Метод словесной импровизации: сочинение на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему
План реализации метода "музыкальное сочинение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методика преподавания музыки | 18.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Л.В.Желтикова
учитель музыки
Метод словесной импровизации: сочинение на уроке музыки
Возможность изложения в каком-либо литературном жанре продукта восприятия музыки присутствует во всех современных методиках музыкального воспитания, однако на практике реализуется достаточно редко. Это связано как с психолого-возрастными особенностями учащихся, так и с социальными реалиями.
Основной проблемой сегодняшнего поколения, выросшего в контексте компьютерной субкультуры, является неумение свободного словесного изложения эмоций с помощью русского литературного языка. Кроме того, имеются и возрастные особенности, усугубляющие сложности «перевода» языка музыки на литературный язык.
В 5-х классах превалирует комплекс предвосхищения правильного ответа, «ожидаемого результата». При этом социально-психологическая база остаётся на уровне начальной школы и репродуцирует в основном образы примитивно-бытовые, либо сказочные, фантастические, в основном сформированные иноязычной кинематографической культурой. Отсюда литературные ассоциации, навеянные, как правило, американскими мультфильмами. В особо «тяжёлых» случаях используются образы фильмов-ужасов.
6 класс демонстрирует некоторый уровень критичности. Активно расширяется кругозор, обозначаются социальные приоритеты. Спектр образности литературных композиций начинается с уровня бытовых констатаций и простирается до художественно-философских умозаключений. Восприятие многочастных форм воплощается в сюжетные сочинения с обозначениями конфликтов между героями и характеристиками их взаимодействия.
Семиклассники редко откликаются на предложение «посочинять», так как в большинстве своём уже утратили или не имели способности к эмоциональному, ассоциативному представлению музыкального произведения. Но и аналитический способ мышления ещё не выработан.
Итак, есть музыкальное произведение: Ф.Шопен баллада № 1 и четыре класса в шестой параллели. Заранее договариваемся, что фиксируются только оценки выше «3».
класс | уч-ся | сдавшие сочинение | «6» и «5» | «4» | без оценки |
6 «а» | 24 | 10 | 8 | - | 2 |
6 «б» | 28 | 12 | 10 | - | 2 |
6 «в» | 24 | 15 | 1 | 4 | 10 |
6 «г» | 25 | 12 | 2 | - | 10 |
Результат неоднозначен:
- только лишь примерно половина учащихся сдали свои сочинения на проверку учителю, надеясь на положительную оценку;
- в 6 «а» и «б» уровень самооценки оказался реальным: (18 к 4),
- в 6 «в» и «г» уровень самооценки сильно завышен (7 к 20).
Почему так мало учащихся выполнили предложенную работу? Почему такая разница в самооценке учащихся? Это вопросы скорее психологического плана.
Важно определить:
- насколько применим данный метод в учебной программе,
- как интерпретировать участие\неучастие в выполнении задания учащимися,
- как использовать полученный результат в диагностике коммуникативных УУД на уроках музыки.
План реализации метода «Музыкальное сочинение»
Подготовительный этап:
- информационное погружение;
- осознание учебной задачи;
- договор об условиях оценки.
Этап восприятия:
- восприятие произведения через восприятие степени конфликтности музыкальных образов,
- осознание тематического развития,
- фиксация результата конфликта, осознание идеи, художественного смысла произведения.
Этап литературного осмысления:
- одновременно с музыкальным восприятием фиксация собственных литературных ассоциаций,
- корректировка текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.
Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкрет...
Использование метода художественно-педагогической драматургии на уроках музыки
Данный метод помогает учителю сделать урок не только познавательным, но и интересным и увлекательным. Уроки, публикуемые на моём сайте составлены согласно данному методу....
Методы развития образного мышления на уроках музыки
Для работы молодому учителю...
Современные методы и приемы обучения на уроках музыки.
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильност...
Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.
В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения &mda...
Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС
Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС...
Методы и приемы обучения на уроках музыки
Методы и приемы обучения на уроках музыки...