходимости возобновление их по вышеприведенной схеме, т.е. переход к новому циклу действий (по У.Эшби). На этой стадии особое значение в плане уточнения волевого облика индивида приобретает его способность (или неспособность) брать лично на себя ответственность за результаты собственной деятельности. Одни люди в такой ситуации предъявляют – в случае необходимости – претензии к самим себе; другие – всегда и при всех обстоятельствах предпочитают ссылаться на внешние факторы (судьба, случай, стечение обстоятельств и пр.). Иными словами, «локус контроля» (так именуется качество, о котором идёт речь) выступает своего рода индикатором волевых потенций человека, его характерологических особенностей. В первом случае («беру всю ответственность на себя») говорят о внутреннем, интернальном, локусе контроля; во втором случае («так сложились обстоятельства») есть основания говорить о внешней, экстернальной, локализации контроля.
Вернёмся к вышеприведённой схеме волевого процесса, к основным её слагаемым. В теоретическом ракурсе, как умозрительная конструкция, схема, в принципе, возражений не вызывает. Что же касается живой практики, реального обихода, то здесь, повторим, имеет место, чаще всего, непрерывный, слитный, целостный поток волевых актов, поступков и действий, своего рода континуум, где отдельные элементы и «частицы» взаимопроникают, диффундируют друг в друга, - причём происходит это не столько на уровне сознания, сколько «полусознательно», либо подсознательно и интуитивно.
Волевые акты и процессы тесно связаны со сферой мотивации человека, его запросами, потребностями, интересами, стремлениями, его индивидуальной субординацией ценностей. При этом, как известно из обычной житейской практики, «для некоторых людей основным источником (волевой) энергии является одна система потребностей, а для других – другая» (Д.Н.Узнадзе). Считается, что чем сильнее мотивационные стимулы, чем значительнее (масштабнее, увлекательнее) цели, которые намечает для себя человек, тем выше эмоционально-волевой тонус, - такая точка зрения широко распространена в массовом обиходном сознании. Она же, по сути, поддерживается многими психологами.
Жизнь свидетельствует, однако, что подобная позиция не вполне точна: она упрощает существо проблемы, низводит её до уровня примитива. Есть некоторые нюансы, которые в данном случае нельзя упускать из виду.
Следует знать и помнить, что «максимум мотивации», тем более «максимум личной значимости» того, что происходит с нами, отнюдь не всегда создаёт «психологический оптимум» (т.е. адекватное эмоционально-волевое состояние) для совершения необходимых действий. Напротив, когда уровень мотивации, заинтересованности в успехе превышает допустимые нормы и значения, когда субъективные ценности превращаются в сверхценности, - возникают чаще всего нежелательные психологические последствия. Воля начинает слабеть, не выдерживая бремени ответственности, возложенного человеком на самого себя; при чем особенно заметен этот синдром у натур нервных, астенических по своему складу, психологически неустойчивых («вдруг я не смогу? Вдруг не получится?»).
Высказывается мнение, и вполне обоснованное, что существует определенная мера, некий динамический уровень побуждения, необходимый для достижения наилучшего результата деятельности, т.е. имеется определенная зависимость между силой (степенью) желания и полученными результатами. «Чем сильнее желание, тем лучше результаты. Но – лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит этот «пик», результаты ухудшаются».
В то же время верно и то, что без достаточно высокой заинтересованности индивида в конечном результате той или иной деятельности, без осознания – понимания им (или, по крайней мере, внутреннего ощущения – переживания, на уровне интуитивной догадки) значение, смысла, ценности того, что делается, на энергичные и действенные волепроявления рассчитывать не приходится. В иерархии психических процессов конкретное волевое усилие выступает как явление вторичного порядка. Чтобы актуализировать волю, необходим своего рода пусковой механизм (нечто вроде «системы зажигания», коим обычно служат разного рода интересы, побуждения, стремления, целеполагания, личностные смыслы, - короче, все то, что составляет сложное психологическое образование, именуемое «мотивационной сферой». Первоначальные психические толчки исходят, по логике вещей, именно оттуда.
А потому, правы педагоги – музыканты, которые, формируя волевые качества учащегося, пускают в ход те или иные «мотивационные рычаги»: воздействуют на честолюбие молодого музыканта, поощряют (в разумных пределах, разумеется) его стремление к профессиональному лидерству, к завоеванию пальмы первенства. Такая опосредованная стимуляция волевых процессов оказывается, как правило, более эффективной, нежели прямые и непосредственные дидактические воздействия. «Я очень часто замечал, - писал Л.Ауэр, - что, действуя на честолюбие ученика, превращая какое-нибудь достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов». К аналогичным умозаключениям приводит и рассказ известного в прошлом пианиста Я.И.Зака: «Вспоминаю себя в молодости. Что кривить душой? Очень хотелось добиться известности, признания, славы. Да и кто не мечтает об этом – особенно в среде артистической молодежи, в консерваториях, музыкальных школах, театральных училищах. Сама атмосфера проникнута тут духом состязания, острой творческой конкуренции. Осуждать ли за это, что называется, с порога? Не знаю… А как важна была для меня и моих товарищей по учебе высокая оценка за выступление на каком-нибудь экзамене или зачетном вечере! Получить не «пять», а, скажем «пять с минусом» - это было, чуть ли не трагедией».
Думается, дополнительных примеров не требуется. Связь между «рефлексом достижения» (И.П.Павлов) и активизацией, усилением волевых импульсов у учащихся достаточно ясна.
2. Признаки волевого поведения.
Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевой деятельностью. Поэтому, если человек хочет состояться как профессионал в каком-либо деле, он должен обязательно позаботиться о развитии у себя не только профессиональных способностей, но и таких качеств характера, которые ведут человека к победе в жизненной борьбе. О необходимости воли говорят тогда, когда у человека не хватает духовных и физических сил выполнить то, что он задумал сделать. Волевой человек может заставить себя сделать то, что он считает необходимым, в то время как без вольный человек в этих обстоятельствах отступает. Проявление волевых действий видно из таких характеристик деятельности, как настойчивость, целеустремлённость, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти качества личности связаны не только с волей, горячим желанием достичь какой-то цели, но и с глубиной интереса человека к предмету, его физическим самочувствием. Смелость и решительность зависят от уровня знаний человека в данной области, а настойчивость и упорство могут быть связаны с ригидностью нервных процессов.
Каждое волевое качество личности порождено несколькими причинами, а от разных причин могут по-разному проявляться и волевые качества. Поэтому: в одной ситуации человек может показать высокий уровень развития волевых качеств, а в другой – низкий. Так, спортсмен, проявляющий выдержку в спортивном состязании, не может удержаться в компании от того, чтобы не закурить или пропустить рюмку водки.
Волевая деятельность заключается в том, что человек может осуществить власть над собой, затормозить непроизвольные импульсы и усилить те, которые представляются ему желательными.
Одним из важнейших аспектов волевого действия является свобода осуществления действия – человек может поступить так или иначе в зависимости от того, какое решение он примет. Эта свобода связана с принятием ответственности за свои действия перед собой и перед другими людьми.
Волевое действие надо отличать от побуждения к деятельности, которое вызывается физиологической потребностью. Когда голодный человек стремится всеми правдами и неправдами к еде и преодолевает на пути к этой цели разнообразные препятствия, то это стремление не будет ещё волевым. Но волевым такое поведение станет, если голодный человек не позволит себе украсть что-нибудь из еды, ибо это будет противоречить его понятиям о нравственных принципах.
3. Воля и воображение.
Психологи говорят о волевом действии тогда, когда такое действие протекает одновременно в двух плоскостях, в двух смыслах. Один смысл при этом задаётся реальным побуждением, а другой – воображаемым. И если человек волевой, то воображаемый мотив или смысл оказывается сильнее. Воображаемый смысл связан с социальными потребностями человека, его представлениями о себе как об общественном существе, уважающем и поддерживающем социальные нормы жизни. Когда молодой музыкант стоит перед дилеммой – сходить ли ему с приятелем в кино или позаниматься над своей программой, или помочь родителям в работе по дому, то он свободен выбрать либо приятное для себя в данный момент, либо полезное для себя и своей семьи. За делами второго рода будут стоять широкие социальные связи – мастерство в будущей профессии либо похвала родителей. Вообразив реакцию родителей либо оценку своих действий со стороны педагога, молодой музыкант, обладающей волей, выберет второй вид действий. Если же он не сможет представить последствий своих действий, то, скорее всего, его поступки будут связаны с поиском развлечений. Таким образом, механизмом усиления воли является не простое побуждение, но воображение, помогающее человеку выполнять свои действия, продиктованные более высокой целью.
Через волевое действие человек оказывается связанным со своим будущим, которого ещё нет, но которое должно состояться в результате его волевых действий. «Я могу не заниматься дома сегодня, а завтра могу позволить себе пропустить урок с педагогом, но если я захотел принять участие в серьёзном музыкальном конкурсе, то я буду упорно заниматься, несмотря на усталость, болезни и другие отвлекающие факторы».
В работах отечественных психологов А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович указывается, что личность начинается тогда, когда ребёнок приобретает умение контролировать своё поведение под влиянием образов воображения. Представить возможную негативную реакцию родителей на своё поведение, ребёнок может удержаться от такого действия, которое они не одобрят. Он не съест все сладости, которые открыто лежат на столе, он уберёт за собой свою кровать, он постарается выучить уроки и вынести мусор. Все эти действия контролируются образами воображения, и будут лежать в основе его волевых действий. Таким образом, начнёт формироваться его самоконтроль, который является функцией супер-эго.
Как мы уже говорили ранее, самосознание человека возникает тогда, когда он обретает возможность посмотреть на себя со стороны, глазами других людей. Такое действие становится возможным при развитии способности к воображению, умении прогнозировать и представлять последствия своих действий, как для себя, так и для других людей. И здесь включаются волевые механизмы регуляции поведения. Как указывал наш отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, «воля в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним… В результате его действия определяются уже не непосредственно его влечениями как природными силами, а им самим». Высшие достижения воли оказываются связанными, как раз ответственностью перед другими людьми, ибо, как говорил А. де Сент-Экзюпери, «быть человеком – это значит чувствовать, что ты за всё в ответе».
Понимание смысла своих действий для себя и для других людей зависит от уровня развития мышления человека, его внимания, точности восприятия, памяти и, как мы уже говорили, воображения. Поэтому, чем более высокого уровня развития достигает человек, тем больше и сильнее будут проявляться волевые качества в его характере. На высоких ступенях личностного развития человек подключается к духовному опыту всего человечества, содержание которого отражено как в религиозных учениях, так и в мировом фонде культуры. Мировоззрение личности, её мораль, обусловленные количеством и качеством переработанного опыта, становятся решающими в волевых действиях.
Смысл того или иного действия и успешность его выполнения во многом зависят от того, что движет человеком, выполняющим данное действие, т. е. от того, с какой позиции человек рассматривает данное действие. Он может рассматривать его со своей собственной позиции, т.е. со стороны своих непосредственных потребностей и желаний, с позиции ближайшего социального окружения – т. е. со стороны родственников, друзей, знакомых, и с позиции общепринятых нравственных норм, т. е. с позиции всего человечества. Эти нравственные нормы отражены в религиозных заповедях и предписаниях и, в частности, в золотом правиле нравственности – «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы эти другие поступали по отношению к тебе», и в обратной формулировке – «Не делай другим ничего такого, чего бы ты не хотел, чтобы они сделали по отношению к тебе самому». Таким образом, разного рода потребности в сознании человека могут быть более значимыми и менее значимыми. В развитой личности интересы высшего порядка, связанные с духовными запросами, подчиняют себе потребности и интересы белее низкого порядка. Желание быть включенным в активную социальную жизнь, своими усилиями приносить пользу другим людям заставляет человека преодолевать свою лень и безволие и идти в направлении духовного и развития своих способностей.
Изменение мотивации, побуждающей человека к действию, может быть достигнуто следующим образом:
- Сменой мотива. Если, к примеру, мне утром хочется понежиться в постели, и мой мотив поначалу связан с тем, чтобы подольше продлить нежное и невинное удовольствие; но время идёт, и я знаю, что, если я пропущу время для утренней зарядки, то весь день буду вялый и не успею сделать запланированные дела. Тогда включается мотив другого порядка – сделать как можно больше дел, для чего надо быть бодрым и сделать зарядку. Тогда я встаю и начинаю её делать.
- Изменение позиции человека и его роли. Исполнив какую-то песню довольно успешно, я могу спросить себя – а как бы ты спела, если бы на твоём месте сейчас были бы Хьюстон или Долина? Мысленно поменяв свою роль – с ученика на маэстро, я начинаю по-иному относиться к тому, что и как я пою.
- При осознании последствий для себя и для других людей. Рассказывают, как один цирковой артист на арене цирка гнул пальцами медные пятаки. Но эти пятаки были предварительно подпилены. Однажды недруги подменили подпиленный пятак на целый. Когда артист увидел это, он пришёл в ужа: если он не сломает пятак, то останется без работы
И ему нечем будет кормить жену и детей, его будет ждать бесславный конец. Собрав все свои силы, он с отчаянной решимостью согнул-таки пятак.
Вот как настраивал на завоевание мировых рекордов тяжёлой атлетике известный атлет Юрий Власов, читая себе стихотворение Эмиля Верхарна:
В тебе прокиснет кровь твоих отцов и дедов,
Стать сильным, как они, тебе не суждено.
На жизнь, её скорбей и счастья не изведав,
Ты будешь, как больной, смотреть через окно.
И кожа ссохнется, и мышцы ослабеют,
И скука вьется в плоть желания губя.
И в черепе твоём мечты окостенеют,
И ужас из зеркал посмотрит на тебя. Себя преодолеть!
-При включении действия в более широкую социальную мотивацию.
Очень часто то, что человек не в силах сделать сам для себя, он с успехом делает для других. В одном из экспериментов А.В.Запорожца студентам предлагалось поднимать груз в трёх ситуациях: 1) просто поднять, 2) показать максимальный результат, 3) вообразить, что поднятие груза – это выработка электроэнергии для людей, в месте проживания, в котором сломалась электростанция. Наиболее высокие результаты достигались в последнем случае.
- При включении действия как средства достижения цели в другой деятельности. Если мне не хочется заниматься спортом ради собственного здоровья, то я смогу заставить себя это сделать, чтобы была высокая работоспособность в профессиональной деятельности.
Когда человек не может управлять своими действиями, например, в состоянии сильного аффекта, растерянности, страха или изумления, он совершает поступки, которые называются непроизвольными действиями. Так, ударившись обо что-то, человек может непроизвольно закричать; растерявшись во время публичного исполнения, актёр может произнести не ту реплику или неверное сценическое движение. При волевом поведении человек управляет своими действиями, направленными на определённую цель, совершая для этого усилия, преодолевающие внутренние или внешние факторы. Людям творческого труда приходиться преодолевать болезни, материальные затруднения, усталость, непонимание со стороны коллег и критики, выражающей общественное мнение.
Одним из наиболее существенных моментов воли является осознание свободы своих действий и переживание ответственности за принимаемые решения. Мне приятно поболтать с приятелями по телефону и получить от этого удовольствие, но, если я волевой человек и сознаю ответственность перед собой за свой талант, то я преодолею это слабость и заставлю себя включиться в работу.
4. Волевые качества личности.
Далеко не всегда решение совершить то или иное действие может быть выполнено без усилий. Очень часто происходит борьба мотивов – выбор из нескольких альтернатив наиболее верного решения. Эта борьба сопровождается внутренним конфликтом, часто очень мучительным. Особенно такие переживания бывают сильны в поворотные моменты жизни, когда нам необходимо выбирать профессию, учебное заведение, партера по браку, место жительства. Нерешительный человек, приняв решение действовать в заданном направлении, в своих мыслях непроизвольно возвращается к отвергнутой альтернативе и может поменять своё решение. Такие колебания могут повторяться много раз, истощая нервные силы. Порочность такого поведения запечатлена в известной притче о Буридановом осле, который, находясь между двух охапок сена, никак не мог решиться на то, какую из них ему следует съесть в первую очередь. В конце концов - осёл умер от голода.
Проявление решительности или нерешительности зависит от психологических особенностей человека. Так, безапелляционной решительностью и сознанием абсолютной правоты во всём, что они делают, отличаются люди эпитимного и истерического склада. Так называемые психастеники отличаются повышенной склонностью к проявлениям неуверенности, помногу раз возвращаясь к отвергнутым альтернативам.
К другим важным проявлениям воли, наряду с решительностью, надо отнести выдержку, настойчивость, самостоятельность.
Выдержка проявляется в способности управления собой в состоянии отрицательных аффектов – раздражения, гнева, страха, отчаяния.
Настойчивость выражается в способности к длительному рабочему напряжению на пути к достижению цели. Настойчивость проявляется в стойкости при неудачах, которые обычно обескураживают человека. В архивах Н.Булгакова сохранилось свыше 300 отрицательных отзывов и разносных рецензий на его произведения, но это не охладило его творческих усилий.
Самостоятельность проявляется в опоре на собственный ум, знания и интуицию при выработке решения. Большое значение здесь имеет доверие к себе и к своим решениям. Высокий уровень самостоятельности даёт человеку уверенность в себе, в то время как неуверенность может проявиться во внушаемости, недостаточной прочности собственных позиций и убеждений в отношении каких либо вопросов.
Волевые качества, во-первых, могут быть развиты неравномерно. Один человек будет чаще обращаться к решительным действиям, другой – опираться на выдержку. Проявляя волевые качества, оказывая сопротивление неблагоприятным обстоятельствам, надо уметь применять гибкую тактику поведения, отступая, когда это необходимо, перед возникшей трудностью, с тем, чтобы решить проблему по-другому. Смирение с неизбежным является одной из тактик волевого поведения, что помогает справиться с жизненными трудностями и сберечь нервно-психические силы. Ветви елей в лесу прогибаются под тяжестью нависшего на них снега. Но другие деревья, не сгибающиеся под тяжестью выпавшего снега, как, например сосна или дуб, могут обломиться. Так, пианист или скрипач, переигравший руки, может пытаться волевым усилием преодолевать боль в руках при игре. Но разумнее в такой ситуации, как это ни тяжело, сменить профиль своей деятельности и постараться приобрести другую музыкальную специализацию.
Волевые качества, во-вторых, могут проявляться по-разному. Один может показать высокое количество баллов в проявлении настойчивости и целеустремлённости, другой – в решительности и смелости. Тренировка соответствующего качества происходит только в процессе практической деятельности. Для музыканта-исполнителя такой тренировкой является целенаправленная подготовка к публичным выступлениям.
5. Оптимальное концертное состояние.
Для того, чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или зачете, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют «оптимальное боевое состояние». И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.
При хорошем физическом самочувствии, когда возникает ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие виды спорта, как бег, плавание, футбол. Не особенно рекомендуются упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в кистях, плечах и грудных мышцах. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущение здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время выступления.
Не секрет, что многие известные исполнители могли выходить на сцену и при плохом физическом самочувствии и, тем не менее, выступать очень хорошо. Современники отмечали такие силы и возможности у Рахманинова, Гилельса, Караяна. Более того, выходя на эстраду, эти исполнители в физическом плане начинали себя чувствовать лучше. Концертный стресс активизировал защитные силы организма и музыканта отпускали его недуги. Но для молодых исполнителей, продирающихся через частоколы экзаменов и отборочных прослушиваний, поддержание хорошей физической формы является немаловажным фактором роста профессионального мастерства.
При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музыкантов возникают особые физические ощущения. Рекомендуется эти ощущения запоминать, записывать, проговаривать, чтобы иметь возможность лучше вспоминать их перед выступлением и воссоздавать при распевке перед выступлением.
6. Методы овладения
оптимальным концертным состоянием.
Слагаемые оптимального концертного состояния (ОКС) являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Два последних компонента представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. Здесь можно наметить ряд приёмов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления
За несколько дней до выступления вокалист должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своём воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором – прорабатывается образная картина концертного выступления.
Первый этап. Расслабление мышц тела. Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в нём способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-два раза быстрее, чем в состоянии сна.
Инструкция. Погружение в аутогенное состояние. Сядьте прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Прикрыли глаза. Сосредоточились на своих внутренних ощущениях, которые будут вызывать у вас мои слова. Говорите себе вслед за мной: Я представляю, что погружаюсь в приятную тёплую воду и расслабляюсь. Я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены… Теперь моё внимание переходит на ноги…Представляю. Что мышцы ног приятно расслабляются…Тепло от ног поднимается вверх…Расслабляются мышцы бёдер и живота…Чувствую приятное тепло в области солнечного сплетения……Мои живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом…Теперь моё внимание переводится на лицо…Разглаживается лоб, расслабляются мышцы лица…Нижняя челюсть легко отходит вниз. Губы слегка приоткрыты… Мне дышится легко и спокойно…Спокойно и ровно бьётся моё сердце.
Второй этап. Сейчас я вижу зал, в котом я буду выступать. Я отчётливо могу представить сцену, микрофон, слушателей или жюри, перед которым я должна буду петь. Я спокойна, собрана и сосредоточена... Уверенно и радостно начинаю. Мне нравиться петь. Каждый звук я издаю с огромным удовольствием. У меня всё отлично звучит, у меня прекрасная вокальная техника…Я исполняю всё, что я задумала…Я пою так же хорошо, как и в студии… Я могу хорошо петь…Я знаю, что я сделаю всё, что я задумала… Все мои действия я чётко вижу и выполняю…Я вся отдалась моему вдохновенному пению… Какое это наслаждение – красиво и хорошо петь… Я могу быстро перестроиться с исполнения одной песни на следующую… Мне легко и приятное держать весь репертуар в голове… С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне всё больше и больше… Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и за меняю его радостным ожиданием выступления…
По окончании сеанса студенты обмениваются своими ощущениями и впечатлениями, которые у них возникли.
Пение перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда песня уже готова, она исполняется на сцене с представлением, что поёшь перед очень взыскательным жюри или слушательской аудиторией. Песня может быть записана на магнитофон. На прослушивание можно пригласить совершенно незнакомых людей. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться и не показывать всем своим видом ошибку, а идти дальше, как на концерте.
Этот приём помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются с ситуации, когда волнение усиливается. Повторные реппитиции на сцене с применением этого приёма уменьшают влияние волнения на исполнение.
Впевание. В этом приёме психологической подготовки вокалист постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая пением в кругу друзей. Пропевание песни надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное - лёгким, а лёгкое – приятным.
Ролевая подготовка. Смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных качеств, входит в образ хорошо ему известного популярного вокалиста и начинает петь как бы в образе другого человека. В психотерапии этот приём называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Волшебная сила воображения, магическое «если бы» давно известно людям. В экспериментах отечественного психолога А.В.Запорожца проверялось действие воображения на игры детей. В одном эксперименте их просили поиграть в зайчиков, которые перепрыгивают через ручей. Во втором эксперименте детей просили вообразить, что они - спортсмены-прыгуны, и им надо прыгнуть в длину как можно дальше. Во втором случае результаты оказались намного выше, чем в первом.
Известный отечественный врач-психотерапевт В.А.Райков, внушая своим пациентам образы великих людей - художников, исполнителей, шахматистов - добивается того, что в состоянии внушения определённого образа талантливого человека у испытуемых повышается уровень творческого потенциала.
Смысл ролевой подготовки заключается в том, что певец, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не боится. Молодому исполнителю можно посоветовать представить себе уверенного и смелого певца, на которого ему хотелось бы быть похожим. Далее надо с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ, выполняя для этого соответствующую систему действий. Надо скопировать манеру этого человека держаться на сцене, петь. При этом внутри неминуемо будет рождаться новое психическое состояние, в котором будут преобладать настроение уверенности и мажорного мироощущения. Если робкий и застенчивый вокалист вовремя аутогенного погружения будет достаточно долго и уверенно, а главное - с большим убеждением будет говорить себе : «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и не принуждённые движения, мне нравиться петь при большом стечении публики», «Я пою как А.Б.Пугачёва» ( Л.Долина, Хьюстон, В.Леонтьев и т.д.), «Я получаю огромное наслаждение от своего пения», то он, наверняка, в значительной мере избавится от гнетущего чувства уязвимости во время публичного выступления.
Способность через целенаправленное самовнушение к максимально полному и глубокому принятию новой «роли» является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки. Известны и такие случаи, когда совершенно здоровые люди, перестраивая своё воображение на роль человека, который должен умереть, действительно через какой-то промежуток времени умирали, следуя предписанному сценарию.
Предконцертное самочувствие ученика в значительной мере зависит от психического состояния педагога. Учитель должен уметь вселять бодрость и энтузиазм в сердца своих учеников, т.е. быть для них своеобразным психотерапевтом. Нет ничего более нелепого и более психотравмирующего для ученика, нежели вид собственного наставника, волнующегося до дрожи и в то же время призывающему к спокойствию и уверенности в своих силах.
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния.
Складывается из ощущений эмоционального подъёма, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Такого состояния легче добиться исполнителям экстравертного плана, по сравнению с интровертами, но и у последних, эмоциональное состояние может быть оптимизировано. Одним из важнейших показателей оптимального эмоционального состояния перед выступлением на сцене, может служить частота сердечных сокращений, которую каждый музыкант должен найти у себя во время удачных и неудачных выступлений. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного музыканта оптимальны.
Мыслительный компонент оптимального концертного состояния.
Складывается из ясности и быстроты мышления, способности чётко представлять программу выполняемых игровых движений и воплощаемых образов. Перевод программы умственных представлений, содержащихся в сознании, в технический аппарат музыканта осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы - мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет вокалисту перенести всё то, что было сделано в классе с педагогом, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям. Умение сосредотачивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте - такой же компонент оптимального концертного состояния, как и поддержание физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам.
Оптимальному концертному состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апатия.
В первом случае, нарастающее волнение перестаёт уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Сильное волнение проявляется в напряжённых и лихорадочных движениях, треморе голоса, в лишней жестикуляции. Движения становятся напряжёнными, плечи - слегка приподнятыми, дыхание - учащённым и поверхностным. Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм входит в состояние апатии - полного безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация, речь замедляется, становится тихой, маловыразительной, с длинными паузами. Музыкант испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате долгого ожидания очерёдности выступления не только у музыкантов, но и у начинающих спортсменов, актёров, артистов цирка.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации и человек научается справляться с волнением. Если перерывы между выступлениями растягиваются, достигая 2 - 3 месяцев, то адаптации не происходит.
В зависимости от силы нервной системы каждый вокалист в пределах своего собственного темперамента будет тяготеть к соответствующей манере поведения перед выходом на сцену. У сангвиника, нервные процессы которого характеризуются сильными, подвижными и уравновешенными процессами возбуждения и торможения, предконцертное состояние будет переживаться как оптимальное, т.е. как «боевое возбуждение». У холерика, у которого процессы возбуждения сильнее процессов торможения, момент перед выходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Меланхолики и флегматики с их преобладанием тормозных процессов над процессами возбуждения будут тяготеть к состоянию апатии.
Одной из драм, которая развёртывается на концертно-исполнительской сцене, является то, что те из вокалистов, которые обладают более тонкой организованной нервной системой и отличаются впечатлительностью и ранимостью, а следовательно, и одухотворённостью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного исполнения. Людей, принадлежащих к так называемому «слабому» типу высшей нервной деятельности, наш выдающийся русский физиолог И.П.Павлов прямо называл «художественным» типом, т.е. особо предрасположенным к определённому виду деятельности. Однако этот тип оказывается наиболее уязвим в атмосфере концерта. Разницу в поведении музыкантов, обладающих разным складом нервной системы, можно видеть из следующего наблюдения Г.Когана: «Есть два типа артистов. Одни, чтобы раскрыться по-настоящему, в полную меру, нуждаются в изначальном расположении, благожелательности, отзывчивости, одобрении публики; без этого они ссыхаются, вянут, как цветы без поливки : играют скованно, сухо, порой так плохо, что могут показаться чуть ли не бездарными. Таковы были Шопен, Скрябин, Софроницкий. Другим такая тепличная атмосфера отнюдь не нужна; недоверие, недружелюбие, даже враждебность аудитории их не только не пугают, но скорее электризуют, подстёгивают, вдохновляют, в подобной обстановке они даже особенно расцветают, бросаются в бой - и побеждают. Таковы были Лист, Шаляпин». Это наблюдение вполне можно отнести и к вокалистам.
Как бы ни были велики психологические сложности публичного выступления, они могут быть с успехом устранены, если молодой исполнитель будет владеть соответствующими приёмами и способами их преодоления.
Как правило, удачным выступлениям сопутствуют приподнятое настроение, желание петь хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие. Неудачным выступлениям, как показывают наблюдения над студентами студии «Монитор», предшествуют общее утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и отдыха, плохая физическая подготовка, пониженное настроение из-за отсутствия понимания в семье или конфликт с педагогом.
Каждый исполнитель по-разному описывает своё наилучшее концертное состояние, находя для этого свои какие-то определения возникающих в тот момент ощущений. Проанализировав и запомнив ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, студент может затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями. Для этого используется психорегулирующая тренировка, проводимая на фоне изменённого сознания.
Для самоотчёта перед выступлением можно ответить на следующие вопросы:
1. Что чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?
2. Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя оптимальное концертное состояние?
3. С помощью каких приёмов вы этого достигаете?
4. Кто из других людей помогает вам достичь ОКС?
5. Как часто удаётся вам выступать в оптимальном концертном состоянии?
6. За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление ОКС?
7. Является ваше ОКС устойчивым? Отчего это зависит?
8.Возможно, что наилучшее ОКС вы испытали не на эстраде, а исполняя свой репертуар в студии или на генеральной репетиции в зале перед своими соучениками?
9. Если вы редко испытываете ОКС или не испытываете его вовсе, помечтайте, каким бы это состояние могло бы быть.
Ответы учащихся специальных музыкальных учебных заведений на данную анкету и сравнение её результатов с успеваемостью по специальности показывают, что оптимальное концертное состояние чаще всего проявляется у тех студентов, которые обладают музыкально-исполнительской одаренностью. В основу этого показателя входят такие способности, как:
- умение эмоционально воспринимать и переживать музыкальное произведение;
- воспроизведение замысла в условиях публичного выступления;
- умение управлять своими эмоциями.
Публичное выступление связано с ситуацией оценки выступающего со стороны других людей, которые могут повысить или понизить его самооценку. Это вызывает рост психической напряжённости, которая сначала повышает, а затем снижает устойчивость проявления выработанных психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления двигательных реакций. В условиях психической напряжённости человеку не всегда удаётся контролировать свои действия управляющей силой воли. Но у музыкантов, обладающих исполнительской одарённостью, как это было, например, у Листа и Паганини, состояние эстрадного волнения вызывает особый подъём духа, помогающий им в выступлении.
Способность находиться в оптимальном состоянии тесно связано с такими характеристиками личности, как отсутствие чувства тревоги и беспокойства, сковывающей застенчивости. Самое же главное здесь - горячее желание выступать перед слушателями и общаться с ними посредством музыки. У тех, кто не обладает исполнительскими способностями, публичное выступление нередко страдает различными недостатками.
Чаще всего это бывает у музыкантов, у которых:
- отсутствуют навыки психической мобилизации на исполнение;
- не сформирована потребность в выступлении перед слушателями;
- отмечается высокая личностная тревожность и как следствие этого - снижение эмоциональной устойчивости;
- не осознаны цели дополнительного образования (обучение вокалу);
- исполняемая песня недостаточно хорошо выучена;
- сформирован рефлекс на обязательное волнение перед выступлением и его отрицательное влияние на исполнение;
- внутренняя установка направлена не столько на исполнение песни в нужном образе, сколько на самооценку собственной личности.
Интровертированным исполнителям по сравнению с исполнителями-экстравертами приходится прилагать, по-видимому, большее количество волевых усилий для того, чтобы достичь приемлемых результатов. Им в большей мере присуще качество личности, именуемое застенчивостью, общей характеристикой которого является ощущение страха и беспокойства в присутствии других людей, которые оценивают действия человека, склонного к переживанию этого состояния.
Заключение.
Успехи музыканта (вокалиста), его достижения оказываются обусловленными не только его природными способностями и наличием хороших учителей, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели. Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка и самообладание, смелость и решительность - эти черты волевого поведения являются основой в деятельности любого музыканта. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляются желательными, составляют суть волевого поведения. Обладание этим умением связано с работой воображения и способностью представлять последствия своих действий в отдельной жизненной перспективе.
В наибольшей мере навыков волевого поведения требует деятельность в экстремальной ситуации. В деятельности вокалиста такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления на концерте или конкурсном соревновании. Для успеха в подобных ситуациях исполнителю необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента - физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. Особое значение в предконцертной подготовке необходимо уделять функции внимания, которое должно быть одновременно и очень устойчивым, и гибким, и объёмным.
Методы овладения оптимальным концертным состоянием включают в себя аутогенное погружение, вживание в образ в успешно действующего исполнителя, объективно-центрированный подход к исполнению произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности.
(Методика обработки результатов приводится в конце теста.)
За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:
1 - так не бывает; 2 - пожалуй, неверно; 3 - может быть; 4 - наверное; 5 - уверен, что да.
Целеустремлённость.
- Умение ставить ясные цели и задачи:
а - имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперёд;
б - совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;
в - ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, мероприятия.
2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:
а - выполняю планы отдельных домашних заданий;
б - выполняю планы выступлений на мероприятиях, концертах;
в - оцениваю проведённые занятия, пройденные концерты, мероприятия; корректирую намеченные планы.
3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:
а - ради достижения цели соблюдаю строгий режим;
б - цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;
в - я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процессов своих музыкальных занятий.
Настойчивость и упорство.
4. Умение длительно добиваться намеченной цели:
а - я занимаюсь вокалом регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведённых на занятиях;
б - кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать вокально-технические моменты в произведении;
в - упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего вокального мастерства.
5. Умение превозмогать негативные настроения:
а - при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;
б - находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;
в - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.
6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:
а - неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели - спеть его хорошо;
б - в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;
в - исполнив на концерте неудачно одну песню, я не падаю духом и стараюсь петь хорошо другие песни.
Решительность и смелость.
7. Умение своевременно принимать ответственные решения:
а - я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;
б - я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;
в - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом.
8. Умение подавлять чувство страха:
а - в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу спеть песню на конкурсе ярче, выразительнее);
б - в условиях ответственного выступления ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;
в - в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить в концерте дополнительно ещё одну песню вместо заболевшего солиста).
9. Умение безотказно выполнять принятые решения:
а - после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;
б - начав исполнять сложную песню, продолжаю это делать и допеваю её до конца, даже если при этом допускаю ошибки;
в - неудачи при исполнении сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.
Выдержка и самообладание.
10. Умение сохранять ясность мысли:
а - исполняя песню на концерте или на конкурсе, могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку;
б - не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок во время публичных выступлений;
в - в напряжённой обстановке концерта я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.
11. Умение владеть своими чувствами:
а - я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;
б - я легко могу снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);
в - в случае удачного исполнения репертуара в классе или на сцене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.
12. Умение управлять своими действиями:
а - я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при появлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;
б - несмотря на мои неудачи в классе, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;
в - в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).
Самостоятельность и инициативность.
13.Умение проявлять независимость в решениях и действиях:
а - я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;
б - я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (слушаю необходимую музыку, выполняю необходимые задания);
в - после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.
14. Умение проявлять личный почин и новаторство:
а - я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведений;
б - я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;
в - мне нравиться искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.
15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:
а - я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и мероприятий (перенос во времени и в помещении);
б - при пении в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;
в - я могу быстро перестроиться в исполнении произведения в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).
Задание выполняется поодиночке или вдвоём, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36 - 45 баллов - высокий уровень; 26 - 35 - средний; 15 - 25 - низкий. Обобщение результатов производиться по схеме:
Волевые качества | Волевые умения | Оценки признаков волевых умений | |||
а | б | в | общая | ||
Целеустремлённость | Ставить ясные цели и задачи. | 3 | 5 | 4 | 12 |
Планомерно осуществлять деятельность. | 4 | 3 | 2 | 9 | |
Подчинять себя достижению поставленной цели. | 5 | 5 | 5 | 15 | |
Всего: | 36 |
И т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Селиванов В.И. Понятие воли в психологии: Материалы Второй межвузовской научной конференции по проблеме психологии воли, 1967.
- Климов Е.А. Общая психология. - М., 1999.
- Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976
- Узнадзе Д.Н. Мотивация - период, предшествующий волевому акту.- М., 1982.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. - М., 1977.
- Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М.,1985.
- Бочкарёв Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. № 4.
- Петрушин В.И. Артистизм - это и тренировка: О психологической подготовке музыкантов к выступлению // Сов. Музыка. 1971. № 12.
- Цыпин Г.М. психология музыкальной деятельности. - М., 1994.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология, - М.: Владос, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»
Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....
Методический доклад на тему: Комплексная подготовка к публичному выступлению и коррекция эстрадного волнения у начинающего музыканта
В этом проекте я хочу поделиться с Вами своим опытом в решении такой важной педагогической задачи, как подготовка учащегося к публичному выступлению. Участие в концертах – важная составляющая обучения...
Мастер-класс "Подготовка к публичному выступлению"
Как учитель русского языка и литературы и как классный руководитель я часто готовлю детей к различного рода выступлениям: доклады на конференциях, выступления на творческих конкурсах («Души прек...
РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛУБ РОЛЕВОГО ФЕХТОВАНИЯ»
Статья в сборнике городской научно-практической конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ: опыт, возможности, перспективы"...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....
Статья на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности современных студентов "
статья...
3.2 Мониторинг волевых качеств личности
Мониторинг волевых качеств личности...