Рабочая программа по музыке 1-4 класс
рабочая программа по музыке на тему

Гореванова Елена Александровна

Рабочая программа НОО по музыке с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc63.5 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx22.2 КБ
Файл uchebno.docx26.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Задачи музыкального образования младших школьников:

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
  • развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего

образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на

электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,

Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,

женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически

сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Музыка в жизни человека. (30 ч.)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека (5 ч.)

Воплощение в звуках окружающей  жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Первая песня человека. Человек играющий. Возникновение музыки как потребность человека выразить свое отношение к миру, людям.

Наблюдать за использованием в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

Различать настроение, чувства и характер человека, выражение в музыке.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.

Импровизировать в пении, игре, пластике. Осуществлять первые опыты сочинения.

Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. (10 ч.)

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. (15 ч.)

Основные образно – эмоциональные сферы музыки. Общее представление о многообразии музыкальных жанров и стилей. Модификация жанров в современной музыке. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Песенность, танцевальность, маршевость, их значение в музыке.

Коллективная музыкально – творческая деятельность народа. Народное музыкально – поэтическое творчество (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Музыкальный фольклор России. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Художественно – образное содержание музыкального народного творчества, духовной музыки, их интонационно – мелодические особенности. Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае. Общие истоки профессиональной и народной музыки.характерные черты народной и композиторской музыки.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Размышлять о модификации современной музыке.

Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.

Импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.

Осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении и импровизациях.

Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Импровизировать (вокальная, танцевальная и инструментальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Отражать интонационно – мелодические особенности отечественного музыкального фольклора в исполнении.

Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и т.д.

Воплощать художественно – образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

Основные закономерности музыкального искусства (60ч.)

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация  - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). (20 ч.)

Общее представление об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различия. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад и др.)

Исследовать интонационно – образную природу музыкального искусства.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.

Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально - творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных муз.инструментах, импровизация, сочинение.)

Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки и их взаимосвязи и взаимодействии.

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

Передавать в собственном исполнении (пении, игра на инструментах, музыкально – пластическое движение) различные музыкальные образы.

Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально – театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

Узнавать и создавать композиции с применением современных средств музыкальной выразительности.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

     Народная музыкально – поэтическая речь. Вокальные, исполнительские приемы и способы передачи музыкально – поэтической речи. (20 ч.)

Представление о музыкальной речи: способ общения между людьми, сочинения композиторов. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Богатство и выразительность музыкальной речи. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора – исполнителя – слушателя). возникновения. Элементарная нотная грамота. Система графических знаков для записи музыки: краткая история возникновения. Элементарная нотная грамота.

Народная муз – эпическая речь: устность, коллективность, импровизационость, вариантность. Музыкальные образы, поэтическая фантазия, мелодическое варьирование. Подпевание и «припевание» музыкальной речи. Пение, игра за следом, игровое действо речи.

Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, её смысл.

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов.

Приобретать опыт музыкально – творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально – театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонации (вопрос – ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)

Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.

Читать нотную запись простейших мелодий.

Распознавать особенности народной музыкально – поэтической фантазии.

Наблюдать за исполнительскими приемами и способами передачи музыкально – поэтической народной речи.

Исполнять различные по образному содержанию народные песни.

Овладевать мелодическим варьированием, подпеванием, «припеванием»

Участвовать в игре «за следом», игровых действах.

Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одно, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. (20 ч)

Одно представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий , музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст, как основные приемы музыкального развития.

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Различные формы построения музыки одно-, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение)

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.)

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе полученных знаний.

Корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого. Коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Инсценировать произведения разных жанров и форм.

Импровизировать на основе собственного музыкального  замысла в заданной либо выбранной музыкальной форме.

Музыкальная картина мира (30ч)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали  музыкантов. Музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,  DVD). (10 ч.)

Современная музыкальная жизнь страны. Музыкальная символика – гимн России. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца, известные в России и за рубежом. Детские музыкально-творческие коллективы родного края. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Конкурсы и фестивали музыкантов (зарубежные, российские, региональные, городские и др.)музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD,DVD). Современная музыка и классические произведения в современной обработке.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

Участвовать в музыкальной жизни страны, города, школы и др.

Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Участвовать в хоровом исполнении гимна России.

Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.

Музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты. История создания музыкальных инструментов(фортепиано, гитара, скрипка, баян, орган). Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. (10 ч.)

Музыка вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские (сопрано, меццо-сопрано, альт), мужские (тенор, баритон, бас) певческие голоса. Разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Музыкальные инструменты (орган, арфа, фортепиано, скрипка, баян, аккордеон,   виолончель, флейта, труба, гитара). Современные электронные музыкальные инструменты (клавишный, синтезатор и др.). Оркестр и его разновидности (симфонический, духовой, народных инструментов).

Определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая)

Узнавать певческие голоса (детские, женские, мужские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Исследовать историю создания музыкальных инструментов (фортепиано, гитара, скрипка, баян, орган и др. с использованием информационно-коммуникационных технологий).

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

Узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).

Участвовать в коллективном музицировании на элементарных электронных музыкальных инструментах, импровизируя «звуковые картины» на основе шумовых эффектов синтезатора.

Создавать музыкальные композиции, в том числе электронные, в различных видах исполнительской деятельности.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, обратная сфера, музыкальный язык.

Интонации народной  музыкально-поэтической речи. Исполнительские приемы  и способы передачи народной «интонации духа» (10 ч.)

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный язык, понятный без перевода. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций . региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Общие представления о коллективной музыкально-творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях музыкального языка разных народов. Сочинения профессиональных композиторов- выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики.

Погружение в систему традиции. Общее представление о народном интонировании. Песни, которые поются и «играются». Многообразие мелодических интонаций. Образно-эмоциональные «интонации духа» исполнителя.

Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.

Анализировать художественно  - образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально – поэтического творчества народов мира.

Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.

Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.

Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

Исполнять, «играть» народные песни.

Выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа».

Импровизировать в народной манере.

Резерв (15 ч.)



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический  план

1 кл

2кл

3 кл.

4 кл.

Музыка в жизни человека.

30

7

7

8

8

Основные закономерности музыкального искусства

60

14

14

16

16

Музыкальная картина мира

30

8

8

7

7

Резерв

15

4

5

3

3

Всего:

135

33

34

34

34

1 класс

Тема урока

Музыкальный материал

Песенный материал

Дата проведения

Музыка в жизни человека (7 час)

1

Воплощение в звуках окружающей  жизни, природы, настроений, чувств и характера человека

2

Истоки возникновения музыки.

3

Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния

4

Первая песня человека. Человек играющий.

5

Возникновение музыки как потребность человека выразить свое отношение к миру, людям.

6

Основные образно – эмоциональные сферы музыки.

7

 Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

Основные закономерности музыкального искусства (14час)

8

Интонационно – образная природа музыкального искусства.

9

Я – артист. Урок – концерт.

10

Выразительность и изобразительность в музыке.

11

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

12

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.

13

Интонация  - источник музыкальной речи.

14

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

15

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

16

Я - артист. Урок – концерт.

17

Композитор – исполнитель – слушатель.

18

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

19

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

20

     Народная музыкально – поэтическая речь.

21

Вокальные, исполнительские приемы и способы передачи музыкально – поэтической речи.

22

Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

23

Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Музыкальна картина мира(8 часов)

24

Интонационное богатство музыкального мира.

25

Я – артист. Урок – концерт.

26

Общие представления о музыкальной жизни страны.

27

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

28

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).

29

Музыкальные театры.

30

Конкурсы и фестивали музыкантов.

31

Музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи

32

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая.

33

Мы – артисты. Итоговый урок – концерт.

2 класс

Тема урока

Музыкальный материал

Песенный материал

Дата проведения

Музыка в жизни человека (7 час.)

1.

 Песня, танец, марш и их разновидности.

2

Песенность, танцевальность, маршевость.

3

Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

4

Отечественные народные музыкальные традиции.

5

Народное творчество России.

6

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации.

7

Историческое прошлое в музыкальных образах.

Основные закономерности музыкального искусства (14 час.)

8

Интонационно – образная природа музыкального искусства.

9

Я – артист. Урок – концерт.

10

Выразительность и изобразительность в музыке.

11

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

12

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.

13

Интонация  - источник музыкальной речи.

14

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

15

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

16

Я- артист. Урок – концерт.

17

Композитор – исполнитель – слушатель.

18

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

19

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

20

Народная музыкально – поэтическая речь.

21

 Вокальные, исполнительские приемы и способы передачи музыкально – поэтической речи.

22

Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

23

Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

Музыкальная картина мира(8 часов)

24

Интонационное богатство музыкального мира.

25

Общие представления о музыкальной жизни страны.

26

Я – артист. Урок концерт.

27

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца.

28

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).

29

Музыкальные театры.

30

Конкурсы и фестивали  музыкантов.

31

Музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи

32

Музыка для детей: радио – и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.

33

Итоговый урок по теме «Музыкальная картина мира»

34

Мы – артисты. Урок – концерт.

                                                                                                               

                                                                                                             

        

3 класс

Тема урока

Музыкальный материал

Песенный материал

Дата проведения

Музыка в жизни человека (8 час.)

1

Песенность, танцевальность, маршевость.

2

Отечественные народные музыкальные традиции.

3

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации.

4

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации.

5

Историческое прошлое в музыкальных образах.

6

Народная и профессиональная музыка.

7

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

8

Духовная музыка в творчестве композиторов.

9

Итоговый урок по теме «Музыка в жизни человека»

Основные закономерности музыкального искусства (16 час.)

10

Интонационно – образная природа музыкального искусства.

11

 Выразительность и изобразительность в музыке.

12

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

13

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.

14

 Интонация  - источник музыкальной речи.

15

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

16

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

17

Композитор – исполнитель – слушатель.

18

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл

19

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

20

Народная музыкально – поэтическая речь.

21

Вокальные, исполнительские приемы и способы передачи музыкально – поэтической речи.

22

Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

23

Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

24

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

25

Формы одно, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

26

Итоговый урок по теме «Основные закономерности музыкального искусства»

Музыкальна картина мира(7 часов)

27

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный.

28

 Музыкальные инструменты. История создания музыкальных инструментов(фортепиано, гитара, скрипка, баян, орган).

29

Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

30

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

31

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.

32

Содержание, обратная сфера, музыкальный язык.

33

Интонации народной  музыкально-поэтической речи.

34

Мы – артисты. Итоговый урок по теме «Музыкальная картина мира»

4 класс

Тема урока

Музыкальный материал

Песенный материал

Дата проведения

Музыка в жизни человека (8 час.)

1

Обобщенное представление об основных образно – эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей.

2

Песенность, танцевальность, маршевость.

3

Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

4

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России.

5

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации.

 6

Историческое прошлое в музыкальных образах.

7

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.

8

Духовная музыка в творчестве композиторов.

9

Итоговый урок по теме «Музыка в жизни человека»

Основные закономерности музыкального искусства (16 час.)

10

Интонационно – образная природа музыкального искусства.

11

Выразительность и изобразительность в музыке.

12

Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

13

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия.

14

Интонация  - источник музыкальной речи

15

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

16

Я –артист. Урок – концерт.

17

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.

18

Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.

19

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

20

 Элементы нотной грамоты.

21

Народная музыкально – поэтическая речь.

22

Вокальные, исполнительские приемы и способы передачи музыкально – поэтической речи.

23

Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов.

24

Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст).

25

Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

26

Я – артист. Урок – концерт.

27

Формы одно, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальна картина мира(7 часов)

28

Музыкальные инструменты. История создания музыкальных инструментов (фортепиано, гитара, скрипка, баян, орган). Оркестры.

29

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.

30

Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.

31

Содержание, обратная сфера, музыкальный язык.

32

Интонации народной  музыкально-поэтической речи.

33

Исполнительские приемы  и способы передачи народной «интонации духа».

34

Региональные музыкально-поэтические традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по музыке для 5 класса по программе Усачёвой

рабочая программа для 5 класса по программе Усачёвой включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы в соответствиии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по музыке для 3 класса по программе Г. С. Ригиной

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы  Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание...

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке 5-7 классы, по программе Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.

Очень подробно описаны содержания тем учебного курса, а также используемый музыкальный материал....

Рабочие программы уроков музыки 1-4 классы ,музыка 5-7 классы, искусства 8-9 классы и светской этики

1.Рабочая прграмма  "Музыка" - 1 класс2. Рабочая прграмма " Музыка" - 2 класс3.Рабочая программа "Музыкы" 3 класс4. Рабочая прграмма " Музыка" - 4 класс5.Р...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...