«Моя Россия в вокальной музыке»
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: «Музыка»
Класс:5
Тема урока: «Моя Россия в вокальной музыке». «Россия, Россия, нет слова красивей…»
Тип: открытие новых знаний
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Музыкальный материал: Г.Струве «Моя Россия».,Муз. Евгения Четверткова, сл. Николая Рубцова «Привет, Россия», С.В.Рахманинов «Вокализ», р.н.п. «Ноченька», М. Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины»
План урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
Активизация внимания | Звучит музыкальное произведение Г.В.Свиридов «Пастораль»
| Эмоционально-образный настрой к уроку | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 2 |
Постановка проблемы. Актуализация знаний | Почему мы начали урок с этой музыки? Какую картину изображает музыка? Что вас натолкнуло на эти рассуждения? Почему слушая, одну и ту же музыку у вас возникают разные картины? Прослеживается ли взаимосвязь между вашими высказываниями и рисунками, выполненными вами?
| Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к музыке | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
| 4 |
Введение в тему урока | Исполнением какого музыкального произведения мы можем выразить наше настроение в рисунках? Какие еще вы знаете произведения о России? Что общего между этими произведениями? Давайте подумаем, какой может быть тема нашего урока? Найдите в учебнике высказывание о России, о нашей Родине? Почему сравнивается образ Родины с образом матери?
| Приводить примеры песен из собственного жизненного опыта. Различать характерные признаки вокальной музыки | Познавательные Учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека. | 6 |
Совместное открытие новых знаний
| Можно ли литературный фрагмент озвучить вокальной музыкой? Выберите произведения из перечисленных, и объясните ваше решение, почему? «Привет, Россия» муз. Е. Четверткова, сл. Н. Рубцова, «Вокализ» С.В.Рахманинов, р.н.п. «Ноченька», «Моя Россия» Г.Струве | Анализируют: рассказ звучит как песня. Его можно озвучить. Слушают и анализируют отрывки музыкальных произведений | Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке | 18 |
Определить музыкальный жанр этих произведений?
| Произведения исполняли голосом - вокальный жанр | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
| |
Какими красками вы бы изобразили настроение вокальных произведений и отрывок литературного рассказа? Созвучен ли этому литературному фрагменту и вокальным произведениям живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана? Предлагаю проанализировать картину
| Называют цвета, соответствующие настроению литературному, вокальному и живописи. размышляют, выявляют общее в литературном искусстве и живописи, | Познавательные Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия |
| |
Что мы можем с вами сказать о других вокальных произведениях: Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины», С.В.Рахманинов «Сирень»?
| Коллективная дискуссия: выявление особенностей музыкальных произведений | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания |
| |
Мы с вами говорили о разновидностях вокальной музыке песне и вокализе. В чем отличие вокализа и песни? Какие еще вокальные жанры кроме вокализа и песни мы знаем?
| Дают определение вокализу и другим вокальным жанрам |
|
| |
Каковы отличия вокальной речи от литературной (разговорной)?
| Сопоставляют особенности музыкальной и литературной речи
|
|
| |
Вокально-хоровая работа
| Исполнением, какой песни мы можем выразить наше настроение в рисунках?
| Г Струве «Моя Россия» Коллективно-исполнительская деятельность: разучивание музыкальных примеров с использованием пластического интонирования | Формирование исполнительских навыков | 10 |
Рефлексия | В заключении урока оцените свои ответы, продолжая фразу: Дать самооценку своей работе, продолжая фразы: Сегодня я узнал… Для меня стало новым… Меня удивило… Я с удовольствием… Мне понравилось… Сегодня на уроке мне захотелось…
| Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.
| Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | 5 |
Домашнее задание | Привести примеры вокальных произведений, в которых отражается тема Родины. Подобрать иллюстрации по теме Подобрать литературные произведения по теме
|
|
| 2 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_1.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: «Музыка»
Класс:5
Тема урока: «Моя Россия в вокальной музыке». «Россия, Россия, нет слова красивей…»
Тип: открытие новых знаний
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Музыкальный материал: Г.Струве «Моя Россия».,Муз. Евгения Четверткова, сл. Николая Рубцова «Привет, Россия», С.В.Рахманинов «Вокализ», р.н.п. «Ноченька», М. Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины»
План урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
Активизация внимания | Звучит музыкальное произведение Г.В.Свиридов «Пастораль» | Эмоционально-образный настрой к уроку | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 2 |
Постановка проблемы. Актуализация знаний | Почему мы начали урок с этой музыки? Какую картину изображает музыка? Что вас натолкнуло на эти рассуждения? Почему слушая, одну и ту же музыку у вас возникают разные картины? Прослеживается ли взаимосвязь между вашими высказываниями и рисунками, выполненными вами? | Размышлять, анализировать, высказывать свое отношение к музыке | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. | 4 |
Введение в тему урока | Исполнением какого музыкального произведения мы можем выразить наше настроение в рисунках? Какие еще вы знаете произведения о России? Что общего между этими произведениями? Давайте подумаем, какой может быть тема нашего урока? Найдите в учебнике высказывание о России, о нашей Родине? Почему сравнивается образ Родины с образом матери? | Приводить примеры песен из собственного жизненного опыта. Различать характерные признаки вокальной музыки | Познавательные Учатся распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека. | 6 |
Совместное открытие новых знаний | Можно ли литературный фрагмент озвучить вокальной музыкой? Выберите произведения из перечисленных, и объясните ваше решение, почему? «Привет, Россия» муз. Е. Четверткова, сл. Н. Рубцова, «Вокализ» С.В.Рахманинов, р.н.п. «Ноченька», «Моя Россия» Г.Струве | Анализируют: рассказ звучит как песня. Его можно озвучить. Слушают и анализируют отрывки музыкальных произведений | Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке | 18 |
Определить музыкальный жанр этих произведений? | Произведения исполняли голосом - вокальный жанр | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию | ||
Какими красками вы бы изобразили настроение вокальных произведений и отрывок литературного рассказа? Созвучен ли этому литературному фрагменту и вокальным произведениям живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана? Предлагаю проанализировать картину | Называют цвета, соответствующие настроению литературному, вокальному и живописи. размышляют, выявляют общее в литературном искусстве и живописи, | Познавательные Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия | ||
Что мы можем с вами сказать о других вокальных произведениях: Глинка Хор «Славься», А. Рубинштейн «Горные вершины», С.В.Рахманинов «Сирень»? | Коллективная дискуссия: выявление особенностей музыкальных произведений | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания | ||
Мы с вами говорили о разновидностях вокальной музыке песне и вокализе. В чем отличие вокализа и песни? Какие еще вокальные жанры кроме вокализа и песни мы знаем? | Дают определение вокализу и другим вокальным жанрам | |||
Каковы отличия вокальной речи от литературной (разговорной)? | Сопоставляют особенности музыкальной и литературной речи | |||
Вокально-хоровая работа | Исполнением, какой песни мы можем выразить наше настроение в рисунках? | Г Струве «Моя Россия» Коллективно-исполнительская деятельность: разучивание музыкальных примеров с использованием пластического интонирования | Формирование исполнительских навыков | 10 |
Рефлексия | В заключении урока оцените свои ответы, продолжая фразу: Дать самооценку своей работе, продолжая фразы: Сегодня я узнал… Для меня стало новым… Меня удивило… Я с удовольствием… Мне понравилось… Сегодня на уроке мне захотелось… | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы. | Регулятивные Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | 5 |
Домашнее задание | Привести примеры вокальных произведений, в которых отражается тема Родины. Подобрать иллюстрации по теме Подобрать литературные произведения по теме | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".
Тема урока: «Жанры вокальной музыки» Цель урока: сформировать представление о тесной связи в песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...
Урок музыки в 5 классе по теме: Жанры вокальной музыки.
Урок музыки в 5 классе по программе В.В.Алеева, Т.Н.Кичак. Урок проходит в форме беседы с учащимися и прослушиванием музыкальных фрагментов по теме....
Вокальная музыка. «Россия, Россия, нет слова красивей…»
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню?...
Интегрированный урок ИЗО и музыки Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"
Интегрированный урок ИЗО и музыки 5 класс. Тема: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» "Вокальная музыка"Данный урок позволит закрепить знания учащихся по теме:" Рус...
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"
ТКУ музыки в 5 классе "Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей"...
урок музыки 5 класс по программе Т.И.Науменко, В.В. Алеева Самый значительный жанр вокальной музыки
Музыка на протяжении многих веков развивалась в тесном содружестве с другими искусствами. Важнейшими из них были литература и живопись. Благодаря оперному жанру огромное количество литературных произв...