Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС
методическая разработка по музыке

Кутья Наталья Николаевна

Методы и приёмы обучения на уроках музыки, согласно ФГОС

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приемы обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.         

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения — высоконравственного, думающего, действующего, способного ставить и достигать цели. Поэтому возникает необходимость изменить формы, методы и принципы обучения учащихся. Уроки музыки так же необходимо вести в новом ключе. В связи с этим, целью данной работы является анализ методов обучения учащихся и разработка новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Проанализировать и обобщить учебно-методическую литературу, освящающую вопросы педагогических методов обучения.
  2. Проанализировать и обобщить музыкальные методы, существующие в музыкальном образовании.
  3. Составить комплекс новых приемов обучения, возможных в использовании на уроках музыки с примерами.
  4. Разработать методические рекомендации для использования новых приемов обучения на уроках музыки.

Метод — это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение комплекса задач учебного процесса.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность.

Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.

На уроках музыки могут широко использоваться методы активного слушания, позволяющие:

  • выявить сходство и различия музыкальных произведений;
  • сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;
  • сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;
  • перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;
  • перевести содержание музыки в рисунок;
  • отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);
  • анализировать музыкальные произведения;
  • вокализация инструментальных произведений;
  • драматизация музыки (инсценировка).

Можно выявить следующие виды деятельности на уроке музыки:

  • слушание музыки;
  • пение;
  • музыкально - пластическое движение;
  • инструментальное музицирование (игра на музыкальных инструментах, импровизация);
  • драматизация музыкальных произведений.

Сами уроки музыки, либо концерт, фестиваль, конкурс могут строиться по законам музыкальной драматургии: иметь вступление, кульминацию, коду или строиться по законам музыкальной формы: двухчастная, рондо, трехчастная, вариации и т. д.

Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно - деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для их достижения. Системно — деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет.

 Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету?

Существуют методы стимулирования и мотивации:

  •  мотив познавательного интереса, возникающий при использовании познавательных игр, учебных дискуссий, при создании ситуаций эмоционально - нравственных переживаний, ситуаций успеха, опоры на полученный ранее жизненный опыт и познавательную новизну;
  • мотив долга в учении, который строится на убеждении учеников в значимости учения, предъявления требований и приучение к их выполнению, поощрения или порицания и т.д.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно - образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности. Ведущими современными педагогами были разработаны приёмы и техники, способствующие внедрений технологий деятельностного подхода на уроке. Селиховой Т.Ю. был разработан конструктор урока, позволяющий плодотворно организовать учебную деятельность учащихся. В данной методической работе я хочу привести примеры использования некоторых известных приёмов и техник ТРИЗ И ТРКМ на уроках музыки.

1. Прием «Необъявленная тема»

Ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.

Пример 1. Учитель: Мы начинаем изучать новую тему, но я не буду её объявлять. Она будет моей загадкой. В течении урока вы сами попытаетесь её разгадать. (Учитель ставит вместо темы — вопросительный знак) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока.  (Тема урока: «Музыкальные инструменты» 2 кл.)

Пример 2. Дети входят по звучание музыки (р.н.п. «Светит месяц» в исполнении оркестра р.н.и.)

Учитель: Вы сейчас зашли под музыку, определив состав ее исполнителей, вы можете назвать тему урока.  (тема урока: «Оркестр русских народных инструментов» 4 кл.)

2.  «Угадай пропущенное в теме урока», (альтернатива приему «Необъявленная тема»)

Пример 1. (Тема урока: «Мелодия - душа музыки» 3 кл.)

На доске запись: « _____ - душа музыки», в течении урок попытайтесь ответить, что является душой музыки.

Пример 2. (Тема урока: «Композитор — имя ему народ» 4 кл.)

На доске запись: «Композитор - имя ему ___________», в течении урока вы должны догадаться, какое слово пропущено.

3. «Нестандартный вход в урок»

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Пример 1. (Тема урока: «Музыка на мольберте»5 кл.)

Учитель: Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему «Музыка на мольберте».  

4.  «Ассоциативный ряд»

К теме урока дети называют слова — ассоциации. (Тема урок: "Балет")

  • балерина
  • оркестр
  • танец
  • театр
  • музыка

Учитель: давайте дадим определение понятию балет.

5. «Ассоциативный ряд» (наоборот).

Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему.

Пример 1. Учитель выписывает на доске слова:

  • спектакль
  • декорации
  • хор
  • оркестр
  • солист

Учитель: Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока назовите её. (Тема урока: "Опера".)

Учитель: дополните ассоциативный ряд.

Дети: дирижер, костюмы, и т.д.

Учитель: давайте дадим определение понятию опера. Опера — музыкальный спектакль в котором действующие лица поют хором или сольно, в сопровождении оркестр, управляемого дирижером.

6. «Цепочка»

Ученики класса стоят у своих мест. Учитель просит по цепочке каждого ученика назвать по одному музыкальному инструменту (композиторов, музыкальные жанры, и т.д) Тот, кто назвал верно - стоит, кто ошибся, повторился или не смог ответить — садится.

Прием можно использовать в начале урока, как разминку.

7. «Похлопай — потопай» или «Да — нет»

Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.

Например:

  1. «Снегурочка» Римского — Корсакова — это балет;
  2. Черномор — герой оперы «Садко» Римского-Корсакова;
  3. Оперу «Орфей и Эвридика» написал Виллибальд Глюк;
  4. Барабан — духовой музыкальный инструмент и т. д.

8. «Встать — сеть - похлопать»

Учитель договаривается с учениками, что:

Пример 1. если они услышат от учителя инструменты симфонического оркестра — дети встают, если народного — садятся, если в двух оркестрах - хлопают.

Слова: скрипка, виолончель, барабан, гусли, арфа и т.д.

Пример 2. если учитель назовет группу струнных инструментов - дети встают, если ударных — хлопают, духовых — садятся.

Пример 3: если учитель называет русских, зарубежных, татарских композиторов - дети встают, садятся или хлопают.

9. «Покажи»

Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

10. «Выбери ответ»

В разных концах класса вывешивается 2 или более пройденных понятия.

Детям в классе индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.

Пример 1: надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.

Карточки у детей:

П.И. Чайковский «Щелкунчик»;

М. Коваль «Волк и семеро козлят»;

Н. А. Римский-Корсаков «Руслан и Людмила»; и т. д.

Пример 2: Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка.

Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.

11. «Найди пару»

Детям раздаются карточки на одной вопрос, на другой — ответ. В течении определенного времени дети должны найти друг друга.

Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений, и т.д.

Например: 1 карточка «Александр Невский», 2 карточка — С.С. Прокофьев,

3 -Ж.Бизе, 4 - «Кармен», и т. д.

Можно усложнить задание «Найди тройку» - к данным авторам и их произведениям добавить жанры — кантата, балет.

12. «Светофор» или «Смайлик»

Для этого приема дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зеленого и веселым лицом.

Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

13. «Создай паспорт»

При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента.

14. «Синквейн»

Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова «пять») - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Правила составления синквейна:

Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема;

 Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке;

Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке;

Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм;

Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.

Например:

Музыка

Инструментальная, вокальная

Звучит, играет, слышится

Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.

Искусство

15. Таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- музыку к «Щелкунчику» написал композитор Чайковский;

- "Щелкунчик» написан в жанре балета;

- в основу положена сказка.

- кто автор сказки «Щелкунчик»

- как раскрываются герои сказки в музыки

17. РАФТ:

Р – роль (житель земли)

А – аудитория (кому пишете – инопланетянам)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Вторая жизнь песни» ( 5 класс)

Учитель предлагает написать небольшой рассказ от имени жителя планеты инопланетянам о том, то такое песня и как у нее может появиться второй жизнь.

Ученики составляют, записывают и зачитывают свои рассказы.

Методические рекомендации

 Выбор методов и приемов обучения зависит от целей, задач и этапов урока, их можно использовать в индивидуальной работе, но эффективнее их использование в парной и групповой работе.

Приемы «Необъявленная тема», «Нестандартный вход в урок», «Угадай тему урока», «Ассоциативный ряд» рекомендуется применять в начале урока для заинтересованности учащихся, вовлечения их в деятельность и создания позитивной мотивации к учению.

Для актуализации знаний учащихся подойдут такие приемы, как «Похлопай — потопай» или «Да — нет», «Найди пару», «Цепочка», «Выбери ответ».

 Помогут решению учебных задач приемы «Создай паспорт», таблица ЗХУ.

«Светофор» поможет учителю оценить знания учащихся,если они при ответах других детей будут показать зеленый свет светофора, если ученик согласен с утверждением или красный — если не согласен.

На этапе рефлексии дети с удовольствие используют творческий прием «Синквейн», РАФТ.

Важно помнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приема и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями.

Одно из главных условий обучения — это доброжелательная, комфортная среда на уроке, где учитель поддерживает учеников и в классе присутствуют партнерские отношения между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой. Заинтересованность учителя, его стремление к усовершенствованию учебной деятельности — залог успеха!

Список использованной литературы:

  1. Методика музыкального воспитания в школе, Дмитривева Л.Г., Черноиваненко Н.М., Москва 1998 г.
  2. Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977
  3. Синквейны HTTP://BAGANOVA22.RUSEDU.NET/POST/4126/56076
  4. Таблица - конструктор https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка...

Современные методы и приёмы обучения на уроках истории и обществознания.

Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания....

«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказа...

Современные методы и приемы обучения на уроках музыки.

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильност...

Применение новых методов и приемов обучения на уроках музыки, согласно реализации ФГОС.

В связи с введение в область образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) перед учителем ставятся новые цели образования — воспитание ученика нового поколения &mda...

Методы и приемы обучения на уроках музыки

Методы и приемы обучения на уроках музыки...