рабочая программа по музыке 3 класс Ригина
рабочая программа по музыке на тему
рабочая программа по музыке 3 класс Г.С.Ригина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rigina_rabochaya_programma_3_klass.doc | 169 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учебник: Ригина Г.С. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание.:
Учебник для 3 класса
Количество часов на учебный год: 34 ч.
Количество часов в неделю: 1 ч.
2014-2015 г.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе требований ФГОС начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами по учебным предметам», ООП НОО и авторской программой Ригиной Г.С. «Музыка».
Программа включает пять разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к результатам освоения программы; календарно-тематическое планирование; требования к оснащению учебного процесса.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие:
учебник: Г.С.Ригина «Музыка» 3 класс в 2 частях Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2013.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В соответствии с учебным планом в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
В основе концепции музыкального воспитания в начальной школе лежит педагогическая система Л.В. Занкова: ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспитания. Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем.
Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.
Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.
Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.
Цель курса
заключается в закладывании основ музыкальной культуры интеллигентного человека: воспитании ценителя высоких образцов музыкального искусства, способного отличать художественные образцы музыкального творчества от псевдо-художественных явлений в мире
Задачами начального курса являются:
• расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
• развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников;
• формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);
тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);
воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);
певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников(Н.Д.Орлова, Т. Н. Овчинникова).
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека как целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношения к действительности.
Приобщение детей к музыкальному искусству необходимо как условие воспитания полноценного зрителя, слушателя; как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта, необходимого в любой сфере деятельности; опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознание самого себя как потенциального творца, как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в музыкальную культуру.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В сюжет занятий включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды и формы деятельности на уроках музыки.
Хоровое пение - хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно в пределах до1 - ре2 (си м - ми2) октавы. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двухголосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.
Пение по нотам - вид деятельности, активно развивающий музыкальные способности детей, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство.В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочетании относительной и Задачами начального курса являются:
• расширение представлений детей о мире музыкального искусства;
• развитие интереса к музыке и потребности в музыкальной деятельности;
• пробуждение эмоционального отклика на музыку и воспитание нравственно-эстетических чувств школьников;
• формирование восприятия музыки и на его базе эстетического отношения к явлениям музыкального искусства и действительности.
В основу программы легли следующие положения, разработанные в музыкальной педагогике:
восприятие музыки является способностью, определяющей интерес к музыкальному искусству и успешность музыкальной деятельности (В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский);
тематика занятий носит воспитательно-образовательный характер и соответствует содержанию самой музыки (Н.Л. Гродзенская, Ю.Б. Алиев);
воспитательно-образовательный процесс направлен на развитие творчески активной личности ребенка (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина);
систематическое развитие музыкально-слуховых представлений о языке музыки и овладение соответствующими музыкальными навыками являются базой для развития личности ребенка (Т.Л. Беркман, М.А. Румер);
певческая культура - важнейшая составная часть общей музыкальной культуры школьников(Н.Д.Орлова, Т. Н. Овчинникова).
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека как целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры.
Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношения к действительности.
Приобщение детей к музыкальному искусству необходимо как условие воспитания полноценного зрителя, слушателя; как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта, необходимого в любой сфере деятельности; опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознание самого себя как потенциального творца, как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в музыкальную культуру.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В сюжет занятий включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды и формы деятельности на уроках музыки.
Хоровое пение - хорошо знакомый вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Мы говорим о выразительном, красивом пении, если ребенок поет звонким, легким, естественным звуком, интонационно правильно в пределах до1 - ре2 (си м - ми2) октавы. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двухголосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.
Пение по нотам - вид деятельности, активно развивающий музыкальные способности детей, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство.В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочетании относительной и абсолютной сольмизации с использованием ручных знаков ладовых ступеней и последовательным освоением ладовых интонаций мажорного и минорного ладов. Метод относительной сольмизации, находясь в основе такого сочетания, способствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам.
Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии, либо мелодии, близкие им по интонационному строю.
За четыре года обучения осваивается полный мажорный лад и I - V ступени параллельного минорного лада. Развитие умения петь по нотам с абсолютными названиями нот можно начать со 2-го класса.
В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы способствуют более точной и быстрой ориентации учащихся в нотной записи. Постепенно осваиваются ритмические соотношения из четвертей и восьмых, половинная и целая длительности, половинная с точкой, пунктирный ритм, шестнадцатые длительности, четвертная, восьмая, целая и половинная паузы при разучивании песен в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8.
Одна из основных задач слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф.Стравинского, Г.В. Свиридова, Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина, И.С. Баха, И.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Б.Бриттена, К.Дебюсси и др.
Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.
Движения под музыку и игра на музыкальных инструментах чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.
На уроке музыки используются ударные детские музыкальные инструменты: палочки, деревянные ложки, звоночки, треугольники и др. Назначение ритмических аккомпанементов, так же как движений под музыку, - выразить к ней свое эмоциональное отношение, выявить средства музыкальной выразительности, глубже вникнуть в музыкальный образ. Если учитель имеет в классе звуковысотные инструменты, то в игре на металлофонах, свирелях и других детских инструментах закрепляются интонации, которые учащиеся осваивают в пении, слушании музыки и импровизации.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, ритмические и мелодические "музыкальные разговоры", мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
(виртуальные в т.ч.) экскурсия, путешествие.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый
фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста.
2.Основное содержание программы
В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его обобщением (концентричность).
В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей:
сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;
исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);
образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);
русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);
исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;
шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).
3 класс (34 часа)
Музыка в жизни человека
Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера.
Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.
Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории. Инструментальная и вокальная музыка.Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др.
Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского. Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С.Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.
Музыкальные жанры. Песня, танец,
марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете.
Симфония. «Детская симфония» Ф. Й. Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев).
Романс, ария, хор.
Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.
Основные закономерности музыкального искусства
Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова).
Картины природы в музыке: музыкальные «краски». Тема персонажа оперы, балета, кантаты
как музыкальная характеристика, музыкальный образ. Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов.
Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.
Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы. Повтор и контраст как основные приемы
музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.
Формы построения музыки: двух -трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).
Музыкальная картина мира
Картины природы в музыке. Эмоционально_образное содержание музыкальных
произведений, связанных с картинами природы. Инструментальная и вокальная музыка.
Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.
Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.
Композитор - исполнитель - слушатель.
Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано,
виолончель, флейта - пикколо, челеста и др.
Народные инструменты: кастаньеты.
Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.
Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи. Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни.
Содержание тем учебного курса
3-Й КЛАСС
(34 часа)
I четверть
Тема 1. Сказка в опере и балете
Хоровое пение. "Колыбельная Гвидона" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Песня старой сказки". Муз. В. Мигули, сл. Л. Ошанина. "Вальс снежных хлопьев", хор из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. "Сказки гуляют по свету". Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. "Про сверчка". Муз. И. Морозова, сл. А. Коваленкова. "Робин-Бобин". Муз. Г. Гладкова, сл. К. Чуковского. "Песенка друзей". Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
Повторение. "Песенка веселых козлят".
Слушание музыки. "Три чуда", "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Испанский танец", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец феи Драже", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. Тема Конька-Горбунка, тема Царь-Девицы, "Царь-горох" из балета "Конек-горбунок". Муз. Р. Щедрина.
Повторение. "Марш Черномора".
Импровизация. "Песенка Аленушки" по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и картине В. Васнецова "Аленушка" (мелодическая). На тему "Сказочки" С. Прокофьева.
Движения под музыку. Дирижирование в размере 4/4. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского.
II четверть
Тема 2. Инструментальная и вокальная музыка
Хоровое пение. "Чему учат в школе". Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. "Пробуждальная песенка". Муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского. "Галя по салочку ходила", украинская народная песня. "Колыбельная медведицы". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. "Песня менуэта". Муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой. "Оркестр чудаков". Муз. В. Тугаринова. "Колядка", украинская нар. песня. "Снежинки". Муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова. "Чудак". Муз. В. Блага, сл. М. Везели, пер. М. Кравчука.
Повторение. "Как под горкой".
Слушание музыки. "Лебедь" (Карнавал животных). Муз. К. Сен-Санса. "Детская симфония". Муз. И. Гайдна. "Соловей". Муз. А. Алябьева. "Менуэт". Муз. В. А.Моцарта."Кикимора". Муз. А. Лядова.
Повторение. "Ария Царевны-Лебеди" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова.
Импровизация. "Я - композитор" (какому музыкальному инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу? "Мелодия". Муз. А. Рубинштейна). На стихотворный текст Движения под музыку. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Дирижирование в размере 4/4.
III четверть
Тема 3. Музыка разных народов
Хоровое пение. Во поле береза стояла", русская нар. песня. "За рекою старый дом". Муз. И. С. Баха. "Колыбельная". Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии. "Заход солнца". Муз. Э. Грига, сл. А. Мунка. "Пастушка", франузская нар. песня. "Кумушка", белорусская нар. песня. "Чунга-Чанга". Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. "Золотая свадьба". Муз. Р. Паулса, сл. Н. Резника. Повторение. "Савка и Гришка".
Слушание музыки. "Гопак", украинский танец из оперы "Сорочинская ярмарка". Муз. М. Мусоргского. "Шествие гномов". Муз. Э. Грига. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Муз. А. Хачатуряна. Финал IV симфонии П. Чайковского. "Шутка" И.С. Баха.
Повторение. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Импровизация. "Музыкальный разговор" (ритмическая).
Движения под музыку. "Барыня", русская нар. песня. "Полька", эстонская танцевальная мелодия. "Менуэт". Муз. И.С. Баха.
Тема 4. Картины природы в музыке
Хоровое пение. Русские народные песни: "А я по лугу", "Уж ты сад". "Береза". Муз. В. Веселова, сл. С. Есенина. "Колыбельная песня". Муз. В.А. Моцарта. "Весенняя". Муз. В.А. Моцарта. "Осень". Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина. "Проводы масленицы" из оперы "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова, сл. И. Устюжанина.
Повторение: "Песенка о лете".
Слушание музыки. "Утро". Муз. С. Прокофьева. "Весна и Осень", из музыки к повести А. С. Пушкина "Метель". Муз. Г. Свиридова. "Утро". Муз. Э. Грига.
Повторение. "Дождь и радуга".
Импровизация. На текст стихотворения П. Соловьевой "Подснежник" (мелодическая). "Колыбельная". Муз. В.А. Моцарта (ритмическая). На текст стихотворения А. Фета "Осень", П. Вяземского "Зима" (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. "Шествие кузнечиков". Муз. С. Прокофьева.
IV четверть
Тема 5. Героические страницы родной истории в музыке
Хоровое пение. Хоры "Вставайте, люди русские". "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу", из кантаты "Александр Невский", Муз С. Прокофьева. "Вспомним, братцы, Русь и славу", русская нар. песня. "Россия, Россия", Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского. "Слава", русская нар. песня. "Песня о Москве". Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. "Московский воробей". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Ю. Коринца. "Большой хоровод". Муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта. "Солдатушки, бравы ребятушки", русская народная песня.
Слушание музыки. Кантата "Александр Невский". Муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского и С. Прокофьева. "Катюша". Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. "Журавли". Муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова. "Романс Антониды", "Ария Сусанина", хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Муз. М. Глинки.
Импровизация. На текст стихотворения И. Никитина "Русь". В характере песни, танца и марша (мелодическая). На текст стихотворения П. Воронько "Лучше нет родного края " (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах 3/4 и 4/4.
Календарно-тематический план
№ п/п Название темы Количество часов
1. Сказка в опере и балете 8 ч
2. Инструментальная и вокальная музыка 8 ч
3. Музыка разных народов 6 ч
4. Картины природы в музыке 4 ч
5.Героические страницы родной истории в музыке 8 ч
Всего: 34 ч
3. Требования к планируемым результатам изучения программы
в 3 классе
В результате обучения учащиеся 3 класса программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, "Конек-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Детскую симфонию" И. Гайдна, кантату С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова, И. Морозова, Е. Птичкина, В. Шаинского, Н. Пескова, Е. Крылатова, В. Тугаринова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета, например, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", "Хор снежных хлопьев" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", хоры "Проводы масленицы" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, развивать отдельные мелодии, например, из "Сказочки" С. С. Прокофьева, мелодизировать стихотворные тексты.
Продолжается освоение полного мажорного лада по ручным знакам и по нотам, начинается освоение минорного лада в пределах I-V ступени.
Система оценки достижений учащихся: проведение устных и фронтальных опросов, тестов, исполнение музыки, выполнение творческих заданий в рабочей тетради за 3 класс Ригиной Г.С. Музыка «Обучение. Творческое развитие. Воспитание». Итоговая оценка за урок выставляется с учетом всех вышеперечисленных критериев.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающийсяами начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
овладение способностью к реализации собственных творчесих замыслов через понимание целей, выбор спосбов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
планирование, конроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных преживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Раздел «Музыка в жизни человека»
Обучающийся научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»
Обучающийся научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Обучающийся получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел «Музыкальная картина мира»
Обучающийся научится: исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Так же учащиеся должны:
Воспринимать доступную им музыку разного эмоционально-образного содержания: различать русскую музыку и музыку других народов.
Уметь привести примеры пройденных музыкальных жанров.
Петь выразительно, соблюдая основные правила пения.
Воспринимать богатство звучания оркестров (симфонического, русского народного, духового) и отдельных музыкальных инструментов: арфы, виолончели, челесты; певческих голосов: сопрано, тенора, баса.
Импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в соответствии с его эмоционально-образным содержанием; в характере песни, танца и марша.
Знать имена композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И. Гайдна, И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига.
Узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов.
Кроме названного, школьникам предоставляется возможность для овладения дополнительными знаниями и навыками:
уметь распевать слог на два и более звука в подвижном темпе, не теряя напевности, с разными динамическими оттенками.
Петь темы из отдельных прослушиваемых произведений.
Петь песни в одноголосном и двухголосном изложении.
Сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении.
№урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
8 12 21 33 | Угадай – ка «Музыкальная викторина» Творческий проект «Сказочные герои» Творческий проект «Песня закличка» Игра «Установи соответствие» | Письменный тест Защита проекта Защита проекта Письменный тест | Тест Проект Проект Тест |
Календарно-тематическое планирование курса «Музыка»
В 3 классе на 2014-2015 учебный год
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | |
план | факт | |||
«Сказка в опере и балете» 1 четверть (9 часов) | ||||
1 | 05.09 | Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова Н. А. Римский –Корсаков опера «Сказка о царе Салтане : «Три чуда», «Полет шмеля»; | 1 | |
2 | 12.09 | Сказочные образы в музыке Н. А. Римского-Корсакова Н. А. Римский –Корсаков опера «Руслан и Людмила»: «Марш Черномора» Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Гвидона» -исполнение | 1 | |
3 | 19.09 | Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»: «Вальс снежных хлопьев», «Марш» | 1 | |
4 | 26.09 | Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»: «Испанский танец», «Арабский танец», «Китайский танец» В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - разучивание | 1 | |
5 | 03.10 | Сказочные образы в музыке П. И. Чайковского П. И. Чайковский балет «Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец пастушков» В. Мигуля, Л. Ошанин «Песня старой сказки» - исполнение | 1 | |
6 | 10.10 | Сказочные образы в музыке Р. Щедрина; Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Конька-Горбунка» | 1 | |
7 | 17.10 | Сказочные образы в музыке Р. Щедрина Р. Щедрин балет «Конек-Горбунок»: «Тема Царь-девицы» Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» - разучивание | 1 | |
8 | 24.10 | Фрагменты из балетов «Конек – Горбунок», «Лебединое озеро» Угадай – ка «Музыкальная викторина» | 1 | |
9 | 31.10 | Повторение по теме «Проверь себя» Угадай – ка «Музыкальная викторина» | 1 | |
«Инструментальная и вокальная музыка» 2 четверть (7 часов) | ||||
10 | 14.11 | Инструментальная музыка зарубежных композиторов. К. Сен-Санс «Лебедь» В. Шаинский, М. Пляцковский «Чему учат в школе» - разучивание | 1 | |
11 | 21.11 | Карнавал животных К. Сен-Санса; Инструменты симфонического оркестра Й. Гайдн «Детская симфония» | 1 | |
12 | 28.11 | Инструментальная музыка русских композиторов. «Соловей» муз. А.Алябьева, сл.А. Дельвига «Кикимора».А. Лядов | 1 | |
13 | 05.12 | Танцуем менуэт Творческий проект «Сказочные герои» | 1 | |
14 | 12.12 | Музыка Гайдна :«Детская симфония» Й.Ф. Гайдн; Е.Крылатов, Ю. Яковлев «Колыбельная медведицы» - разучивание | 1 | |
15 | 19.12 | Вокальная музыка «Колядка», «Галя по садочку ходила» | 1 | |
16 | 26.12 | На пороге Новый год Исполнение и слушание музыки по желанию; Урок- концерт.. | 1 | |
«Музыка разных народов» 3 четверть (11 часов) | ||||
17 | 16.01 | Народная и композиторская музыка. Русская народная песня; Народные инструменты | 1 | |
18 | 23.01 | Музыка славянских народов. М. П. Мусоргский «Гопак» РНП «Во поле берёза стояла» - исполнение | 1 | |
19 | 30.01 | Танцы разных народов. Армянская музыка. А. Хачатурян балет «Гаянэ»: «Танец с саблями» В. Шаинский, Ю. Энтин «Чунга-Чанга» - разучивание | 1 | |
21 | 13.02 | Норвежская музыка. «Заход солнца». Музыка Э. Грига, слова А. Мунка; Э. Григ «Шествие гномов»-слушание | 1 | |
22 | 20.02 | Проводы масленицы Творческий проект «Песня закличка» | 1 | |
27.02 | Мы танцуем гопака Гопак. М. Мусоргский Проводы Масленицы. Н. Римский-Корсаков | 1 | ||
Картины природы в музыке | ||||
23 | 06.03 | «Весна» Весна и осень.Г. Свиридов Утро. Э. Григ | 1 | |
24 | 13.03 | Осень в музыке; Мажор, минор; «Весенняя»; «Осень»; «Неприятность эту мы переживем» -разучивание | 1 | |
25 | 20.03 | Тон, полутон; «Утренняя мелодия» Музыка В. Веселова, стихи С. Есенина | 1 | |
26 | О Обобщающий урок «Проверь себя» образы природы в музыке русских композиторов. | 1 | ||
«Героические страницы истории России в музыке» (7 часов) | ||||
27 | 03.04 | Александр Невский «Русь под игом монгольским» Кантата. Ч. I, II, III. С. Прокофьев; «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание | 1 | |
28 | 10.04 | Героические образы в музыке русских композиторов. М. И. Глинка опера «Песнь об Александре Невском». Крестоносцы во Пскове «Иван Сусанин»: романс Антониды, ария Сусанина, хор «Славься» | 1 | |
29 | 17.04 | Вставайте, люди русские. Ледовое побоище Александр Невский (Фрагменты) | 1 | |
31 | 08.05 | Богатырская симфония. «Большой хоровод». «Московский воробей». Музыка Д. Львова-Компанейца, слова Ю. Коринца | 1 | |
32 | 15.05 | Музыка Глинки о России. Игра «Установи соответствие» | 1 | |
33 | 22.05 | Обобщающий урок по теме «Музыка о Родине». Исполнение и слушание музыки по желанию ребят | 1 | |
34 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...