Программа элективного курса по музыке "Золотые голоса" "серебряного века".
элективный курс по музыке (9 класс) по теме
Данный материал представляет программу элективного курса по музыке, а также варианты конспектов некоторых занятий по этому курсу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_muzyke.docx | 37.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МУЗЫКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
« ЗОЛОТЫЕ» ГОЛОСА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
(Русская эстрада начала 20 века)
Автор:
КУБАРЕВА
НАТАЛЬЯ ЛЬВОВНА
учитель музыки и МХК
МОУ гимназии № 1
г. Шуя
Ивановской области
2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время общество предъявляет современной школе и современному образованию определенные требования, которые наш взгляд не могут быть выполнены опираясь только на привычную классно-урочную систему. В выполнении социального заказа общества важную роль могут сыграть элективные курсы и курсы по выбору. Являясь важнейшим средством индивидуального образования, элективные курсы как бы «компенсируют» ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных потребностей обучаемых. В современном динамичном мире задача пополнения и расширения знаний становиться очень актуальной. Общество выдвигает определенные требования к выпускнику средней школы на сегодняшний день. Выпускники должны иметь глубокие знания и высокий уровень общей эрудиции, что позволит им быстрее адаптироваться в постшкольном пространстве
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах, в связи с тем, что ситуация выбора профиля возникает уже в выпускном классе основной школы.
Важная роль в профильной ориентации школьников принадлежит элективным ориентационным курсам. Их реализация в предпрофильных классах преследует своей целью подготовку учащегося к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.
Создание данной программы элективного курса по МХК для 9 класса обусловлено целым рядом причин.
Во-первых, при введении ФГОС в 9 классе в школьных программах исчезает предметная область «Искусство». Восполнение этого пробела может осуществляться как за счет факультативных занятий, так и за счет элективных курсов (учитывая современные требования к реформированию образования).
Во-вторых, выбор гуманитарного профиля обучения предполагает, прежде всего, углубленные программы по русскому языку, литературе, истории. Но ведь гуманитарный профиль дает возможность заниматься и предметами искусства. Поэтому, программа элективного курса по МХК дает учащимся возможность сделать выбор не только между профилем обучения, но и внутри его (в данном случае - заняться словесностью или музыкой).
Новизна данной программы заключается в том, что она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся ни в одной базовой программе.
Анализ имеющихся базовых программ, как по музыке, так и по МХК, показал, что период начала 20 века изучается только в аспекте классической музыки (Скрябин, Стравинский, Рахманинов), русская же эстрада начинает изучаться только с 20-30 годов, связанных с массовым искусством. Но ведь первые десятилетия 20 века дали музыкальному искусству великих исполнителей. Поэтому, вполне логично восстановить этот пробел, тем более, что у учащихся наблюдается стабильный интерес к истории русского эстрадного искусства. Именно эти причины побудили автора выбрать для элективного курса тему «Золотые» голоса «серебряного» века» (Русская эстрада начала 20 века).
Данный элективный курс носит развивающий, углубляющий и интегрированный характер. Материал данной программы позволяет учащимся более глубоко освоить базовые предметы, развить творческие и интеллектуальные способности, мышление, интегрировать свои знания в области музыки и литературы.
Основные цели курса:
1. Оказание помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных возможностей в освоении той или иной профессии (в данном случае связанной с изучением музыки).
2. Подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования.
Основные задачи курса:
1. Расширение мировоззренческих представлений учащихся.
2. Формирование у учащихся способностей к самостоятельной работе с информацией, принятию и реализации решений.
3. Создать предпосылки для формирования целостно-смысловой, нравственной основы развитие будущего профессионала в области искусства (музыки).
4. Стимулировать развитие познавательных интересов и склонностей учащихся.
5. Сформировать у учащихся представление о русской эстраде начала 20 века.
6. Проследить взаимосвязь и взаимовлияние музыки и поэзии «серебряного» века.
Содержание данного элективного курса опирается на знание и умения, приобретенные школьниками при изучении базовых курсов основной школы. Вместе с этим содержание отличается углубленным материалом, материалом повышенной сложности по сравнению с базовыми курсами музыки литературы.
Программа содержит новые для учащихся знания, вызывающие познавательный интерес.
Методические рекомендации.
Внутренняя логика программы элективного курса предполагает сочетание теоретических занятий с реализацией активных методов и форм обучения, подготовкой и представлением тематического проекта, как итога всего курса.
Для реализации содержания данной программы целесообразно использовать такие формы работы как семинарские занятия с элементами лекций, творческая практическая работа, самостоятельное изучение литературы, защита выполняемых заданий и проектов, исследовательская деятельность.
Такие формы работы позволят учащимся быстрее и легче освоить новые знания, заинтересовать школьников, более активно проявить себя в работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (20 часов)
ТЕМА | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА | |
1. | Искусство «серебряного» века. | 1 час | |
2. | Русская эстрада начала 20 века. | 1 час | |
3. | Александр Вертинский-«брат Пьеро». | 1 час | 1 час |
4. | Александр Вертинский-судьба Родины, судьба артиста. | 1 час
| |
5. | Александр Вертинский и творчество поэтов «серебряного» века. |
| 1 час |
6. | Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой. |
| 1 час |
7. | Последователи творчества Вертинского. Олег Погудин. | 1 час | |
8. | Цыганский романс на русской эстраде начала 20 века. | 1 час | |
9. | Женщины на эстраде, исполнительницы цыганских романсов. | 2 часа | |
10. | Влияние цыганских мотивов на творчество поэтов «серебряного» века. | 1 час | |
11. | Цыганский романс на современной эстраде. В. Пономарева. | 1 час | |
12. | «Экскурсия в бабушкин сундук». |
| 1 час |
13. | Подготовка проекта. | 4 часа | |
14. | Реализация проекта. | 2 часа | |
9 часов | 11 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Искусство «серебряного» века. ( 1 час.)
Культура грани веков. «Серебряный век» или «русский ренессанс» - круг проблем и образов. Музыкальность поэзии «серебряного века».
Русская эстрада начала 20 века. ( 1 час.)
Эстрадное искусство – иной полюс русской художественной жизни в начале 20 века. Средства эстетического воздействия в эстрадном жанре. Имена величайших эстрадных исполнителей (Вертинский, Морфеси, Панина, Вяльцева.)
Александр Вертинский – «брат Пьеро». ( 2 часа.)
Первые шаги в искусстве. Образ Пьеро. «Песенки печального Пьеро» (ариетки) – содержание, образы, лексика, их отражение в музыке (на примере песен «Безноженька», «Кокаинетка», «Креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном».) Роль жеста и мимики в создании музыкального образа.
Александр Вертинский – «судьба Родины, судьба артиста». ( 1 час.)
События 1917 года. Эмиграция. Содержание, образы «ариеток Пьеро» в годы жизни за границей (на примере песен «В степи молдаванской», «Чужие города», «Прощальный ужин», «О нас и о Родине».)
Александр Вертинский и поэты «серебряного века». ( 1 час.)
Стихи Бальмонта: «Колыбельная», Блока: «В голубой далекой спаленке», Цветаевой: «Прощанье», «Степан Разин», Есенина: «Последнее письмо» в творчестве Вертинского, их образы, содержание, музыкальная интерпретация.
Жанр «песенки» в творчестве Вертинского и Ахматовой. ( 1 час.)
Смысл слова «песенка» у Вертинского и Ахматовой. Содержание и образы песенок ( на примере ранних песен Вертинского до 1917 года) и стихов Ахматовой «Я на солнечном восходе…», песенки из цикла «Шиповник цветет», «Песенка слепого», цикл из 4 стихотворений «Песенки».
Последователи творчества Вертинского. ( 1 час.)
Подражатели Вертинскому, пародии на него. Современные исполнители песен артиста: Б. Гребенщиков, Олег Погудин – монографические концерты, посвященные памяти Вертинского.
Цыганский романс на русской эстраде
начала 20 века. ( 1 час.)
Понятие цыганского романса в начале 20 века, его содержание, музыкальное сопровождение. Артисты Московской оперетты 70 – 80 годов 19 века – прямые «прародители» цыганской песни начала 20 века.
Женщины на эстраде – исполнительницы цыганских
романсов. ( 2 часа.)
«Цыганский» репертуар на эстраде. Творчество Паниной, Вяльцевой, Плевицкой.
Влияние «цыганских» мотивов на творчество
поэтов «серебряного века». ( 1 час.)
Цыганские мотивы в творчестве Есенина, Цветаевой. Особое место цыганских романсов и творчества В.Паниной в жизни и творчестве А.Блока.
Цыганский романс на современной эстраде. ( 1 час.)
Традиции и новаторство в исполнении цыганских романсов в наше время. Творчество В.Пономаревой.
Экскурсия в бабушкин сундук. ( 1 час.)
Поиск, реставрация и анализ нотных изданий и грамзаписей выпуска 1- ой половины 20 века. Составление нотной библиотеки и фонотеки старинных песен и романсов.
Подготовка проекта. (4 часа.)
Идея проекта, форма проведения, составление плана работы, работа с литературными и музыкальными источниками, написание сценария, оформление проекта.
Реализация проекта. (2 часа.)
Защита (проведение) проекта.
Рекомендации к проведению проекта.
Подготовка и реализация проекта является завершающим этапом элективного курса по музыке. Проект может проводиться в форме музыкальной гостиной, для которой можно предложить следующие варианты тем:
- «Дневник артиста».
- «Записки музыкального издателя».
- «На эстрадном концерте начала 20 века».
Эти проекты строятся на воспоминаниях самих артистов, их друзей, издателей, свидетелей той эпохи.
Еще одна форма проекта, которая может быть реализована – это «Музыкальный магазин». Однако, следует отметить, что этот проект может быть осуществлен только при условии, что учащимися будет найден достаточно богатый и интересный нотный материал и грамзаписи 1-ой половины 20 века, то есть проект целиком зависит от поисковой, исследовательской деятельности учащихся.
Если эта деятельность окажется успешной, то «Музыкальный магазин» организуется как выставка найденных экспонатов и рассказ о тех исполнителях, чьи произведения и голоса на них записаны.
Проектная деятельность осуществляется самими учащимися под руководством учителя, реализующего элективный курс (в данном случае под руководством учителя музыки).
ЛИТЕРАТУРА.
1. Алексеева А.Г. Серьёзное и смешное. М. Искусство.1972.
2. Бальмонт К. Избранное. Эксмо. 2003.
4. Бардадым В. А. Вертинский без грима. Краснодар. 1995.
5. Блок и музыка. Справочник. Советский композитор1980.
6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийное издание. М. 2001
7. Вертинский А. Дорогой длинною. М. Правда. 1990.
8. Вертинский А. За кулисами. М. Советский культурный фонд. 1991
9. Воронцовская Л. «Романса вздохи огневые» Журнал «Родина» № 9 – 2000.
Питерская Т.
10. Ерофеева - «Королева цыганского романса». Газета «Культура» № 46 – 2003.
. Литвинская Е.
11. Ерофеева - «Надежда Плевицкая - Газета «Культура»
Литвинская Е. любимая певица последнего № 4 – 2004.
императора».
12. Есенин и музыка. Справочник. Советский композитор. 1988.
13. Интернетсайт Олега Погудина. http://pogudin.infolab. spb.ru
14. Иофьев М. Профили искусства. М. – 1965.
15. Кац Б. Тименчик Р. А. Ахматова и музыка. Советский композитор. 1989.
16. Нестьев И. Звезды русской эстрады. Советский композитор. 1970.
17. Платек Я. Верьте музыке. Советский композитор.1989.
18. Поэзия «серебряного века».Т1. Дрофа. Вече. 2002.
19. Райкина М. «Дар, который не нужен». Журнал «Огонек»
№ 22 – 1989.
20. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века» М. Просвещение.1996.
21. Ром – Лебедев И. От цыганского хора к М. Искусство. 1996.
театру «РОМЭН».
22. Савченко Б. А. Кумиры забытой эстрады. М. Знание. 1992.
23. Цветаева М. Стихотворения, поэмы. М. Правда. 1991.
24. Эстрада России. Энциклопедия М. РоссПЭН. 2000.
ВАРИАНТ КОНСПЕКТА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ: «ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВА
ВЕРТИНСКОГО».
Звучит в записи песня Александра Вертинского «Сумасшедший шарманщик» в исполнении Олега Погудина.
Учитель обращает внимание учащихся на последние слова песни: «Эти песни не сможешь забыть! Никогда! Никогда!»
Учитель: Действительно, услышав хоть раз песни Вертинского, их трудно забыть: они могут нравиться, могут не нравиться, но равнодушных не остается.
Песни Вертинского становились явлением большого искусства, привлекали к себе внимание в основном благодаря собственной интерпретации артиста. Мы говорили с вами о том, что создавая музыкальный образ, Вертинский использовал не только голосовые возможности, но и мимику, жесты. Это делало его неподражаемым исполнителем. Однако, и при жизни артиста, и после его смерти находились люди, которые пытались исполнять песни Вертинского, подражая его манере исполнения: они старательно сохраняли манеру подачи каждого слова, воспроизводили его фразировку, тембр, смысловые акценты. Но впечатление, как правило, оказывалось очень слабым. А уж говорить о воспроизведении мимической и пластической техники Вертинского и вовсе не приходится: имитаторы даже не пытаются ее передать или повторить.
Как ни странно, более удачны бывают именно пародии на артиста. Один из секретов его искусства как раз в том и состоял, что оно находилось на грани самопародии. В поздние годы своего творчества Александр Николаевич нередко сам себя пародировал – свою известную песню «Мадам, уже падают листья», которую он исполнял с нежной лиричностью, «осенним» настроением, Вертинский впоследствии пел с насмешливой издевкой.
Послушайте, пожалуйста, фрагмент этой песни и подумайте, почему именно эту песню артист выбрал для того, чтобы переосмыслить, спеть по – новому?
Слушание песни Вертинского «Мадам, уже падают листья» (фрагмент).
При ответе на поставленный вопрос, следует обратить внимание на содержание песни, которое само приводит исполнителя к интонациям насмешки, издевки: «Вас слишком испортила слава. А впрочем…Вы ждите…Приду…». Аккомпанемент припева передает интонации насмешки, издевки.
Учитель: В наше время некоторые исполнители берут на себя смелость обратиться к творчеству Вертинского, но все – же они пошли не по пути подражательства. Так Борис Гребенщиков, исполняя некоторые песни Вертинского, придерживается все – таки своей собственной манеры исполнения с характерным «подвыванием». Это слово может быть не очень красиво звучит, но на мой взгляд очень точно характеризует его манеру исполнения. Сейчас мы послушаем фрагмент песни «За кулисами» в исполнении Гребенщикова, попробуйте подобрать свои слова для характеристики его манеры исполнения.
Звучит фрагмент записи песни «За кулисами» в исполнении Б. Гребенщикова.
Учащиеся дают свою характеристику пению Б. Гребенщикова.
Учитель: Если у Гребенщикова песни Вертинского – это всего лишь фрагмент творчества, то вот у Олега Погудина – это цель творчества, это жизнь. Имя этого молодого исполнителя становится известным в начале 90 – ых годов, хотя уже в 11 лет Олег стал солистом детского хора Ленинградского радио и телевидения. В 1990 году Погудин заканчивает с отличием Государственный институт Театра, Музыки и Кинематографии им. Черкасова. Три года работал актером в Санкт – Петербургском Большом Драматическом театре им. Горького.С 1993 года Олег начинает активную концертную деятельность и именно с этого момента слушателям начинает раскрываться в полной мере весь вокальный и артистический талант Олега Погудина.
В его репертуар входят самые различные произведения, которые объединены в тематические программы: «Русский старинный городской романс», «Народные песни». Но особое место в творчестве артиста занимают монографические программы, посвященные памяти известных исполнителей отечественной эстрады. Среди них и программы, посвященные А. Вертинскому. В 1990 году Погудин представляет публике оригинальную программу «Я – артист!» по песням Вертинского. Позднее, в 1998, выходит альбом под названием «Можно мне вас тихонько любить…» В самом начале нашей встречи мы услышали песню из этого альбома «Сумасшедший шарманщик». А в 2000 году Погудин выпускает еще один альбом из песен Вертинского под названием «Панихида хрустальная». Предлагаю вашему вниманию песню из этого альбома «То, что я должен сказать». Вслушайтесь внимательно в эту песню, на мой взгляд она сегодня очень современна и актуальна.
Слушание песни Вертинского «То, что я должен сказать» в исполнении
Олега Погудина.
Учитель: Как вы думаете, почему песня, написанная почти 100 лет назад, звучит сегодня очень актуально?
Учащиеся должны обратить внимание на содержание песни: тема бессмысленной войны, трагических смертей, всеми забытые солдаты.
Учитель: Что вы можете сказать о манере исполнения молодого певца, что интересного вы услышали в его голосе?
Обратить внимание учащихся на мягкий, «бархатистый» голос, пение как исповедь, искренность интонаций.
Учитель: Многие современные музыкальные критики отмечают, что манера исполнения Погудиным песен Вертинского во многом не похожа на оригинал. Если Вертинский всегда объединял голос, мимику и жесты, то Погудин избегает внешних эффектов, Направляя внимание слушателя в первую очередь на содержание произведения, его смысловое ядро. Предлагаю вам самим проникнуться настроением песни «То, что я должен сказать» и разучить 1 – ый куплет. Вспомните о тех войнах, которые тои дело вспыхивают в разных концах земного шара, о молодых солдатах и попробуйте передать все это в пении.
Разучивание 1 – го куплета песни «То, что я должен сказать».
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько фотографий Олега Погудина и обратите внимание на выражение лица артиста, на его взгляд и почувствуете, что Погудин «живет» музыкой, теми образами, в которые вживается. Не зря слушатели отмечают свойственную певцу одухотворенность и искренность исполнения. Послушайте в исполнении певца фрагмент еще одной песни.
Звучит фрагмент песни Вертинского в исполнении Олега Погудина (песня по выбору учителя).
Учитель: Своим творчеством Олег Погудин доказал, что вокальные жанры, традиционно считавшиеся камерными, могут иметь успех на самых крупных сценических площадках, собирая многотысячную аудиторию. Все это нашло подтверждение в тех званиях и наградах, которые, не смотря на довольно молодой возраст, уже имеет Погудин: в 1997 году он был удостоен звания: «Глас Ангельский России» и награды «Ангел Трубящий», в 1999 году Погудин становится лауреатом Царскосельской художественной премии «За постижение души русского романса». Обратите внимание, что и здесь отмечена одухотворенность исполнения певца. Ну и в последние годы за ним закрепилось звание «Серебряный голос России».
Несомненно, творчество Олега Погудина одно из самых ярких и знаковых явлений современной культуры России, которое продолжает исторические и культурные традиции предшественников.
Слушание песни Вертинского в исполнении Олега Погудина (по выбору учителя).
ВАРИАНТ КОНСПЕКТА ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЖАНР ПЕСЕНКИ В ТВОРЧЕСТВЕ
АХМАТОВОЙ И ВЕРТИНСКОГО».
В начале занятия учащиеся делятся на 2 группы. Для каждой группы распечатаны песни Вертинского с нотами (например «Маленький креольчик», «Минуточка» и т. д.) и «песенки» Ахматовой (например «Я на солнечном восходе», «Застольная», «Прощальная» и т. д.).
Учитель: Продолжая разговор о творчестве А. Вертинского и поэтов «серебряного века», мы сегодня остановим свое внимание на поэзии Анны Ахматовой. Посмотрите, пожалуйста, на тексты тех стихов Ахматовой, которые имеются у вас на столах. Обратите внимание на их жанр. Каким образом эта сторона творчества Ахматовой перекликается с творчеством Вертинского?
Учащиеся должны выявить один жанр – песенка.
Учитель: Действительно, вспомните, как сам Вертинский называл многие свои песни? (Печальные песенки). Вот и у Ахматовой возникает этот жанр. Сегодня нам предстоит разобраться в том, какой смысл вкладывали оба творца в это слово «песенка», какие произведения называли этим словом? Похожи ли песенки Вертинского на песенки Ахматовой?
Сейчас я предлагаю вам проанализировать стихотворный текст песенок Вертинского и Ахматовой. Обратите внимание на лексику, строение строки, на содержание, объем стихотворений. Сравните их между собой.
Скорее всего, с песенками Вертинского учащимся будет справиться легко, т. к. у них было практическое занятие по теме «Песенки печального Пьеро». В них следует обратить внимание на уменьшительно – ласкательную лексику, на длинную строку, которая, однако, дробится на мелкие фразы. В песенках Вертинского всегда целая история, рассказ о конкретном герое, чья – то судьба и достаточно большой объем, не смотря на название «песенка» (подразумевается маленькое произведение).
Анализируя песенки Ахматовой, следует обратить внимание на следующее: использование устаревших слов, просторечий, короткая, но «единая», «широкая» строка, в которой чувствуется сила, мощь. Это рассказ всегда о себе (использование личных местоимений «я», «ты», «мы»). Объем стихов достаточно небольшой (оправдывает жанр «песенки»), частое использование междометий для создания интонаций плача, вздоха.
Учитель: Какой из этого можно сделать вывод, одинаковое или разное значение имеет слово песенка у Ахматовой и Вертинского?
Значение этого слова у Ахматовой и Вертинского разное.
Учитель: Давайте обратимся с вами к смыслу, содержанию этих песенок, какие чувства, мысли, настроения выражаются в них, для кого они и о ком?
У Вертинского ощущение интимности, чувства очень личные. Песенки о ком –то близком, каждый герой как родной человек. Присутствуют интонации шепота, как будто на ушко. Иногда даже возникает ощущение слащавости, жеманности. У Ахматовой казалось бы тоже что-то очень личное, потому, что всегда о себе. Но это подается очень широко, как – будто для всех, для всего мира. Идет рассказ о горе и страдании, используются интонации причитания и плача.
А сейчас я попрошу вас обратиться к нотным записям песен Вертинского. Послушайте фрагменты этих песен и постарайтесь проследить за ними по нотам. Как стихи интерпретированы в музыке?
Слушание фрагментов некоторых песенок Вертинского (по выбору учителя или например «Минуточка», «Маленький креольчик»).
Учащиеся должны постараться услышать и увидеть в нотной записи следующие особенности: большое количество пауз, частые нисходящие интонации, большое количество фермат (если учащиеся не знакомы с этим знаком, учитель сам обращает на него внимание), короткие музыкальные фразы, звучание мелодии на одной или близлежащих нотах. Все эти особенности и создают ощущение личного, интимного (можно использовать и такие эпитеты как слащавый, пряный, пикантный, жеманный).
Учитель: Если бы вам пришлось сочинять песню на стихи «песенок» Ахматовой, в стиле какой музыки она бы у вас звучала - композиторской или народной и почему?
Конечно народной, потому – что, та широта, с какой Ахматова подает свои песенки, интонации причитания дают полное право говорить о том, что песенки Ахматовой близки народной песне. У поэтессы ее песенки становятся как бы музыкально – поэтической формой.
Учитель: Попробуйте прочитать хотя бы несколько строк из этих песенок и вы убедитесь, что они не просто читаются, а как бы поются.
Учащиеся по желанию пробуют прочитать несколько строчек из любой песенки Ахматовой.
Учитель: Мы с вами увидели и услышали, что Ахматова и Вертинский по-разному осмысливали слово «песенка». У Вертинского – это призрачный мир мечты, грез, чего-то личного, интимного. А у Ахматовой это личное горе становится всеобщим, близким простому народу. Не зря Осип Мандельштам говорил про Ахматову: «…литературный словарь поэта…позволяет в … русской даме 20 века угадывать бабу и крестьянку».
Но и Вертинский и Ахматова, каждый в своем искусстве, наполнили этот жанр новым содержанием, вдохнули в него новую жизнь.
Закончить нашу встречу я предлагаю исполнением одной из песен Вертинского (по выбору учителя или учащихся).
Исполнение песни А.Вертинского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Серебряный век русской поэзии» программа элективного курса
Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтов русского модернизма: декадентов, «старших символистов», «младосимволистов», акмеистов, футуристов...
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Программа элективного курса " Серебряный век русской поэзии"
Программа «Серебряный век русской поэзии» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступитель...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Адаптированная программа элективного курса «Глобальный мир в XXI веке» для учащихся 11-х классов
Элективный курс посвящен современному миру - глобальному миру XXI века. Первый век третьего тысячилетия прошел короткий путь - менее 20 лет, но за это время уже случилось многое и очень важное, п...
Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.
Предметом изучения данного курса является изучение фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века, прочтение произведений серебряного века с точки зрения отражения...