Программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по музыке (7 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Человек наделен особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слухового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность эмоциональном общении, испытают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Программа вокальной студии «Звонкий дождь» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Рабочая программа вокальной студии «Звонкий дождь» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной вокально-технической деятельности.
Весь образовательный цикл предусматривает следующие формы работы: занятия, на которых присутствуют все участники вокальной группы. На занятиях учащиеся знакомятся с физиологическими особенностями голосового аппарата, осваивают приемы голосоведения. Акцент делается на работе по достижению всех уровней ансамблевого звучания.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.
В певческой деятельности, творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной и классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Согласно Закону РФ «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур. Национально-региональный компонент музыкального искусства в дополнительном образовании – это специально отобранный содержательный материал этнохудожественной культуры бурят и других народов Бурятии и России. Основной целью реализации НРК является приобщение учащихся к богатому наследию бурятской музыкальной культуры, художественным ценностям современного вокального искусства Бурятии. Предусматривается разучивание бурятских ёхоров, народных музыкальных игр и песен.
Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Задачи.
Образовательные:
– привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса;
– -формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной -нравственной культуры
-привить интерес к вокальному искусству родного края
-Особое внимание в изучении творчеству бурятских композиторов и народных песен баргузинских бурят
Воспитательные:
- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
- умение работать в коллективе;
- настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса;
- ответственность за творческий результат – дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения;
– сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
Развивающие:
- развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма,
- развить их музыкальные представления и художественный вкус;
- развить навыки сольного пения;
Основные содержательные линии:
-обогащения опыты эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу родного края;
-усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
-обогащение опыта учебно-творческой деятельности;
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов , что позволяет внутри разделов формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.
Программа рассчитана на 3 года обучения; младшая, средняя, старшая и концертная группы.
Младшая группа-первый год обучения - это дети 7-9 лет, средняя группа-второй год обучения-дети 10-12 лет, старшая 12-16 лет, концертная группа .
Группы занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Всего в году 476 часов. Состав участников в ансамбле не более 10-15 человек
В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки , среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.
Программа предусматривает сочетание ,индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий, а также совместную работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей ,викторины, выполнение творческих заданий, также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки и участия в них.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях, обучающихся, в призовых местах на фестивалях.
Свидетельством успешного обучения является дипломы, грамоты.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1-й год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:
- Строение артикуляционного аппарата;
- Особенности и возможности певческого голоса;
- Гигиену человеческого голоса;
- Понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»
- Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- Основы музыкальной грамоты;
- Познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;
Уметь:
- Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- Петь короткие фразы на одном дыхании;
- В подвижных песнях делать быстрый вдох;
- Петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- Петь легким звуком без напряжения;
Основные требования к знаниям, умениям и навыка (2-ой год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:
- Соблюдать певческую установку;
- Понимать дирижёрские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, звукоизвлечение и его окончание);
- Жанры вокальной музыки;
Уметь:
Правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- Точно повторить заданный звук;
- В подвижных песнях делать быстрый вдох;
- Петь в унисон;
- Петь аккапельно;
- Дать критическую оценку своему исполнению;
- Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
Основные требования к знаниям, умениям и навыка (3-ой год обучения)
В результате обучения пению ребёнок должен знать и понимать:
- Основные типы голосов;
- Жанры вокальной музыки;
- Типы дыхания;
- Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- Реабилитации при простудных заболеваниях;
- Образцы вокальной музыки русских, бурятских и зарубежных композиторов, народное творчество;
Уметь:
- Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- Петь несложные 2-хголосные каноны;
- Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.
- Исполнять образцы вокальной музыки русских, бурятских и зарубежных композиторов, народное творчество;
Основные направления и содержание деятельности
Первый год обучения.
Учащиеся будут иметь представление о:
– сольном и ансамблевом пении;
– академической и народной манере пения;
– чистоте интонации звучания;
– певческом дыхании;
иметь понятие о:
– голосовом аппарате;
– чёткой дикции и артикуляции.
Учащиеся будут уметь:
– петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года;
– выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;
- учиться беречь свой голос от перегрузок:
Выучат к концу каждого года от 5 до 8 произведений (диапазон РЕ1 – МИ2) и примут участие в итоговом концерте.
Второй год обучения.
Учащиеся будут иметь представление:
– о том, что такое опора звука, резонаторы, регистры;
– о кантиленном пении;
– о значении поэтического текста в речи и пении.
Они смогут соединять пластику движения с академическим пением и постепенно усвоят:
– как без зажима открывать рот;
– брать дыхание, закреплять и распределять его;
– петь более длинные фразы на одном дыхании;
– петь соло и в ансамбле;
– петь с сопровождением инструмента и без сопровождения;
- беречь голос.
Выучат за год от 5 до 10 произведений (диапазон ДО1, МИ2, ФА2) и примут участие в итоговом концерте.
3 год обучения –концертная группа
- выдерживать цезуру в музыке;
- определять ритм и метр в мелодическом движении произведения;
- соблюдать динамические оттенки;
- владеть певческим дыханием, фразировкой;
- в исполнении раскрыть содержание, выразительность и эмоциональность
Выучат за год от 5 до 15 произведений (диапазон ДО1, МИ2, ФА2) и примут участие в итоговом концерте и в различных конкурсах разного уровня
1.Вокально-хоровая работа
2.Музыкально- теоретическая работа.
3.Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
1.Вокально-хоровая работа.
-певческая установка;
-распевание;
-певческое дыхание;
-цепное дыхание;
-дирижерские жесты;
-унисон;
-вокальная позиция;
-дикция;
2.Музыкально- теоретическая подготовка.
-основы музыкальной грамоты;
-развитие музыкального слуха, памяти;
3. Теоретико-аналитическая деятельность.
-слушание музыкальных произведений
-показ исполнения песен;
4 Концертно-исполнительская деятельность.
Формы проведения занятий:
-беседы;
-практические занятия;
-репетиции
-заключительное занятие;
Схема занятий:
1.Настройка певческих голосов;
2.Дыхательная гимнастика;
3.Распевание;
4.Пение вокализов;
5.Работа над произведением;
6.задание на дом;
Учебно-тематический план
(1-й год обучения, 7-9 лет)
№ | Тема занятий | Кол.часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Вокально-хоровая работа | ||||
2 | Прослушивание голосов | 2 | 1 | 2 |
3 | Певческая установка. Дыхание | 8 | 1 | 7 |
4 | Распевание | 28 | 8 | 20 |
5 | Унисон | 11 | 1 | 10 |
6 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
7 | Звуковедение | 5 | 1 | 4 |
8 | Дикция | 6 | 2 | 4 |
9 | Работа с солистами | 3 | 2 | 1 |
10 | Сводные репетиции | 10 | 10 | |
Музыкально- теоретическая подготовка | ||||
11 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 3 | 1 | 2 |
12 | Развитие чувства ритма | 3 | 1 | 2 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
13 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
15 | Народное творчество | 10 | 3 | 7 |
16 | Просмотр детских вокальных проектов, концертов | 1 | 1 | |
итого |
Учебно-тематический план
(2-й год обучения, 10-12 лет)
№ | Тема занятий | Кол.часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
Вокально-хоровая работа | ||||
2 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
3 | Певческая установка. Дыхание | 8 | 1 | 7 |
4 | Распевание | 28 | 8 | 20 |
5 | Унисон | 11 | 1 | 10 |
6 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
7 | Звуковедение | 3 | 1 | 2 |
8 | Дикция | 2 | 1 | 1 |
9 | Работа с солистами | 10 | 2 | 7 |
10 | Сводные репетиции | 10 | 10 | |
Музыкально- теоретическая подготовка | ||||
11 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 3 | 1 | 2 |
12 | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
13 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
14 | Народное творчество | 10 | 2 | 7 |
15 | Просмотр детских вокальных проектов, концертов | 1 | ||
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
16 | Праздники, выступления | 10 | 1 | 9 |
17 | Открытый урок для родителей | 10 | 10 | |
ИТОГО |
Учебно-тематический план(3-й год обучения, 13-16 лет)концертная группа
№ | Тема занятий | Кол.часов | теория | практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Вокально-хоровая работа | ||||
2 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
3 | Певческая установка. Дыхание | 8 | 1 | 7 |
4 | Распевание | 28 | 8 | 20 |
5 | Унисон | 11 | 1 | 10 |
6 | Вокальная позиция | 2 | 1 | 1 |
7 | Звуковедение | 5 | 5 | |
8 | Дикция | 2 | 2 | |
9 | Работа с солистами | 15 | 15 | |
10 | Сводные репетиции | 15 | 15 | |
Музыкально - теоретическая подготовка | ||||
11 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 2 | 1 | 1 |
12 | Развитие чувства ритма | 1 | 1 | |
Теоретико-аналитическая работа | ||||
13 | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
15 | Народное творчество | 15 | 15 | |
16 | Просмотр детских вокальных проектов, концертов | 1 | 1 | |
Концертно-исполнительская деятельность | ||||
17 | Праздники , выступления | 20 | 20 | |
ИТОГО |
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, сентизатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Электроаппаратура.
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Нотный материал, подборка репертуара.
10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
11. Записи выступлений, концертов.
Репертуар 1 года обучения:
1. «Скворушка прощается» (сл. М.Ивенсон,муз.Т.Попатенко).
2. «Орогты манайдаа» (сл.Ц-Х Хобитуева, муз.Б.Батодоржиева)
3. «Унаган» (сл.Г.Чимитова, муз.Б.Бальжинимаева)
4 «Борбилоо» (муз.Ю.Ирдыниева ,сл.Ц-Х.Дарибазарова).
5. «Моя Россия» (сл. Н.Соловьевой, муз.Г.Струве).
6. «Тетериин наадан» БНП игра
7. «Колыбельная медведицы» (сл.Ю.Яковлева, муз.Е.Крылатова).
8. «Бояре, а мы к вам пришли» рус.нар.песня
9. «Сказки гуляют по свету» (сл.М.Пляцковского, муз.Е.Птичкина).
Репертуар 2 года обучения
1 «Большой хоровод» (сл.Л.Жигалкиной и А.Хайта, муз.Б.Савельева).
2 «Снежный карнавал» (сл. П.Синявского).
3«Добрая сказка» (Н.Добронравов, муз. А.Пахмутовой)
4.«Колхозой баялиг» Бур.нар.песня
6.«Нютагай ухибууд» (сл. Ц–Х Хобитуева муз. Б.Батодоржиева)
6.«Хухэ ногоон золэхэн лэ» Бур.нар.песня
7.«Ты – человек!» (Е. Крылатов – Ю. Энтин)
Репертуар 3 года обучения (концертной группы)
1. «Тэнгэриин одон»(сл.А.Ангархаева, муз.В.Пантаева)
2. «Манай ĥургуули» (сл. Н.Дамдинова, муз. П.Дамиранова)
3. Ерыт наша ёхортоо» баргуз. Ёхор
4 «.Курумканский вальс»(сл.Н.Дамдинова, муз. Г.Горшкова)
5. «Детство» (сл.М.Пляцковский, муз. Ю.Чичкова)
6. « В землянке» (Слова А.А. Суркова Музыка К.Я. Листова.)
7. « Багшанар» ( сл. Г.Чимитова, муз.Ж.Батуева)
9. «Песня сказ о Мамаевом Кургане» (сл.В.Набокова, муз. А.Пахмутовой)
10. « Алешка ,Наташка» (сл. и муз. Ю.Верижникова)
12. «Хадараа урданал Хурумхаан» бур.нар.песня барг.бурят
13. «Под небом Курумкана» (сл. Н. Дамдинова, муз. Ю.Ирдыниеева)
14. «Я помню чудное мгновение» (сл. А.Пушкина, муз. М.Глинки)
15. « Школьные годы чудесные» (сл. Е. Долматовского, муз. Д. Кабалевского.)
Список литературы для учителя:
1.Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
2. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
3.«Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
4. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
- Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
6.Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
7. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
8.Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
9.Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
Адреса сайтов; http:// www. Belcanto.ru
Сайт музыкальных педагогов: hornpuma.com/, http://pianotes.ru/, http://musicteachers.tk/
Учебные пособия по музыке: http://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm
Нотный архив Бориса Тараканова: http://notes.tarakanov.net/
Сайт, посвященный русской академической музыке: http://aca-music.ru/
Нотная библиотека: http://nlib.narod.ru/
Mutopia – проект свободно распространяемой нотной музыки (около 400 произведений). В основном классика, немного джаза: http://www.mutopiaproject.org/browse.html
Freesheetmusic. Свободно-доступный проект с собранием нотной музыки. Огромное количество самых разных нот: http://www.freesheetmusic.net/
Сайт предлагает уроки для начинающих на самых разных инструментах и поиск по базе, содержащей более чем 1600 свободно распространяемых нот: http://www.8notes.com/
NotesLibrary.ru – нотный архив классической и джазовой музыки: http://www.noteslibrary.ru/
Собрание свободно распространяемой классической музыки. Довольно большой ассортимент нот. http://imslp.org/
Образовательный проект о классической музыке. Обширная информация о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах: http://www.classic-music.ru/
Мир оперы и классической музыки: http://www.belcanto.ru/
Российский общеобразовательный портал. Музыкальная коллекция: http://music.edu.ru/
Наши музыкальные дети: http://www.musichildren.com/
Детские песни: http://www.tatsel.ru/song/
Поиск мелодии по введенным нотам: http://www.musipedia.org/melody_search.0.html
Поиск песен и мелодий: http://www.karaoke.ru/
Классическая музыка в MP3. Программа по истории музыки: http://www.mp3complete.net/
Погружение в классику. Большой каталог аудио и видео ресурсов: http://intoclassics.net/
Портал о классической музыке: http://www.classic-music.ru/
Архив вокальных произведений: http://www.russianplanet.ru/music/
Список литературы для учащихся:
1.Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей – М., Эстрол Лада, 20 2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников, - М.. 2006;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...