Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке (7 класс)

 Программа вокальной студии "Звонкий дождь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonkiy_dozhd.docx43.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Человек наделен особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слухового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность эмоциональном общении,  испытают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает  в мир классической поэзии и драматического искусства. Программа вокальной студии «Звонкий дождь» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.

 Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Рабочая программа вокальной студии «Звонкий дождь» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.

Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.

      В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы   заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.

В певческой деятельности, творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении,  сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной и классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур. Национально-региональный компонент  музыкального искусства в дополнительном образовании – это специально отобранный содержательный материал этнохудожественной культуры бурят и других народов Бурятии и России. Основной целью реализации НРК является приобщение учащихся к богатому наследию бурятской музыкальной культуры, художественным ценностям современного  вокального искусства Бурятии. Предусматривается разучивание  бурятских ёхоров, народных музыкальных игр и песен.

Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Задачи.

Образовательные:

привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;

-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной -нравственной  культуры

-привить интерес к вокальному искусству родного края

-Особое внимание в изучении творчеству бурятских композиторов и народных песен баргузинских бурят

Воспитательные:

- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;

- умение работать в коллективе;

- настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;

- ответственность за творческий результат  – дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения;

– сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

Развивающие:

- развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма,

- развить их музыкальные представления и художественный вкус;

- развить навыки сольного пения;

Основные содержательные линии:

-обогащения опыты эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу родного края;

-усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

-обогащение опыта учебно-творческой деятельности;

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов , что позволяет внутри разделов формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

Программа рассчитана на 3 года обучения; младшая, средняя, старшая и концертная группы.

Младшая группа-первый год обучения - это дети 7-9 лет, средняя группа-второй год обучения-дети 10-12 лет, старшая 12-16 лет, концертная группа .

Группы занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Всего в году  476 часов. Состав участников в ансамбле не более 10-15 человек

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки , среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание ,индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий, а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей ,викторины, выполнение творческих заданий, также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки и участия в них.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на фестивалях.

Свидетельством успешного обучения является дипломы, грамоты.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1-й год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:

  • Строение артикуляционного аппарата;
  • Особенности и возможности певческого голоса;
  • Гигиену человеческого голоса;
  • Понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»
  • Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • Основы музыкальной грамоты;
  • Познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой  русских и зарубежных композиторов;

Уметь:

  • Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • Петь короткие фразы на одном дыхании;
  • В подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
  • Петь легким звуком без напряжения;

Основные требования к знаниям, умениям и навыка (2-ой год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:

  • Соблюдать певческую установку;
  • Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, звукоизвлечение и его окончание);
  • Жанры вокальной музыки;

Уметь:

Правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • Точно повторить заданный звук;
  • В подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • Петь в унисон;
  • Петь аккапельно;
  • Дать критическую оценку своему исполнению;
  • Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;

Основные требования к знаниям, умениям и навыка (3-ой год обучения)

В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:

  • Основные типы голосов;
  • Жанры вокальной музыки;
  • Типы дыхания;
  • Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
  • Реабилитации при простудных заболеваниях;
  • Образцы вокальной музыки русских, бурятских и зарубежных композиторов, народное творчество;

Уметь:

  • Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
  • Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
  • Петь несложные 2-хголосные каноны;
  • Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.
  • Исполнять образцы вокальной музыки русских, бурятских и зарубежных композиторов, народное творчество;

Основные направления и содержание деятельности 

Первый год обучения.

Учащиеся будут иметь представление о:

– сольном и ансамблевом пении;

– академической  и народной манере пения;

– чистоте интонации звучания;

– певческом дыхании;

иметь понятие о:

– голосовом аппарате;

– чёткой дикции и артикуляции.

Учащиеся будут уметь:

– петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года;

– выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;

- учиться беречь свой голос от перегрузок:

Выучат к концу каждого года от 5 до 8 произведений (диапазон РЕ1 – МИ2) и примут участие в итоговом концерте.

Второй год обучения.

Учащиеся будут иметь представление:

– о том, что такое опора звука, резонаторы, регистры;

– о кантиленном пении;

– о значении поэтического текста в речи и пении.

Они смогут соединять пластику движения с академическим пением и постепенно усвоят:

– как без зажима открывать рот;

– брать дыхание, закреплять и распределять его;

– петь более длинные фразы на одном дыхании;

– петь соло и в ансамбле;

– петь с сопровождением инструмента и без сопровождения;

- беречь голос.

Выучат за год от 5 до 10 произведений (диапазон ДО1, МИ2, ФА2) и примут участие в итоговом концерте.

3 год обучения –концертная группа 

-   выдерживать цезуру в музыке;

-  определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;

-  соблюдать динамические оттенки;

-  владеть певческим дыханием, фразировкой;

- в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность

 Выучат за год от 5 до 15 произведений (диапазон ДО1, МИ2, ФА2) и примут участие в итоговом концерте и в различных конкурсах разного уровня

1.Вокально-хоровая работа

2.Музыкально- теоретическая работа.

3.Теоретико-аналитическая работа.

4. Концертно-исполнительская деятельность.

1.Вокально-хоровая работа.

-певческая установка;

-распевание;

-певческое дыхание;

-цепное дыхание;

-дирижерские жесты;

-унисон;

-вокальная позиция;

-дикция;

2.Музыкально- теоретическая подготовка.

-основы музыкальной грамоты;

-развитие музыкального слуха, памяти;

3. Теоретико-аналитическая деятельность.

-слушание музыкальных произведений

-показ исполнения песен;

4 Концертно-исполнительская деятельность.

Формы проведения занятий:

-беседы;

-практические занятия;

-репетиции

-заключительное занятие;

Схема занятий:

1.Настройка певческих голосов;

2.Дыхательная гимнастика;

3.Распевание;

4.Пение вокализов;

5.Работа над произведением;

6.задание на дом;

Учебно-тематический план

(1-й год обучения, 7-9 лет)

Тема занятий

Кол.часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

1

2

3

Певческая установка. Дыхание

8

1

7

4

Распевание

28

8

20

5

Унисон

11

1

10

6

Вокальная позиция

2

1

1

7

Звуковедение

5

1

4

8

Дикция

6

2

4

9

Работа с  солистами

3

2

1

10

Сводные репетиции

10

10

Музыкально- теоретическая подготовка

11

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

3

1

2

12

Развитие чувства ритма

3

1

2

Теоретико-аналитическая работа

13

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

15

Народное творчество

10

3

7

16

Просмотр детских вокальных проектов, концертов

1

1

итого

Учебно-тематический план

(2-й год обучения, 10-12 лет)

Тема занятий

Кол.часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

8

1

7

4

Распевание

28

8

20

5

Унисон

11

1

10

6

Вокальная позиция

2

1

1

7

Звуковедение

3

1

2

8

Дикция

2

1

1

9

Работа с  солистами

10

2

7

10

Сводные репетиции

10

10

Музыкально- теоретическая подготовка

11

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

3

1

2

12

Развитие чувства ритма

2

1

1

Теоретико-аналитическая работа

13

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

14

Народное творчество

10

2

7

15

Просмотр детских вокальных проектов, концертов

1

Концертно-исполнительская деятельность

16

Праздники, выступления

10

1

9

17

Открытый урок для родителей

10

10

ИТОГО

Учебно-тематический план(3-й год обучения, 13-16 лет)концертная группа

Тема занятий

Кол.часов

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка. Дыхание

8

1

7

4

Распевание

28

8

20

5

Унисон

11

1

10

6

Вокальная позиция

2

1

1

7

Звуковедение

5

5

8

Дикция

2

2

9

Работа с  солистами

15

15

10

Сводные репетиции

15

15

Музыкально - теоретическая подготовка

11

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

12

Развитие чувства ритма

1

1

Теоретико-аналитическая работа

13

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

15

Народное творчество

15

15

16

Просмотр детских вокальных проектов, концертов

1

1

Концертно-исполнительская деятельность

17

Праздники , выступления

20

20

ИТОГО

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, сентизатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура. 

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

Репертуар 1 года обучения:

1. «Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсон,муз.Т.Попатенко).

2. «Орогты манайдаа» (сл.Ц-Х Хобитуева, муз.Б.Батодоржиева)

3. «Унаган»     (сл.Г.Чимитова, муз.Б.Бальжинимаева)

 4 «Борбилоо» (муз.Ю.Ирдыниева ,сл.Ц-Х.Дарибазарова).

5.  «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз.Г.Струве).

6. «Тетериин наадан» БНП игра

7. «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова).

 8. «Бояре, а мы к вам пришли» рус.нар.песня

9. «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина).

Репертуар 2 года обучения

1 «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева).

2 «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского).

3«Добрая сказка» (Н.Добронравов, муз. А.Пахмутовой)

4.«Колхозой баялиг» Бур.нар.песня

6.«Нютагай ухибууд» (сл. Ц–Х Хобитуева  муз. Б.Батодоржиева)

6.«Хухэ ногоон золэхэн лэ» Бур.нар.песня

7.«Ты – человек!» (Е. Крылатов – Ю. Энтин)

Репертуар 3 года обучения (концертной группы)

1.  «Тэнгэриин одон»(сл.А.Ангархаева, муз.В.Пантаева)

2. «Манай ĥургуули» (сл. Н.Дамдинова, муз. П.Дамиранова)

3. Ерыт наша ёхортоо» баргуз. Ёхор

4 «.Курумканский вальс»(сл.Н.Дамдинова, муз. Г.Горшкова)

5. «Детство» (сл.М.Пляцковский, муз. Ю.Чичкова)

6. « В землянке» (Слова А.А. Суркова Музыка К.Я. Листова.)

7. « Багшанар» ( сл. Г.Чимитова, муз.Ж.Батуева)

9.  «Песня сказ о Мамаевом Кургане» (сл.В.Набокова, муз. А.Пахмутовой)

10. « Алешка ,Наташка» (сл. и муз. Ю.Верижникова)

12.  «Хадараа урданал Хурумхаан» бур.нар.песня барг.бурят

13. «Под небом Курумкана» (сл. Н. Дамдинова, муз. Ю.Ирдыниеева)

14.  «Я помню чудное мгновение» (сл. А.Пушкина, муз. М.Глинки)

15.  « Школьные годы чудесные» (сл. Е. Долматовского, муз. Д. Кабалевского.)

Список  литературы для учителя:

     1.Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983

     2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972

 3.«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982

4. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982

  1.  Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003

     6.Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр.          «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998

    7. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984

    8.Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977

    9.Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976

Адреса сайтов;  http:// www. Belcanto.ru

Сайт музыкальных педагогов: hornpuma.com/, http://pianotes.ru/, http://musicteachers.tk/

Учебные пособия по музыке: http://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm

Нотный архив Бориса Тараканова: http://notes.tarakanov.net/

Сайт, посвященный русской академической музыке: http://aca-music.ru/

Нотная библиотека: http://nlib.narod.ru/

Mutopia – проект свободно распространяемой нотной музыки (около 400 произведений). В основном классика, немного джаза: http://www.mutopiaproject.org/browse.html

Freesheetmusic. Свободно-доступный проект с собранием нотной музыки. Огромное количество самых разных нот: http://www.freesheetmusic.net/

Сайт предлагает уроки для начинающих на самых разных инструментах и поиск по базе, содержащей более чем 1600 свободно распространяемых нот: http://www.8notes.com/

NotesLibrary.ru – нотный архив классической и джазовой музыки: http://www.noteslibrary.ru/

Собрание свободно распространяемой классической музыки. Довольно большой ассортимент нот. http://imslp.org/

Образовательный проект о классической музыке. Обширная информация о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах: http://www.classic-music.ru/

Мир оперы и классической музыки: http://www.belcanto.ru/

Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция: http://music.edu.ru/

Наши музыкальные дети: http://www.musichildren.com/

Детские песни: http://www.tatsel.ru/song/

Поиск мелодии по введенным нотам: http://www.musipedia.org/melody_search.0.html

Поиск песен и мелодий: http://www.karaoke.ru/

Классическая музыка в MP3.  Программа по истории музыки: http://www.mp3complete.net/

Погружение в классику. Большой каталог аудио и видео ресурсов: http://intoclassics.net/

Портал о классической музыке: http://www.classic-music.ru/

Архив вокальных произведений: http://www.russianplanet.ru/music/

 Список литературы для учащихся:

 1.Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей – М., Эстрол Лада, 20 2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников, - М.. 2006;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...