Урок в 1 классе " Музыка утра"
учебно-методический материал по музыке на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_razrabotki_utra.docx | 16.17 КБ |
muzyka_utra.ppt | 2.49 МБ |
konspekt_uroka.docx | 22.29 КБ |
tekst_utro_nachinaetsya.doc | 23.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока (в соответствии программой предмета) Музыка утра | Культурологическая цель урока (от содержания и идеи произведений искусства и культуры) Цель: формирование целостной картины мира средствами разных видов искусств и воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся | Методический алгоритм | Ход урока (с включением методического алгоритма) |
1 этап Организационный | - построение эвристической беседы серия взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует активизации имеющихся знаний и поиска новых; - на доказательство, приведение доводов интонационно – образной природы музыкального искусства; -на выявление межпредметных связей. | Вход под музыку Понравилась вам музыка, под которую вы вошли? А какая она (музыка)? Определите характер, темп, инструменты, какого времени музыка, что можно делать, придумайте свое название. Когда бы вы хотели ее слышать? В какое время суток? | |
2 этап Мотивация учебной деятельности учащихся | А сейчас ребята, я вам загадаю загадки. А как связаны ответы на загадки и музыка, под которую вы вошли? Как вы думаете, как же звучит тема сегодняшнего урока? | ||
3 этап Усвоение новых знаний | Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро? Давайте, мы с вами рассмотрим две картины. Ребята, а какое время суток изображено на картине 1, 2? Какими красками художники передали время суток? Какое время года изображено? Какие слова вы свяжите(ассоциации возникают) со словом утро? Слушают музыкальное произведение, отвечают на вопросы (характер, темп, динамика, инструметы) Физминутка под русскую народную музыку. | ||
4 этап Проверка понимания | Предлагаю вам посмотреть фрагмент м\ф «Чучело-мяучело». Какое утро вы услышали в этой песне? Хотели бы вы разучить эту песню? (разучивание песни). | ||
5 этап Закрепление новых знаний | Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией (вопросительно, сердито, радостно). | ||
6 этап Информация о домашнем задании | Д/з: Найти стихотворение об утре. | ||
7 этап Рефлексия (подведение итогов) | Похвалить за активную работу на уроке. Предложить свой вариант стихотворения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? - Кого называют художником? - Кого называют поэтом? - Кого называют композитором? - Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?
Какие звуки вы слышите утром, когда просыпаетесь? Вы обращали внимание на эти звуки? Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра. Давайте поиграем в игру «Музыка утра».
Загадки На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. Не стукнет, не брякнет, А в окно войдёт.
Динь Дан Дон
Утром встает солнце. Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило. Послушаем отрывок и определим характер этой песенки.
Какое утро вы услышали в этой песне? (жизнерадостное, восторженное, светлое) Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией. (с нежностью, сердито, радостно, вопросительно)
Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?
Послушайте, как музыкальными красками наступление дня нарисовал П.И.Чайковский и норвежский композитор Эдвард Григ Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр? 1 2 фортепиано оркестр
Ритмическая минутка Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются. На ноте МИ мы поем: «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»
– о чем мы с вами говорили на уроке? С чем познакомились? - понравилось ли вам играть? – чему вы научились на уроке? (нарисуйте в альбоме) как вы усвоили материал? и т о г
Д/З: Найти стихотворение про утро
Интернет ресурсы: http://my.mail.ru/mail/tv-videoarchive1/video/_myvideo/481.html http://www.bibliotekar.ru/rusShishkin/10.htm http://www.creative.su/items/5522a
Предварительный просмотр:
Урок в 1 классе
Тема: Музыка утра
Изучение нового материала; урок – игра
Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкального искусства, о его изобразительных и выразительных возможностях, выявить особенности характера, настроения в каждой из предложенных пьес.
Решаемые проблемы:
Как музыка расскажет нам о жизни природы, какие чувства передает музыка в пьесах?
Задачи:
обучающие: Расширение интонационно-образного багажа учащихся и развитие их эмоционального отклика на музыку. Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников.
Развивающие: Развитие интегративных качеств восприятия.
Воспитывающие: Воспитание любви к родному краю.
Материал: портреты П.И.Чайковского, Э.Грига, иллюстрации картин Шишкина « Утро»
К.Крыжицкого «Озеро», цветные карандаши, листы бумаги
Оборудование: Музыкальный центр, экран, мультимедийная аппаратура, набор детских музыкальных инструментов, фортепиано.
Методы:
1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.
2.Метод использования широких ассоциативных связей музыки
с другими видами искусства.
3. Метод перспективы и ретроспективы в обучении
(«забегания впрёд» и «возвращения к пройденному»).
Музыкально-исполнительская деятельность: Пение: песня «Утро начинается»
Элементарное музицирование: звуковая импровизация «Высоко-низко»
Арт-терапевтическая деятельность: Слушание звуков гор. Упражнения «Горный воздух», «Высоко-низко».
Музыкально-пластическая деятельность: «Утренняя зарядка», пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Понятия.
Картина утра, музыкальные краски, настроение в музыке и живописи, интонация.
Предметные результаты
Научатся: Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение ( на примере музыки Ж.Бизе «Утро в горах», Э. Грига «Утро»).
Метапредмеитные результаты
Научатся: участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей.
Личностные результаты
Научатся: продуктивному сотрудничеству (общению, взаимодействию) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные:
1.Использовать речь для регуляции своего действия.
2.Постановка и выполнение целей.
Познавательные:
1. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
2. Действия постановки и решения проблем в процессе анализа музыки.
3. Формирование устойчивого интереса к уроку через пластическое интонирование, разыгрывание песни.
Коммуникативные:
1. Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные :
1.Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
2. Расширение представлений школьников об опыте человечества.
3.Реализация творческого потенциала через индивидуальное и коллективное интонирование.
Содержание урока.
Сравнение пьес, интонационно-образный анализ (Чайковский «Утро», Э. Григ «Утро»). Э. Грига «Утро».
Проблемные вопросы: Какое пр-е исполняет
ф-но, а какой оркестр? Почему вы так думаете?
Почему композитор написал музыку в мажорном ладу? Похожи ли услышанные произведения?
Перед прослушиванием этих сочинений учитель может сказать детям, что они услышат два произведения, которые рисуют картину утра, и сообщить их названия. Но похожи ли они? Как музыка расскажет нам о жизни природы? Вероятно, через чувства человека. У музыки есть удивительное свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы и т.п. Какие же чувства передаёт музыка в каждой из предложенных пьес? Эти вопросы можно задать после прослушивания произведения.
Слушая «Утро» Эдварда Грига, привлеките внимание учащихся к тому, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра. Характер музыки особенно отчётливо выявляется именно при сопоставлении пьес: оно позволит выделить особенности каждой из них, исходя из мелодического рисунка, ритмического движения, темпа, тембровых красок, инструментов, гармонии
Ход урока:
Вход детей под музыку
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Доброе утро!
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в музыкальное путешествие.
- Какими должны быть путешественники?
(весёлыми, дружными, любознательными, внимательными…)
Звучит спокойная музыка.
Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.
-Кого называют художником?
-Кого называют поэтом?
-Кого называют композитором?
-Что им нужно, чтобы нарисовать картину природы?
Загадки
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются
Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдёт
-Утром вы просыпаетесь и что вы слышите? Какие звуки?
Все звуки, которые вы слышите – это музыка утра. Вы обращали внимание на эти звуки?
Давайте поиграем в игру «Музыка утра».
Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон.У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. «Динь-динь!» — звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку «Дан-дан» средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка «Дон-дон» звучала по-другому.
Посмотрите на эти три линеечки. На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех?
Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.
Арт – терапевтическая деятельность (дыхательная терапия) – упражнение «Горный воздух»:
Под музыку при взмахе «волшебной» палочки дети медленно выдыхают воздух носом, не поднимая плечи. Задержав дыхание на вершине вдоха, при повторном взмахе «волшебной» палочки медленно выдыхают воздух.
(детям предлагается представить, что их организм наполняется во время вдоха целительным свежим воздухом, придающим им жизненную силу и уносящим с собой во время выдоха все болезни и неприятности)
- Мы поднимаемся всё выше и выше. Вы слышите, где-то зазвучала музыка?
Утром встает солнце.
Оно своими теплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило.
Послушаем песенку и определим характер
этой песенки.
Какое утро вы услышали в этой песне?
(жизнерадостное, восторженное, светлое)
Скажите слова «Доброе утро» с разной интонацией.
(с нежностью, сердито,радостно, вопросительно)
Слушание песни « Светит солныешко»
Понравилась вам песенка? Ее мы будем учить на следующем уроке, а сейчас, скажите мне ребята, Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить утро?
Послушайте, как музыкальными красками наступление дня нарисовали П.И.Чайковский и норвежский композитор Эдвард Григ.
Определите, какое произведение – 1 или 2 – исполняет фортепиано, оркестр
Звучит «Утро» Чайковского
- Ребята, как вы думаете, это музыка утра или вечера? Почему?
- Какими красками вы нарисовали бы картину утра? А картину вечера?
- Подберите соответствующие утру и вечеру звуки на клавишах. Где музыка будет звучать светло, а где как бы затемнено?
(несколько учащихся подходят к инструменту)
- А что происходит утром с природой?
( Утром встаёт солнце, оно своими тёплыми лучами касается верхушек деревьев. Просыпайтесь, птицы! Заглядывает в окна домов. Просыпайтесь, люди! Утро наступило!)
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки вершин
Золотыми потоками хлынуло.
Звучит «Утро» Э.Грига
- Какими музыкальными красками нарисовал музыку утра Эдвард Григ?
- обратите внимание на то, как расцвечивается, развивается одна и та же мелодия- тема, передающая наступление светлого, ласкового утра.
- покажите движениями под музыку, как развивается мелодия утра?
Пластическое интонирование темы из произведения Э. Грига «Утро».
- Что вам по утрам помогает поднять настроение? ( зарядка)
Сейчас мы все вместе сделаем утреннюю зарядку.
Чтобы тонус ваш поднять
И достичь разрядки,
Проведу сейчас для вас
Утреннюю зарядку!
Ритмическая пауза «Утренняя зарядка»
Ритмическая минутка
Давайте вспомним ноты, сколько их и как они называются.
На ноте МИ мы поем: «Солнышко, солнышко, загляни в окошечко»
Предлагаю вам посмотреть фрагмент м\ф «Чучело-мяучело».
Какое утро вы услышали в этой песне? Хотели бы вы разучить эту песню? (разучивание песни)
Рефлексия: -
Чему вы научились на уроке?
- Я знаю
- Я запомнил
- Я смог
- Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
- Утро своими красками раскрашивает всё вокруг, вы видите перед собой листочки с изображением гор. Раскрасьте эти картинки, оживите их с помощью цветных карандашей. Можно дорисовать то, чего не хватает на картине, по вашему мнению.
Под музыку дети рисуют.
(выставка рисунков)
- Ребята, с каким настроение вы уходите с урока?
Подойдите к плакату и прикрепите солнышко, если у вас хорошее настроение, или тучку, если у вас настроение грустное.
Ну а нам пора возвращаться домой. Наше путешествие подходит к концу.
Весёлые путешественники дружат с музыкой и любят петь.
Д/З: Найти стихотворение про утро
Музыкальное прощание!
Предварительный просмотр:
1)Утро начинается, начинается.
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки,
Выбегая на дорожки,
Громко хлопая в ладошки,
Запели звонко дети:
Раз, два, утро!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, утро!
2)Город улыбается, улыбается.
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на солнечных качелях
Прокатиться захотели,
Прямо в небо полетели-
Вперед, навстречу солнцу!
Раз, два, солнце!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, солнце!
3)Солнце поднимается, поднимается.
Детство продолжается, продолжается.
Всюду радостные лица,
Вместе будем веселиться,
С целым миром подружиться
Поможет эта песня.
Раз, два, детство!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, детство!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
Урок 5 класс музыка Музыкальная живопись .
Разработка урока музыки в 5 классе «Музыкальная живопись» ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись .»ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрывать новые грани взаимодействия музыки и живо...
Презентация к уроку музыки 1 класс "Музыка утра"
Тема: «Музыка утра»Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.Цель урока: раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств,...
Презентация к уроку 1 классу "музыка вечера"
ТемаМузыка вечераЦель темы Ввести слушателей в мир жанра песни через интонацию колыбельной.Планируемый результатФормирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышлени...
Презентация к уроку 1 классу "музыка вечера"
ТемаМузыка вечераЦель темы Ввести слушателей в мир жанра песни через интонацию колыбельной.Планируемый результатФормирование слушательской культуры учащихся, развитие аналитического мышлени...
Презентация урока 5 класс Музыка на тему: Волшебная палочка дирижера
Дирижирование –один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства; это управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произв...
Урок 5 класс. "Музыка и кино."
Сценарий урока....