Образы русских героев в произведениях русских композиторов
план-конспект урока по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки. 3 класс.
Тема: Образы русских героев в произведениях русских композиторов.
Тип урока: Урок-путешествие.
Цель: Формирование в сознании учащихся целостного представления о понятии «музыкальный образ», «Родина», «патриот» средствами искусств.
Задачи:
- Закрепление знаний учащихся о творчестве русских композиторов.
- Научить соотносить музыку прошлого с собственными духовными потребностями и нравственными качественными.
- Воспитание чувства патриотизма, гражданственности к своей Родине.
- Развитие вокально-хоровых навыков учащихся.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийная доска, баян.
Ход урока:
- Эпиграф на слайде. Вход учащихся под песню «Мальчишки».
Учитель: Ребята, войдя в класс под эту замечательную музыку, прочитав эпиграф урока, как вы полагаете, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?
Учащиеся: Мы будем говорить о нашей Родине и о её героях.
Учитель: А что такое Родина, герой, патриот?
Учащиеся: Родина – это место, где мы живём, всё что нас окружает. Родина бывает большой и малой. Герой и патриот – человек, который готов свершить подвиг ради счастья других, а если надо, то и отдать жизнь за Россию.
Учитель: Сегодня мы совершим заочное путешествие по историческим местам России-матушки, узнаем о красоте её просторов, о народных героях, послушаем произведения наших замечательных композиторов и поэтов, в которых воспевается мужество патриотов Родины.
Ребята, назовите героев исторических событий.
Учащиеся:Дмитрий Донской, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Учитель: Да, многое пришлось пережить нашему народу. Имена героев навсегда останутся в наших сердцах. В каких произведениях воспевается подвиг наших героев?
Учащиеся: В былинах, в стихах, в песнях.
Учитель: Итак, открываем страницу летописи нашей истории (презентация по теме урока, учащиеся прослушивают фрагменты произведения С.С Прокофьева «Александр Невский»). Ребята, прослушав этот фрагмент, скажите, какой музыкальный образ выделяет композитор в этом произведении, каким показан этот образ?
Учащиеся: Композитор выделяет образ русского народа, его предводителя Александра Невского. Звучит призыв «Вставайте, люди русские на смертный бой…». Показана сила, единство народа и его предводителя.
Далее прослушивается фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»(продолжение просмотра презентации).
Учитель: А какой музыкальный образ выделяется в этом произведении композитора?
Учащиеся: Образ Ивана Сусанина. Народный герой отличается простотой, добротой, выражает свою любовь к своему родному краю, своей Родине, готов отдать свою жизнь за светлое будущее народа.
Учитель: А какими средствами музыкальной выразительности показали композиторы С.С. Прокофьев и М.И. Глинка силу, единство и мощь народа?
Учащиеся: Темп музыки, её динамика развития (тихо, громко, крещендо, диминуэндо, мелодия и характер произведения).
Учитель: Ребята, мы – граждане России. Готовы стать защитниками родины?
Учащиеся: Да. Мы уже со школьной скамьи вырабатываем в себе силу воли, занимаемся зарядкой, чтобы быть сильными и здоровыми гражданами России.
Физминуткапод музыку «Мы шагаем, как солдаты»
(музыка А. Ермолова):
Мы мальчишками отважными растём,
Придёт время, все мы в армию пойдём.
Будем Родину надёжно охранять,
Чтобы люди в ней могли спокойно спать.
Чтобы нам на страже Родины стоять,
Организм свой надо крепко закалять.
Чтоб зарядка и прогулка каждый день.
И хотелось гнать подальше свою лень.
А пока мы шагаем как солдаты,
Все мы дружные и смелые ребята.
Раз, два, левой – мы идём,
Да ещё красиво, слаженно поём!
Учитель: Нашу Русь-матушку защищал русский народ во главе с полководцами, князьями. И вот в 1380 году на поле Куликовом защищал русские земли народ во главе с князем Д. Донским от монголо-татар (работа с учебником В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, 3 класс: учащиеся говорят о значимости исторических событий на Руси, величии и подвигах народа, настоящем и будущем России).
Просмотр фрагмента видеофильма «О, Русь моя!».
Учитель: Композиторы прошлого и настоящего затрагивают тему патриотизма народа в своих произведениях. Очень важно всегда помнить о наших героях, защищавших нашу отчизну, воспевать их в песнях.
Вокально-хоровая работа:
а). Музыкальная распевка «Моя Родина».
б).Вокализ.
в). Работа над песней Б.Савельева «Бородинские поля» (представление песни, прослушивание, разучивание по фразам, отработка мелодии, текста).
Эх, поля, поля мои,
Здесь когда-то шли бои,
Здесь отпор французу дали,
Наших прадедов отцы.
Эх, поля, поля мои,
Здесь лежат сыны твои:
Те, кто жизни не жалея,
Русь от недругов спасли.
Русь, родимая земля!
Не забудут сыновья
Кровью пролитой святою
Наши русские поля.
Учитель: В каких жанрах ещё прославляется наш народ, показана красота и величие России.
Учащиеся: В былинах, пословицах, поговорках, в стихах(фрагмент презентации).
Подведение итога урока:
Учитель: Понравилось ли ребятам заочное путешествие по историческим местам нашей Родины(исполнение песни «Россиночка-Россия»). Выставление оценок учащимся.
Литература
- В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр учебник «Музыка» 3 класс, В.О.
- Б. Савельев сборник песен .
- Сборник пословиц и поговорок «Дождик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"
Конспект занятия для детей коррекционного детского дома младшего и среднего школьного возраста...
Презентация "Героическая тема в произведениях русских композиторов"
Презентация к уроку музыки для 6 класса на тему "Героическая тема в произведениях русских композиторов"...
Презентация "Сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века"
Сон всегда был загадкой,тайной для человека.Проблема сна и сновидений всегда интересовала писателей.Через сны литературных героев мы постигаем действительность,учимся лучше понимать внутренний мир гер...
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Образ Бабы - яги в музыке русских композиторов.
Цель урока: выяснить, положительным или отрицательным персонажем волшебных сказок и музыкальных произведений является Баба Яга и познакомить детей с музыкой русских композиторов....
Проектно-звуковая галерея: «Сказочные образы в музыкальных произведениях русских композиторов»
Творческий проект с обучающимися коррекционной школы VIII вида....
«Героическое прошлое России в произведениях русских композиторов. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки».
Одна из важнейших задач современного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственны...