элективный курс по музыке "Новые краски музыки XX века"
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему

Побута Ирина Ивановна

Элективный курс «Новые краски музыки 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.k._po_muzyke.docx29.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Элективный курс «Новые краски музыки 20 века» 

Пояснительная записка 

Элективный курс «Новые краски музыки 20 века» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля.

История современной музыки до сих пор остается мало раскрытой для школьников, в базовом курсе на раскрытие этой темы отводится 2 часа. А между тем в школьной аудитории - миллионы поклонников современных направлений в музыке. С одной стороны, они очень интересуются современной музыкой, с другой - не имеют возможности реализовать этот интерес в рамках предмета «Музыка». Поэтому главная функция элективного курса «Новые краски музыки 20 века» - создать условия для реализации этого интереса. Освоение курса школьниками даёт возможность не только для эстетического развития личности, но и для актуализации и применения на практике ранее полученных знаний по предмету «Музыка».

Целью курса является формирование интереса и положительной мотивации к музыкальной специализации школьников в контексте гуманитарного образования.

Элективный курс «Новые краски музыки 20 века» - предметно ориентированный и решает следующие задачи: 

  • освоение музыкального наследия 20 века, изучение теоретических разработок самих авторов-композиторов.
  • дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;
  • уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне.

Содержание курса построено согласно принципам историзма, последовательности и системности, а также концентрическому принципу, позволяющему познавать изучаемый музыкальный материал с разных сторон.

Программа курса включает пять разделов:

  1. Культура 20 века. Раздел знакомит с истоками многих музыкальных направлений, возникших в двадцатом столетии, а именно с направлением «авангардизм».
  2. Авангардизм.  Раздел посвящён возникновению и развитию авангардного искусства, его особенностям. При изучении раздела учащиеся узнают о творчестве выдающихся зарубежных музыкантов, о становлении авангардизма в России.
  3. Авангардизм в искусстве. Искусство 20 века рассматривается в живописи, художественном искусстве, музыке.
  4. Направления авангардизма. Раздел содержит информацию о направлениях авангардизма: алеаторика, стохастическая  музыка, сонористика, пуантилизм, коллаж, конкретная музыка, электронная музыка, додекафония.  
  5. Композиторы – авангардисты.  Изучая раздел, учащиеся познакомятся с многогранным творчеством композиторов-авангардистов: А.Шенберг, А.Шнитке, А.Вебер, К.Штокнаузен, Л.Ноно.

Освоение элективного курса может включать различные формы организации занятий: лекции, лекции-концерты, уроки-концерты, уроки с прослушиванием современной музыки в записи (аудио, видео) с последующим коллективным осмыслением и анализом. Программа рассчитана на учащихся 13-14 лет, режим занятий: один раз в неделю по 1(40мин.) часу.

Критериями успешного освоения элективного курса можно считать:

  • степень развития интереса к современной музыке;
  • степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и музыкально-педагогическую деятельность;
  • степень проявления способностей к восприятию произведений искусства;
  • степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве;
  • степень проявления художественного вкуса - способность отличать шедевр от модного направления, течения в искусстве.

Промежуточные результаты отслеживаются в форме музыкальных викторин, сообщений, создании стенгазет, проведении игр, уроков с элементами театрализованного представления.

Конечный результат - контрольная работа и защита реферата.

Данный учебный курс может быть реализован для проведения уроков музыки в восьмом классе с использованием дополнительной литературы, видеопособий либо ряда фрагментов из фильмов и телепередач, доступных для публичного просмотра.

Учебный план курса

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

I

Культура 20 века

5

собеседование

II

Авангардизм

5

собеседование

III

Авангардизм в искусстве

5

викторина

IV

Направления авангардизма

10

викторина

V

Композиторы - авангардисты

10

Викторина,  реферат

Итого:

35

Учебно-тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество часов

  1. Культура 20 века
  1. Культура 20 века как общий исторический тип
  2. Искусство 20 века
  3. Направления искусства начала 20 века

5
1

1

3

  1. Авангардизм  
    1. Понятие «авангардизм»

2. История возникновения направления

5
2
3

  1. Авангардизм в искусстве
  1. Авангардизм в живописи
  2. Авангардизм в художественном искусстве
  3. Авангардизм в музыке

5

1

1

3

4.  Направления авангардизма 
1. Алеаторика

2. Додекафония

3.Сонористика

4.Стохастическая музыка

5.Пуантилизм

6.Коллаж

7. Конкретная музыка

8.Электронная музыка

10
2

2

1

1

1

1

1

1

5. Компазиторы – авангардисты

1. А. Шенберг
2. А. Шнитке, Дж. Кейдж
3. А. Вебер

4.Л.Ноно

5.К.Штокхаузен

10
2
2
2

2

2

Итого:

35

Программное содержание курса

Раздел I. Культура 20 века.

Тема 1. Культура 20 века как общий исторический тип

Анкетирование учащихся (см. Анкету 1 в Приложении к курсу). Культура 20 века. Историческое наследие 20 века. Великие представители 20 века. Понятие «культура».

Тема 2. Искусство 20 века

Понятия «культура», «искусство». Раздел знакомит с истоками многих музыкальных направлений, возникших в двадцатом столетии, а именно с направлением «авангардизм» во всех сферах искусства.

Тема 3. Направления искусства начала 20 века

Знакомство с направлениями искусства начала 20 века: реализм, модернизм, авангардизм.

Раздел II. Авангардизм.  

Тема 1. Понятие «авангардизм»

Понятие «авангардизм». История возникновения. Основные характерные черты направления.

Тема2. История возникновения направления.

Возникновение и развитие авангардного искусства, его особенности. При изучении раздела учащиеся узнают об истории возникновения направления, о становлении авангардизма в России.

Раздел III. Авангардизм в искусстве.

Тема1. Авангардизм в живописи

Авангардизм в живописи. Основные черты авангардизма в живописи. Великие художники направления.

Тема2. Авангардизм в художественном искусстве 

Авангардизм в художественном искусстве. Основные черты авангардизма в художественном творчестве. Великие писатели и поэты направления.

Тема3. Авангардизм в музыке

Авангардизм в музыкальном  искусстве. Основные черты авангардизма в музыкальном наследии. Великие композиторы направления. Импрессионизм: К. Дебюсси, М. Равель. Экспрессионизм: «нововенская школа» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн). Неоклассицизм: Феруччо Бузони и манифест “Новый классицизм”, П. Хиндемит, К. Орф. Английская музыкальная школа: Б. Бриттен. Французская музыка XX века: А. Онеггер, Ф. Пуленк, О. Мессиан, П. Булез. Музыкальный авангард: конкретная музыка, сериализм, алеаторика, пуантилизм, сонорика (К. Штокхаузен, Л. Ноно, Л. Берио, П. Шеффер, К. Пендерецкий). Музыкальный минимализм (Ла Монте Янг, Терри Райли, Майкл Найман).

Раздел IV. Направления авангардизма.

Тема 1. Алеаторика

Понятие «алеаторика», как метода композиции. Классификация алеаторики: полностью свободная алеаторика, ограниченная алеаторика. «Открытая форма» случайной музыки.  Популярная музыка. Представители направления.

Тема 2. Додекафония

Понятие «додекафония», как метода композиции. Представители направления. «Нововенская школа». Последовательность 12звукоступеней.

Тема 3. Сонористика

Понятие «сонористика», как метода композиции. «Сонорика и сонористика» Представители направления.

Тема 4. Стохастическая музыка

Понятие «стохастическая музыка», как метода композиции. Представители направления.

Тема5. Пуантилизм

Понятие «пуантилизм», как метода композиции в изобразительном искусстве.  Дивизионизм. Представители направления.

Тема 6. Коллаж

Понятие «коллаж», технический прием в изобразительном искусстве. Коллаж в музыке. Представители направления.

Тема7. Конкретная музыка

Понятие «конкретная музыка», как метода композиции. История конкретной музыки. Представители направления.

Тема 8. Электронная музыка

Понятие «электронная музыка», как жанр музыки. Зарождение электронной музыки. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. Футуристы. Электроакустическая музыка для магнитной пленки. Представители направления.

Раздел V. Композиторы – авангардисты.  

Тема 1. А. Шенберг

Жизнь и творчество композитора. Известные  произведения композитора. Основные направления работы в музыкальном творчестве.

Тема 2. А. Шнитке, Дж. Кейдж

Жизнь и творчество композиторов. Известные  произведения композиторов. Основные направления работы в музыкальном творчестве.

Тема 3. А. Веберн

Жизнь и творчество. Известные  произведения культурологи и социологии. Основатель Новой Венской школы. Основные направления работы в творчестве.

Тема 4. Л.Ноно

Жизнь и творчество композитора. Известные  произведения композитора. Основные направления работы в музыкальном творчестве.

Тема5. К.Штокхаузен

Жизнь и творчество композитора. Известные  произведения композитора. Основные направления работы в музыкальном творчестве.

Литература:

  1. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.
  2. Материалы и документы по истории музыки. М., 1936.
  3. Ноно Л. Музыкальная власть // Современное буржуазное искусство: Критика и размышления. М., 1975.
  4. Онеггер А. Я – композитор. Л., 1963.
  5. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX–начало XX в. Л., 1972. (К. Сен-Санс, А. Брюно, П. Дюка, М. Равель).
  6. Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Зарубежная музыка XX в. М., 1986.
  7. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. М., 1963.
  8. Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки. М., 1999.
  9. Житомирский Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны. М., 1989.
  10. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997.
  11. Битер Джон Кейдж – копозитор-радикал // Америка, 1985. Апрель, №341.
  12. Раппопорт Л. Артур Онеггер. Л., 1967.
  13. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. М., 1984.
  14. Эсе Л. Золтан Кодай. М., 1980.

Приложение №1

Анкета 1

  1. Что такое авангардизм? (Выскажите свое понимание).
  2. Нравится ли Вам слушать музыку начала 20 века? (Да; нет)
  3. Почему?
  4. Какие направления авангардизма Вам известны?
  5. Какие стили (направления) музыкального авангардизма Вы знаете?
  6. Назовите известные Вам имена зарубежных композиторов авангардизма.
  7. Назовите нескольких отечественных музыкантов-авангардистов.
  8. Как Вы считаете, оказал ли авангардизм влияние на другие направления музыки XX века?
  9. Почему Вы выбрали именно этот элективный курс?

Анкета 2

  1. Что такое авангардизм? (Выскажите свое понимание),
  2. Нравится ли Вам слушать музыку начала 20 века?
  3. Какие направления авангардизма Вам известны?
  4. Какие стили (направления) музыкального авангардизма Вы знаете?
  5. Назовите известные Вам имена зарубежных композиторов авангардизма.
  6. Назовите нескольких отечественных музыкантов-авангардистов.
  7. Как Вы считаете, оказал ли авангардизм влияние на другие направления музыки XX века?
  8. Что дало Вам изучение элективного курса «Новые краски музыки 20 века»?

Приложение №2

Возможный репертуар для прослушивания и осмысления:

  1. Дж.Кейдж «4,33»
  2. К.Малевич «Черный квадрат»
  3. Арнольд Шёнберг. «Лунный Пьеро», Фортепианные пьесы
  4. Альбан Берг. Камерный концерт для скрипки, ф-но и 13 духовых инструментов, Концерт для скрипки, «Семь ранних песен»
  5. Артюр Онеггер. Симфонии №№ 1, 3, 5; Pacific 231
  6. Пауль Хиндемит. Ludus tonalis (Игра тональностей)
  7. Кшиштоф Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы (Tren ofiarom Hiroszimy), Концерт №1 для скрипки с оркестром (Nancy van de vate), Концерт №2 для скрипки с оркестром (Metamorphosen).
  8. А.Шенберг «Уцелевший из Варшавы»
  9. А. Шнитке. «Серенада для скрипки, кларнета, контрабаса, фортепиано и ударных». 
  10. А. Шнитке. «Пассакалия»
  11. А.Шенберг. Второй струнный квартет, фа-диез минор (с сопрано), op. 10 (1907/08)
  12. А.Шенберг. (3 Пьесы) для фортепиано, op. 11 (1909)
  13. А.Шенберг. «Die Glückliche Hand» («Счастливая рука») Драма с музыкой для хора и оркестра, op. 18 (1910/13)
  14. А.Шенберг. «Herzgewächse» («Побеги сердца») для сопрано и ансамбля, op. 20 (1911)
  15. А.Шенберг. «Pierrot lunaire», («Лунный Пьеро») 21 мелодрамадля голоса и ансамбля на стихи Альбера Жиро, op. 21 (1912)
  16. К.Штокхаузен. Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка.
  17. К.Штокхаузен. Каре (Carré), для четырех оркестров и четырех хоров (1959—1960)
  18. К.Штокхаузен. Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  19. Л.Ноно. опера — «Под жарким солнцем любви».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Культура России с древнейших времен до конца XIX века" 10 класс

       Данный элективный курс продолжительностью 34 часа рассчитан на профильную школу.         Курс содержит теоретическую и практическую части. Те...

Учебно-методическое пособие по элективному курсу"История Невского района Санкт-Петербурга.ХVIII-XIX века"(для 9 класса)

Содержание программы элективного курса по краеведению "История и культура Невского района Петербурга" по материалам музея "Невская застава" и библиотеки   Леонида Соболева. Пособие...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"

Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...

Программа элективного курса по музыке "Золотые голоса" "серебряного века".

Данный материал представляет программу элективного курса по музыке, а также варианты конспектов некоторых занятий по этому курсу....

Конспект урока музыки. Тема «Краски музыки», 4 класс

Цель:  расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества П.И.Чайковского, К.Бальмонта, Н.Гумилева, М.А.Врубеля....