Музыкальные средства выразительности на примере ансамблевых пьес Жанны Металлиди.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Цель урока - рассказать об основных средствах выразительности, научить анализировать услышанное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация средства выразительности в музыке | 1.45 МБ |
конспект урока | 10.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелодия Одноголосная последовательность звуков разной высоты, раскрывающая характер музыкального произведения
Ритм- мерность,чередование Организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз.
Темп – скорость исполнения Allegro – скоро Moderato – умеренно Adagio – медленно
Лад Объединение звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу, называется ладом.
Тембр – звуковая окраска голоса или инструмента Сопрано Меццо-сопрано Контр-альто Тенор Баритон Бас
Динамика – сила звучания f – громко p – тихо ff – очень громко pp – очень тихо mf – не очень громко mp – не очень тихо
Штрих – способ звукоизвлечения Non legato – раздельно Staccato – отрывисто Legato - с вязно
Регистр – местоположение звуков Часть звукового диапазона,где звуки имеют одинаковую окраску Низкий средний высокий
Предварительный просмотр:
Средства выразительности в музыке
на примере ансамблевых пьес Ж. Металлиди.
Цель: Формирование умения анализировать услышанное музыкальное произвдение.
План:
1. Знакомство с основными средствами выразительности в музыке.
2. Слушание пьес в исполнении учеников и педагога.
3. Анализ каждого произведения.
Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим о том, как из обычных нот рождается музыка, такая разная: веселая и грустная; плавная, певучая и быстрая, энергичная; мелодичная и не очень.
У каждого искусства есть свой особый язык, свои средства выразительности.
- В живописи, например, это ... ( дети отвечают - краски, рисунок)
- А чем пользуется поэт? ( речь, слово, рифма)
- Основой танцевального искусства является...( танец, движение)
У музыки есть свой язык - язык звуков. И свои средства выразительности: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.
Мелодия - онова музыкального произведения. Мелодию называют душой музыки.
Одноголосная последовательность звуков разной высоты, раскрывающая характер музыкального произведения. Мелодия в переводе с греческого – пение, напев.
Мелодия бывает: веселая, грустная, шаловливая
Ритм - в любой музыке очень важен. Все в мире имеет свой ритм.
Сердечный, суточный (утро, день, вечер, ночь), ритм планет ( смена времен года). В переводе означает - мерность, чередование. В какой музыке ритм понятен лучше всего? В танце. Марш, вальс, танго.
Плавный ритм придает музыке лиричность. Прерывистый ощущение тревоги, взволнованности. Мелкие ноты - суетливость, порыв.
Темп - скорость исполнения.
Быстрый? Allegro, presto
Умеренный? Andante
Медленный? Adagio
Лад - в музыке существует 2 контрастных лада: мажор и минор.
Мажор?- радостная, светлая музыка.
Минор?- печаль, грусть, мечтательность...
Тембр - это окраска звука. Каждый голос, инструмент имеет свою звуковую окраску. Даже не видя, мы можем угадать инструмент по его тембру.
Динамика - сила звучания.
Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).
Штрихи - прием исполнения. Основные штрихи какие вы знаете? Легато, стакатто, нон легато.
Регистр - местоположение звуков. Часть звукового диапозона, где звуки имеет одинаковую окраску. Низкий, высокий, средний. Например, если взять семью, мама, папа, вы, то у кого из вас будет низкий? Высокий? Средний?
Теперь вы прослушаете небольшие пьесы в исполнении ваших
" коллег ", и мы попробуем понять, с помощью каких средств музыкальной выразительности автор смог создать и донести до слушателя характер той или иной пьесы. Слушаем внимательно, у каждой пьесы " говорящее " название. Постарайтесь представить себе то, что мы сыграем.
1. "Дом с колокольчиком " Исп. Маша Ветчанинова
Обсуждаем после каждой пьесы услышанное.
- Скажите, какая партия изображала звон колокольчика? Это большой или маленький колокольчик? Почему? ( Высокий регистр ) Какой штрих использовал автор?
2. " Грустный клоун " Исп. Маша Ветчанинова.
- Почему мы сразу понимаем, что это грустный, а не веселый клоун? ( Минор, легато ) Жалобные, секундовые интонации. Сейчас я сыграю по-другому, попробуйте угадать, что изменилось.
Играю в мажоре.
3. " Скачи, моя лошадка " Исп. Лиза Кулакова.
- Какие средства здесь ипользовал автор? Скачкообразный ритм, стакатто. А если бы мы сыграли это медленно, было бы это похлже на скачку? Значит темп тоже имеет большое значение.
4. " Ариэтта " - исп. Маша Ветчанинова.
- Кто из вас знает, что такое ариэтта? Небольшая ария, отличающаяся простотой изложения, песенностью мелодики. Как думаете, это мужская или женская ариэтта? ( Высокий регистр ) Характер? Печаль, грусть. Какой лад нам помог? Минор. А какой штрих использует автор, что б передать плавное пение? Легато.
5. " Сорочьи новости " - Исп. Лиза Кулакова.
- С помощью каких средств автор передает " трещание " сороки? Быстрый темп, мелкие длительности, диссонирующие интервалы. А кто сможет изобразить " разговор " других птиц? Кукушка, воробей, дятел, петух?
6. " Ночью к нам приходит сон " - Исп. Лиза Кулакова.
- Захотелось вам спать под эту музыку? Как композитор добился такого " сонного " состояния? Во-первых, какой темп? Медленный. Плавность движения чем передается? Легато. И еще, нисходящие терции, как-будто вы поете, баю-баю. Широкие интервалы напоминают зевоту.
7. " Дождливая песенка " - Исп. Маша Ветчанинова.
- Услышали, как дождь стучит по крыше? Какой штрих использует автор для изображения дождика? Послушайте, сначала падают частые капли ( мелкие длительности подряд ). В конце дождик стихает ( редкие, динные ноты )
Это была наша заключительная пьеса. Теперь вы, ребята, будете лучше понимать музыкальный язык. Зачем нам нужны средства музыкальной выразительности? Они помогают нам выявить, понять содержание музыкального произведения, его смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальные средства выразительности
Методическая разработка урока музыки в 3 классе. Цель:Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке». Задачи: - научить определять динамические оттенки; - позн...
"Роль ансамблевой игры в формировании музыкального вкуса учащихся на примере ансамбля народных инструментов"
Статья педагога дополнительного образованияГБОУ ЦДТ «Царицыно» г. Москвы по классу баяна, гитары,руководитель ансамбля народных инструментовБессольцева В. А....
Музыкальные средства выразительности в пьесах П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза» из «Детского альбома».
Музыкальные средства выразительности в пьесах П.И.Чайковского «Баба-Яга» и «Сладкая греза» из «Детского альбома»....
Проект "Развитие музыкального мышления учащихся ДШИ на примере кантиленных пьес".
В проекте представлены эффективные пути развития музыкального мышления учащихся через анализ интеллектуальной деятельности и культуры музыкального исполнительства кантилены....
«Освоение музыкальных средств выразительности в младших классах ДШИ на примере Менуэта C-dur В.А.Моцарта»
Средства музыкальной выразительности – совокупность средств, характеризующих художественно-результативную сторону звукоизвлечения. К ним относятся: ритм, темп, агогика, фразировка, нюансировка, штрихи...
Карточка - подсказка для учащихся старшей школы "Языковые средства выразительности" с примерами
В карточках содержатся определения и примеры из литературных произведений...
Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе.
Работа над музыкальным образом, выразительным исполнением пьес в 1 классе....
- Мне нравится (1)