Критическое мышление http://nsportal.ru/node/1803272
учебно-методическое пособие по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Нестерук Валентина Васильевна

Статья посвящена изучению критического мышления. В современном обучении оно является одним из основных видов мышления, направленного на индивидуальное развитие обучающихся. В статье обосновывается необходимост развивать критическое мышление с младшего школьного возраста, анализируются фазы и методы данного вида мышления. Автор делает вывод о том, что дает развитое критическое мышление  ученику, учителю .Статья направлена читателям, которые готовы совершенствовать себя и окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки МБОУ "СОШ" №22

Нестерук В.В.

Критическое мышление

                                 

«Вся жизнь- это эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше»

Ральф Уолдо Эмерсон.

Чтобы умно поступать – одного ума мало».

Ф. Достоевский                                              

Что такое критическое мышление?

  Критическое мышление в переводе с английского – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.   Критическое мышление-это мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.                                                                                                В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений». Это «мышление о мышлении»,  разумное рефлексивное мышление, направленное на принятия решения чему доверять и что делать                                                                                                      Критическое мышление включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведение заключений, способность давать оценки.  Оно  состоит из двух ключевых слов: мышление и критика. Л. С. Выготский писал: «мышление – это актуальная деятельность субъекта, мотивирующаяся потребностями и направлениями на цель, которая имеет личную значимость» То есть мышление – деятельность субъекта,  которая направлена на его потребности, личную значимость. «Критика  - это экспертиза и испытание  суждений, которые предлагаются для принятия, чтобы выяснить, соответствуют они действительности или нет», - писал Д. Дьюн, отметив востребованость критического мышления  в жизни и образовании человека.                                                                                                      Итак, критическое мышление – это мыслительный процесс, в ходе которого человек мыслящий критично переосмысливает, испытывает суждения других для того, чтобы сделать собственный вывод.

Критическое мышление помогает правильно рассуждать, логично поступать. Учитывается и своя точка зрения, и точка зрения  других мнений. Если нужно, умение отказаться от своей точки зрения во имя здравого смысла. Критическое мышление очень важно при решении важных проблем, так как оно способно выдвигать новые идеи,  возможности их решения.                                                       Критически мыслящий человек умеет:                                                                    -выявить предубеждения;                                                                                                         -передать знания для решения проблемы друг другу;                                                      -оценить влияние полученных знаний на решение проблемы.                                  Он задает себе вопросы:                                                                                                       -что я знаю?                                                                                                                              -что я узнал нового?                                                                                                            -как изменились мои знания?

-для чего эти знания мне нужны?

Во избежание информационной перегрузкой учащихся учитель должен научить добывать знания самостоятельно.

Изменились цели и задачи образования. Если по старым требованиям учащиеся приобретали знания, навыки в большом объеме, то современное образование способствует саморазвитию, самосовершенствованию учащихся, знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость. Появилась возможность  выбора программ и предметов, постановка своих способов достижения целей, а не принятие их в готовом виде. Появилось стремление к объективному контролю.                                                                                   Современный процесс обучения это не просто передача опыта и знаний, а индивидуальное развитие учащихся, становление их личности. Обучение основывается не на основе устоявшихся знаний, а на основе критического, аналитического, логического мышления. Современное обучение - обучение способам продуктивной деятельности, способам добычи знаний, это использование гибких образовательных программ.

Результат современного обучения  - создание комфортных условий обучения, потребность в инновационной деятельности, совершенствование себя  и окружающего мира.

Критическое мышление является мышлением  самонаправляемое,самодисциплинируемое,  самооценивающее и самокорректирующее.

    Развивать критическое мышление необходимо с младшего школьного возраста, так как оно является условием успешного обучения школьников.

                                                                                                                                                   Отсутствие критичности мышления, в свою очередь, по словам А.В.Брушлинского превращает ученика в исполнителя «чужой воли», посредством чего ученик становится полностью зависимым от внешних обстоятельств, нуждается в руководстве, контроле, оценке.

Три фазы критического мышления:

1 –вызов – актуализация знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения;

2 – реализация (осмысление) – получение новой информации, корректировка поставленных учеником целей обучения;

3 – рефлексия – рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения.

Как лучше организовать урок.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.


Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи.

Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.


Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.


С точки зрения традиционного урока описанные выше три фазы критического мышления  не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний обучающихся, «реализация (осмысление)» является основной частью урока, посвященной изучению нового материала, «рефлексия»  - это  закрепление материала, проверка усвоения знаний. Различие заключается в элементах новизны, связанных с критическим мышлением. Появляются новые философские рассуждения. Методические приемы направлены на создание условий для свободного развития личности. На каждой стадии урока используются достаточно много  методических приемов.                                                                            Методы развития критического мышления.

«Мозговой штурм». Как правило, он используется на первой стадии урока «вызов». Этот метод позволяет выяснить уровень знаний обучающихся, набросать идеи и предположения по теме, активизиравать имеющиеся знания. Например, как можно на уроке музыки познакомить третьеклассников  с «Неаполитанской песенкой» П.И.Чайковского.

Исполнить уже известный «Марш деревянных солдатиков» или «Болезнь куклы» (в зависимости от настроения, с которым дети пришли на урок). После выяснения названия произведения и фамилии композитора вопросы: выбрать из нескольких предложенных портрет П.Чайковского, когда жил композитор, в какой стране, назвать знакомые произведения композитора, сколько у него «детских альбомов», какие пьесы в них вошли, кому были посвящены, сколько балетов, на какие сюжеты и т.д. Можно задать вопросы, связанные с биографией композитора, о его других произведениях. Все зависит от уровня музыкального развития обучающихся. Важно добиться цели первой стадии урока и «не переборщить» актуализацию знаний.                                           Другой метод развития критического мышления – «ролевая игра». Он используется также на первой стадии урока «вызов» и ставит своей целью произвести эффект удивления, создать проблемную ситуацию, использовать инсценировку. Например, входит в класс гость в итальянском национальном костюме и исполняет мелодию «Неаполитанской песенки» (пение или вокализация, ритмизация или исполнение на музыкальном инструменте). Беседа об истории написания пьесы. Проблемный вопрос:  с какой целью П.Чайковский включил «Неаполитанскую песенку» в балет «Лебединое озеро»? После высказанных предположений учитель подводит обучающихся к выводу о том, что когда в балете по сюжету гости именно из Италии выходят на сцену поздравить принца с совершеннолетием,  зрители это понимают по костюмам, характерным чертам итальянского танца и музыки.

На втором этапе урока «реализация» или «осмысление» применяются такие методы критического мышления, как инсерт (чтение текста с пометками), прогнозирование с помощью открытых вопросов. На этапах «осмысление» и «рефлексия» используются такие методы, как перепутанные логические цепи, «толстый и тонкий вопросы» (групповая работа, взаимоопрос: фактический ответ и обстоятельный, развернутый). Среди других методов критического мышления – «кластер» или гроздь винограда (составление ассоциаций по теме в виде кластера, зигзаг (работа по группам, меняется состав группы, происходит обмен знаний), свободное письмо (аргументированное письмо в течение нескольких минут), взаимоопрос (роль ученика и учителя меняется) и другие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

- поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения  
Технология дает ученику:                                                                           - повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.                                                                                      
Технология дает учителю:                                                                                - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.                                                                            Технология критического мышления является универсальной, она подходит учителю  любого предмета и дает стабильные результаты.                                                                                                   На уроке музыки критическое мышление может использоваться только в теоретическом изложении музыкального материала. В исполнительском плане музыканты, опираясь на сложные мыслительные операции, не осознают их полностью. Так, во время художественного исполнения музыкального произведения музыкант не может думать о том, насколько в данный момент была логичная аппликатура, насколько выразительно прозвучала музыка, а как бы сыграл на его месте более талантливый исполнитель, и т.д. Такой сознательный подход к исполнительству не подходит. Музыкант – исполнитель мыслит интуитивно, а интуитивное мышление при всей его ценности не может быть критическим.

Список литературы

1.          Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru

2.          Дорфман Л. Я., Критическое мышление и индивидуальность //Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2001-2002 уч.г. Режим доступа: http://festival.1september.ru

3.           Дьюи Д., Демократия и образование. — Москва: Знание, 2000. — 16 с.

4.          Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов общего образования / под ред.  А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – C. 16.

5.          Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. - С. 47.

6.          Муравьев Е. В., Критика и критическое мышление // Образование в современной школе. -  2010. - № 3. - С. 32.

7. Мерзлякова  Т. Ю., Тип мышления? Или что такое критическое мышление ребенка? // Вопросы психологии. – 2001. - №  11. - С. 47.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....