Основные навыки начинающего скрипача
статья (музыка) по теме

В статье рассмотрены основные постановочные моменты на начальном этапе обучения игры на скрипки. Дано определение правильной постановки рук и корпуса, последовательно разобраны методы и приемы работы с начинающими скрипачами, а также особое внимание уделено индивидуальным особенностям каждого ученика на начальной стадии освоения инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0619_ped_art_2014.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зябина Татьяна Николаевна

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» Саратовской области
г. Балашов

Основные навыки начинающего скрипача

Воспитание первоначальных навыков в обучении игре на скрипке является самым трудным и неинтересным этапом для ученика. В то же время от качества усвоения этих навыков зависит его дальнейшее музыкально-техническое развитие. Особое внимание развитию навыков на начальном этапе обучения, последовательность изложения приемов, начиная с момента знакомства ребенка со скрипкой, объясняется тем, что корни почти всех недостатков старших учеников заложены в отсутствии правильно воспитанных первоначальных навыков, служащих фундаментом в дальнейшем обучении.

Правильной постановкой называется наиболее целесообразное исходное положение рук и всего корпуса учащегося, приспособленное к игре на инструменте. Существуют общепринятые формы постановки корпуса, рук, ног, однако в процессе игры постановка у каждого скрипача видоизменяется сообразно индивидуальным особенностям строения рук, он приспосабливается к инструменту и к игровым движениям [2].

Как отмечает К. Г. Мострас, навязывание или копирование стандартной формы постановки и игровых движений без учета индивидуальных особенностей каждого учащегося становится серьезным препятствием к овладению игрой на скрипке, тормозит не только техническое, но и музыкальное развитие, ограничивает исполнительские возможности и приводит к заболеваниям.

В качестве первоначальной задачи, которая стоит перед преподавателем в работе с начинающими учениками выступает стремление добиться свободного состояния всех мышц учащегося. Прежде чем приступить к постановке рук ученика, следует обеспечить естественное, ненапряженное состояние всего его тела в целом [1]. Перед тем, как дать ученику скрипку, ему предлагается сделать несколько освобождающих руку движений. Для этого необходимо использовать физические упражнения. Например: взмах обеих рук со вздохом и бросание их вниз с выдохом, одновременно низко сгибаясь в поясе и, продолжая «болтать» повисшими руками. Такие упражнения освобождают большинство мышц от напряжения. Это ощущение дает ученику представление, что такое общая мышечная свобода. Обычно, ощущение общей свободы достигается на первом же уроке после соответствующих вольных упражнений. Когда педагог убежден, что мышцы всего тела свободны, он может заняться постановкой рук в обычном понимании.

Постановка начинается с правильного положения всего корпуса и устойчивой расстановки ног. Далее следует подготовительные упражнения: подъем левой руки, согнутой в локте до уровня скрипки, все пальцы округлой формы, локоть повернут под скрипку вправо. После многократного подъема руки педагог неторопливым движением подносит скрипку к левому плечу учащегося и кладет скрипку на него так, чтобы подбородок удобно нашел свое место на подбороднике при этом, ощущая  контакт с ключицей ученика и делает поворот головы на скрипку.

Прикосновение скрипки к плечу должно вызывать ощущение покоя во всей верхней части игрового аппарата, чувство устойчивости в основной точке опоры (у плеча). Непринужденность постановки достигается посредством вспомогательной опоры у шейки скрипки: с одной стороны основанием указательного пальца, с другой – основанием верхней фаланги большого пальца.

Высота подъема скрипки, ее наклон определяется удобством игры на крайних струнах  («соль» и «ми»). Левая рука поднимается уже в знакомое положение  и прикладывается к шейке скрипки следующим образом: с одной стороны у порожка находится указательный палец первой фаланги, с другой стороны – большой палец. При этом надо следить, чтобы между большим и указательным пальцами образовалось «окошко». Большой палец расположен напротив указательного или между указательным и средним пальцами. Остальные пальцы находятся над струнами в округлом положении. Ладонь не прикасается к шейке скрипки. Левое плечо не поднимается, голова не наклоняется вправо. После того, как перечисленные приемы освоены, ребенок должен брать скрипку в руки самостоятельно.

К освоению грифа можно приступить только после того, как ученик научился самостоятельно и правильно держать скрипку в исходном для игры положении. При начальном освоении грифа надо научиться правильно опускать пальцы на струну, а затем чисто интонировать извлекаемые звуки (щипком). Задача педагога – расставить пальцы ученика на струны так, чтобы найти удобное, наиболее естественное положение всей руки. Например, если пальцы короткие, следует руку вместе с большим пальцем повернуть правее под скрипку, чтобы четвертый палец мог достать до своего места на струне, при длинном мизинце такой поворот не понадобиться.

После этого следует научить ребенка правильно снимать пальцы со струны по очереди, начиная с четвертого. Поднимать пальцы следует активно, но невысоко, и чтобы они находились над тем местом, с которого поднимались.

К освоению грифа, то есть, последовательности постановки пальцев существует два подхода: в одном случае, навык постановки первого пальца на струнах, в другом случае – последовательная постановка пальцев на струне, с переводом усвоенных приемов на соседние струны. Целесообразность этих приемов определяется индивидуальными особенностями учащихся [3].

Сначала пальцы на струне расставляет педагог, а ученик только снимает их, затем ученик сам расставляет и снимает все пальцы. При этом необходимо следить, чтобы струна проходила по середине подушечки пальца. Очень полезно поупражняться в опускании и подъеме каждого пальца в отдельности. Делать это следует ритмично, на счет раз-два опускать, три-четыре – поднимать. Нажим пальцев на струну не должен быть чрезмерным.

К тому времени, когда ученик научился ставить пальцы на струну, он должен усвоить название нот и чисто петь. После этого можно опускать пальцы с извлечением звука, соединяя, таким образом, работу левой руки со слуховыми навыками. Правая рука должна быть в свободном, но активном состоянии. Пальцы находятся в следующем положении: мизинец подушечкой ставится на трость, указательный палец прилегает к трости серединой второй фаланги. Средний и безымянный пальцы свисают свободно вниз, причем средние суставы всех пальцев находятся на одном уровне, форма пальцев закруглена. Большой палец тоже округлый и располагается на трости напротив второго, не прикасаясь к нему. Для облегчения этой работы педагоги показывают ученику расстановку пальцев сначала на карандаше: его можно держать на весу во всех положениях без всякого усилия и напряжения.

Прежде чем расставить пальцы на карандаше. Ученик осваивает расположение пальцев по отношению друг к другу при помощи подготовительных упражнений. Повернув ладонь тыльной стороной вверх, он готовит пальцы правой руки к такому положению, в каком они должны быть на смычке. Ребенок быстро усваивает этот навык. Когда расположение пальцев станет привычным, тогда можно вложить ученику в пальцы карандаш и повернуть руку с карандашом тыльной стороной вниз. Следующая задача заключается в том, чтобы учащийся самостоятельно расставил пальцы на карандаше в вертикальном и горизонтальном положении. После этого он легко возьмет правильно и смычок.

Сразу начинать играть смычком не рекомендуется. Необходимо освоить движения смычка сначала без скрипки, но в таком же положении. Для этого следует сделать опору для смычка при помощи большого и среднего пальцев левой руки в виде колечка. При этом положении рука не испытывает напряжения, движения свободны, пальцы на трости приобретают эластичность, устойчивость. После этого смычок надо поставить в среднюю его часть на струну и приучать ученика к ощущению совместного держания скрипки и смычка, который находится посередине между поставкой и грифом

Затем можно начать играть смычком на струне «ля». Трость наклонена в сторону грифа. Движения руки легкие, плавные, звук – чистый. Контроль за качеством звука надо воспитывать с первых нот. По мере овладения ведением смычка в средней части, следует расширить движения в обе стороны, при этом, не доводя смычок до колодки, так как он становится тяжелее из-за чего ученик напрягает руку и придает неправильное положение кисти и пальцев на трости. При ведении смычка вниз кисть разгибается, при ведении вверх – сгибается. После того, как ученик научился играть на струне «ля» следует переходить на последующие струны «ре», «ми», «соль».

Теперь можно приступить к совместной игре обеих рук. При этом надо следить за тем, чтобы смена смычка точно совпадала с опусканием пальца на струну. Прибавляя по одному пальцу осваивается весь тетрахорд.

Переход смычка со струны на струну осуществляется плавным движением кисти. Для большей наглядности смычок надо поставить на две струны сразу, а затем сыграть их по очереди, приближая смычок к следующей струне. Очень важно обратить внимание на то, чтобы вовремя смены смычка между звуками не получалось паузы.

Педагога не должно смущать, что вначале на постановку рук уходит много времени. Это кажущееся промедление возмещается в дальнейшей работе с учеником.

В заключении важно отметить, что успех в работе с начинающими учениками в большой степени зависит от умения педагога расположить к себе ученика, создать обстановку непринужденности и доброжелательности.

Мы рассмотрели основные навыки игры на скрипке на начальном этапе обучения. Занятия с детьми в классе скрипки в младших классах – это кропотливая работа, требующая терпения, эрудиции и решения новых творческих задач.

Список литературы.

1. Мострас К. Г. Виды постановки // Очерки по методике обучения игре на скрипке: Вопросы техники левой руки скрипача / Общ. ред. М.С. Блока. — М.: Музгиз, 1960. С. 19-44.

2. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. – М.: Музыка, 1966. – 151 с.

3. Тагиев М.М., Пасрсегов А. Практические вопросы скрипичной педагогики / М. Тагиев, А. Парсегов. – Баку Ишыг, 1981. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока «Игра, как способ развития начальных навыков скрипача»

Игра, как способ развития начальных навыков скрипача»(Урок по классу скрипки с ученицей 1 класса)...

Координационные навыки начинающего пианиста

Сама по себе, координация - это способность человека совершать одновременно и слаженно несколько действий, которая обусловлена особенностью деятельности человеческого мозга и психикой человека, в усло...

Методическая разработка "Геометрическая резьба- основные навыки"

Методическая разработка расчитана на обучение детей среднего школьного возраста 10-11 лет.   "Сколышки" наиболее простой элемент в геометрической резьбе. В разработке показан принцип безопасного ...

«Основные принципы организации игрового аппарата начинающего скрипача»

Вопросы постановки рук исполнителя на протяжении истории развития инструментального исполнительства вообще и скрипичного искусства в частности были и остаются ключевыми. При этом они всегда вызывали м...

Информационно-иллюстрационный материал «Комплекс ассоциативно-двигательных упражнений для начинающих скрипачей».

В форме игры я предлагаю своим ученикам освоить комплекс подготовительных упражнений, описанный  в данной  работе....

4 основных навыка в изучении иврита

4 основных навыка в изучении иврита СЛУХ: слушаем тексты с озвучкой, песни, видео, мотивационные ролики. РЕЧЬ: чтение вслух, дикция, пение, проговаривание ЗРЕНИЕ: усложнение текстов, ра...