Конспект урока. "Ария, речитатив и песня в опере". 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
3 четверть тема: «В чём сила музыки?»
Урок №2
Тема: «Ария, речитатив и песня в опере».
Цель: углубление знаний об опере и её особенностях.
Задачи урока:
- Учащиеся должны почувствовать и осознать два важнейших качества, которыми определяется сила воздействия музыки на человека, - её красоту и правду.
- Воспитывать чувство мужества и патриотизма через музыкальные произведения.
- Развивать вокально-хоровые способности, учить петь интонационно выразительно.
Музыкальный материал:
1. «Ария Ивана Сусанина» М.И. Глинка.
2. «Песня Вани» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка.
3. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка.
4. «Баллада о солдате» В. Соловьёв-Седой.
5 Хор девушек «Разгулялися, разливалися». М.И. Глинка.
6. Вступление к 4 действию из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка
7. «Тема воеводы Полкана» из пролога оперы «Золотой петушок» Н.А. Римский-Корсаков.
Наглядность урока:
Портрет М.И. Глинки. Иллюстрации к опере «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Портрет Ф.И. Шаляпина. Таблица арии «И. Сусанина», таблица «Симфонического оркестра». Портрет В. Соловьёва-Седого; Н.А. Римского-Корсакова.
Диск оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
Ход урока:
Вход под «Марш».
Слово учителя: Исполнение: Слушание: Слово учителя: Слово учителя: Слушаем оперу «Иван Сусанин»: Слово учителя: Разучивание песни: Итог урока: Домашнее задание: Выход: | Сегодня на уроке мы продолжаем говорить с вами о том, что два важнейших качества, которыми определяется сила воздействия музыки на человека, - её красота и правдивость. М.И. Глинка положил начало русской классической музыке, открыл тайну русской музыки.
2. Какие виды искусства объединяются в ней?
Для её исполнения необходим большой исполнительский коллектив: хор, оркестр, солисты. Иногда по ходу действия оперы исполняются танцы, то есть опера включает в себя и танцевальное искусство. Спектакль украшают красочные костюмы, декорации, создаётся особое освещение. Таким образом, в оперу проникают элементы изобразительного искусства. Пение вместо разговорной речи – главная из особенностей оперы. Слово пропетое обладает гораздо большей силой эмоционального воздействия на человека, чем слово произнесённое. Хотя оперный спектакль и слушают, и смотрят, принято говорить: «Я слушал оперу» вместо «Я смотрел оперу». Посетитель оперного театра называют не зрителями, а слушателями. Каждый оперный герой долго сосредоточен на одном чувстве, переживании. Это даёт слушателю возможность во всей полноте, глубоко понять его переживания. Для раскрытия основных чувств героя композитор пишет Арию – своеобразный «музыкальный портрет» героя. Ария – своеобразный «музыкальный портрет» и характеристика героя. (Запись учащихся термина в тетрадь). Например, в своей арии И. Сусанин прощается с жизнью, которую олицетворяет заря, называет её «последней». «Горька моя судьба!» - скорбит он. «Ария Ивана Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинка.
Главным средством характеристики оперного героя является ария. Она полно и глубоко передаёт чувства и настроения героя, рисует его музыкальный «портрет». В арии прослеживается долгая сосредоточенность героя на одном чувстве, переживании. Изменение настроения влечёт за собой и изменение характера музыки. Ария характеризует героя с различных сторон, она состоит из трёх частей. Очень часто своеобразным вступлением и заключением к арии является речитатив. Так называется вокальная мелодия полунапевного, полуразговорного характера. Она исполняется солистом с инструментальным сопровождением. Само слово «речитатив» означает «Речевая мелодика». Речитатив гибко передаёт интонации напевной речи героя. Так перед арией И. Сусанина Глинка помещает речитатив «Чуют правду». «Тема веводы Полкана» из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Пример речитатива. В оперном спектакле может присутствовать и песня. Бывает и так, что оперная песня необычайно близка к народной. Бывают случаи, когда в опере звучит и подлинная народная песня. Например: Уж, как по мосту мосточку» в опере «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Строение оперной пести обычно менее сложное, чем арии. Чаще всего композиторы избирают для оперных песен куплетную и куплетно-вариационную музыкальную форму. Куплетная музыкальная форма – это такое построение, при котором разные слова в разных куплетах поются на одну и ту же повторяющуюся мелодию. Куплетно-вариационная форма является разновидностью первой с незначительными её изменениями в мелодии (иногда – только в инструментальном сопровождении).
В какой музыкальной форме написана «Песня Вани»? Что означает слово «речитатив»? Как он передаёт интонацию речи оперного героя? О долге перед Родиной и мужестве советских воинов в годы Великой Отечественной войны В. Соловьёв-Седой написал песню «Баллада о солдате». «Баллада о солдате» В. Соловьёв – Седой. Разучивание 1-4 куплетов. Работа над интонацией, строем, дикцией. Что такое «Баллада»? Баллада – это вокальное (или инструментальное) произведение эпического, фантастического или драматического характера. 1 куплет исполняется в характере сдержанного рассказа – воспоминания; 2 куплет исполнить лирично; 3 куплет – подчеркнуть активность действия, мужественно – героический характер; 4 куплет исполнить энергично, жизнеутверждающе. Можно ли утверждать, что слова пропетые (а не произнесённые) способствуют усилению выражаемых чувств? О чём мы говорили на уроке? Какая музыкальная характеристика оперного героя - ария или песня – является более полной? Что такое речитатив? Речитатив (речь нараспев). прощается с жизнью, с родной землёй. Что такое ария? Ария – сольный музыкальный номер в опере характеризующий героя, дающий его своеобразный музыкальный портрет. Хор – коллектив певцов; жанр хоровой музыки. В чём сила музыки М.И. Глинки? Сила музыки Глинки заключается в жизненной правде. Процитировать слова В. Одоевского: «Заря русской музыки занялась. С оперой Глинки «Иван Сусанин» является новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период, период русской музыки. Такой подвиг есть дело не только таланта, но гения». Жизненная правда неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной правды. Выучить терминологию: речитатив, ария хор, баллада, опера. Под «Марш». | Портрет М.И. Глинки. Таблица арии. Иллюстрации к опере. СД Опера «Иван Сусанин». Портрет В. Соловьёва-Седого. Слова песни. Портрет В. Соловьёва-Седого. Слова песни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
конспект урока "Арены. Бензол" 10 класс
Цели и задачи урока:-дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.-вы...
презентация к уроку "Арены. Бензол" 10 класс
презентация к уроку...
Презентация к уроку "Арены. Бензол"
Презентация сопровождает урок, содержит видеоопыты....
конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)
В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....
Урок "Арены. Бензол." 10 класс
В состав материалов входят:технологическая картаинструкционная карта для учащихсясравнительная таблица углеводородовпрезентация к уроку...
Технологическая карта урока №7 в 6 классе: "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере."
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд в песне и опере....