Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки
материал по музыке на тему
Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.docx | 139.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки в Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1
А. Ю. Ветер
Развитие творческих способностей школьников на уроке музыки.
Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки
Челябинск 2014
Министерство образования и науки в Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №
Ветер А. Ю. студентка педагогического колледжа №1
Методическое пособие для студентов педагогического колледжа и учителей музыки
«Развитие творческих способностей школьников на уроке музыки»
Челябинск 2014
Содержание
От автора…………………………………………………………………………..1
Раздел 1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки
1.1…………………………………………………………………………………..2
1.2…………………………………………………………………………………..3
1.3…………………………………………………………………………………..4
2.Методы развития творческих способностей на уроке музыки:
Игры и творческие задания……………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………....22
От Автора.
Творчество является не только уделом избранных гениев. Педагог своими знаниями и умениями способен показать ребенку, на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и музыкальным педагогом. От того, насколько умело и талантливо будет педагог обучать своих учеников зависит решение этих задач. Творческий процесс - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства, а также производства и организации. Новизна, которая возникает в результате творческой деятельности, для создания условий в развитии творческих способностей, педагог должен обладать определенными знаниями и умением создать благоприятные условия для развития этих способностей у ребенка. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности.
В методичке вы найдете, какими знаниями должен обладать педагог, учащиеся и как развивать творческое начало на уроках музыки через увлекательные и творческие игры, и задания.
Раздел 1. Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки
1.1.Введение
Дети от природы любознательны и полны желанием учиться. Всё, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Урок музыки является основным способом развития творческих способностей учащихся. Проблемой развития творческих способностей занимался Д.Б. Кабалевский, первый создатель программы “Музыка” для общеобразовательной школы. Развитие творческих способностей ребенка на уроке музыки было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания, так как человек, почувствовавший радость творчества, более ясно понимает и ценит то, что сделано и делается в этой сфере.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
1.2.Цели и задачи развития творческих способностей учащихся
Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, в своей совокупности обеспечивающей школьникам базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
- увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
- развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
- заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
- развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
- побудить к музыкальному самообразованию.
Развитие творческих способностей у младших учащихся на уроках музыки станет возможным, если:
- повысить творческую активность и творческий потенциал младших учащихся;
- использовать творческие виды работ в определенной системе.
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов предполагает развитие:
- познавательного интереса учащихся;
- речевой деятельности;
- мышления;
- памяти;
- воображения.
Разрабатывая урок музыки, учитель должен прежде всего учитывать состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учениками и мировоззрение. Создавая урок музыки, нужно учитывать еще одно обстоятельство – это мотивация обучения. Это первый этап. Следующий (второй) этап в подготовке к уроку – формирование ясного представления о том, для кого он готовится, какой именно класс будет приобщаться к музыке.
1.3. Развитие творческих способностей
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев". Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к ней, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку, как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по настоящему понять.
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На уроках нужно стремиться наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место импровизации. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Так прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного ее восприятия. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.
Большое внимание должно уделяться слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Но когда учитель приходит к детям, все его действия должны выглядеть непосредственными, естественными, рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Здесь импровизирование как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизации от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения). Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Поэтому импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как недостаток в проведении уроков музыки.
Урок музыки бывает раз в неделю. Но чтобы знания и впечатления, полученные детьми на уроке, дали ростки, каждый учитель должен подумать о внеклассной работе. Результатом творческой работы учителя и учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, результатом которой является рождение искусства.
Урок музыки - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать учитель музыки. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то и творческое движение в детях будет развиваться гораздо лучше. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, их стремление к прекрасному, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы. Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления.
Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов полагают, что процесс творческого становления (креативности) включает несколько этапов:
1. Пробуждение, накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества. Важными моментами этого периода являются информационно богатое пространство и импульс побуждения, источники, мотивирующие творческую деятельность.
2. Подражание, имитация, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности. Главное на этом этапе — освоение технологического опыта.
3. Импликации (связи), перенос, применение освоенных приемов в новых личностно-значимых условиях, экспериментирование, поиск новых связей и отношений, источник становления Я-концепции в плане собственных возможностей, импульс к развитию позиции творца.
4. Трансформация, преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями.
5. Гармонизация психологической структуры креативности, индивидуализация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности.
2.Методы развития творческих способностей на уроке музыки.
В процессе становления личностно ориентированного образования в преподавании урока музыки произошли некоторые изменения, которые коснулись, в первую очередь, методов музыкального образования. В соответствии с этими изменениями неотъемлемой часть урока в программах Г. С. Ригиной, В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак; Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной; В. О. Усачевой, В. А. Школяр, В. Н. Школяр и др. Развитие креативности возможно при помощи различных типов творческих заданий.
Все творческие задания С. Казакова, доцент кафедры пения и методики музыкального воспитания условно распределила на 4 блока:
1. блок умственной ориентировки;
2. блок аудиального развития;
3. блок эмоционального развития;
4. блок творческой направленности.
Первый блок заданий —«Интеллектуальная зарядка» —направлен на развитие умений интегрировать, т.е. связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию; логически мыслить и выделять главное.
Второй блок заданий —«Аудиалъный контакт» —развивал внимание и память учащихся, умение прислушаться к себе, к окружающему миру, умение «слушать» и «слышать» музыку.
Согласно статье С. Казаковой, авторы методики ставили задачу научить детей прислушиваться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. Постепенно, помимо физиологических ощущений, учащиеся обращали внимание на оттенки своего настроения. В конце исследования учащиеся передавали целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.
Третий блок —«Эмоциональный калейдоскоп» —был направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными.
Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, авторы использовали метод пластического интонирования. Реализация метода позволит детям не только описать музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста. В ходе этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством.
Четвертый блок заданий —«Творческий марафон» —развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование.
Любой вид деятельности на уроке направлен на то, чтобы создать условия для самовыражения в слове (рассуждение о содержании музыкального произведения) или в деятельности (пение, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование). Таким образом, главным становится не только способность ученика к созиданию, но и проявление своей индивидуальности и оригинальности, т. е. креативности.
Развитие творческих способностей происходит не через какие-либо специальные упражнения, а через обогащение впечатлений, через умение удивляться и размышлять об увиденном и услышанном. Урок музыки как урок живого общения с музыкальным искусством наилучшим образом подходит для накопления сенсорного эмоционального опыта через различные виды музыкальной деятельности, что является первым этапом в развитии творческих способностей. Использование творческих заданий помогает накопить необходимый сенсорный, эмоциональный, интеллектуальный опыт, необходимый для развития креативности.
Урок музыки как урок искусства — это всегда деятельность, условия для которой создаются учителем. Все виды музыкальной деятельности способствуют «проживанию» музыкального произведения, осознанию композиторского замысла. Воспринимая музыку через призму своего жизненного опыта и кругозора, каждый ребенок придумывает свою, неповторимую историю.
Беседа о содержании прослушанного произведения или работа над выразительностью в песне является неотъемлемой частью урока музыки, которые могут помочь проявиться оригинальности детской фантазии. Личностно ориентированный подход к обучению требует от этих стандартных составляющих формирования у учащихся способности к самовыражению.
В младших классах уместно предложить детям разгадать музыкальную загадку, и при помощи наводящих вопросов постепенно подвести учащихся к осознанию музыкального образа. При этом важно учитывать, что фантазии ребят по поводу услышанной музыки могут быть бесконечными, а вопросы учителя должны постепенно подводить к отгадке. Личность учителя, его манера общаться должна вести за собой учащихся, бережно направляя детскую фантазию, но, не подавляя её.
Пластическое интонирование может помочь учащимся начальной школы рассказать об инструментальной музыке. Подбирая необходимые прилагательные для характеристики движений, дети учатся давать определения своим ощущениям, приобретают необходимый для креативности эмоциональный и сенсорный опыт.
Цветовые ассоциации —распространенный способ восприятия музыки, когда музыкальные впечатления становятся цветовыми через эмоцию, читаемую в произведении. Объясняя причины возникновения взаимосвязи органов чувств в процессе восприятия музыки, отмечается роль интонационного слуха. Тембры голосов и инструментов легко ассоциировать с весом и цветом: звук баса будет бархатным, темным и тяжелым, а звук сопрано — легким, хрустальным и светлым .
П.В. Яньшин указывает на взаимосвязь цвета и эмоции.
значения основных цветов:
- красный — активный, задорный, яркий, теплый, страстный, энергичный;
- оранжевый — активность, теплый;
- желтый — яркий, легкий, веселый, свободный, теплый;
- зеленый — приятный, жизненный, спокойный;
- голубой — нежный, добрый, ласковый, легкий, светлый прохладный;
- синий — спокойный, уверенный сосредоточенный, приятный;
- фиолетовый — красивый, мистический, энергичный;
- коричневый — неприятный, грубый, тоскливый;
- белый — холодный, грустный, безразличие;
- черный — траурный, горестный, трагичный.
Рисование во время звучания музыкального произведения помогает не только погрузиться в звуковую ткань, но и «опредметить переживания». Рассказ о нарисованной картинке помогает учащимся рассказать о чувствах и оттенках эмоций в музыке, так как составление рассказа по картинке является для детей заметно более легким видом деятельности, с которым они уже встречались. Также это отличный метод в становлении творческого начала у учащегося.
Подводя итоги, следует отметить, что креативность как личностно-созидательная категория — неотъемлемая часть человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержание музыкального произведения.
Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников.
Активным средством развития музыкально-творческих способностей младших школьников являются творческие задания. Учитель побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определенные ситуации. Для активизации инициативы младших школьников можно предложить творческое задание в форме игр. В творческих заданиях расширяется самосознание. Если в начале музыкальную игру ведет учитель, то позже – сами учащиеся. Иногда они придумывают свои игры или переводят обычные игры в музыкальные.
Все творческие задания выполняются в определенной последовательности. Например, чтобы найти выразительные движения, соответствующие характеру музыки, дети сначала слушают произведение, выявляют его характер, средства музыкальной выразительности, форму. Затем они планируют возможные варианты тех или иных движений. Замысел обсуждается коллективно или обдумывается индивидуально и дополняется. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.
Творческие игры и задания.
Игра “Самый внимательный”
Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха.
“Найди ошибку”
Эта форма работы особенно любима учащимися на уроках закрепления. Её задача в том, чтобы усвоить пройденный материал. Дети сами должны найти ошибку в заданиях на доске, в аудиозаписи, в карточках или исполнении.
“Дирижёры”
Форма работы “Дирижёры” позволяет детям самим чувствовать изменения мелодии и контролировать исполнительские способности. Её суть заключается в следующем: выбирается ребёнок, который будет дирижёром и ему даётся задание. Например, такое: “Хор должен исполнить песню бодро, живо, постепенно увеличивая звук”.
Ребёнок должен выполнить следующие действия:
Собрать внимание хора.
Дать установку. (Сесть ровно, выпрямиться, ноги поставить вместе, руки положить ровно на парту)
Дать точное вступление в начале дирижирования.
Махи руками должны соответствовать характеру песни, её темпу и динамике.
Закончить дирижирование в соответствии с завершением песни, “снять” хор очень точно.
Эта форма работы очень сложная и требует дополнительной подготовки, которая ведётся поэтапно из класса в класс.
Творческие задания
Детям предлагается в рисунке спрятать музыкальные знаки, это задание они выполняют с большим азартом. А с помощью “волшебных бабочек” ребята показывают движение мелодии. И самое любимое творческое задание – это изображение музыкальных фрагментов через движение, как например “Балет невылупившихся птенцов” М.Мусоргского.
Адресная направленность
Опыт предназначен учителям, которые понимают, что проблема развития творческих способностей учащихся занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организована работа развития творческих способностей учащихся, во многом зависят результаты обучения и развития школьников в музыкальном плане.
“Сочиняю музыку”
Проводится с каждым ребенком индивидуально и помогает выявить степень развития образных представлений, фантазии, воображения, мышления в рамках художественных задач, образного мышления, видения. Процедура проведения методики напоминает творческий процесс. Дается исходная творческая задача, служащая первотолчком для организации ребенком самостоятельной художественной деятельности. Можно предложить несколько ситуаций, из которых учащиеся выбирают наиболее понравившиеся. Это могут быть, к примеру, такие ситуации: “Весенние голоса”, “Летний день”, “Звуки большого города”, “Зимняя дорога”, сказочные события.
После выбора ситуации, школьник вместе с учителем (его участие, по возможности, должно быть максимально ограничено) размышляют о логике и оригинальности развития образного содержания будущего произведения искусства. Например, как пробуждается жизнь весной: снег тает, припекает солнышко, капель, падают сосульки – как услышать и выразить свое отношение к этому? Или “Зимняя дорога”: тихо, сумрачно, падают редкие снежинки, “прозрачный лес один чернеет”.
Задание “Рисуем музыку”
Учащимся во время прослушивания музыкально произведения предлагается сосредоточиться и попробовать увидеть музыку, что изображается музыкой. Можно прослушать “Времена года” П. И. Чайковского – это очень яркое изобразительно произведение.
Тесты и анкетирование на выявление музыкальных способностей учащихся.
Тест
Цель: определить уровень знаний элементов музыкального языка. Тест проводится в первом полугодии 1 класса.
1. Музыкальные звуки бывают высокие, низкие и средние:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Музыкальные звуки в песне, танце или марше звучат громко или тихо, быстро или медленно:
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Темп – скорость исполнения музыки:
а) да
б) нет
в) не знаю
4. В мелодии звуки движутся вверх, вниз или стоят на месте:
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Мелодия бывает завершенной или незавершенной:
а) да
б) нет
в) не знаю
6. Музыкальная пьеса может быть написана в мажоре (радостно) или миноре (грустно)
а) да
б) нет
в) не знаю
Тест
Цель: выявить уровень знаний музыкально-теоретических понятий.
1. Развитие музыки – изменение в процессе сочинения или исполнения музыкальной речи:
а) да
б) нет
в) не знаю
2. Интерпретация – творческое исполнение музыкальной пьесы:
а) да
б) нет
в) не знаю
3. Контраст значит противоположность:
а) да
б) нет
в) не знаю
4. Варьирование – видоизмененное повторение мотива, фразы, мелодии, целого музыкального построения:
а) да
б) нет
в) не знаю
5. Полифония значит многоголосие:
а) да
б) нет
в) не знаю
6. Фактура значит обработка:
а) да
б) нет
в) не знаю
Для определения художественных и музыкальных интересов учащихся можно предложить анкеты.
Анкета
Цель: определение художественных интересов учащихся.
1. Увлекаешься ли ты искусством?
а) да
б) нет
в) очень
2. Считаешь ли ты, что искусством нужно заниматься для:
а) получения оценки на уроке
б) приобретения профессии
в) проведения досуга
3. Какой вид искусства ты предпочитаешь:
а) литературу
б) кино
в) музыку
г) театр
д) изобразительное искусство
Анкета
Цель: определение музыкальных интересов учащихся.
1. Интересуешься ли ты музыкой?
а) да
б) нет
в) не очень
2. Какую музыку ты предпочитаешь слушать?
а) классическую
б) народную
в) эстрадную
г) джазовую
3. Где наиболее часто ты слушаешь музыку?
а) на уроке
б) по ТВ или радио
в) в аудио или видеозаписи
4. Какие музыкальные передачи ты смотришь регулярно?
а) постановку балета или оперы
б) концерты звезд эстрады
5. Чем тебе интересно заниматься на уроке музыки:
а) слушать музыку
б) узнавать новые сведения о композиторах
в) петь
г) рисовать
д) сочинять музыку или импровизировать.
Заключение
В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляются специальные требования, которые побуждают его к творчеству. Важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы воображения в процессе самоподготовки. Основная тенденция развития творческого воображения в школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего и творческого воображения. Ценность творческого воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Использование средств музыкального искусства и потенциала уроков музыки способствует развитию творческого воображения. Ценность творчества, заключается не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Поэтому именно уроки музыки могут способствовать развитию творческого воображения учащихся младших классов.
Список литературы
1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой //Музыкальная жизнь. - 1985.-№17.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и .... образовании. -М., 1973.-239с.
3.Ветлутина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М., 1976.-254с.
4. Громов Е.С.Художественное творчество на уроках музыки. - М., 1070.-195с.
5.Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.- М., 2000.-240с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.-384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях подробно изложена структура написания конспекта, приведены примеры записи различных частей физкультурного занятия...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
в рекомендациях представлены этапы написания конспекта утренней гимнастики и даны образцы записи различных частей утренней гимнастики...
Методические рекомендации по написанию конспекта "Проведение спортивного вечера-развлечения с детьми дошкольного возраста", для студентов педагогического колледжа
В рекомендациях раскрыты варианты проведения спортивных вечеров-развлечений, проводимых с детьми дошкольного возраста...
Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"
Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...
Методическое пособие для студентов медицинского колледжа "Легочное кровотечение"
Методические разработки призваны облегчить подготовку студентов факультетов Сестринского дела и Лечебного дела к занятиям. В них более подробно разобраны моменты основных направлений в объективной диа...
Мастер-класс для студентов педагогического колледжа "Работа учителя-логопеда в коррекционной школе"
Данный матреиал - это текст построения выступления про особенности работы учителя-логопеда в детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми - инвалидами. Какие методыы и приёмы в работе с ни...