Программа по ДОУ "Вокальный ансамбль"
рабочая программа по музыке на тему
Программа для вокального ансамбля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dou_samsonovoy_2014.doc | 102 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Утверждено педагогическим советом БУ «Нижневартовский социально - гуманитарный колледж» протокол № 4 от 2014 года | Утверждаю Директор БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» _____________ Н.П.Коробова приказом № - от 2014 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование программы | Вокальный ансамбль |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы1 | художественно-эстетическая |
Форма обучения | очная |
Категория обучающихся2 | студенты 1-4 курсов |
Требования к уровню образования обучающихся | любые лица без предъявления требований к уровню образования |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 68 ч. |
Количество часов в неделю | 2 ч. |
После освоения образовательной программы обучающемуся выдается |
г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Вокальный ансамбль» имеет художественно-эстетическую направленность, т.е. направлена на формирование музыкального вкуса и вокальных навыков у студентов на основе полученных знаний в области эстрадной музыки через знакомство с творчеством лучших популярных отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, через исполнение лучших образцов народной и эстрадной вокальной музыки, а так же вокальной исполнительской культуры и культуры общения в ансамбле.
По своему функциональному предназначению – эта программа является общекультурной, учебно-познавательной, досуговой; по форме организации - групповой, общедоступной, студийной; по времени реализации - годичной.
Автор программы:
Данная программа разработана Самсоновой Еленой Ивановной, педагогом дополнительного образования высшей категории.
Актуальность программы обусловлена социокультурной потребностью общества в решении проблем сохранения и развития лучших традиций отечественной культуры, повышения уровня художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, рациональной организации досуга.
Педагогическая целесообразность программы:
В настоящее время главной задачей музыкального воспитания нужно считать не столько обучение музыки, сколько воздействие через музыку на нравственность учащихся. Музыка формирует мышление, развивает воображение, впечатлительность и, в конечном счете, влияет на нравственность. Музыкальная культура учащихся формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Наиболее эффективной формой музыкальной работы с ребятами является концертная деятельность, которая оказывает эмоционально-образное воздействие на студентов, играет воспитательную роль, способствует активному самовыражению личности. Программа не ставит своей задачей воспитать профессиональных певцов, однако дает возможность раскрыть и на хорошем уровне развить музыкальные и творческие способности учащихся.
Цель курса:
- Прививать любовь к музыке, ансамблевому пению через исполнительскую деятельность.
- Воспитание сценической культуры.
- Формирование и развитие музыкально-эстетического вкуса у студентов.
Задачи курса:
- Воспитание навыков ансамблевого пения.
- Психологическая адаптация к коллективу.
- Формирование ценностного отношения к эстрадному
исполнительству как виду певческой деятельности;
- Формирование умений и навыков эстрадного исполнения;
- Расширение активно используемого певческого репертуара.
- Участие в концертной деятельности.
В результате освоения курса слушатель должен:
знать:
- о жанрах и особенностях исполнения вокальной музыки
- иметь понятие о тембровом качестве звучания голосов
- элементарные понятия вокальной технике
- психологические особенности работы в коллективе
уметь:
- пользоваться вокально-техническими приемами
- уметь пользоваться правильным певческим дыханием
- держаться на сцене, владея исполнительской культуры
- петь в ансамбле, держать свою партию
- проявлять творческую самостоятельность
- в результате освоения курса для студентов создается форма творческого общения, при которой формируется процесс активной музыкальной деятельности.
Возраст и количество слушателей:
Возраст для успешной реализации программы – от 14 лет, максимальный возраст – не ограничен. Количество участников в ансамбле - от 3 до 10 человек.
Сроки реализации программы:
1 учебный год, 68 часов.
1.4. Используемые образовательные технологии.
- информационно-коммуникационные технологии;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- технологии коллективных творческих дел.
1.5. Распределение часов:
Всего | Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа |
68 часов | 4часов | 64часов |
1.6. Форма обучения.
Курс вокального эстрадного ансамбля реализуется в форме групповых
занятий.
Аттестация по итогам освоения программы:
не предусмотрена.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план программы
Раздел, тема | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу слушателей и трудоемкость (в часах) | ||
Теоретическое обучение | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Теоретические сведения об особенностях вокальной деятельности | |||
Тема 1.1 Беседа о природе певческого голоса, акустике; Об особенностях жанров вокальной музыки и ее исполнения | 2часа | ||
Тема 1.2 Выбор репертуара, эскизный показ, разбор выбранных произведений | 2часа | ||
Раздел 2. Вокально-технические навыки | |||
Тема 2.1 Вокально-технические упражнения. Речевые и дыхательные упражнения. Работа над вокально- техническими приемами. | 10 часов | ||
2.2 Работа над артикуляцией, дикционным ансамблем. | 6часов | ||
2.3 Работа над ритмическим ансамблем. | 6часов | ||
2.45Работа над динамическим ансамблем. | 6часов | ||
2.5 Работа над строем. | 6часов | ||
2.6 Работа над художественно-исполнительскими приемами и навыками раскрытия идейно-художественного. | 14часов | ||
2.7 Реализация творческого потенциала. | 8часов | ||
2.8 Закрепление полученных навыков. | 8часов | ||
Итого | 4часов | 64часов | 68 |
2.2. Содержание курса.
Курс дисциплины «Вокальный ансамбль» рассчитан на 68 часов.
Раздел 1.
1.1 На первом этапе обучения необходимо объяснить устройство и принцип работы голосового аппарата, основы профессионального владения им. Познакомить учащихся с голосовым режимом, с вопросами ухода за голосовым аппаратом и условиями правильного питания.
- Подбор репертуара, знакомство с произведениями посредством прослушивания аудиозаписи или просмотра видеоматериала. Разбор музыкального и литературного текста.
Раздел 2.
2.1 Обучение смешанному типу дыхания. Упражнение на штрих «стаккато» для активизации диафрагмы. Упражнение на штрих «легато» для развития плавного дыхания, проточного выдоха. Работа над правильной осанкой. Мышечные упражнения для снятия зажимов (двигательная активность). Развитие резонаторных ощущений (головные и грудные), грудной и головной механизмы в работе связок, первичность гортани и вторичность резонаторов. Формирование правильной вокальной позиции, нахождение места звучания, раскрытие глотки. Обучение навыкам пения многоголосия, сценической культуры.
2.2 Артикуляция внутренняя - мышцы глотки, мягкое нёбо, корень языка. Формирование вокальных гласных, высокая и низкая певческие форманты. Артикуляция внешняя - губы, нижняя челюсть, кончик языка. Формирования согласных и их воздействия на дыхание. Формирование речевых гласных. Упражнения для развития дикции, скороговорки.
2.3 Развитие чувства ритма: работа над ритмическими фразировками и в целом над ритмическим ансамблем.
2.4 Упражнение на крещендо и диминуэндо. Работа над звуковыми оттенками, филировка звука (изменение громкости без изменения качества), пение на Piano.
2.5 Работа над строем: одноголосные упражнения, работа над двух и трёхголосием.
2.6 обращение к знаниям и умениям студентов, полученных на уроках предметов гуманитарного цикла - русского языка и литературы: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении, формировать начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности. Работа над характером звука, фразировками, над динамическим развитием произведений.
2.7 Реализация творческого потенциала коллектива в концертной деятельности. Участие в различных мероприятиях колледжа, в городских концертах, конкурсах и фестивалях.
2.8 В концертных выступлениях вокальный коллектив должен продемонстрировать не только владение вокально-техническими навыками, основами пластики и актерского мастерства, но и установить контакт с аудиторией, осмысленно донести исполняемые произведения до слушателя.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение курса:
Реализация программы курсов требует наличия учебного кабинета; музыкальный зал, хореографический зал, студию звукозаписи.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- фортепиано;
- фонохрестоматия;
- видеохрестоматия.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- микрофоны и вокально-усилительная аппаратура.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
а) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
б) наглядные средства обучения: видеоуроки Каратеевой С.В., Бархатовой И.Б. – педагогов высших учебных заведений городов Москва, Тюмень.
3.3. Информационное обеспечение.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика вокального образования в общеобразовательной школе. – М., 1983.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968.
- Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М.: Музыка,1965
- Луканин В.М. Обучение и воспитание молодого певца. Л.: Музыка, 1977.
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., 2002.
Дополнительные источники:
- Абдулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. – Липецк, 1996.
- Варламов А.Е. Школа пения. – М.: Музыка, 2008.
- Егоров А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы. – М.: Музыка, 1972.
- Козлянинова И. Дикция. – М.: ВТО, 1977.
- Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. – Л.: ЛГИК, 1972.
- Кох И. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1970.
- Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. – М.: ВТО, 1979.
- Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. – М.: Просвещение, 1967.
- Муругова Г. Н. Вопросы хороведения. – Тамбов, 2000.
- Петрова А. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1981.
- Савкова З. Как сделать голос сценическим. – М.: Искусство, 1988.
- Станиславский К. Работа актера над собой. Собр. соч. Т.3. – М.: Искусство, 2008.
Интернет ресурсы:
- http://www.youtube.com/watch?v=ovCLBARNTm4
- http://notes.tarakanov.net
- http://www.youtube.com/watch?v=UQFBMqeMK6A&list=RDUQFBMqeMK6A#t=320
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК
- Хренников Т. «Московские окна».
- Бабаджанян А. «Не спеши».
- Бабаджанян А. «Ноктюрн».
- Дунаевский И. «Лунный вальс».
- Милютин Ю. «Лирическая песенка».
- Цфасман А. «Неудачное свидание».
- Из репертуара «АВВА» «Happy New Year!» - «С Новым годом!»
- Артемьев Э. «Если верить снам»;
«Звездный час».
- Минков М. «Утренний свет»;
«Если звезды молчат»;
«Старый рояль».
- Дунаевский М. «Городские цветы»;
«Листья жгут»;
«Льдинка».
- Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая»;
«Матушка, что во поле пыльно»;
«Лужок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по хоровому ансамблю
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ...
Рабочая программа по фортепианному ансамблю
Рабочая программа по фортепианному ансамблю расчинана на 7 лет...
Образовательная программа "Вокально-инструментальный ансамбль"
Рабочая программа педагога дополнительного образования в детском доме "Вокально-инструментальный ансамбль"...
программа кружка "Вокальный ансамбль"
Программа "Вокальный ансамбль" предназначена для работы в кружках художественно - эстетической направленности. Разработана на 5 лет, возраст детей 7-16. Содержит пояснительную записку, учебно - темати...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)
Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...
Образовательная программа "Инструментальный (шумовой) ансамбль
Учитывая запросы и потребности детей и родителей в последние годы, принимая во внимание важность инклюзивных форм обучения, мною была разработана доступная программа для младшего и среднего школ...
Программа учебного предмета "Ансамбль (фортепиано)" 1-3 класс
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музык...