конспект урока
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке 7 класс
«Симфония №7 Д.Д.Шостаковича»
Цель: Познакомить учащихся с историей создания симфонии № 7 Д.Д.Шостаковича.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени
- Вспомнить историю Великой Отечественной войны – блокада Ленинграда;
- Закрепить понятие: симфония, музыкальный образ.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения; ассознативных связей музыки с литературой, историей.
- Развивать умение учащихся анализировать, сопоставлять;
- Развитие вокально-хоровых навыков, развитие памяти, мышления, речи, исполнительских навыков учащихся.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине;
- Воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: портрет композитора, схема анализа музыкального произведения, презентация.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК, экран и проектор.
Музыкальный материал:
Симфония № 7 (тема нашествия) Д.Д.Шостаковича.
Мультикейс «О той весне»
Методы:
- Словесные;
- Наглядные;
- метод эмоциональной драматургии;
- интонационный анализ художественных произведений.
Виды деятельности учащихся:
- слушание музыки;
- участие в размышлениях о музыке, анализ по схеме;
- вокально-хоровая работа;
- взаимооценивание;
- рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный этап (1 мин)
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(2 мин)
У: Добрый день, дорогие ребята! Сегодняшний урок, я хотела бы начать с эпиграфа, записанного на доске («Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию» (Д.Шостакович).
Постановка проблемного вопроса
- В конце урока нам нужно ответить на вопрос: удалось ли композитору, в своей симфонии, передать события 1942 года, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?
Основная часть:
Учитель: Есть на свете очень страшное слово…война. Слово, от которого холодеет всё внутри, щемит сердце и на глазах наворачиваются слёзы. Это слово знакомо ещё и нашим дедам, и нашим прадедам. И к великому сожалению, не понаслышке.
Видеоролик ( фрагменты ВОВ)(2 мин)
Учитель: Ребята, вы все знаете, что 22 июня 1941 года началась самая жестокая, самая долгая, самая таинственная война ХХ века. Война с немецким фашизмом. Начавшая война перевернула все, отодвинула на дальние сроки осуществление замыслов мирного времени. Вскоре после начала войны Ленинград был окружен огненным кольцом блокады, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней. (Слайд 1)
Так, в осажденном Ленинграде... «во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам…» оставался и профессор Ленинградской консерватории, прославленный на весь мир композитор - Д.Д. Шостакович.
Сообщение ученика (краткая биография Д.Д.Шостаковича) слайд 2.(3 мин)
3). Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Композитор жил в те дни в здании консерватории на казарменном положении. Вместе со всеми он копал противотанковые рвы, а по ночам дежурил на чердаках и крышах, спасая город от зажигательных бомб. Как любой ленинградец того времени голодал (показать пайку хлеба 125 гр. на тарелке), укрывался от осколков, откапывал погребенных под обломками. (слайд 3, 4)
В его душе, кипевшей великим гневом, зрел грандиозный замысел нового сочинения, которое должно было отразить мысли и чувства миллионов советских людей. С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей «Седьмой симфонии». (слайд 5)
Симфонию свою Шостакович писал урывками, в страшном напряжении, но работа двигалась быстро. И вот уже через два месяца он смог объявить о ней своим землякам по радио, а ещё спустя некоторое время – играл большую её часть друзьям. (слайд 6 « Моему родному городу Ленинграду посвящается», - было написано Шостаковичем на партитуре 7-ой Симфонии).
В августе 1942 года самолетом «Седьмая Симфония» была доставлена в Ленинград и 9 августа она была исполнена в Большом зале консерватории. Для исполнения этой Симфонии были собраны все музыканты с ближайших фронтов, а слушателям были бойцы с переводной и оставшиеся в живых горожане. Концерт транслировался по радио и через громкоговорители. Немцы, сидевшие в окопах, тогда уже поняли, что они проиграли войну, так как фашисты думали, что город уже мертв, а город не только жил, но и слушал выдающееся произведение.
Сообщения учащихся (как был убран Концертный зал, как выходили и садились музыканты, как вышел дирижер К.И.Элиасберг). (слайд 7,8) (6 мин)
Слушание
Учитель: Слушаем Седьмую Симфонию (тема нашествия ) Д.Д.Шостаковича.(4 мин)
4) Первичная проверка понимания
1. Понравился ли вам этот музыкальный фрагмент?
2. Сколько вы услышали музыкальных образов в этом произведении?
3. Какие чувства передаются в музыке?
4. Как изменяется тема?
5. Какой главный инструмент?
6. Что бы вам захотелось сделать, прослушав эту музыку?
Анализ музыкального произведения
Учитель: Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны. Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
(4 мин)
5). Первичное закрепление.
Повторное слушание (работа с карточками) (6 мин)
Взаимооценивание учащихся по критериальной таблице (3 мин)
Учитель: А теперь, в заключении, давайте ответим на вопрос: удалось ли композитору, в своей симфонии, передать события 1942 года, есть ли необходимость вспоминать о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?
Учащиеся: Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. Мы должны помнить героев, знать историю своей страны, которая очень ярко и правдиво отражена в произведениях искусства.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (5 мин)
Учитель: домашнее задание будет заполнить таблицу, в которую вы вписываете произведения, где, по вашему мнению, представлены события ВОВ (таблица записана на доске)
7). Вокально-хоровая работа (7 мин)
Учитель: Ребята, я предлагаю завершить сегодняшний урок исполнением песни «О той весне».
Дыхательная гимнастика
Распевание
Исполнение песни “О той весне” - Мультикейс.
8). Рефлексия (2 мин)
Учитель: Заполните анкету, закончив следующие предложения:
Для меня было открытием то, что ……
Особенно мне понравилось…….
Домашнее задание мне кажется…..
Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.
Ресурсы:
- http://fb.ru/article/182528/simfoniya-shostakovicha-istoriya-sozdaniya-kratko.
- http://music-fantasy.ru/materials/dmitriy-shostakovich-simfoniya-no7-leningradskaya.
- http://plus-music.org/шостакович+симфония+№7.+эпизод+нашествия
- http://www.youtube.com/watch?v=f4DX3Kurif4
- http://harmonia.tomsk.ru/pages/3/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....