" Формирование навыков двухголосия в детском вокальном ансамбле"
методическая разработка по музыке на тему

 Мартынова Ольга Юрьевна

 Вокально- хоровые упражнения, разучевание произведений , домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_martynovoy_o_2.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок  в  вокального ансамбля. (2 год обучения)

 ГБОУ ДОД  ДДЮТ Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

Педагог - Мартынова Ольга Юрьевна

Тема урока :

Вокально-интонационная работа в вокальном ансамбле. Формирование навыков  двухголосного пения.

Цель урока:

  • Дать понятие -что такое многоголосие(познакомить с разновидностью голосов)
  • Обучить учащихся навыкам многоголосного пения.
  • Развитие музыкального  восприятия и музыкального слуха, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, навыков пения канонов и элементарного двухголосия.

Задачи:

  • Добиться интонационной точности в пении без сопровождения  и в канонах.
  • Развить навыки ансамблевого пения
  • Работа над правильным звукообразованием и звуковедением, применить более широкое дыхание на длинных фразах.
  • Закрепить навык двухголосного пения
  • Развить навыки пения исполнения произведений на legato и staccato

Оборудование занятия:

-фортепиано

-мультимедийная  доска

-наглядный материал (таблички ритмических последовательностей, ноты)

                                 Ход    урока :

                                 Распевание:        

1.Дыхательная  гимнастика   (упражнения на  нижнерёберно-диафрагмальное   дыхание,

2.Дыхательная гимнастика  Стрельниковой  (ладошки ,погончики.,кошечка и т.д.)

3.Распевка на выравнивание гласных звуков (от «до» 1 октавы-до «до» -2октавы-«Да-де-ди-до-ду»  на каждом звуке)

4.Упражнение: развитие навыков  звуковедения  и  кантилены. Поём гамму  на различные слоги в нисходящем движении (движение сверху вниз способствует сохранению высокой позиции, светлого и лёгкого звучания) ,пение  гаммы разными длительностями(целыми. половинными, четвертями.

5  .     Упражнение для выработки чёткой дикции и артикуляции произношения: пропевание одного звука на слоге – да-де-ди-до-ду,ма-ме-ми-мо-му,гра-гре-гри-гро-гру,кра-кре-кри-кро-кру.

Чёткое произношение согласных в  пении требует упорной работы, потому что  при коллективном произношении их, необходимы одновременность, чёткость. Одновременность произношения согласных – одно из основных условий достижения ритмического ансамбля. Объяснить учащимся то, что согласные прерывают поток голоса. Это происходит потому, что образующие

их шумы  получаются от препятствий, которые ставятся артикуляционным аппаратом на пути

льющегося голоса. Певец поёт, тянет гласные,  они должны иметь максимальную протяжённость. Единообразие в произношении гласных у певцов –важное условие достижения звукового ансамбля.

При пении гласных на более длительных звуках нужно внимательно следить за тем, чтобы форма построения рта не менялась на протяжении звучания и один гласный взятый на ноте  не переходил в какой-нибудь другой. Если в слове рядом стоят два гласных звука, то в пении их сливать нельзя, второй звук надо спеть на новой атаке, как бы вновь произнести. Например: наоборот-на  оборот.Чтобы мелодия звучала интонационно чисто, следует добиваться ясного звучания гласных. Согласные в словах говорятся в последний момент. Например: «уходи-твечер»

6.Упражнения на выработку двухголосия:

Канон  «братец Яков», (дети могут меняться партиями)

 попевка   от различных нот:«как пошли наши подружки»(движение двух голосов в терцию, отрывок из р.н.п. -Хор «Как пошли наши подружки»)

Показ  этого нотного материала на мультимедийной доске и пение отдельно по голосам ,затем соединить.

                             Слушание музыки

Рассказ  педагога об одноголосных русских  песнях, как об истоках русской музыки (прослушивание хорового унисона)

Рассказ  о  многоголосной музыке    (прослушивание хора из оперы П.И..Чайковского

« Девицы-красавицы» )

                            Работа над произведением:

  1.  М .Ипполитов-Иванов   «Сказание о святом Серафиме»

Это произведение позволяет развить первоначальные навыки двухголосного пения, а также наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию. Поочерёдное вступление  и перекрещевание голосов ,элементы канона в этом произведении дают  возможность детям слушать и слышать выстраевыемые интервалы на фоне звучащего голоса, по принципу « передача мелодии» одной партии-другой.

Методы работы:

1.чтение с листа по голосам.

2 .Разучивание по фразам.(с подыгрыванием партий концертмейстером)

3 Соединение двух голосов  в разучиваемой фразе.

Обратить внимание на интонационную точность чёткую дикцию,а также соединение голосов.

Задачи:

1Выработать навык поочерёдного вступления голосов.

2.провести анализ произведения, развить умение детей слушать свою партию, понимать содержание.

3 Отработать навык пения каноном.

4.Выработать навык  кантиленного   пения на «цепном дыхании»

2.  Русская народная песня «Как пошли наши подружки» (обр. для вок. ансамбля Мартыновой О.Ю.)

Для этого произведения требуется лёгкость звучания, чёткая артикуляция в подвижном темпе.

Задачи:

1Работа над чётким и одновременным произношением согласных и пропеванием гласных.

2.Выработать короткое и бесшумное дыхание между фразами

3. Выработать естественное звучание произведения.

4.Работа над чистой интонацией в многоголосии.

                                   Домашнее задание:

Выучить наизусть свою голосовую партию в произведении «Сказание о святом Серафиме»

Проработать свои партии в русской народной песне «Как пошли наши подружки»

Прослушать русские народные песни в записи и рассказать об их  характере.

Вывод: П.И.Чайковский «Девицы-красавицы»   Хор из оперы «Евгений Онегин»

П.И.Чайковский «Девицы-красавицы»   Хор из оперы «Евгений Онегин»

Данная разработка предназначена для проведения урока в вокальном ансамбле детей 2 года обучения   по  программе дополнительного образования.

                    Используемая литература:

  • Программа работы с вокальным ансамблем в ДДЮТ. Составитель -  Мартынова  О.Ю.
  • Дыхательная гимнастика   Стрельниковой.
  • Г.Струве « Музыка для всех»
  • Е.Малинина, В.Емельянов «Вокальное воспитание»
  • К.Виноградов «Работа над дикцией в хоре»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учащегося-исполнителя в классе ансамбля

Доклад о формировании навыков коллективного исполнения...

Формирование навыков многоголосного пения у учащихся подросткового возраста на занятиях вокального ансамбля

Данная работа создана на основе анализа психологической, педагогической и методической литературы. Цель данной работы - выявить приемы и методы, направленные на формирование навыков многоголосного пен...

Открытое занятие на тему: "Развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле"

Цель: развитие навыков ансамблевого пения и художественного вкуса, умений работы в коллективе и формирование навыков самоорганизации и творческой активности. Задачи: - формировать устойчивый инт...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....