Урок "Арены. Бензол." 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Коршикова Татьяна Ивановна

В состав материалов входят:

  • технологическая карта
  • инструкционная карта для учащихся
  • сравнительная таблица углеводородов
  • презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc47 КБ
Office presentation icon benzol.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Автор урока, учитель:    Коршикова Т.И.

Предмет:  химия

Класс:  10

Тема: Бензол

Тип урока: освоение новых знаний

УМК: Габриелян О.С.

Цели урока: Расширение знаний об углеводородах на примере строения и свойств бензола

Урок направлен на формирование следующих УУД:

  • Познавательные:

сравнение, анализ, математический расчёт, выдвижение гипотез и их обоснование

  • Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование, коррекция, оценка

  • Коммуникативные:

умение слушать и слышать, оценка действий партнёра

  • Личностные:

адекватно реагировать на трудности, не бояться сделать ошибку

 Задачи урока

1. Вспомнить принцип решения задач на нахождение формул веществ

2. Повторить строение и свойства углеводородов

3. Объяснить строение и свойства бензола

4. Продемонстрировать умения сравнивать вещества по определённым параметрам

5. Объяснять закономерность: строение<->свойства

Этап, время

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Форма работы

Средства сопровождения

I.Мотивация к учебной деятельности

5мин.

Предмет изучения – вещество, выделенное из светильного газа в 1825г М.Фарадеем. Формулу в-ва узнаете, решив задачу.

корректировка

оценку получает ученик, работающий у доски, и трое, быстрее чем у доски решившие задачу(C6H6)

-Решение задачи

 Найти молекулярную формулу вещества, массовые доли углерода и водорода в котором равны соответственно 92,3% и 7,7%, а относительная плотность по воздуху равна 2,69.

К доске идет ученик, работает на обратной стороне доски

Индивид., парная

Слайд 1-2

Инструкционная карта

II.Актуализация знаний

5мин.

Вопросы классу:

классифицируйте вещество (углеводород)

-какой общей формуле соответствует (нет среди известных)

-АРЕНЫ? РЕАКЦИЯ ЗЕЛИНСКОГО?

корректировка

-ответы на вопросы

-определить тему, цель урока

-знаю/не знаю

Фронт

индивид

Слайды 2,3,4

III.Усвоение новых знаний

20мин.

-опрос, корректировка,

оценка (5-всё верно, 4-ошибка в коэффициенте, 3- ошибка в формуле)

-вывод общей формулы (СпН2п-6, арены)

-получение бензола – самостоятельно составить реакции на основе схем,

заменив (где возможно) названия веществ на структурные формулы

А) циклогексан -> бензол

б) гексан -> бензол

в) этин -> бензол

 (3ученика у доски)

-строение установить на основе предыдущего задания (соединение атомов углерода, связи, длина связи, гибридизация)

-физические свойства -запись в тетрадь

-химические свойства – предположить, в какие реакции будет вступать бензол – горение, присоединение(+H2), замещение(+Br2, +HNO3) – 4ученика у доски

-применение - запись в тетрадь

Индивид., парная

Учебник

Инструкционная карта

Слайды 5-8

VI. Рефлексия

2мин.

-опрос

-АРЕНЫ? РЕАКЦИЯ ЗЕЛИНСКОГО?

-знаю/не знаю -

Индивид

V.Закрепление нового материала

7мин.

-опрос, корректировка

сравнение бензола с другими у/в-заполнение сравнительной таблицы, реакции - "+" или  "-"

(обмен таблицами, оценивание работы партнёра)

 -"5"- без ошибок

-"4"- 1 ошибка

-"3" - 2 ошибки

Парная

Инструкционная карта

VI.Домашнее задание

1мин.

-задание

-запись в дневник-п.15, таблица: уравнения реакций горения, условия реакций присоединения и замещения

Инструкционная карта

1.Найти молекулярную формулу вещества, массовые доли углерода и водорода в котором равны соответственно 92,3% и 7,7%, а относительная плотность по воздуху равна 2,69

2. Классифицируйте вещество, какой общей формуле соответствует?

3. Получение

Составьте уравнения реакций по схемам, заменив (где возможно) названия веществ на структурные формулы

А) циклогексан -> бензол

б) гексан -> бензол

в) этин -> бензол

Каким образом расположены атомы углерода в молекуле бензола?

4.Арены

5.Строение бензола

-молекулярная формула, структурные формулы

-связи, гибридизация, длина связи, кратность связи

Параметры сравнения

Бензол      

алканы

алкены

Общая формула

Виды связи, длина

Гибридизация

Горение («+» или «- «)

Присоединение («+» или «- «, условия)

Замещение(«+» или «- «, условия)

Окисление («+» или «- «)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АРЕНЫ. БЕНЗОЛ Коршикова Т.И. учитель ГБОУ СОШ №548

Слайд 2

Цель Расширить знания об углеводородах на примере строения и свойств бензола

Слайд 3

1825г Майкл Фарадей Обнаружил в светильном газе вещество

Слайд 4

Задача Найти молекулярную формулу вещества, массовые доли углерода и водорода в котором равны соответственно 92,3% и 7,7%, а относительная плотность по воздуху равна 2,69.

Слайд 5

Получение бензола Реакция Зелинского

Слайд 8

Арены Ароматические углеводороды циклического строения с общей формулой СпН2п-6

Слайд 9

Строение бензола Август Кекуле Арчибальд Купер

Слайд 10

Строение бензола

Слайд 11

Проблема Связи между атомами углерода в молекуле бензола разные Экспериментально доказано, что связи между атомами углерода в молекуле бензола одинаковые

Слайд 15

Физические свойства бензола Жидкость Без цвета Неприятный запах Не растворим в воде Плотность 0,88г/мл Ядовит Растворитель

Слайд 16

Физические свойства бензола

Слайд 17

Химические свойства горение С6Н6 +7,5О2- > -> 6СО2+3Н2О

Слайд 18

Химические свойства П-связь присоединение замещение

Слайд 20

Химические свойства

Слайд 21

Химические свойства замещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бензол – представитель ароматических углеводородов. Урок-исследование для 10 класса.

Тип урока:урок изучения нового материала. Цели урока: формирование представлений учащихся об электронном строении молекулы бензола; сформировать понятие об ароматичности связи, эффекте сопряжени...

урок химии в 10 классе по теме "Арены. Бензол"

данный урок предназначен для учащихся 10 класса. в ходе урока формируютя знания по теме "Бензол". Рассматриваются строение, способы получения, физические и химические свойства бензола - представителя ...

Бензол (Арены ). 10 класс

Бензол (Арены )К ароматическим углеводородам относят вещества, молекулы которых содержат одно или несколько ароматических колецБензол – открыт в 1825г. М.Фарадеем1865г. Ф. Кекуле предложил струк...

Методическая разработка урока в 10 классе на тему "Арены. Бензол"

Методическая разработка содержит подробный план урока. ...

конспект урока "Арены. Бензол" 10 класс

Цели и задачи урока:-дать понятие об аренах, как об одном из гомологических рядов углеводородов; изучить: способы получения бензола, химические свойства, применение бензола на основе свойств.-вы...

технологическая карта урока химии по теме "Бензол -представитель класса Арены"

Технологическая карта урока химии по теме "Бензол - представитель класса Арены" составлена в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Химия 10 класс, автор О.С.Габриелян...