Игра, как важнейшее средство развития основных навыков у ребёнка с аутизмом ( 1-2 группа по классификации О. Никольской)
методическая разработка на тему

Андреева Светлана Николаевна

Игры в системе коррекционно-образовательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра29.74 КБ

Предварительный просмотр:

 старшего дошкольного возраста с РДА

дефектологпознавательного и го развития и высших психических функций , познавательной деятельности Дефектолог в познавательной деятельности и

 расширение формы взаимодействия , подение койе  познавательных процессов ,

 применяю в своей работе здоровьесберегающие технологии.,е ..

«Игра, как важнейшее  средство развития основных навыков у ребёнка с аутизмом  (2 группа по классификации О.В.  Никольской)»

В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии принята классификация детей с аутизмом О.В. Никольской и соавторов в зависимости от взаимодействия с окружающей средой. 1-я и 2-я группы –самые тяжёлые. Я работаю с такими детьми и маленькими шажками  от занятия к занятию мы вместе добиваемся поставленных целей и задач.

Невозможно  переоценить роль интерактивной, физической игры в качестве основы для обучения детей жизненно необходимым для их физического и социального существования навыкам, а также для развития  их познавательных способностей. Исследования многих учёных доказывают незаменимую роль игры в стимуляции обучения, в развитии речевых способностей, овладении социальными и когнитивными понятиями. В процессе игры ребёнку предоставляется возможность использовать тело  для воздействия на предметы окружающего мира - способ понять его физические и пространственные свойства.

Игры, используемые мной в работе с детьми аутистами, направлены на достижение многих целей:

1. активизировать и развивать сенсорные системы;

2. обучающая роль игры;

3. внедрение речи  во время игры во все аспекты жизни ребёнка.

Самым важным и фундаментальным в работе с детьми я считаю развитие  сенсомоторных навыков. Это навыки, которые являются результатом работы органов восприятия: вестибулярного аппарата (баланс и движение). Вестибулярный  ощущение – это трёхмерное обозначение «Я здесь», которое позволяет почувствовать ребёнку позицию тела по отношению к земле. Вестибулорецепторы расположены в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе, они передают информацию о том, где вы находитесь по отношению к земле и другим объектам.

Проприоцептивная система  (отвечают за позицию тела в пространстве),  это система осознания своего тела, которая сообщает, где находятся одни части нашего тела по отношению к другим и как они двигаются по отношению друг к другу. Проблемы в работе этой системы обычно связаны с проблемами функционирования тактильной и вестибулярной систем.

Тактильная (осязательная) система (прикосновения),  говорят об ощущениях прикосновений, которые говорят, что именно контактирует с нашим телом и сообщают информацию, касающуюся боли, давления, температуры, движения, размера, материала и формы.

Зрительная система. Эта система предоставляет  информацию о цвете, форме и размере предметов, а также о месте их нахождения в пространстве,  а также о движении объектов и людей. Глазные мышцы регулируются вестибулярной системой.

Слуховая система.  Это ощущения, которые позволяют воспринимать и распознавать звуки, а также определять их источник.

Вкусовая и обонятельная система.  Химические системы органов чувств, позволяющие ощущать и распознавать вкус и запахи.

Все чувства зависят друг от друга и интегрированы друг в друга. Таким образом, проблемы с функционированием одной системы скорее всего окажут влияние на функционирование всех  остальных.

 Игры, используемые мной с детьми аутистами,  дают возможность развития сенсорного мира ребёнка и подготовки его к овладению более сложными навыками. Например, игра с мыльными пузырями позволяет развивать у ребёнка:

- зрительные навыки (при отслеживании взглядом предметов происходят быстрые, скачкообразные движения глаз, что помогает развитию глазодвигательных мышц);

-зрительно-перцептивное развитие (чтобы находить пузыри в пространстве и удерживать на них взгляд, отслеживая их движение, ребёнок отличает информацию переднего плана от различной информации заднего плана);

-зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» (ребёнок должен отследить пузырь взглядом, а затем совершить движение рукой, поймав его на палочку или поймав в воздухе руками);

-навыки планирования движений – праксис (преследование и лопанье пузырей требует планирования движений);

-тренировка артикуляции и развитие речевого дыхания (контроль за мышцами губ при вытягивании губ вперёд, контролируемое, продолжительное выдувание улучшает технику дыхания);

-осознание своего тела (просим ребёнка поймать пузырь на колене, на носу, на руке на голове, проговаривая разные части тела);

-очерёдность (для развития навыков общения использую в речи слова « твоя очередь», «моя очередь», «подожди»;

-речевое развитие (описания размеров «маленький пузырь» и количества «много пузырей»;

-социальные навыки (социальное взаимодействие и разделение на двоих удовольствие от лопанья пузырей по очереди).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку "Игра как средство развития языковых навыков"

Дополнительная образовательная программа обучения английскому языку в 5-6 классах предназначена для внеклассных занятий по английскому языку в общеобразовательной школе...

Этюды - важнейшее средство развития музыкально-технических навыков пианиста.

Работа посвящена краткому обзору фортепианной этюдной литературы, вопросам целенаправленной работы над пианистической техникой....

ОРУ – важное средство развития основных физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а...

Использование народных подвижных игр на уроках ф.к. как средство развития основных физических качеств ребёнка

Посредством применения народных игр на уроках физической культуры совершенствовать психофизическое развитие ребёнка....

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра- важное средство развития логического мышления детей дошкольного возраста».

Здесь вы узнаете, что игра является важным средством развития логического мышления ....

Деловая игра- как средство развития социальных навыков

Методический материал разработан мною ранее, использован в работе и был представлен  на городском МО соц.педагогов....

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.

Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....