Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (7 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_muzyke_7_klass.docx | 44.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ______________________ Протокол №____ от« »__________20___г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ Протокол №_____ от « » _____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №3 ___________________
Приказ №______ от « » ________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«МУЗЫКА»
7 а, б классы
Составитель:
Изосимова Светлана Алексеевна
учитель музыки
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2010.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
- Учебный план школы.
- Основная образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
- Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2010.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
ЗАДАЧИ:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 7 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-
симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки,
II – выполнение проблемно-творческих заданий,
III – хоровое пение.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 7 КЛАСС
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.
Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч)
Урок 1. Классика и современность.
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого
Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин».
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев.
Урок 4-5. Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Продолжить знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.
Урок 6. В музыкальном театре. Балет.
Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Урок 7. Героическая тема в русской музыке.
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Урок 8. В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс».
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин - создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера.
Урок 9-10. Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита».
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев. Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета.
Урок 11-12. Сюжеты и образы духовной музыки.
Музыка И. С. Баха - язык всех времен и народов. «Высокая месса». Современные интерпретации сочинений Баха. Музыкальное зодчество России. С.В.Рахманинов «Всенощное бдение». Образы «Вечерни» и «Утрени».
Урок 13-14. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».
Знакомство с рок-оперой Лойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Музыкальные образы героев рок-оперы.
Урок 15. Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство.
Урок 16. Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита».
Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.
Тема II полугодия: «Особенности драматургии каменой и симфонической музыки» (18 ч.)
Урок 17. Музыкальная драматургия -развитие музыки.
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие.
Урок 18. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.
Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка.
Урок 19-20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.
Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа. Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений.
Урок 21-22. Циклические формы инструментальной музыки.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.
Урок 23-24. Соната. Сонатная форма.
Знакомство с музыкальным жанром сонаты. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.
Урок 25. Сюита.
Знакомство с музыкальным жанром сюиты. Сюита в творчестве великих композиторов.
Урок 26. Симфоническая музыка.
Знакомство с музыкальным жанром симфонии. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов.
Урок 27 -29. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов.
Знакомство с жанром симфонии в творчестве великих композиторов: И.Гайдна, B.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, C.С.Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
Урок 30. К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества».
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.
Урок 31. Инструментальный концерт.
Знакомство с жанром инструментального концерта. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна.
Урок 32. Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз».
Знакомство с творчеством американского композитора Дж.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».
Урок 33. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.
Урок 34. Пусть музыка звучит! Проверочная работа.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по теме | Количество контрольных работ |
I полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» (16 ч.) | |||
1. | Классика и современность | 1 | |
2-3. | В музыкальном театре. Опера. M.И. Глинка «Иван Сусанин» | 2 | |
4-5. | Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера | 2 | |
6. | В музыкальном театре. Балет | 1 | |
7. | Героическая тема в русской музыке | 1 | 1 |
8. | В музыкальном театре. Дж.Гершвин «Порги и Бесс» | 1 | |
9-10. | Развитие традиций оперного спектакля. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита» | 2 | |
11-12. | Сюжеты и образы духовной музыки | 2 | |
13-14. | Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» | 2 | |
15. | Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство | 1 | |
16. | Музыка к драматическому спектаклю. А.Шнитке «Гоголь-сюита» | 1 | 1 |
II полугодие «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч.) | |||
17. | Музыкальная драматургия - развитие музыки | 1 | |
18. | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | |
19-20. | Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция | 2 | |
21-22. | Циклические формы инструментальной музыки | 2 | |
23-24. | Соната. Сонатная форма | 2 | |
25. | Сюита | 1 | |
26. | Симфоническая музыка | 1 | 1 |
27-29. | Мир музыкальных образов симфонической музыки. Симфония в творчестве зарубежных и русских композиторов | 3 | |
30. | К. Дебюсси. Симфоническая картина «Празднества» | 1 | |
31. | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна. | 1 | |
32. | Дж.Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | |
33. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер | 1 | |
34. | Пусть музыка звучит! Проверочная работа | 1 | 1 |
За учебный год: | 34 | 4 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Знать/понимать:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- иметь представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель - слушатель);
- понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
- иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
Уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации;
- ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
- совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
ЛИТЕРАТУРА
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
- Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Песенные сборники.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- Сергеева, Г. П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.
- Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2008.
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...