"Оркестр русских народных инструментов"
план-конспект урока по музыке на тему

Фролова Галина Владимировна

Презентация и конспект урока для 4 класса "Оркестр русских народных инструментов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока в 4 классе:  «Оркестр народных инструментов»

Тип урока: «Урок изучения новой темы».

Цель урока: 

1.Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества.

2.Знакомство с понятием «оркестр», «русский народный оркестр»,  с      русскими народными музыкальными инструментами (свистулька, жалейка,  балалайка, домра, баян, свирель, рожок, гусли, гармошка, трещотки, деревянные ложки), их тембровой окраской.

Задачи:

Обучающие

1. Формирование знаний о русском народном оркестре.

2. Знакомство с русскими народными инструментами .Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.

3. Обучать навыкам исполнения музыки используя музыкальные инструменты

 (деревянные ложки,трещотки, бубен ) .

3.Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.

Развивающие:

1.Развить интерес к музыке через творческое самовыражение

2.Развить наглядно- образное мышление;

3.Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.


Воспитательные

1. Воспитать  эмоциональную отзывчивость, любовь к народному искусству

 
2.Приобщение учащихся к национальной культуре и истории своего народа;

3. Нравственное воспитание уч-ся, развитие патриотических
чувств.

Оборудование: русские народные инструменты, компьютер

мультимедиа

Музыкальный репертуар: русские народные наигрыши и мелодии, русская народная песня «Во кузнице».

Тип урока : комбинированный


План урока

1. Организационный момент.

2. Теоретическая часть (презентация о русском народном оркестре).

3. Практическая часть (игра на ударных русских народных инструментах, создание импровизированного оркестра, вокально – хоровая работа над русской народной песней «Во кузнице»)

4. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание.


Ход урока:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Ученики: Здравствуйте!


Учитель: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

Ученики: Да!

Учитель: И начать хотелось с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь.

Бубен есть,трещотка, дудка,

Балалайка,гусли, домра,

Есть баян и вот гармошка,

Даже расписные ложки,

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест,

Отгадать ребята, нужно,

Что же это…. (ОРКЕСТР)  (слайд 2)

И так о чем же сегодня пойдет речь???

Ученики: Оркестр

Учитель: Правильно – оркестр.

Ребята а что же такое оркестр?

 Ученики: (ответы детей) ОРКЕСТР  (когда играет много инструментов).

Учитель: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? ( об оркестре нар. инструментах)

А что же такое оркестр нар. инструментов?

Ученики: (ответы детей) это оркестр, включающий в свой состав только русские народные инструменты.

Учитель: Оркестр возник из маленького ансамбля - "Кружка любителей игры на балалайках"
20 марта 1888 г. вошло в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как День рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. (слайд 3)

Первый подобный коллектив был создан в 1888г. В Санкт – Петербурге балалаечником В.В, Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и зарубежом получил название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры рус. нар. инстр. Получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. (Слайд 4, 5,6 )

 

  И у нас в Брянске есть свой оркестр народных инструментов – называется Брянский городской оркестр народных инструментов (Слайд 7)

художественным руководителем и главным дирижером, которого является – Заслуженный работник культуры РФ – Осипов Владимир Леонидович (Слайд 8)

Репертуар рус. нар. оркестров включает обычно обработки рус.нар. песен и переложения сочинений.

А сейчас попробуем вспомнить какие же русские народные инструменты существуют.

А помогут вам в этом мои загадки:

  1. Ой,звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего то 3 струны

Ей для музыки нужны

Кто такая? Отгадайка

Это наша …. (БАЛАЛАЙКА) (Слайд 10)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была самым распространенным нар.инструментом. Под нее плясали, пели песни.

БАЛАЛАЙКА  - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство и большие и маленькие . ( слушание)

Играет,а  не гитара.

Деревянная, а не скрипка

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка  (ДОМРА) (Слайд 11)

ДОМРА – струнный щипковый инструмент,с овальным корпусом, с длинным грифом и 3-4 струнами. Звук извлекается с помощью медиатора (спец.маленькая пластиночка, похожая на листок). Этот инструмент – основа народного оркестра. (слушание)

«Сам Садко на них играл и душевно напевал,

  Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун»  (ГУСЛИ) (Слайд 12)

ГУСЛИ – Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Что из себя представляет инструмент? Доска, похожая на крыло, с натянутыми на нее струнами (от 5 до 12) Их клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» - гудеть.( слушание)

Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется…… (СВИРЕЛЬ) (Слайд 13)

Свирель – деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв, и имеются игровые отверстия. На ней играют преимущественно соло. Изготовляется из дерева с мягкой древесины – орешника, клена или черемухи.(слушание)

Вышел в поле постушок, заиграл его…..(РОЖОК) (Слайд 14)

Рожок изготовляется из березы, клена или можжевельника. Звук рожка довольно мягкий, но сильный. (слушание)

В деревнях она живет, очень жалобно поет (ЖАЛЕЙКА) (Слайд 15)

Жалейка – народный духовой инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором.

Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят. (ЛОЖКИ) (Слайд 16)

Ложки – самый простой, самый распространенный инструмент русского народа. (слушание)

ТРЕЩОТКИ -  представляют собой деревянные пластинки, которые при встряхивании удараются друг о друга и издают трескучие звуки. (Слайд 17)

Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко беьм,

С ним сейчас играть мы будем

Дайте в руки звонкий…. (БУБЕН) (Слайд 18)

БУБЕН – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной, иногда в прорези вставляются бряцающие металлические пластинки. Упоминание о инструменте в 10 в. , использ.в ратном деле,а позднее бубном широко пользовались скоморохи.

Росписная невеличка

То он утушка, то птичка

В детстве сколько вы хотели

В этот инструмент свистели ( СВИСТУЛЬКА) (Слайд 19)

Свистулька – древнейший рус.нар.инстр. обычно изготовляется в виде небольшой, яркой птички и обожженной и покрашенной глины, а также изг. Из дерева.

 «В руки ты ее возьмешь,

То растянешь,то сожмешь!

Звонкая, нарядная

Русская двухрядная

Заиграет только тронь,

Как зовут ее…. (ГАРМОНЬ) (Слайд 20)

Это очень интересный музык. Инструмент. Он не струнный и не ударный и не духовой. Он клавишно – пневматический. Клавишный – потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки и раздается звук. Правой рукой  музыкант играет мелодию,а  левой аккомпанирует. По бокам у гармони клавиатура с кнопками. А между ними – камера, в который закачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки и она звучит.

У гармони есть брат – БАЯН.

Он руками машет плавно

Слышит каждый инструмент

Он в оркестре самый главный

Он в оркестре – президент. ( ДИРИЖЕР) (Слайд 21)

Закрепление материала ( «Правильный оркестр») – Слайд 22,23,24

Физкультминутка (3 мин.) – «беззвучный оркестр» (говорю ребятам народный инструмент, а они показывают как на нем правильно играть).

Вокально – хоровая работа над песней «Во кузнице» (Слайд 25)

Пение песни «Во кузнице» с импровизированным детским оркестром (бубен, ложки, трещотки).

Подведение итогов, выставление оценок.

«Искусство – объединяет, а в «единении сила», и чем больше,

   чем шире будет распространяться  музыка по земле родной, тем  лучше».

           

            В. В. Андреев – создатель      

            первого русского

            народного оркестра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по музыке во 2 классе по теме:"Симфонический оркестр. Оркестр русских народных инструментов".

Данный тест по музыке во 2 классе предназначен для проверки уровня усвоения материала о симфоническом оркестре, и оркестре русских народных инструментов....

Презентация "Оркестр русских народных инструментов В.В. Андреева"

Презентация для урока "Оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева"...

«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»

В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования  исполнительской культуры школьников....

Программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов"

Рабочая программа дополнительного образования "Оркестр русских народных инструментов". Рассчитана на взраст 7-15 лет. Срок реализации 5 лет...

Музыкальный лекторий «Оркестр русских народных инструментов»

Цель: популиризация русских народных инструментов и формирование интереса к их изучению...

«Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов».

Учебно воспитательная работа – это составная часть и направленное условие деятельности любого самодеятельного коллектива. От ее качества зависит исполнительский уровень, стабильность персп...