Проектная деятельность в 7 классе: "Песенная Россия".
проект по музыке (7 класс) на тему

Гарипов Шагит Газизович

Цель: воспитание уважения и бережного отношения к духовному богатству своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx93.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Русский Байтуган

Камышлинский район Самарская область

     

         

Выполнили учащиеся 7 класса:

Абзалов Равиль

Гумерова Яна

Кашапова Альбина

Миназева Ляйсан

Пупков Иван

                 Руководитель: Гарипов Ш.Г.

Учитель музыки

                                                                           2015г.

Цель: воспитание уважения и бережного отношения к духовному богатству своего народа.

Оформление: на доске прикреплены портреты известных русских композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского – Корсакова, Н. Болакирева. Написано известное высказывание М. И. Глинки: «Сочиняет музыку народ, мы же, композиторы, только аранжируем её».

Ход мероприятия.

Яна: 

Народные песни. Вечно живые, красоты неповторимой. Это чистые и светлые родники. От сердца к сердцу, от родителей к детям, от семьи к семье, от села к селу, из города в город, из поколения в поколение – через все слои общества, через 100-летия идут они по жизни с талантливым русским народом и несут в себе образ своего творца.

Альбина:

Высок полет народной песни. При ее внешнем спокойствии она полна внутреннего движения и отражается, как все великое, от переполненности чувств, когда уже нельзя не петь…

Стихи:

Иван:

Песня русская в березах, в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России –

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

2.

Песня с детств мне родная

И подруга, и сестра!

Равиль:

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Сколько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная,

Золотая рожь встает,

В полный голос слышен колос,

Это Родина поет!

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Сколько песен у России,-

Никому не сосчитать!

Яна:

Кто автор народной песни ? быть может, молодой крестьянин с душой поэта, которого восхитила , окрылила любовь к родной земле и родному краю? И эта любовь прошла через сердца поэта и вылилась песней…

Альбина:

Песня,  рожденная в творческом порыве, подобна человеческой душе. Она отделяется от своего творца и начинает новую,  самостоятельную жизнь в народе. Певцы умирают, а  песня живет в созвездии народных творений и греет, и светит любому, кто к ней прикоснется ……

3.

Яна:

Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту  и задушевность.

Альбина:

Какое счастье быть исполнителем таких песен! Народная песня помогла многим выдающимся певцам пройти настоящую школу мастерства , сформироваться как истинным художникам .Ф. Шаляпин, Н. Обухова, А.Нежданова, А.Михайлов, С. Лемешев,  И.Козловский –они стали подлинно народными, любимыми певцами широких масс слушателей.

   Звучит запись народной песни «Ах ты, душечка » в исполнение С.Лемешев, звук приглушается,  на фоне музыки продолжается рассказ ведущих.
   Яна:

Великие таланты  сумели постигнуть и передать в русской народной песне ее истинную национальность, которая ,по словам Белинского, заключается «во внешнем спокойствии внутренней движимости; в отсутствии одолевающей страстности». Понять это- означает направить свою творческую энергию на постижение глубины чувства в песне и на поиски средств  ее выражения. Понять это – означает, так же начисто отвергнут погоню за внешними исполнительскими эффектами. Русская народная песня при ее внутреннем движении не нуждается в них.

Альбина:

Вы слышите народную песню в исполнении русского певца Сергея Яковлевича Лемешева. Эта песнь о любви. По широте своей она сливается с Волгой, по красоте и благородству восходит к вершине нашей поэзии – стихотворению А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». А по тексту она бесхитростно проста…

Звучит последний куплет песни.

Песенное богатство народа – его духовное богатство. В песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна его непобедимости.

Ляйсан:

Что за песни, что за песни

Распевает наша Русь!

4.

Уж как хочешь, брат, хоть тресни,

Так не спеть тебе, фанцуз!

Золотые, удалые –

Не немецкие,

Песни русские, живые -  

Молодецкие!

Как затянет, как зальется

Православный наш народ,

Ведь откуда что берется, -

Прямо к сердцу так и льнет!..

Альбина:

Запоет про темну ночку

Иль про белые снега,

Про купеческую дочку,

Про шелковые луга;

Запоет про сине море

Иль про матушку-реку,

Про кручинушку и горе,

Про сердечную тоску;

Да как гаркнет: «Эй, калина, не шуми, дремучий бор!»

Чуешь Руси-исполнина и раздолье и простор!..

Яна:

Русь и в песне-то могуча,

Широка и глубока,

И свободна, и гремуча,

5.

И привольна, и звонка!

Ай, да песни, что за песни

Распевает наша Русь!

Уж как хочешь, брат, хоть тресни,

Так не спеть тебе, француз!

Золотые, удалые –

Не немецкие,

 Песни русские, живые –

Молодецкие!

Яна:

Хочешь понять народ- пойми его песню. Она неиссякаема, как т характер. Композиторы всех времен черпали в ней мысль и вдохновение для своих произведений, видели в народных песнях образец простоты, ясности, сердечности.

Альбина :

Постигни в песне глубину любви – будет опера. Прониклись ее драмой- будет симфония. Собрания народных песен- это собрание еще не написанных опер , симфоний, сонат, поэм.

В записи звучит фрагмент оркестровой пьесы  « Камаринская» М. Глинки, написанной им в 1848 году.

Яна:

Народная песня, преображенная гением поражает красотой вновь открытых в ней граней. Так поднялась и осталась на веки в движении и блеске. «Камаринская» Михаила Ивановича Глина. Из маленькой плясовой возникла русская симфоническая музыка, как из маленького родника началась Волга.

Альбина:

Народная песня возликовала, расправив крылья, в могучем головокружительном полете радостного финала Четвертой симфонии Пера Ильича Чайковского и покорила весь мир…

6.

В записи звучит фрагмент финала 4 симфонии Чайковского.

Иван:

В стройных звуках льются песни

Гармонической волной;

По душе волшебно ходит

И проходит с быстротой.

Полечу я в след за ними;

Погружуся в них душой

В очарованном забвеньи

Позабуду мир земной.

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Равиль:

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!

Между них она, младая,

Заблистала красотой!

Чистой пламенной любовью

Озарила мир земной…

Улетайте ж в небо, звуки,

Сокрывайтесь вдали!

Здесь я с нею, здесь я счастлив,

Любо жить мне на земле!

7.

Яна:

Не перечислить всех преображений народной песни, не исчерпать всех ее красот. Глинка, Балакирев, Римский –Корсаков, Чайковский… Народная  песня для них – это святая святых. В операх, симфонических произведениях звучит она, поражая своей внутренней собранностью, сдержанностью, богатством мыслей  и чувств.

Альбина:
«Сочиняет музыку народ, - говорил Глинка, -мы же, композиторы, только аранжируем ее». Но с какой любовью, душой и талантом делали они аранжировку народной музыки!

Ляйсан:
Чья душа не воскреснет, встретясь с русскою песней,
Чтоб лететь повсеместней, всех других поднебесней
И, сердца задевая крылом,

Над березой дрожащей, над примолкнувшей чащей
Листья речкой журчащей, полем ржи шелестящей
И рассыпавшим трель соловьем!

С давним счастьем и горем, над родным лукоморьем,

Над холмами и морем, вслед закатам и зорям,

Ей и солнце, и в грохоте гроз,

И широкой, и долгой, быть души нашей Волгой

И в любом новоселье рассыпать ожерелья

Скатным жемчугом счастье и слез!!!

Сразу сердце забьется и в груде встрепенется,

Если вдоволь напьется из родного колодца

Чистой влаги любви и добра.

Пусть живет на раздолье, колосится, как поле,

Песня в дружном застолье, наша вольная воля,

Русской шири родная сестра!!!

8.

Яна:

Линия талантливых русских композиторов продолжили композиторы следующего поколения: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян,
Д. Кабалевский, а также наши современники: Будашкин, Куликов, Шишаков и мая ногие другие композиторы.

Звучит фрагмент концерта для домры с оркестром Будашкина.

Яна:

Народная песня причастно ко всем нравственным высотам  своего народа, ко всем его трудовым ратным его подвигам и победам.

Альбина:

В годы великой отечественной войны родилась новая песня, родная сестра народной. Тревожным набатом по всей стране прокатился песенный призыв Александрова «Вставай страна, огромная». В каждом сердце болью отозвались «Дороги» Новикова. Дыханием мирного утра, утверждением жизни, несокрушимой мощью повеяло от песни Соловьева-Седого «Соловьи». Песня жила с солдатом в тесной землянке, шла с ним на штурм рейхстага, вставала под знамя Победы…

Звучит фрагмент песен военных лет.

Иван:

Пели две подруги, пели де Маруси,

Как осенним утром улетели гуси.

Как прощались гуси со своим гнездовьем,

С речками, с лесами, с тихим Приднестровьем.

И кричали гуси, в небе пропадая,
что всего дороже сторона родная.

Равиль:

Улетели гуси, лето закатилось,

По лесам брусника в кузовок просилась;

По лесам орешник гнулся, безутешен,

9.

И ронял орехи со своих орешен.

И пошли подруги по тропам лесным,

Поднималось небо высоко над ними,

Осыпались липы, облетели клены,

Лист на землю падал, словно раскаленный.

Альбина:

Стлалася тропинка золотой коемкой,

И хотелось песни - ласковой, не громкой.

И внезапно в небе гуси прокричали

О разлуке тяжкой, о своей печали.

Яна:

Прокричали гуси над лесной округой

Два пера на память сбросили подругам.

И подруги стали головы закинув,

Словно две осенних, две лесных рябины.

И запели разом, стаю провожая,

Что всего дороже сторона родная!

Яна:

Прошло немало времени с тех пор, сегодня песни военной поры так же можно назвать высоким словом – народная…

Альбина:

Ведь в русских песнях – судьба русского народа!

10.

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

«Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России» (Обобщающий урок на основе проектной деятельности). 6 класс.

Разработка технологической карты урока по теме "Михаил Васильевич Ломоносов - великий сын России" в соответствии с ФГОС ООО....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе.

Практическое применение проектной технологии и выявление методических условий для успешной организации и применения проектной деятельности в курсе истории России в VI классе. 1 Разработка проектн...

Программа проектной деятельности по теме "Россия"

Курс «Проектная деятельность во внеклассной работе по теме «Россия» рассчитан на учащихся 7 класса. Рассчитан на 17 часов. Данная программа составлена на основе программы курса «Проектная деятельность...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Проектная деятельность в старшей группе на тему «Животные средней полосы России»

Плотникова Инна Александровна — педагог дополнительного образования дошкольного отделения ГБОУ «Академическая гимназия №56»Кондратьева Елена Владимировна — воспи...