Программа "История музыки"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Силютина Элина Владимировна

Компилятивная программа для факультатива в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoriya_muzyki.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Компилятивная программа «История музыки» для факультатива в 5 классе.

 Составитель Силютина Э.В.

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, в год - 35 часов.

  Программа  факультатива «История музыки» для 5 класса общеобразовательной школы составлена  на основе программы «Музыкальная литература»  Е.В.Николаевой, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации и дополнена новым разделом «Музыкальные инструменты» и темами «Оперетта», «Мюзикл», «Музыка кино».

  Компилятивная программа соответствует  требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования.

Программа ориентирована на реализацию компенсорной функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

ЦЕЛЬ массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Содержание программы основано на обширном материале, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие          ЗАДАЧИ И НАПРАЛЕНИЯ музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфик музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
  • формирование основ  музыкальной культуры через эмоциональное , активное восприятии

музыки;

  • различать простые и сложные жанры вокальной,  инструментальной, сценической музыки
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,

нравственных и эстетических чувств, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного

мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

       Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.

       Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся.

       Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

№ урока

ТЕМА

Количество часов

В том числе

сроки

коррекция

урок

контрольный тест

35

31

 4

1.

1.

Введение

1

1

2.

2.

 Вокальная музыка

1

1

3.

3.

Народная песня

1

1

4.

4.

Композиторская песня

1

1

5.

5.

Романс

1

1

6.

6.

Хоры

1

1

7.

7.

Оратория и кантата

1

1

8.

8.

Месса и реквием

1

1

9.

9.

Контрольный  тест «Вокальная музыка»

1

-

1

10.

10.

Инструментальная музыка

1

1

11.

11

Струнная группа инструментов

1

1

12.

12.

Клавишные инструменты

1

1

13.

13

Духовые инструменты

1

1

14.

14

Ударные инструменты

1

1

15.

15.

Танцевальный жанр

1

1

16.

16.

Маршевый жанр

1

1

17.

17

Контрольный тест «Музыкальные инструменты»

1

-

1

18.

18

Малые формы инструментальной музыки

1

1

19

19

Импровизационные пьесы

1

1

20

20

Виртуозные пьесы

1

1

21

21

Шуточные пьесы

1

1

22

22

Циклические формы музыки

1

1

23

23

Симфония

1

1

24

24

Концерт

1

1

25

25

Камерная музыка

1

1

26

26

Контрольный тест «Инструментальная музыка»

1

-

1

27

27.

Полифонические формы вокальной музыки

1

1

28

28

Полифонические формы инструментальной музыки

1

1

29

29

Музыкальный театр

1

1

30

30

Опера

1

1

31

31

Оперетта

1

1

32

32.

Балет

1

1

33

33

.

Мюзикл

1

1

34

34

Музыка кино

1

1

35

35

Контрольный тест «Музыкальный театр»

1

-

1

ИТОГО

 35

 31

 4

 Содержание программы

1. Вокальная музыка. Общая характеристика песенного жанра. Сочетание двух видов искусства: музыки и поэзии. Сольное, ансамблевое и хоровое исполнение песен. Богатство народных песенных жанров. Романс – жанр камерной музыки. Лирическая направленность жанра. Богатство и многообразие хоровых жанров. Разновидности музыкальных произведений, предназначенных для хорового исполнения: хоры a cappella и хоры с сопровождением. Различие хоров по составу исполнителей. Оратория и кантата – крупные вокально – симфонические произведения. Месса и реквием – многоголосные хоровые произведения.

2. Инструментальная музыка. Состав симфонического оркестра. Группы музыкальных инструментов. Танцевальная музыка. Народные песни – танцы. Важнейшие особенности танцевальной музыки. Старинные западноевропейские танцы. Характеристика маршевой музыки. Инструментальные пьесы напевного склада. Импровизационное начало пьес. Инструментальные пьесы виртуозного плана. Шуточные пьесы. Циклические формы. Особенности сонат, вариаций, сюит. Симфония – ведущий жанр симфонической музыки. Содержание и строение  концерта. Камерная инструментальная музыка. Трио и квартеты – исполнительский состав.

3. Полифонические формы. Выразительная сущность полифонии. Характеристика подголосочного склада, контрастной и имитационной полифонии. Канон – прием полифонического письма. Инвенция – двухголосная и трехголосная пьеса. Фуга – высшая форма полифонии. Основные разделы: экспозиция, разработка, реприза.

4. Музыкальный театр. Опера как синтетический вид искусства. Разновидности оперных спектаклей. Оперные формы. Оперетта – музыкальная комедия. Разнообразные сюжеты. Мюзиклы – современное искусство. Сочетание нескольких видов искусств. Балет – сложный синтетический жанр. Возможности балета в передачи разнообразного содержания. Структура классического балета. Характеристика танцев. Слияние танцев и пантомимы. Место и значение музыки в кинофильмах. Использование ее в качестве звукового фона. Выразительные возможности образного единства зрительного и музыкального ряда, а также контраста между ними.

              Требования к уровню подготовки учащихся

  Иметь представления о многообразии жанров классической музыки, об особенностях их музыкального языка;

  Определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

  Размышлять о знакомых музыкальных произведениях, высказывая суждения о жанре, форме, исполнителях;

  Совершенствовать опыт художественно – творческой деятельности, совершенствуя умения и навыки самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.

В Данной публикации  говорится о нескончаемом источнике в формировании  процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым  позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу

Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....