Дополнение к презентации "Мастер-класс - Методика ТРИЗ на уроках музыки"
методическая разработка по музыке на тему
Приложение к мастер-классу "Методика ТРИЗ на уроках музыки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.vystuplenie_na_master-_klasse_s_prezentatsiey.docx | 23.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Подготовила и провела учитель
музыки Баронина Татьяна Виктровна
МКОУ Подовинновская СОШ
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры
учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Цель: - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов триз – педагогики.
– ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
1.Музыкальное приветствие. Слайд 1
Звучит фонограмма (минус )мр3 «Арлекино» :
Я выбрала профессию «учитель»
И этим званием горда….
2. Притча «Соседи» слайд 2
3. «Корзина фактов» СЛАЙД 3 выносится корзина, в которой находятся на листочках интересные факты биографии композитора И.С. Баха
-ученик зачитывает мини сообщение «Юный преступник» И.С.Бах:
- Юный преступник
Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху.
У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник 'модной' музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не развратился и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.
Однако по ночам юный Бах умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.
Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы... Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию...
Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше!
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.
Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...
- Тайна трех селедок
Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена. Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.
Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные. Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.
Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.
Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург - слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.
4. Метод « ММЧ» СЛАЙД 5 - Модификация метода ММЧ дала возможность представить музыку в виде маленьких музыкальных человечков и изобразить их графически, сопоставив характер, поведение, настроение, внешний вид, движение и т. д. со средствами музыкальной выразительности. Знакомство с маленькими музыкальными человечками и их особенностями происходит во время слушания музыки и их «поиска» с помощью голоса или музыкального инструмента. Основная форма занятий -игровая: «Попробуем разбудить музыкальных человечков в фортепиано, скрипке...», «Попробуем представить музыкальных человечков, живущих в листве деревьев, в цветах...».
СЛАЙД 6 – портрет И.С.Баха, «Токката фуга ре -moll» для органа»
-Подготовились к восприятию,закрыли глаза, выпускаем маленьких человечков для того, чтобы они проникли в музыку , а потом нам рассказали об услышанном и увиденном.(слушание)
Токката – касание по клавишам (точечное частое звучание мелодии). Внимание сосредоточено именно на образе движения, отвлекая слушателя от того, что именно движется. Для токкаты важна интенсивность движения, а также полифоническая фактура. Подчёркнута динамика (сила звука), создающая образ движения – неудержимого, захватывающего своей стихией.
-Образно изобразите эту фугу .Повторное слушание и движение ручейком с цветными салфетками в руках. Например, можно «разговаривать» и «петь» руками. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз; круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку; лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато; несильное постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение и так далее. Передача темпа и динамики достигается разной амплитудой, скоростью и силой движений. Я предлагаю нашим участникам по-разному обыграть этот музыкальный материал:
1. с помощью мимики лица
2. с помощью движений рук
3. с помощью движений всего корпуса
Музыка звучит еще раз. Участники передают с помощью жестов музыкальное произведение.
«Создай паспорт» СЛАЙД
Этот прием используется:
• для систематизации, обобщения полученных знаний;
• для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления;
• для создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.
Создаем паспорт на композиторов, инструменты, музыкальные стили, произведения с которыми познакомились в ходе уроков. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики по определенному плану.
Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками, а в младших классах учителем. Например, вот такой паспорт создали мои дети, изучая произведение В.А.Моцарта
1. Имя – Лакримоза;
2. Создатель – В.А.Моцарт;
3. Прописка – 7 часть из «Реквиема»;
4. Где служит – в церкви, костёле;
5. Особые приметы – траурная музыка, звучит на латинском языке, исполняется смешанным хором в сопровождении оркестра.
В нашем случае:
1. Имя – «Токката фуга ре -moll» ;
2. Создатель – И.С.Бах;
3. Прописка – Германия;
4. Где служит – в церкви, костёле, органном зале;
5. Особые приметы – динамичная музыка, тревожная , взволнованная,…
Дыхательная гимнастика Стрельниковой
"Ладошки" Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.
В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно пройдет к концу урока. Если головокружение сильное, сядьте и проделайте весь урок сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).
"Погончики" И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа.
«Дружное ЭХО»
Этот игровой прием не только развивает внимание, но и чувство ритма, а зачастую может служить игровой разминкой между различными видами деятельности на уроке. Присутствующие отвечают на звуки ведущего (учителя или сверстника) дружным эхом. Усложнениями в задании-упражнении могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием. Например, ученики после непродолжительных тренировок на нескольких занятиях научились дружно отхлопывать заданный ритм и делают это с явным удовольствием. Ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким, а это грозит в недалеком будущем потерей у детей интереса, неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. В классе замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и хлопнул по ней два раза. Кто-то хлопнул еще раньше о стену, которая была у него за спиной. А кто-то все еще растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали.
«Эхо» можно использовать в разных моментах урока. Но продолжительность его не должна быть большой.
СЛАЙД 9 « Круги Луллия»
Вид Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия закрепляю и систематизирую знания детей о музыкальных инструментах, прослушанных музыкальных произведениях. В разделе музыкально-ритмические движения использую такой круг Луллия : первый – кольцо – сказочные герои, второй – кольцо – движения в виде символов – раскрутив оба круга – выполнить движение в характере выпавшего героя. Круг Луллия – на исполнительское творчество : первый круг – четыре времени года, второй круг – музыкальные инструменты, в дальнейшем используются для сочинения мелодии или аккомпанемента, третий круг – пиктограммы с настроением. Раскрутив оба кольца и соединив время года, придумать и озвучить на выпавшем инструменте мелодию в характере выпавшей пиктограммы. Круг Луллия на знакомство с музыкальными инструментами, из каких частей они состоят.
Вращаем круги. Стрелка выпадает на медведя- «Раз морозною зимой»;
Карлсон – «Смешной человечек»
Чебурашка- «Пусть бегут неуклюже».
Стрелка на времена года: зима-мажор-«Как на тоненький ледок» (русская народная песня)
Минор-«Зимняя песенка»
Слайд 10. Лето – «Санта Лючия» (неаполитанская народная песня) раскадровка
СЛАЙД 11. Осень-moll- «Скворушка», «Перепёлочка»
Dur- «Мы корзиночки несём»
Весна – Dur- «Мир похож на цветной луг»
Слайд 12. moll- «Песня о маме» (сольфеджио)
Солнышко лучистое»
(Сл. Л. Мироновой)
Солнышко лучистое
Улыбнулось весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:Ля-ля-ля!
Песенку простую:Ля-ля-ля!
За окном воробушки
Закружились весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку.
Припев:
Песенку такую:Ля-ля-ля!
Песенку простую:Ля-ля-ля!
Ручейки весенние
Зазвенели весело,
Потому что мамочке
Мы запели песенку
СЛАЙД №13 «Смешной человечек»-раскадровка mp3
Слайд 14. Заповеди учителя.
Слайд 15. Рефлексия. Раздаю поделку «Сто лиц» -сложить и показать ваше настроение и впечатление от занятия. До новых встреч!
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование интерактивных методик на уроках музыки»
Методика. Гипотезы исследования: 1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка. 2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средства...
Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.
Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...
Мастер-класс "Приёмы ТРИЗ на уроках музыки"
Ознакомление педагогов с методами и приёмами ТРИЗ, применяемыми на уроках музыки, посредством практического занятия .Сценарий следующий:Музыкальное приветствие.Притча "Соседи"."Корзина фактов"з...
Презентация методики ТРИЗ
Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе...
Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе
Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе...
Применение методики ТРИЗ на уроках математики
Методическая разработка по теме: "Применение методики ТРИЗ на уроках математики"...
КРОССВОРДЫ на разные темы. ТРИЗ-компоненты на уроках музыки.
Кроссворды Кроссворды - тренировка для ума, Хотелось эрудицией блеснуть. Вопросов,вариантов есть тут тьма - Мне этой ночью точно не уснуть. Встречаются знакомые слова, Но...