Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему

Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (7 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_po_muzyke_7_klass.docx44.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______________________

Протокол №____     

от«   »__________20___г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________________________

Протокол №_____

от «   » _____________20___г.  

УТВЕРЖДЕНО

Директор  МОУ СОШ №3

        ___________________

                             

Приказ №______

от «    » ________20___г.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по учебному предмету

«МУЗЫКА»

7 а, б классы

 

 

Составитель:

Изосимова Светлана Алексеевна

учитель музыки

  2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2010.

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
  3. Учебный план школы.
  4. Основная образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
  5. Предметная  линия  учебников  Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2010.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

   

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

ЗАДАЧИ:

 - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-

симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

                          ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное  по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или  ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

                             

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод художественного контекста;
  • метод создания «композиций»;
  • метод перспективы и ретроспективы;
  • метод создания «композиций»;
  • метод игры.

 При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

I – слушание музыки,

II – выполнение проблемно-творческих заданий,

III – хоровое пение.

    Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

         

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

         СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 7 КЛАСС

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)

Урок 1. Классика и современность.

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин».

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Новая эпоха в  русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев.

Урок 4-5. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Продолжить знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.

Урок 6. В музыкальном театре. Балет.

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Урок 7. Героическая тема в русской музыке.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Урок 8. В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс».

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера.

Урок 9-10. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита».

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен  - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.

Урок 11-12. Сюжеты и образы духовной музыки.

Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. «Высокая месса». Современные интерпретации сочинений Баха. Музыкальное зодчество России. С.В.Рахманинов «Всенощное бдение». Образы «Вечерни» и «Утрени».

Урок 13-14. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».

Знакомство с рок-оперой Лойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Музыкальные образы героев рок-оперы.

Урок 15. Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство.

Урок 16. Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита».

Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.

Тема II полугодия: «Особенности драматургии каменой и симфонической музыки» (18 ч.)

Урок 17.  Музыкальная драматургия -развитие музыки.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.

Урок 18. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка.

Урок 19-20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа. Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений.

Урок 21-22. Циклические формы инструментальной музыки.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.

Урок 23-24. Соната. Сонатная форма.

Знакомство с музыкальным жанром сонаты. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.

Урок 25. Сюита.

Знакомство с музыкальным жанром сюиты. Сюита в творчестве великих композиторов.

Урок 26. Симфоническая музыка.

Знакомство с музыкальным жанром симфонии. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов.

Урок 27 -29. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов.

Знакомство с жанром симфонии в творчестве великих композиторов: И.Гайдна, B.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, C.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Урок 30. К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества».

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.

Урок 31. Инструментальный концерт.

Знакомство с жанром инструментального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна.

Урок 32. Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз».

Знакомство с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Урок 33. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.

Урок 34. Пусть музыка звучит! Проверочная работа.


УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование темы

Количество часов по теме

Количество контрольных работ

 I полугодие  «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч.)

1.

Классика и современность

1

2-3.

В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин»

2

4-5.

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера

2

6.

В музыкальном театре. Балет

1

7.

Героическая тема в русской музыке

1

1

8.

В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс»

1

9-10.

Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита»

2

11-12.

Сюжеты и образы духовной музыки

2

13-14.

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»

2

15.

Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство

1

16.

Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита»

1

1

II полугодие   «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.)

17.

Музыкальная драматургия - развитие музыки

1

18.

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

19-20.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция

2

21-22.

Циклические формы инструментальной музыки

2

23-24.

Соната. Сонатная форма

2

25.

Сюита

1

26.

Симфоническая музыка

1

1

27-29.

Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов

3

30.

К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества»

1

31.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна.

1

32.

Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

33.

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер

1

34.

Пусть музыка звучит! Проверочная работа

1

1

За учебный год:

34

4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Знать/понимать:

  • понимать роль музыки в жизни человека;
  • иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
  • ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах. 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

                       

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
  3. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
  4. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
  5. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
  6. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  7. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
  8. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
  9. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
  10. Песенные сборники.
  11. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  12. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
  13. Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.
  14. Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.
  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  16. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...