Программа "История музыки"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Компилятивная программа для факультатива в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_muzyki.doc | 81.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Компилятивная программа «История музыки» для факультатива в 5 классе.
Составитель Силютина Э.В.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю, в год - 35 часов.
Программа факультатива «История музыки» для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе программы «Музыкальная литература» Е.В.Николаевой, одобренной Министерством образования и науки Российской Федерации и дополнена новым разделом «Музыкальные инструменты» и темами «Оперетта», «Мюзикл», «Музыка кино».
Компилятивная программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования.
Программа ориентирована на реализацию компенсорной функции искусства: восстановление эмоционально – энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
ЦЕЛЬ массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры – наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Содержание программы основано на обширном материале, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие ЗАДАЧИ И НАПРАЛЕНИЯ музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфик музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное , активное восприятии
музыки;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Цели общего музыкального образования осуществляются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | № урока | ТЕМА | Количество часов | В том числе | сроки | коррекция | |
урок | контрольный тест | ||||||
35 | 31 | 4 | |||||
1. | 1. | Введение | 1 | 1 | |||
2. | 2. | Вокальная музыка | 1 | 1 | |||
3. | 3. | Народная песня | 1 | 1 | |||
4. | 4. | Композиторская песня | 1 | 1 | |||
5. | 5. | Романс | 1 | 1 | |||
6. | 6. | Хоры | 1 | 1 | |||
7. | 7. | Оратория и кантата | 1 | 1 | |||
8. | 8. | Месса и реквием | 1 | 1 | |||
9. | 9. | Контрольный тест «Вокальная музыка» | 1 | - | 1 | ||
10. | 10. | Инструментальная музыка | 1 | 1 | |||
11. | 11 | Струнная группа инструментов | 1 | 1 | |||
12. | 12. | Клавишные инструменты | 1 | 1 | |||
13. | 13 | Духовые инструменты | 1 | 1 | |||
14. | 14 | Ударные инструменты | 1 | 1 | |||
15. | 15. | Танцевальный жанр | 1 | 1 | |||
16. | 16. | Маршевый жанр | 1 | 1 | |||
17. | 17 | Контрольный тест «Музыкальные инструменты» | 1 | - | 1 | ||
18. | 18 | Малые формы инструментальной музыки | 1 | 1 | |||
19 | 19 | Импровизационные пьесы | 1 | 1 | |||
20 | 20 | Виртуозные пьесы | 1 | 1 | |||
21 | 21 | Шуточные пьесы | 1 | 1 | |||
22 | 22 | Циклические формы музыки | 1 | 1 | |||
23 | 23 | Симфония | 1 | 1 | |||
24 | 24 | Концерт | 1 | 1 | |||
25 | 25 | Камерная музыка | 1 | 1 | |||
26 | 26 | Контрольный тест «Инструментальная музыка» | 1 | - | 1 | ||
27 | 27. | Полифонические формы вокальной музыки | 1 | 1 | |||
28 | 28 | Полифонические формы инструментальной музыки | 1 | 1 | |||
29 | 29 | Музыкальный театр | 1 | 1 | |||
30 | 30 | Опера | 1 | 1 | |||
31 | 31 | Оперетта | 1 | 1 | |||
32 | 32. | Балет | 1 | 1 | |||
33 | 33 . | Мюзикл | 1 | 1 | |||
34 | 34 | Музыка кино | 1 | 1 | |||
35 | 35 | Контрольный тест «Музыкальный театр» | 1 | - | 1 | ||
ИТОГО | 35 | 31 | 4 |
Содержание программы
1. Вокальная музыка. Общая характеристика песенного жанра. Сочетание двух видов искусства: музыки и поэзии. Сольное, ансамблевое и хоровое исполнение песен. Богатство народных песенных жанров. Романс – жанр камерной музыки. Лирическая направленность жанра. Богатство и многообразие хоровых жанров. Разновидности музыкальных произведений, предназначенных для хорового исполнения: хоры a cappella и хоры с сопровождением. Различие хоров по составу исполнителей. Оратория и кантата – крупные вокально – симфонические произведения. Месса и реквием – многоголосные хоровые произведения.
2. Инструментальная музыка. Состав симфонического оркестра. Группы музыкальных инструментов. Танцевальная музыка. Народные песни – танцы. Важнейшие особенности танцевальной музыки. Старинные западноевропейские танцы. Характеристика маршевой музыки. Инструментальные пьесы напевного склада. Импровизационное начало пьес. Инструментальные пьесы виртуозного плана. Шуточные пьесы. Циклические формы. Особенности сонат, вариаций, сюит. Симфония – ведущий жанр симфонической музыки. Содержание и строение концерта. Камерная инструментальная музыка. Трио и квартеты – исполнительский состав.
3. Полифонические формы. Выразительная сущность полифонии. Характеристика подголосочного склада, контрастной и имитационной полифонии. Канон – прием полифонического письма. Инвенция – двухголосная и трехголосная пьеса. Фуга – высшая форма полифонии. Основные разделы: экспозиция, разработка, реприза.
4. Музыкальный театр. Опера как синтетический вид искусства. Разновидности оперных спектаклей. Оперные формы. Оперетта – музыкальная комедия. Разнообразные сюжеты. Мюзиклы – современное искусство. Сочетание нескольких видов искусств. Балет – сложный синтетический жанр. Возможности балета в передачи разнообразного содержания. Структура классического балета. Характеристика танцев. Слияние танцев и пантомимы. Место и значение музыки в кинофильмах. Использование ее в качестве звукового фона. Выразительные возможности образного единства зрительного и музыкального ряда, а также контраста между ними.
Требования к уровню подготовки учащихся
Иметь представления о многообразии жанров классической музыки, об особенностях их музыкального языка;
Определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
Размышлять о знакомых музыкальных произведениях, высказывая суждения о жанре, форме, исполнителях;
Совершенствовать опыт художественно – творческой деятельности, совершенствуя умения и навыки самообразования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК МУЗЫКИ "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА.ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ"
РАЗРАБОТКА УРОКА 6 КЛАСС...
Сценарий урока музыки: «Музыка и литература» «Музыка и слово» (Народная песня в стихотворении Н.А. Некрасова «На Волге»)
Урок музыки в 5 классе...
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)
Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок: "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
«Беседы о музыке». М.И. Глинка, «Из жизни С. В. Рахманинова»,«Колокола России», Викторина «Танцы», Викторина «Музыкальные инструменты», Викторина «Опера»,Музыка П.И. Чайковского,Музыка на балу
Большая подборка материала под единой темой "Беседы о музыке". В основном все это - музыкальные спектакли, музыкальные сценки, которые знакомят ребят с творчеством великих русских композиторов. В этой...
Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"
Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....