Проектная деятельность в 7 классе: "Песенная Россия".
проект по музыке (7 класс) на тему
Цель: воспитание уважения и бережного отношения к духовному богатству своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass.docx | 93.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган
Камышлинский район Самарская область
Выполнили учащиеся 7 класса:
Абзалов Равиль
Гумерова Яна
Кашапова Альбина
Миназева Ляйсан
Пупков Иван
Руководитель: Гарипов Ш.Г.
Учитель музыки
2015г.
Цель: воспитание уважения и бережного отношения к духовному богатству своего народа.
Оформление: на доске прикреплены портреты известных русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, Н. Болакирева. Написано известное высказывание М. И. Глинки: «Сочиняет музыку народ, мы же, композиторы, только аранжируем её».
Ход мероприятия.
Яна:
Народные песни. Вечно живые, красоты неповторимой. Это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, от семьи к семье, от села к селу, из города в город, из поколения в поколение – через все слои общества, через 100-летия идут они по жизни с талантливым русским народом и несут в себе образ своего творца.
Альбина:
Высок полет народной песни. При ее внешнем спокойствии она полна внутреннего движения и отражается, как все великое, от переполненности чувств, когда уже нельзя не петь…
Стихи:
Иван:
Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
2.
Песня с детств мне родная
И подруга, и сестра!
Равиль:
А слова ее простые
Душу трогают до слез,
Сколько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный голос слышен колос,
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Сколько песен у России,-
Никому не сосчитать!
Яна:
Кто автор народной песни ? быть может, молодой крестьянин с душой поэта, которого восхитила , окрылила любовь к родной земле и родному краю? И эта любовь прошла через сердца поэта и вылилась песней…
Альбина:
Песня, рожденная в творческом порыве, подобна человеческой душе. Она отделяется от своего творца и начинает новую, самостоятельную жизнь в народе. Певцы умирают, а песня живет в созвездии народных творений и греет, и светит любому, кто к ней прикоснется ……
3.
Яна:
Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность.
Альбина:
Какое счастье быть исполнителем таких песен! Народная песня помогла многим выдающимся певцам пройти настоящую школу мастерства , сформироваться как истинным художникам .Ф. Шаляпин, Н. Обухова, А.Нежданова, А.Михайлов, С. Лемешев, И.Козловский –они стали подлинно народными, любимыми певцами широких масс слушателей.
Звучит запись народной песни «Ах ты, душечка » в исполнение С.Лемешев, звук приглушается, на фоне музыки продолжается рассказ ведущих.
Яна:
Великие таланты сумели постигнуть и передать в русской народной песне ее истинную национальность, которая ,по словам Белинского, заключается «во внешнем спокойствии внутренней движимости; в отсутствии одолевающей страстности». Понять это- означает направить свою творческую энергию на постижение глубины чувства в песне и на поиски средств ее выражения. Понять это – означает, так же начисто отвергнут погоню за внешними исполнительскими эффектами. Русская народная песня при ее внутреннем движении не нуждается в них.
Альбина:
Вы слышите народную песню в исполнении русского певца Сергея Яковлевича Лемешева. Эта песнь о любви. По широте своей она сливается с Волгой, по красоте и благородству восходит к вершине нашей поэзии – стихотворению А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». А по тексту она бесхитростно проста…
Звучит последний куплет песни.
Песенное богатство народа – его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна его непобедимости.
Ляйсан:
Что за песни, что за песни
Распевает наша Русь!
4.
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, фанцуз!
Золотые, удалые –
Не немецкие,
Песни русские, живые -
Молодецкие!
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется, -
Прямо к сердцу так и льнет!..
Альбина:
Запоет про темну ночку
Иль про белые снега,
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга;
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе,
Про сердечную тоску;
Да как гаркнет: «Эй, калина, не шуми, дремучий бор!»
Чуешь Руси-исполнина и раздолье и простор!..
Яна:
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
5.
И привольна, и звонка!
Ай, да песни, что за песни
Распевает наша Русь!
Уж как хочешь, брат, хоть тресни,
Так не спеть тебе, француз!
Золотые, удалые –
Не немецкие,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
Яна:
Хочешь понять народ- пойми его песню. Она неиссякаема, как т характер. Композиторы всех времен черпали в ней мысль и вдохновение для своих произведений, видели в народных песнях образец простоты, ясности, сердечности.
Альбина :
Постигни в песне глубину любви – будет опера. Прониклись ее драмой- будет симфония. Собрания народных песен- это собрание еще не написанных опер , симфоний, сонат, поэм.
В записи звучит фрагмент оркестровой пьесы « Камаринская» М. Глинки, написанной им в 1848 году.
Яна:
Народная песня, преображенная гением поражает красотой вновь открытых в ней граней. Так поднялась и осталась на веки в движении и блеске. «Камаринская» Михаила Ивановича Глина. Из маленькой плясовой возникла русская симфоническая музыка, как из маленького родника началась Волга.
Альбина:
Народная песня возликовала, расправив крылья, в могучем головокружительном полете радостного финала Четвертой симфонии Пера Ильича Чайковского и покорила весь мир…
6.
В записи звучит фрагмент финала 4 симфонии Чайковского.
Иван:
В стройных звуках льются песни
Гармонической волной;
По душе волшебно ходит
И проходит с быстротой.
Полечу я в след за ними;
Погружуся в них душой
В очарованном забвеньи
Позабуду мир земной.
Сколько звуков, сколько песен
Раздалося вновь во мне!
Равиль:
Сколько образов чудесных
Оживилось в вышине!
Между них она, младая,
Заблистала красотой!
Чистой пламенной любовью
Озарила мир земной…
Улетайте ж в небо, звуки,
Сокрывайтесь вдали!
Здесь я с нею, здесь я счастлив,
Любо жить мне на земле!
7.
Яна:
Не перечислить всех преображений народной песни, не исчерпать всех ее красот. Глинка, Балакирев, Римский –Корсаков, Чайковский… Народная песня для них – это святая святых. В операх, симфонических произведениях звучит она, поражая своей внутренней собранностью, сдержанностью, богатством мыслей и чувств.
Альбина:
«Сочиняет музыку народ, - говорил Глинка, -мы же, композиторы, только аранжируем ее». Но с какой любовью, душой и талантом делали они аранжировку народной музыки!
Ляйсан:
Чья душа не воскреснет, встретясь с русскою песней,
Чтоб лететь повсеместней, всех других поднебесней
И, сердца задевая крылом,
Над березой дрожащей, над примолкнувшей чащей
Листья речкой журчащей, полем ржи шелестящей
И рассыпавшим трель соловьем!
С давним счастьем и горем, над родным лукоморьем,
Над холмами и морем, вслед закатам и зорям,
Ей и солнце, и в грохоте гроз,
И широкой, и долгой, быть души нашей Волгой
И в любом новоселье рассыпать ожерелья
Скатным жемчугом счастье и слез!!!
Сразу сердце забьется и в груде встрепенется,
Если вдоволь напьется из родного колодца
Чистой влаги любви и добра.
Пусть живет на раздолье, колосится, как поле,
Песня в дружном застолье, наша вольная воля,
Русской шири родная сестра!!!
8.
Яна:
Линия талантливых русских композиторов продолжили композиторы следующего поколения: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян,
Д. Кабалевский, а также наши современники: Будашкин, Куликов, Шишаков и мая ногие другие композиторы.
Звучит фрагмент концерта для домры с оркестром Будашкина.
Яна:
Народная песня причастно ко всем нравственным высотам своего народа, ко всем его трудовым ратным его подвигам и победам.
Альбина:
В годы великой отечественной войны родилась новая песня, родная сестра народной. Тревожным набатом по всей стране прокатился песенный призыв Александрова «Вставай страна, огромная». В каждом сердце болью отозвались «Дороги» Новикова. Дыханием мирного утра, утверждением жизни, несокрушимой мощью повеяло от песни Соловьева-Седого «Соловьи». Песня жила с солдатом в тесной землянке, шла с ним на штурм рейхстага, вставала под знамя Победы…
Звучит фрагмент песен военных лет.
Иван:
Пели две подруги, пели де Маруси,
Как осенним утром улетели гуси.
Как прощались гуси со своим гнездовьем,
С речками, с лесами, с тихим Приднестровьем.
И кричали гуси, в небе пропадая,
что всего дороже сторона родная.
Равиль:
Улетели гуси, лето закатилось,
По лесам брусника в кузовок просилась;
По лесам орешник гнулся, безутешен,
9.
И ронял орехи со своих орешен.
И пошли подруги по тропам лесным,
Поднималось небо высоко над ними,
Осыпались липы, облетели клены,
Лист на землю падал, словно раскаленный.
Альбина:
Стлалася тропинка золотой коемкой,
И хотелось песни - ласковой, не громкой.
И внезапно в небе гуси прокричали
О разлуке тяжкой, о своей печали.
Яна:
Прокричали гуси над лесной округой
Два пера на память сбросили подругам.
И подруги стали головы закинув,
Словно две осенних, две лесных рябины.
И запели разом, стаю провожая,
Что всего дороже сторона родная!
Яна:
Прошло немало времени с тех пор, сегодня песни военной поры так же можно назвать высоким словом – народная…
Альбина:
Ведь в русских песнях – судьба русского народа!
10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...
«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.
Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.
Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...
Программа проектной деятельности по теме "Россия"
Курс «Проектная деятельность во внеклассной работе по теме «Россия» рассчитан на учащихся 7 класса. Рассчитан на 17 часов. Данная программа составлена на основе программы курса «Проектная деятельность...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Проектная деятельность в старшей группе на тему «Животные средней полосы России»
Плотникова Инна Александровна — педагог дополнительного образования дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия №56»Кондратьева Елена Владимировна — воспи...