рабочая программа по эстрадному вокалу
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
рабочая программа по эстрадному вокалу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_estradnomu_vokalu.doc | 199 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №94»
Рабочая программа по кружковой работе
Вокальная студия “Радуга”
На 2011-2012 учебный год
2 часа в неделю
Количество часов в год 70
Учитель Брахнова Марина Владимировна
Рассмотрено на заседании
М/О учителей Утверждено
начальной школы Педагогическим советом № 1
протокол №1 от 29.08.2011 протокол №1 от 29.08.2011 Руководитель М/О____ Директор школы___Н.С.Емельяненко
Л.П.Колотилина
Содержание
Пояснительная записка……………………….………………….3
Календарно – тематическое планирование……….…………….6
Содержание программы…………………………………………..9
Анализ работы объединения…………………………………….13
Циклограмма………………………………………………………15
Список литературы для учителя………………………………….16
Список литературы для обучающихся…………………………..17
1. Пояснительная записка
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое местов обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования. Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Голос – это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего детства дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
В МБОУ “СОШ №94” создана вокальная студия “Радуга”, в которой занимаются обучающиеся 3-9 классы в возрасте 9-15 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться правильно и красиво петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях программа – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального певческого развития по формированию певческих навыков обучающихся последовательности сопровождая систему практических знаний.
Программа для детской самодеятельной группы разработана и составлена на основе методических рекомендаций Областного научно-методичсекого центра самодеятельного творчества и культурно-просветительной работы. Она учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, строиться как дополнительное образование или занятие свободное от учебы время в досуговом творческом объединении “по интересам”.
Цель программы - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачами курса являются:
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусства вокала различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- приобщить к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведении искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитать музыкальность, художественный вкус и потребность общения с искусством;
- воспитать уважение и любовь к песне, как значительной области музыкальной культуры, приобщение детей к искусству на примерах лучших образов отечественной и зарубежной песни;
- воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
По итогам освоения программы, обучающиеся должны знать/понимать:
- строение артикуляционного и голосового аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
-основы музыкальной грамоты;
-место дикции в исполнительской деятельности;
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
-соблюдать певческую установку;
- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
-использовать элементы ритмики и движения под музыку;
-принимать активное участие в концертах, конкурсах, фестивалях.
Данная программа предусматривает 70 часов в год, 2 часа в неделю.
- Календарно-тематическое планирование
Календарные сроки | № п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 четверть | 17 | 9 | 8 | ||
Сентябрь | 1 | День знаний. Звук. Его характеристика | 1 | ||
2 | Звук. Ритм. Дыхание. Звук. Его характеристика | 1 | |||
3 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
4 | Звук. Ритм. Дыхание. Музыкальные звуки. Шумы | 1 | |||
5 | Звук. Ритм. Дыхание. Основы теоретических сведений из музыкальной акустики | 1 | |||
6 | Музыкальные звуки. Овладение простыми навыками по формированию певческому дыханию. | 1 | |||
7-8 | Шумы. Овладение простыми навыками по формированию певческому дыханию. | 1 | 1 | ||
9 | Основы правильного дыхания. Голосовой аппарат | 1 | |||
10 | Основы правильного дыхания. Дыхание. | 1 | |||
Октябрь | 11 | Основы правильного дыхания. Основы правильного дыхания при извлечении звука | 1 | ||
12 | Понятие ритма. Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой | 1 | |||
13 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
14 | Понятие ритма. Голосовой аппарат | 1 | |||
15-16 | Темп, ритм, мелодия. Виды регистров | 1 | 1 | ||
17 | Песня и её история. Основы длительности в музыке | 1 | |||
2 четверть | 15 | 7 | 8 | ||
Ноябрь | 18 | Песня и её история. Основы длительности в музыке | 1 | ||
19 | Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила, обязанности, личная гигиена. Вступительная беседа: цели и задачи обучения, правила, обязанности, личная гигиена. | 1 | |||
20-21 | Развитие музыкальности. Диапазон голоса | 1 | 1 | ||
22 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
23 | Базовые компоненты нотной грамоты: нотоносец, ключи, обозначения нот. Базовые компоненты нотной грамоты: нотоносец, ключи, обозначения нот. | 1 | |||
Ноябрь, Декабрь | 24-25 | Игра в ансамбле. Музыкальная фраза | 1 | 1 | |
26 | Импровизация. Понятие кульминации. | 1 | |||
27 | Импровизация. Исполнительские штрихи и приемы | 1 | |||
28 | Основные группы голосов. Исполнительские штрихи и приемы. | 1 | |||
29 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
30 | Элементарная классификация тембров. Кантилена в музыке | 1 | |||
31 | Подготовка к новогодним утренникам | 1 | |||
32 | Выступление на новогодних утренниках | 1 | |||
3 четверть | 26 | 11 | 15 | ||
Январь | 33-34 | Освоение многоголосия. Динамика в музыке | 1 | 1 | |
35 | Голоса, звуковые эффекты | 1 | |||
36 | Инструктаж по Т.Б | 1 | |||
37 | Музыкальные возможности компьютера. Высокие и низкие ноты для различных диапазонов голоса | 1 | |||
38 | Основные группы голосов. Кантилена в музыке | 1 | |||
Январь, Февраль | 39-40 | Средства выразительности. Речитатив, как имитация человеческой речи | 1 | 1 | |
41 | Аккомпанемент. Фактура. | 1 | |||
42 | Подготовка ко Дню защитника отечества | 1 | |||
43 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
44 | Аккомпанемент. Различные типы изложения фактуры | 1 | 1 | ||
45 | Подготовка празднику весны | 1 | |||
46-47 | Певческое “поле” мира. Драматургия песни | 1 | 1 | ||
48 | Рождение песни. Понятие о двухголосье в музыке. | 1 | |||
49 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
Март | 50 | Рождение песни. Понятие о двухголосье в музыке. | 1 | ||
51-52 | Песни собирают друзей. Исполнительские штрихи и приёмы | 1 | 1 | ||
53 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
54 | Сцена, как место выражения идей и задач авторов песни. Пение и мы, пение и я | 2 | |||
55-56 | Песня: в театре, кино, на телевидении. Песня: страницы истории | 1 | 1 | ||
4 четверть | 16 | 3 | 13 | ||
Апрель | 57-58 | Песня: её роль в жизни страны. Дарю песни людям (о тех, кто создаёт песни) | 1 | 1 | |
59 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
60-61 | Песни о войне. Песни о войне. | 2 | |||
62-63 | Подготовка ко Дню победы | 2 | |||
64 | Инструктаж по Т.Б. | 1 | |||
Май | 65-66 | Песни собирают друзей. Унисонное исполнение мелодии | 2 | ||
67 | Наши любимые песни. Соединение голоса с сопровождением | 1 | |||
68-69 | Подготовка к последнему звонку | 2 | |||
70 | Подготовка к звёздному балу | 1 | |||
71 | Выступление на последнем звонке | 1 | |||
72 | Подготовка ко дню защиты детей | 1 | |||
итого | 72 | 28 | 44 |
Содержание программы
Тема № 1.Звук. Его характеристика.
Звук. Физические характеристики звука: громкость, тембр (окраска),частота, музыкальные звуки. Шумы. Основные теоретические сведения из музыкальной акустики. Понятие ритма. Развитие чувства ритма. Формирование звука. Основные понятия в соединении с игрой,жвижением. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу, групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема№2. Формирование звука.
Формирование звука. Голосовой аппарат. Дыхание. Основы правильного дыхания при извлечении звука. Упражнения на дыхание. Овладение простыми навыками по формированию певческого дыхания в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу групповых занятьий, работой с фонограммами, концертов выступлений.
Тема №3. Песня старый, верный друг
Песня и ее история. Разнообразие песенных жанров. Характер песни. Ритм, как основа любого музыкального произведения. Сюжет песни. Новогодние песни. Их разнообразие. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука.
Тема №4 Музыкальный метр.
Понятие музыкального метра. Простые метры. Темп в музыке. Такт. Музыкальный размер. Основные размеры. Овладение простыми навыками певческого звука метроритмических способностей в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов выступлений.
Тема №4. Песенная драматургия
Песни-сказки, песни шутки. Частушка. Диалог в песне. Понятие музыкальной фразы. Мотив - как основная часть музыкальной фразы. Динамические оттенки. Их роль в песне. Внутреннее развитие песни. Кульминация. Овладение простыми навыками певческого звука метроритмических способностей, развитию гармонического и мелодического слуха, отработка динамических оттенков в произведения, разбор “драматургии” песни в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов выступлений.
Тема №5. Основные длительности в музыке
Основные длительности в музыке. Группировки нот. Затакт, ритм, синкопа. Овладение простыми навыками певческого звука метроритмических способностей в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов выступлений.
Тема №6. Лады мажорного и минорного наклонения
Основные лады мажорного наклонения в музыке. Их особенности. Основные лады минорного наклонения в музыке. Их особенности. Овладение простыми навыками певческого звука метроритмических способностей в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов выступлении.
Тема №7.Диапазон голоса
Понятие певческих регистров (высокий, средний, низкий).Диапазон голоса. Границы диапазона различных голосов. Высокие и низкие ноты различных для различных диапазонов голоса. Техника звукоизвлечения высоких и низких нот. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей развитию гармонического и мелодического слуха в процессе репетиции, индивидуальных занятий по вокалу, групповых занятий работе с фонограммами концертов, выступлений.
Тема №8. Мелодия.
Музыкальная фраза. Строение музыкальной фразы. Предложение. Мотив, как условная часть музыкальной фразы. Мелодия. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема №9.Динамика в музыке.
Динамика в музыке. Динамические оттенки. Обозначение динамоотеков. Понятие кульминации. Теория “крещендо” и “диминуэндо”. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема №10. Исполнительские штрихи и приемы в музыке.
Исполнительские штрихи и приемы. Другие исполнительские штрихи и приемы. Менуэты в музыке. Форшлаг. Мордент. Глиссандо. Кантилена в музыке. Русские протяжные, лирические песни. Речитатив, как имитация человеческой речи. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема №11. Одноголосие и двухголосие в музыке.
Унисонное исполнение мелодии. Октавное исполнение мелодии. Понятие одноголосия в музыке. Понятие о двухголосье в музыке. Терцовая втора. Понятие первых голосов. Функции. Понятие и функции вторых голосов. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема № 12. Типы изложения фактуры.
Различные типы изложения фактуры. Понятие об аккомпанементе. Виды типы аккомпанементов. Соединение голоса с сопровождением. Контрапункт. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Тема №13. Сцена как место выражения идей и задач авторов песни.
Многообразие средств передачи замысла авторов песни. Песни о войне. История создания. Песня: театр, кино на телевидении. Знакомство со сценой, как местом выражения идей и задач авторов песни. Овладение простыми навыками по формированию певческого звука, метроритмических способностей, развитие мелодического и гармонического слуха в процессе репетиции индивидуальных занятий по вокалу групповых занятий, работе с фонограммами, концертов, выступлений.
Анализ работы творческого объединения “Радуга”
В вокально – хоровой студии “Радуга” занималось 15 человек (девочек и мальчиков). Это учащиеся с 1-9 классы. Из старого состава перешли в другую школу человек, поступило в колледж человек, 1 девочка поступила в университет.
Цель прошлого года: через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачами прошлого года являются:
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусства вокала различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- приобщить к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведении искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
- воспитать музыкальность, художественный вкус и потребность общения с искусством;
- воспитать уважение и любовь к песне, как значительной области музыкальной культуры, приобщение детей к искусству на примерах лучших образов отечественной и зарубежной песни;
- воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Коллектив с поставленными задачами справился, есть определенные успехи.
Проводились как индивидуальные так и групповые репетиции где приобретались навыки хорового пения и формировался певческий аппарат и т.д. Поэтому можно сказать, что большая работа ведется по формированию творческих способностей и психологического микроклимата в коллективе. Дети в коллективе очень не простые с разными характерами, разными уровнями притязаний, разной степенью одаренности и т.д. Но практически каждый ребенок смог реализовать свои способности. Т.к. в коллектив принимаются дети по желанию, без отбора музыкальных способностей, то реализовать приходиться и хореографические и актерские задатки.
Помимо репетиционных занятий, концертная деятельность особенно развивает самостоятельность мышления, умения отвечать за собственные поступки, умения быстро принимать необходимые решения умения импровизировать.
Каждый ребенок в студии максимально реализует свои способности, активно идет творческий процесс. Дети очень активны, самостоятельны. Многообразна жизнь коллектива. Часто собираемся по мимо репетиций и концертов. Старшие участники студии охотно помогают младшим овладеть навыками вокального мастерства. Идет постоянная работа над воспитанием уважения к песенной культуре, музыкального вкуса поиском сценического, певческого стиля.
Циклограмма
Педагога дополнительного образования по вокалу
Брахновой М.В.
Дни недели | Время | Вид работы |
1 Среда месяца | 13.00 - 14.00 | Работа с документами. Подбор репертуара. |
1 суббота месяца | 11.50 -12.50 | Индивидуальные занятия с одарёнными детьми |
2 среда месяца | 13.00 -14.00 | Индивидуальные занятия с одарёнными детьми |
2 суббота месяца | 11.50 -12.50 | Индивидуальные занятия с одарёнными детьми |
3 среда месяца | 13.00 -14.00 | Сводная репетиция в актовом зале |
3 суббота месяца | 11.50 -12.50 | Сводная репетиция в актовом зале |
4 среда месяца | 13.00 -14.00 | Индивидуальные занятия с одарёнными детьми |
4 суббота месяца | 11.50 -12.50 | Индивидуальные занятия с одарёнными детьми |
Список литературы для учителя:
1.Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”. / [Текст] Изд.”. Советские композитор”. С - П.1988
2.В. В. Фадин “Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников”./[Текст] Изд. “Учитель”. Волгограг.2000
3.В. А. Борзова, А. А. Борзов “Развитие творческих способностей у детей”. /[Текст] Самара.1994
4.Л. С. Выготский “Воображение и творчество в детском возрасте”. /[Текст] Союз. С - П. 1997
5.Г.В.Бурменский “Одарённые дети”. / [Текст] М. “Прогресс”.1991
6.И. Красильников “Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании” // библиотечка журнала “Искусство в школе”/[Текст]-2002.-вып 8
7.И. Способин “Элементарная теория музыки”./[Текст]- М., 1996
8.Т. А. Копцева, Н.В. Гросул “Программы дополнительного образования детей” 3-е изд./ [Текст] М. “Просвещение” 2007
9. Н. В. Гросул, Е. И. Коротеева “Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время”. /[Текст]М. “Просвещение” 2008
10. С. Г. Алтарева М. А. Храмова “Календарные, тематические, фольклорные праздники 1-4 класс”./[Текст]- М.: ВАКО, 2006.
11.Мир вокального искусства.1-4 классы: программа, разработки занятий, методические рекомендации/ авт. сост.Г.А.Суязова/ [Текст].- Волгоград,2009
Список литературы для обучающихся:
1.Л. Баренбойм, Н. Перунова “Путь к музыке”. / [Текст] Изд.”. Советские композитор”. С - П.1988
2. В. А. Борзова, А. А. Борзов “Развитие творческих способностей у детей”. /[Текст] Самара.1994
3. С. Г. Алтарева М. А. Храмова “Календарные, тематические, фольклорные праздники 1-4 класс”./[Текст]- М.: ВАКО, 2006.
4. 2.В. В. Фадин “Музыкальное сопровождение и оформление школьных праздников”./[Текст] Изд. “Учитель”. Волгограг.2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения эстрадному вокалу " Сильный, чистый голос"
Предисловие. Эта книга поможет тем, кто серьезно хочет заняться вокальным эстраднымискусством, расширить свои знания, изучить вокальный инструмент, которымобладает каждый из нас.Авто...
Адаптированная программа по эстрадному вокалу
Эта программа расчитана на 5 лет обучения в ДШИ....
Программа по эстрадному вокалу
Образовательная программа дополнительного образования детей СТУДИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА «Запевала» (модифицированная)составлена на основе программы по вокалу «Гармония» педагога дополнительного образован...
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу.
Формирование УУД во внеурочной деятельности: из опыта реализации рабочей программы дополнительного образования по эстрадному вокалу....
Программа по сценическому движению для учащихся эстрадному вокалу
Многие ДШИ воспитывают будущих музыкантов и исполнителей, иногда в большей, иногда в меньшей степени, придерживаясь основных положений в вокально-исполнительском иску...
Программа по эстрадному вокалу
Программа обучения эстрадному вокалу на 5 лет реализации...
Рабочая программа кружка по вокалу «До-ми-соль-ка»
Рабочая программа кружка по вокалу «До-ми-соль-ка»...