программа по музыке 5 класс фгос
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа по музыке в соответствии с ФГОС по музыке 5 с УУд, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Очень ценный материал на будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_rab._progr.docx | 62.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 5 класс (35 час.)
№ п/п | Тема и тип урока (страницы учебника) | Основное содержание. Решаемые проблемы. Учебно-творческое задание | Планируемые результаты | Дата План/факт | ||
Кол.час. | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | 5б 5в 5г | ||
Раздел 1. Музыка и литература – 17 часов | ||||||
1/1 | Что роднит музыку с литературой | П. Чайковский Симфония№40 Э.Григ сюита «Пер Гюнт»-фрагменты Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Учащиеся в опоре на имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт ищут ответы на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что роднит их между собой. Задания: вспомнить знакомые песни, романсы, мелодии которых неразрывно связаны со словом, а также стихи, рассказы, сказки, со страниц которых «звучит» музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. | Знать: что роднит музыку Научатся понимать, что литература дает жизнь огромной области музыкального искусства объяснять что общие контуры мелодий выразительно произнесенного и спетого текста похожи. отмечать их лаконично - выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать разнообразные интонации, уметь отличать народную музыку от композиторской, , русскую музыку от зарубежной, старинную от современной. видеть что единым стержнем искусств является интонация. | Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, пользоваться справочной литературой. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. | Ценностное отношение к народной культуре. Оценка результатов деятельности. | |
2/1 | Вокальная музыка Исследовательский проект «Музыка в моей семье» | С.Рахманинов «Вокализ», Концерт №3. Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи; развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся. Задания: подготовить проект | Знать: вокальная музыка, распространенный жанр музыкально-литературного творчества - песня Научаться: Понимать и объяснять сходство и различие между литературной речью и музыкальной. Раскрывать как мелодия, ритм, ладовая окраска, характер сопровождения, форма раскрывают содержание и эмоциональный строй стихотворного текста. Определять и характеризовать особенности того или иного вокального жанра и характерного для него образного строя. Находить общее и различное в музыкальной речи и литературной. | Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, пользоваться справочной литературой. Коммуникативные – освоение диалоговой формы общения. Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии | |
3/1 | Песня русская в березах, песня русская в хлебах | Углубление темы «Вокальная музыка», знакомство с различными жанрами русской народной песни, формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Задания: разучивание народных песен | Знать:жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные,хороводны Научаться: выявлять особенности каждого жанра. Сравнивать и называть жанры народных песен Осознавать и объяснять связь песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Сравнивать, сопоставлять старинные народные обычаи, обряды. Понимать: что народные песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа. | Познавательные - быть внимательным, уметь находить частное и общее, сопоставлять, строить рассуждения, анализировать и делать выводы, пользоваться справочной литературой. Коммуникативные – сотрудничать в группе, оказывать помощь Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения. | Целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии. Готовность к сотрудничеству, практические навыки взаимодействия | |
4/1 | «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…» | А.Варламов, А.Рубинштейн-«Горные вершины» Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе Задания: учащиеся представив себя в роли композитора, дают словесную характеристику воображаемой инструментальной музыке к прозе Тургенева и пытаются напеть (импровизировать) мелодию на стихи Лермонтова. | Знать: романс, дуэт, музыкальная форма. Научаться: определять жанр романса, слышать неповторимость художественного образа каждого романса. Сравнивать, находить особую интонацию голоса, темпа, динамики, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы. Рассуждать смысле, заложенного в стихах и в музыке. Понимать значение поэзии и ее неразделимости с музыкой. Отмечать характерные черты, свойственные романсам. | Познавательные – выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов Коммуникативные – формулирование своего мнения и позиции. Регулятивные – способность организовывать свою деятельности, принимать её цели и задачи, выбирать средства реализации этой цели и применять их на практике. Грамотно пользоваться речью при формулировании своего мнения и затруднений при решении учебной задачи. | Уважительное отношение к культуре своего народа. Ценностное отношение к природе и искусству и жизни в целом | |
5/1 | Фольклор в музыке русских композиторов. | А.Лядов «Кикимора».
Познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой – произведениями программной инструментальной музыки (Симфонической сюитой и симфонической миниатюрой) и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов). Задания: прочитать в учебнике русское народное сказание, записанное фольклористом И.Сахаровым, и поразмышлять о том, какую музыку они бы сочинили на этот сюжет | Знать: народное сказание, симфоническая миниатюра. Научаться: давать характеристику природы, действующих лиц сказа, выбирать тембры музыкальных инструментов оркестра. Анализировать и понимать Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору передать сказочные образы и события. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные – обращаться за помощью к учителю и одноклассникам Регулятивные – размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; . | Эмоционально-нравственная отзывчивость, развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; | |
6/1 | Что за прелесть эти сказки | Н.Римский-Корсаков «Шехеразада» Осмысление понятия «программная музыка», постижение национального колорита музыки Востока в творчестве русских композиторов. Задание: послушать вступление симфонической сюиты, определить чьи портреты нарисовала музыка, выявить особенности восточного колорита, характеризующие Шахриара и Шехеразаду. | Знать: программная музыка, симфоническая сюита Научатся: определять национальный колорит музыке, ее принадлежность к той или иной эпохе. Понимать и анализировать национальный стиль музыки (где представлена русская музыка, а где- восточная) Соотносить особенности музыкальных образов героев Объяснять какую картину нарисовала музыка, сколько в ней эпизодов, чем они отличаются друг от друга. Осознавать ,что музыка своим языком «рассказала» сказку Найти родство музыкальных и изобразительных интонаций, которое заключается в затейливости и причудливости восточных образов. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Уважительное отношение к культуре своего народа | |
7/1 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | «Песня венецианского гондольера» Ф.Мендельсон, «Баркарола» П.Чайковский. Углубить представление учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола, как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой. Задание: спеть мелодии известных вокализов и песен без слов, определить общее, что их объединяет, и в то же время своеобразие каждого из них, прочитать стихотворение «Венецианская ночь» И.Козлова, подобрать определения, передающие это эмоциональное состояние, сравнить стихотворения И.Козлова М.Лермонтова, найти что их сближает и отличает друг от друга. | Знать: вокализ, песня без слов, баркарола Научатся: через пластическое интонирование, вслушиваясь в музыку, мягкими движениями рук по вертикали «исполнять» размеренные аккорды сопровождения. Понимать и анализировать образный строй лирических песен без слов Соотносить настроение романсов с настроением картины «Итальянский пейзаж» А.Мордвинова, который создает атмосферу, созвучную музыкальным образам. выражать свои мысли о прослушанной музыке | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи, пользоваться справочной литературой, выделять и систематизировать нужную информацию . Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Уважительное отношение к культуре своего народа. | |
8/2 | «Вторая жизнь песни» Исследовательский проект«Как музыка воздействует на нас» | П.Чайковский «Концерт №1», С.Рахманинов «Светлый праздник», соч. Грига, Шопена Углубить представление учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыке; познакомить с современными интерпретациями классической музыки. Задание: подготовка к защите проекта | Знать: интерпретация, обработка, трактовка Научатся: сопоставлять разные образы, находить новые грани этих образов, сравнивать внешний облик действующих лиц музыки и живописи. Находить многогранность художественных образов, художественных переживаний. Отмечать в них душевное состояние человека Понимать и объяснять тему красоты, ожидания, желания заглянуть в будущее и в живописном полотне, и в музыке. Уметь: находить основные приемы развития музыки в трактовке композитора | Познавательные – выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Уважительное и ценностное отношение к культуре своего народа, эмоционально-нравственная отзывчивость на явления народной культуры | |
9/2 | Всю жизнь мою несу я родину в душе… | В.Гаврилин «Перезвоны» Г.Свиридов «Снег идет». Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.А.Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В.М. Шукшина и близкий по образному, музыкально-поэтическому языку народной музыке, и с кантатой «Снег идет» Г.В.Свиридова на стихи Б.Л.Пастернака Задание: послушать фрагменты из симфонии, напеть мелодию знакомой Вечерней музыки», рассмотреть картину И.Шишкина «Полдень», спеть мелодии хора «Славься!» М.Глинки, передать в движении характер «Великого колокольного звона» М.Мусоргского. | Знать: программная симфония, симфония-действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. Научатся: определять средства музыкальной выразительности, подчеркивающие характер каждой части. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения колокольных звонов, о значении молитвы в жизни человека. Сравнивать, оценивать форму симфонии-действа, индивидуальность композитора в обращении к народно-песенному искусству России. Распознавать и называть виды колокольных звонов, средства выразительности, которые роднят музыку и живописные полотна: мелодия- рисунок, линия, ритм, лад-краска, тембр-колорит, форма-композиция. Понимать: что колокольность не только неотъемлимая черта музыки русских композиторов, но и характерное свойство русской музыки вообще. Привлечь внимание: к значимости музыки в жизни человека, к тому, какую большую роль она играет в творчестве писателей и поэтов, а также к ее национальному своеобразию. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, использовать знаково-символические средства для решения творческой задачи. Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Уважительное и ценностное отношение к культуре своего народа, эмоционально-нравственная отзывчивость на явления народной культуры | |
10/2 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Соч.Шопена, «Реквием» Моцарта Освоение учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов, писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов – Ф.Шопена и В.А.Моцарта. Задание: вспомнить и послушать знакомые сочинения Шопена, Моцарта, раскрыть произведения разных жанров, помочь учащимся открыть бесконечное многообразие чувств, многогранность характеров этих композиторов. | Знать: лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки, серенада для струнного оркестра, реквием. Научатся: Понимать, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Сравнивать, оценивать взаимовлияние и взаимодействие музыки и литературы, Наблюдать за развитием сюжета, вслушиваться в их звучание, внутреннюю музыкальность сюжета. Определять интонации, характеризующие образный строй музыки. Уметь сопоставлять поэтические, музыкальные образы, а также образы картин. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; | |
11/1 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера | Фрагменты из опер Глинки «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» Более подробно познакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы, а также с исполнителями. Задание: послушать вступление к опере «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, песни Садко и колыбельную Волховы, симфонический эпизод «Появление лебедей и их сказочное превращение, песни заморских гостей, всмотреться в картины русских художников, подобрать литературные фрагменты к каждой из них. | Знать: опера, либретто, ария, песни, инструментальные темы, музыкальный портрет. Научатся: выявлять сходство и различия музыкальной речи героев, характера мелодии и сопровождения, звучание симфонического оркестра. Сравнивать музыкальный и живописный образ Осознавать, что в опере-былине изображена русская народная старина, затронуты темы единения человека и природы, человека и искусства, исторического прошлого. Осваивать навыки ансамблевого пения, сознательно регулировать, контролировать, выстраивать хоровое звучание в единстве с сопровождением. Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Способность эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку музыкальным произведениям | |
12/1 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет | Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Вальс снежных хлопьев, Вальс цветов, сцена битвы. Продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров – Г.Улановой, М.Плисецкой, Е.Максимовой, В.Васильева, Ю.Григоровича. Задание: вспомнить литературные произведения, которые лежат в основе знакомых балетов, пластическое интонирование и пропевание основных тем балета, слушание его фрагментов в записи. | Знать: развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца Научатся: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, следить за симфоническим развитием музыки. Понимать симфоническое развитие музыки балета, что балет – искусство синтетическое. Выявлять в чем заключается развитие образов в балете, какие средства музыкальной выразительности приобретают в балетной музыке особое значение: мелодия, ритм, тембры инструментов, темп, динамика. Формировать представление о том, как музыка создает определенный образ танца и характерный образ того или иного героя. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
| |
13/1 | Музыка в театре, кино, на телевидении | Э.Григ «Пер Гюнт», Г.Гладков «Бременские музыканты» Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Задание: вспомнить знакомые мелодии из фильмов, повторить фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и предложить учащимся восстановить сюжет пьесы, пение основных тем разных частей, пластическое интонирование музыки, повторить или разучить несколько песен из кинофильмов и мультфильмов, в которых музыка играет важную роль. | Знать: литературный сценарий, музыкальный фильм. Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Осознавать значение музыкального тембра для выражения эмоционального начала и характеристики героев и событий. Формировать представление о динамике развития кинообразов, о коротком дыхании кинематографических фраз. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; | |
14/1 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | Мюзикл «Кошки» Э.Л.Уэббер Познакомить учащихся с жанром мюзикла, выяснить особенности мюзикла, его истоки. Задание: разучить отдельные номера мюзикла, разыграть отдельные сцены | Знать: историю возникновения мюзикла, чем мюзикл отличается от оперы. Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов Понимать особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла. Осознавать, что музыкальный язык и манера исполнения в мюзикле отличаются от манеры исполнения в опере. Уметь находить эти отличия. | Познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач Коммуникативные – обсуждать и анализировать работы свои и одноклассников с позиций творческих задач определенной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения, формировать собственную позицию. Регулятивные – соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач. устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; | |
Раздел 2. «Музыка и изобразительное искусство» - 18 часов. | ||||||
15/1 | Что роднит музыку с изобразительным искусством? Исследовательский проект «Русская природа в поэзии, музыке и живописи». | Выявить многосторонние связи между музыкой и изобразительным искусством, используя опыт общения школьников с произведениями изобразительного искусства. Помочь ребятам почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение. Задание: подготовка к защите проекта | Знать: определение сюиты. Уметь: выявлять средства выразительности, колорита, композиции и т.д. сопоставление музыкальных и художественных образов. эстетически оценивать произведения музыки и живописи. Объяснять, что значит внутренний слух и что такое внутреннее зрение. Выявлять сходство и различие жизненного содержания образов, способов и приемов их воплощения. Воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; . Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; | |
16/1 | «Небесное и земное» в звуках и красках. | С.Рахманинов «Концерт №3», Чайковский, С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!» Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства, развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей. Задание: спеть знакомые мелодии старинного песнопения, рассмотреть пейзаж русского художника 19в. И.Остроухова «Сиверко», вспомнить музыкальные сочинения, в которых нарисованы образы природы. | Знать: знаменный распев, песнопения, унисон, солист, орган Уметь сопоставлять музыкальные и художественные образы. Воспитывать: внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию в мелодике музыкальной речи. Понимать, что духовная музыка не рассчитана на внешние эффекты, а направлена на внутреннее созерцание, углубленность в себя, самооценку. Сопоставлять и выявлять нравственно-эстетические проблемы, творческий почерк представителей разных эпох и культур. Подчеркнуть, что в сознании верующих испокон веков образ Богоматери – Девы Марии связан с идеей неизменного заступничества. Выявлять и объяснять художественный смысл музыки через сопоставление с образами других видов искусства, с освоением ее интонационно-образной природы и специфики как искусства временного. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
| |
17/2 | «Звать через прошлое к настоящему» | С.Прокофьев фрагменты из кантаты «Александр Невский» Изучение кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Задание: беседа о личности знаменитого полководца13в., защитника и святого земли русской – князя Александра Невского, слушание знакомых фрагментов из кантаты, рассмотреть триптих П.Корина «Александр Невский»,знакомство с новым фрагментом «Ледовое побоище» Проект – «Живу и помню». | Знать определение: кантата, триптих, контраст, набат, трехчастная форма. Уметь сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства. Осознавать , что принцип контраста в развитии образов является важнейшим в композиции всей кантаты. Осмысление, что зримость музыки С.Прокофьева связана с кинематографом. Сопоставлять различные произведения искусств: скульптуру, картины, музыку, фрагменты из кинофильма. Закрепить мысль, что все искусства, взаимодействуя между собой и влияя друг на друга, приоткрывают для нас страницы истории, затрагивают вечные проблемы, волнующие человечество. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. | |
18/2 | Музыкальная живопись и живописная музыка | С.Рахманинов «Островок», «Весенние воды», Прелюдии, Ф.Шуберт «Фореллен - квинтет» Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявления общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображение картин природы; углубление знаний о выразительных возможностях музыкального искусства. Задания: всмотреться в картины художников, анализ этих картин, слушание романса С.Рахманинова «Островок», «Весенние воды», фрагмента «Фореллена-квинтета» Ф.Шуберта, прелюдий С.Рахманинова. | Знать определение жанра, сюжета, основную идею произведения. Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения. Находить общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Эмоционально воспринимать, различать образы природы в творчестве музыкантов. «музыкальные краски в произведениях композиторов-романтиков». Развивать музыкальное, образно-ассоциативное мышление через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Давать им эстетическую оценку. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности для человечества | |
19/1 | Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве. | С.Рахманинов «Сюита для двух фортепиано», В. Кикта «Фрески» Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность –важный элемент национального миропонимания Задание: Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи. Материал: карандаш, бумага, гуашь или акварель, кисти. | Знать определение жанра концертной симфонии. Уметь сопоставлять части сюиты-фантазии с картинами русской жизни. Эмоционально воспринимать, красоту звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека, давать им эстетическую оценку. Выявлять сходные и различные черты художественного воплощения духовных образов. Понимать, что каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Закрепить мысль, что в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества. | |
20/1 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | «Чакона» Баха, «Мелодия» П.Чайковского, «Концерт №1» Шнитке Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор – исполнитель – слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся, постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения, портрет Паганини в музыке и ИЗО. Задание: повторение музыкальных произведений, в которых рассказывается о скрипке и скрипачах, прочитать рассказ К.Паустовского «Струна», рассмотреть репродукции с изображением, рассказ об истории возникновения скрипки. | Знать: интерпретация, трактовка, версия, обработка, выразительные возможности скрипки, каприс, инструментальный концерт. Эмоционально воспринимать, различать произведения скрипичной музыки, живописные полотна художников разных эпох, давать им эстетическую оценку. Понимать, что скрипка олицетворяет собой эстетику чвучания человеческого голоса и оказывается способной донести все лучшее, что есть в нем. Овладевать навыками ассоциативно-образного сопоставления музыкального языка, анализировать с использованием метода «сходства и различия», соотнося средства выразительности музыки и живописи. Подчеркнуть мысль, что интерпретации представляют собой переложения музыкального произведения для других инструментов. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества. | |
21/1 | Волшебная палочка дирижера | «Траурный марш» из Симфонии Л.Бетховена Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра. Задание: послушать исполнение симфонического оркестра в концертном зале, рассмотреть фотографии со звучащей на них музыкой, рассмотреть живописное полотно французского художника 19в. Э.Делакруа «Свобода ведет народ» и эскиз этой картины. | Знать: симфонический оркестр, значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, группы инструментов оркестра, их выразительную роль. Известных дирижеров мира. Понимать, почему Бетховен в «Героическую» симфонию вводит траурную музыку. Сопоставление эскизов и окончательного варианта главной темы, интонационно-образный анализ. Высказываться о значении дирижера в исполнении музыки. Развивать музыкальное, образно-ассоциативное мышление через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Давать им эстетическую оценку. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества. | |
22/1 | Образы борьбы и победы в искусстве | Л.Бетховен Симфонии № 5. Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития. Задание: слушание фрагментов из симфонии – начало и финал, дирижирование этими фрагментами, Сравнение скульптуры художника Микеланджело с симфонической музыкой Бетховена. | Знать биографию композитора, главные темы симфонии, эскиз, набросок, этюд, зарисовка. Уметь слышать (образный строй) музыки композитора Убедиться: в творческом замысле композитора: «через борьбу к победе», «Через – тернии к звездам» Высказываться: о различных трактовках произведений с которыми они знакомятся в классе, уметь находить вариант наиболее соответствующий художественному замыслу композитора. Соотносить образный строй музыки Бетховена с скульптурными композициями художника. Участвовать в постижении процесса «оформления» композитором определенного содержания, определенной идеи, раскрывающих образы борьбы и победы, и способствует развитию культуры восприятия, росту из как исполнителей. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыкидля человечества. Готовность к сотрудничеству Способность к самооценке результатов творческой деятельности | |
23/1 | Застывшая музыка | И.С.Бах: «Токката» ре минор, «Ария» из оркестровой сюиты №3, «Менуэт» и «Ария» из «Нотной тетради А.М.Бах», «Прелюдия» до мажор из «ХТК», «Чакона» ре минор, «За рекою старый дом». Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Полюбить великое прошлое родной земли, познавая прекрасные памятники мира, уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю. Задание: рассмотреть иллюстрации в учебнике, послушать музыкальные произведения, которые написаны для церковного богослужения. | Знать понятие а капелла, отличия католической Уметь определять характерные особенности музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа. Высказываться о красоте архитектурных сооружений, предназначенных для богослужения. Расширить представление о древнерусском искусстве. Участвовать в разговоре о синтезе искусств в храме и своеобразии русского западноевропейского искусства. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Уважительное отношение к культуре разных времен и народов, понимание ценности музыки для человечества. | |
24/1 | Полифония в музыке и живописи | Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Любимый инструмент Баха – орган. Освоение понятия полифония, фуга. Задания: реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха; развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки; формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности; восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха. | Знать определение -«полифония», «токката», «фуга». Участвовать в дискуссии на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения). Понимать значение органной музыки – вершины творчества Баха, что музыка и живопись обнаруживают общность языка художественных произведений. Осознавать особенности построения полифонической музыки | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; | |
25/1 | Музыка на мольберте | М.Чюрленис «Прелюдии» ми минор и ля минор. М.Чюрленис Симфоническая поэма «Море». Триптих «Соната моря». Расширить представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, ИЗО, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М.Чюрлениса. Задание: рассмотреть триптих М.Чюрлениса, сравнить композицию картины с графическим изображением Фуги И.Баха, послушать Фугу Баха, послушать прелюдии М.Чюрлениса. | Знать: цветовой колорит, композиция, образы, цветовая гамма, звуковая палитра. Помочь расширить представления о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы Понимать, что иносказательные, символические картины М.Чюрлениса отражают неуловимые образы грез, мечтаний, они далеки от бытового восприятия действительности. Осознавать, что зримость литературных зарисовок, народные истоки его творчества определяют особенности мировосприятия художника-композитора | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Способность к эмоциональной отзывчивости на художественный образ в его символическом значении | |
26/1 | Импрессионизм в музыке и живописи. | К Дебюсси «Разговор ветра с морем», «Лунный свет» Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи на примере произведений художников-импрессионистов и музыки К.Дебюсси. Задания: познакомить учащихся с одним из самых интересных и ярких направлений французского искусства 2-ой половины 19в., которое получило название импрессионизм. Рассмотреть репродукции картин художников К Моне «Впечатление. Восход солнца», послушать фрагменты из симфонии-сюиты «Море», вспомнить знакомые фрагменты из знакомых сюит русских и зарубежных композиторов. | Знать особенности импрессионизма как художественного стиля, Уметь сравнивать, определять образы, жанровые особенности на основе метода «тождества и контраста». Распознавать стили композиторов Н.А. Римского-Корсакова и К.Дебюсси, выяснить, что между ними общего. Высказываться о музыкальном стиле композитора : «утонченность», «поэтичность», «оригинальные созвучия», «словно повисают в воздухе», «прозрачная, кружевная оркестровка» Осознавать приверженность импрессионизму и в то же время интерес к новым современным ритмам джаза, впервые введенным в классическую европейскую музыку приоткрывает разные грани творчества композитора. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; | |
27/1 | «О подвигах, о доблести, о славе...» | Д.Кабалевский «Реквием» Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины, продолжить знакомство с жанром реквиема. Задание: прочитать строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» и сопоставить их с фрагментами из «Реквиема» композитора Б.Кабалевского, подумать, почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки. | Знать определение реквиема Уметь проводить анализ композиции, образов, формулирование основной идеи. Понимать, что каждое искусство по- своему раскрывает отношение художников к подвигу. Осознавать, что реквиемы написаны языком, который можно сравнить с языком плаката – броские, запоминающиеся, выпуклые образы воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны!» | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; | |
28/1 | «В каждой мимолетности вижу я миры...» | С.Прокофьев «Мимолетности» М.Мусоргский сюита «Картинки с выставки» Ввести учащихся в образный мир произведений С.Прокофьева и М.Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества. Задание: слушание фрагментов музыки С.Прокофьева, М.Мусоргского, сравнение музыкальных зарисовок С.Прокофьева с картинами художника В Кандинского, зримых и музыкальных образах М.Мусоргского. | Знать: фортепианная миниатюра, язык искусств, Ориентироваться в широком разнообразии произведений Прокофьева и Мусоргского Выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства, Понимать, что язык музыкальных и живописных полотен имеет много общих черт, | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Ценностное отношение к произведениям музыкального искусства, эмоционально-нравственная отзывчивость | |
29/2 | Мир композитора. С веком наравне. Исследовательский проект «Влияние музыки на здоровье человека» | Обобщить представление учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Задание: защита проекта | Знать общие черты в средствах выразительности музыки, литературы и изобразительного искусства Оценивать стилевое своеобразие музыки того или иного композитора. Тестирование учащихся с целью проверки степени усвоения ими материала первого и второго полугодия. Стимулировать активность детей звучащей музыкой, проблемными вопросами, необычными сравнениями и сопоставлениями музыки и изобразительного искусства. | Познавательные – использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Коммуникативные – определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; Регулятивные – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Способность и ценностное отношение к творческой деятельности. Способность к самооценке результатов творческой деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...