"Музыка на мольберте. Композитор - Художник"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Урок музыки в 5 классе по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 27.5 КБ |
muzyka_na_molberte.pptx | 1.41 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Добрый день, ребята!
Ребята, у вас на столах лежат разноцветные нотки, покажите, пожалуйста, какой цвет вашего настроения в данный момент.
Посмотрите друг на друга, какие цвета у нас преобладают теплые или холодные, о чем они говорят? (теплый цвет – хорошее настроение)
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
Герман Гессе, швейцарский писатель
Ребята, постарайтесь найти в этом эпиграфе взаимосвязь двух видов искусства: живописи и музыки. (звук – основа музыки, цвет – основа живописи) Автор стремиться понять, как цвет выражается в музыке и наоборот, как музыка выражается в цвете.
Каким образом музыка и живопись передают одни и те же явления? (музыка – в звуках, живопись – красками)
Может кто-нибудь скажет, что за тема урока нас ждет сегодня? (ответы)
Молодцы, я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте. …», а в конце урока мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Как вы думаете, что узнаем сегодня на уроке? (ответы)
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения. Озвучьте их, пожалуйста.
- С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение?
- Что услышали в музыке?
- Какие музыкальные инструменты звучали?
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 5 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
- О каком творении природы нам поведал композитор? (море) Если сами не вышли на ответ «море» зачитать слова автора без слова «МОРЕ»: «Я по целым часам сидел у моря, в особенности на закате, я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…».
- Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
- Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев) Арфе нет равных в передаче образов движения воды.
Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)
Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)
Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.
Ребята, представьте на минуту, что вы композиторы и написали это прекрасное произведение. Как бы вы его назвали? (ответы)
Молодцы. Композитор назвал свое произведение так симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература)
Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись)
Сейчас я снова вам предлагаю перевоплотиться, но теперь уже в художников. Давайте насладимся еще раз звучанием симфонической поэмы «Море». Во время повторного звучания музыки попробуйте передать красками то состояние моря, тот образ моря, который вы себе представляете. Я знаю, что на уроках изо вы с этим прекрасно справляетесь, так проявите свое мастерство и сейчас.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море» (под музыку дети рисуют)
Анализ работ детей.
Какими цветами передано состояние моря и почему?
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с симфонической поэмой «Море», а я ни чего не забыла вам сказать? (не узнали композитора)
Верно, имя композитора Микалоюс Чюрлёнис. Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача прочитать текст, который я вам раздам. 1 группа расскажет нам о Чюрлёнисе как композиторе, 2 группа – как о художнике, ну, а 3 – о картине – трилогии «Соната моря». Время работы 2 минуты.
У вас есть табличка с вопросами «композитор – художник – трилогия «Соната моря», вам нужно во время рассказа одноклассников заполнить ее.
(1гр. М.Чюрлёнис – литовский композитор (прибалтийское государство), играл на скрипке и фортепиано.
2 гр. Именем Чюрлениса названа Национальная школа искусств в Вильнюсе и художественный музей в Каунассе. Есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
3 гр. Трилогия «Соната моря» названа так не случайно, т.к. он в своих музыкальных произведениях пытался соединить музыку и живопись.)
Обратите внимание на эти картины, какое состояние моря изобразил на них Чюрлёнис? (спокойное, бушующее)
А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений?
Чюрлёнис показывает море как организм, в котором есть своя жизнь. Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил Чюрленис – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.
Давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник)
Итак, ребята, мы сегодня узнали, что музыкальные сочинения литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса живописны, а картины – музыкальны.
Я предлагаю составить синквейн о Чюрлёнисе.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Наш урок я хотела бы закончить словами самого композитора: «Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».
Ребята, давайте посмотрим, изменился ли цвет вашего настроения за этот урок?
Спасибо за урок, до новых встреч!
М.Чюрлёнис - композитор | М.Чюрлёнис - художник | Трилогия «Соната моря» |
1. В какой стране родился? 2. На каких музыкальных инструментах играл? |
|
|
М.Чюрлёнис - композитор | М.Чюрлёнис - художник | Трилогия «Соната моря» |
1. В какой стране родился? 2. На каких музыкальных инструментах играл? |
|
|
М.Чюрлёнис - композитор | М.Чюрлёнис - художник | Трилогия «Соната моря» |
1. В какой стране родился? 2. На каких музыкальных инструментах играл? |
|
|
М.Чюрлёнис - композитор | М.Чюрлёнис - художник | Трилогия «Соната моря» |
1. В какой стране родился? 2. На каких музыкальных инструментах играл? |
|
|
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис - родился в Литве - прибалтийском государстве, с детства видел море. Он родился в очень бедной семье, в которой было девять детей, он был самый старший. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского, где играл на скрипке в придворном оркестре. В Варшавском музыкальном училище сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Завершив учебу, он работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а позже – Варшавскую художественную школу.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис — литовский художник и композитор 19 – 20 веков. Написал около 300 произведений в духе модерна, сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства. Создавал символически-обобщённые произведения, переносящие в мир сказки, астральных мифов, народных представлений. Именем Чюрлёниса назван Национальный художественный музей в Каунасе и Национальная школа искусств в Вильнюсе. У него есть работы, которые носят музыкальные названия – соната, рапсодия.
Трилогия «Соната моря» - художник назвал свою картину музыкальным названием не случайно, так как он был замечательным композитором и в своих творениях пытался соединить музыку живопись.
Первая картина – это вид на побережье с высоты птичьего полёта. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолёта, когда он подлетает к городу на побережье.
Вторая картина - картина глазами человека, который зашёл, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Третья картина – Одна большая, как будто бы окаменевшая морская волна, готовая обрушиться на человека. По всему экрану идут жёлтые капли моря.
Трилогия «Соната моря» - художник назвал свою картину музыкальным названием не случайно, так как он был замечательным композитором и в своих творениях пытался соединить музыку живопись.
Первая картина – это вид на побережье с высоты птичьего полёта. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолёта, когда он подлетает к городу на побережье.
Вторая картина - картина глазами человека, который зашёл, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Третья картина – Одна большая, как будто бы окаменевшая морская волна, готовая обрушиться на человека. По всему экрану идут жёлтые капли моря.
Трилогия «Соната моря» - художник назвал свою картину музыкальным названием не случайно, так как он был замечательным композитором и в своих творениях пытался соединить музыку живопись.
Первая картина – это вид на побережье с высоты птичьего полёта. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолёта, когда он подлетает к городу на побережье.
Вторая картина - картина глазами человека, который зашёл, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Третья картина – Одна большая, как будто бы окаменевшая морская волна, готовая обрушиться на человека. По всему экрану идут жёлтые капли моря.
Трилогия «Соната моря» - художник назвал свою картину музыкальным названием не случайно, так как он был замечательным композитором и в своих творениях пытался соединить музыку живопись.
Первая картина – это вид на побережье с высоты птичьего полёта. Виден берег. Видны дальние холмы. Деревья, растущие на этих дальних холмах, - очень маленькие, кажущиеся очень маленькими с большой высоты. Видна мелкая сеть волн. Как с самолёта, когда он подлетает к городу на побережье.
Вторая картина - картина глазами человека, который зашёл, скажем, по колено в воду. На расстоянии вытянутой руки, нескольких вытянутых рук – волны, тени птиц, силуэты рыб, проплывающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Третья картина – Одна большая, как будто бы окаменевшая морская волна, готовая обрушиться на человека. По всему экрану идут жёлтые капли моря.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Герман Гессе, швейцарский п исатель Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь!
«Музыка на мольберте. …»
С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение? Что услышали в музыке? Какие музыкальные инструменты звучали?
«Я по целым часам сидел у , в особенности на закате, я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…» моря
Симфоническая поэма «Море» Микалоюс Константинос Чюрлёнис ( 1875 – 1911)
1 группа « М.Чюрлёнис – композитор» - В какой стране родился? - На каких музыкальных инструментах играл? 2 группа « М.Чюрлёнис – художник» - Какие заведения названы именем М.Чюрлёниса ? - Какие музыкальные названия носят картины М.Чюрлёниса ? 3 группа «Трилогия «Соната моря» М.Чюрлёниса » - Почему Чюрлёнис так назвал свою картину? - Какие цвета использует художник в трилогии «Соната моря»?
«Музыка на мольберте. Композитор – Художник»
Синквейн
«Великое, могучее, прекрасное море! Ночью смотрят на тебя полмира, далекие солнца погружают в твои глубины свой мерцающий, таинственный, сонный взгляд, а ты, вечный король великанов, дышишь спокойно и тихо, знаешь, что ты одно есть, и над тобой нет королей».
Спасибо за урок! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки Тема: «Осень: поэт-художник-композитор» 2 класс
Интегрированный урок музыки по теме «Осень: поэт-художник-композитор» предназначен для учащихся 2 класса, изучающего предмет «Музыка» по программе В.В. Алеева, Т.Н. Кичак построен на...
Урок-презентация "Музыка на мольберте"
Представленная разработка выполнена в рамках ФГОС по музыке в 5 классе.Задача урока - сформировать непосредственное представление учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искус...
Презентация Музыка на мольберте
Новый континент, но не на ЗемлеЮ а в искустве открыл литовский композитор и художник М. Чюрлёнис....
Презентация к уроку музыки 1 классу "Поэт, художник, композитор"
План-конспект проведения урока. Тема: Поэт, художник, композитор.Цели:воспитательная:воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;воспитание грамотного слушателя;воспитание музыкального ...
Урок "Музыка на мольберте" 5 класс
Замечательная методическая разработка, которая не раз приносила мне победные места на кокурсах различного уровня. Проблемно-эвристический урок активизации познавательной дея...
Конспект урока в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Музыкальные шедевры формируют у ребенка основу эстетического вкуса, представления об идеале....
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.
Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...