"Что за прелесть эти сказки! - урок музыки в 5 классе
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Сироткина Мария Николаевна

"Что за прелесть эти сказки!"

 

 

Цели урока:

 

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

 

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

 

Воспитательные: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры

 

Тип урока: комбинированный

 

Межпредметные связи урока: музыка, литература

 

Методы:

 

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

 

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

 

Музыкальный материал:

-       Н.Римский – Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” (фрагмент),

-       Н.Римский – Корсаков «Шехеразада»  симфоническая сюита (4-я часть сюиты);

-       М. Минков «Дорога добра» - вокально – хоровая работа.

 

На доске: тема, эпиграф урока, портрет  композитора Н.А. Римского – Корсакова.

 

Ход урока

 

I. Вход в кабинет: «Дорога добра»

 

Музыкальное приветствие (распевка).

 

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?»» (вопрос прописан на учебной доске)

 

-     Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

 

Произнести (с подсказками детей)

 

У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том;

 И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом;

 Идет направо – песнь заводит,

 Налево – сказку говорит.

 

-     Любите ли Вы сказки?

 

-     Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

 

II. Итак, тема нашего урока звучит так: «Что за прелесть эти сказки!»

 

-     Кто является автором этого сказочного высказывания?

 

В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…

 

-     Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).

 

-     Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?

 

-       На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ уже знакомая музыка к сказке А.С. Пушкина.

 

Слушаем Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

 

III. Анализ

 

-     Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются  программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание.

По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада», которая напоминает симфонию, состоящую их 4-х частей.

 

Композитор приложил к партитуре программу: (учебник стр. 21)

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ»

 

Слушание 4-ой части сюиты.

 

Задание:

 

1 группа во время слушания создает иллюстрации

 

2 группа – литературный сказочный сюжет

 

Пожелание учителя: создавая иллюстрацию и сочиняя сказку, слушайте музыку, которая Вам поможет.

 

IV. Анализ работ и музыки.

 

-     Чему учит эта сказка?

 

-     Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» (учитель произносит выражение с помощью ребят)

 

Вокально-хоровая работа «Дорога добра»

 

V. Обобщение

 

-     Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?

-     Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?

-     Что они дают друг другу?

-     Что такое «программная музыка»?

 

Выход из кабинета: «Дорога добра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx17.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Что за прелесть эти сказки!"

Цели урока:

Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;

Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;

Воспитательные: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи урока: музыка, литература

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Музыкальный материал:

  • Н.Римский – Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” (фрагмент),
  • Н.Римский – Корсаков «Шехеразада»  симфоническая сюита (4-я часть сюиты);
  • М. Минков «Дорога добра» - вокально – хоровая работа.

На доске: тема, эпиграф урока, портрет  композитора Н.А. Римского – Корсакова.

Ход урока

I. Вход в кабинет: «Дорога добра»

Музыкальное приветствие (распевка).

Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?»» (вопрос прописан на учебной доске)

  • Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?

Произнести (с подсказками детей)

У лукоморья дуб зеленый;

 Златая цепь на дубе том;

 И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом;

 Идет направо – песнь заводит,

 Налево – сказку говорит.

  • Любите ли Вы сказки?

  • Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

II. Итак, тема нашего урока звучит так: «Что за прелесть эти сказки!»

  • Кто является автором этого сказочного высказывания?

В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…

  • Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).

  • Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?

  • На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ уже знакомая музыка к сказке А.С. Пушкина.

Слушаем Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)

III. Анализ

  • Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются  программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание.

По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада», которая напоминает симфонию, состоящую их 4-х частей.

Композитор приложил к партитуре программу: (учебник стр. 21)

«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ» 

Слушание 4-ой части сюиты.

Задание:

 

1 группа во время слушания создает иллюстрации

2 группа – литературный сказочный сюжет

Пожелание учителя: создавая иллюстрацию и сочиняя сказку, слушайте музыку, которая Вам поможет.

IV. Анализ работ и музыки.

  • Чему учит эта сказка?

  • Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» (учитель произносит выражение с помощью ребят)

Вокально-хоровая работа «Дорога добра»

V. Обобщение

  • Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
  • Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
  • Что они дают друг другу?
  • Что такое «программная музыка»?

Выход из кабинета: «Дорога добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки 3 класс "Сказки гуляют по свету"ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Презентация по сказке А.С.Пушкина"Сказка о царе Салтане",Н.А.Римский-Корсаков-3 чуда.песня"Сказки гуляют по свету"с презентацией...

Музыка главный герой сказки (урок музыки)

Музыка лекарство для души...

урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии....

Презентация к уроку музыки 1 класс "Расскажи сказку"

Цели урока: Воспитать у детей интерес к русскому народному творчеству, помочь им увидеть добро и зло, красоту музыки, слова, изобразительного  искусства, научить оценивать поступки героев.План ур...

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...