"Знакомая Незнакомка"
проект по музыке (5 класс) на тему

Чибирова Диана Людвиговна

История флейты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomaya_neznakomka.fleyta.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

XI Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»

Секция: Искусствоведение и языкознание

Тема: «Знакомая незнакомка»

(История флейты).

Автор работы:

  Шатохина Диана Евгеньевна

Место выполнения работы:         

 ГБОУ прогимназия «Эрудит»,

 2 «А» класс, г. Владикавказ

Научный руководитель:                

 Чибирова Диана Людвиговна,

 учитель музыки

Владикавказ. 2013-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Процесс эволюции духовых инструментов

1.История создания первых свистковых инструментов        4        

2.Легенды, рисунки, древние рукописи, археологические раскопки

3.Разновидности флейты и её усовершенствование

Заключение        8        

Список использованной литературы        9

Приложение        10


I Введение

С ранних лет я слышу прекрасные звуки флейты потому, что мой папа играет на этом инструменте. Когда я подросла, то сама захотела научиться играть, и меня отвели в музыкальную школу. Так состоялось мое первое знакомство с флейтой. Вот уже более трех лет я занимаюсь игрой на флейте и очень люблю этот инструмент. Флейта стала мне другом. Недавно, мой учитель музыки, Диана Людвиговна спросила меня, а что я знаю о своем любимом инструменте и я замешкалась в ответе. Вопросы просто посыпались на меня. Когда она родилась? Какие разновидности флейт я знаю? Как она устроена? Кто её усовершенствовал? В каких произведениях мы слышим её неповторимый голос? Какую роль играет флейта в симфоническом оркестре? Эти вопросы очень заинтересовали меня и я начал искать ответы.

 Музыка - это неисчерпаемый мир чувств, эмоций, вдохновения. Пришедшая из глубины веков, она завораживала и древних, и современных слушателей. Но не может быть музыки без музыкальных инструментов. Сегодня мы поближе познакомимся с флейтой, с такой знакомой незнакомкой.

 В работе я постараюсь рассмотреть все заинтересовавшие меня вопросы, внести в работу иллюстративный и звуковой материал, подтверждающий мои исследования.

II  Процесс эволюции духовых инструментов.

История создания первых свистковых инструментов

Говорят, что изобретателями самых первых музыкальных инструментов были дети. Да, да. Обратили ли вы внимание на то, что исполнение музыки, музицирование, называется игрой. Играют на скрипке, играют на рояле, играют на баяне и на балалайке. Даже про самый большой оркестр, в котором сидят взрослые музыканты, говорят: «оркестр играет» Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты.

Вот древний охотник делает дырочки в высушенной звериной или птичьей косточке, чтобы нанизать их на стебель растения или жилку. Получается ожерелье. Такое ожерелье не только украшение. Ведь у хорошего охотника - большое ожерелье, а у плохого несколько косточек болтается. Сразу видно, кто более ловок и смел. Для охотника такое ожерелье-знак отличия, а для его малолетнего сына - игрушка. Сунул первобытный ребёнок косточку в рот, подул в неё - и раздался свист. Это был первый звук будущей свирели. ( муз.пример)

Чтобы объяснить непонятное, люди придумывали всемогущих богов, злых и добрых духов и приписывали им всё, что казалось им самым чудесным и не объяснимым.

  Музыка тоже казалась им чудом. И про появление музыкальных инструментов было выдумано множество легенд и мифов. Но легенда-это вымысел, в глубине которого всегда спрятана правда.

Посмотрите на изображение странного существа - получеловека-полу зверя [репродукция с картины М. Врубеля "Пан"]. И посмотрите, что же в руках у фантастического лесного божества?

Мы видим ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скреплённых между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга, у русских - кугиклы, у литовцев - скудучяй, у грузин - соинари. Но самое главное его, название - флейта Пана.

Легенды, рисунки, древние рукописи, археологические раскопки.

Читая мифы древней Греции, я узнал, что флейта, непременный атрибут музы лирической поэзии и музыки Эвтерпы, а еще познакомился с легендой о возникновении флейты. Однажды лесной бог Пан, встретив нимфу по имени Сиринга, был очарован её красотой. Взглянув на уродливого Пана, козлоногого, с рогами и длинной бородой, нимфа испугалась и обратилась в бегство. Добежав до реки, нимфа стала просить речного бога спасти её. Он внял мольбам и тотчас превратил её в тростник. Пытаясь в этот момент обнять Сирингу, Пан увидел в своих руках вместо неё тростник. Загрустил Пан, срезал несколько тростинок разной длины, скрепил их и заиграл на этом инструменте, который с тех пор зовётся "сирингой" или "флейтой Пана".

Вот такая легенда. Ей четыре тысячи лет. Мы знаем, что в каждой легенде есть какая-то правда. Какая же правда в этой легенде? Люди дума ли, что правда здесь - только свирель. Бородатый Пан - это, разумеется выдумка. А вот свирель из тростника - она ведь существует на самом деле. И ещё одна, правда, в этой легенде. Она родилась в древней Греции, значит, и свирель эту изобрели, конечно же, древние греки.

Но эта гипотеза не подтверждается, а опровергается данными археологических раскопок кургана в степях за Волгой . Курганами называются древние могилы. Раскопав один из таких курганов, они обнаружили в нём восемь костяных трубочек, словно выстроившихся по росту и с ровненькими срезами.

Это была свирель, похожая на ту, о которой идёт речь в старой легенде. Но учёные очень удивились, что курган, в котором ее нашли, находится далеко от страны греков. Может быть, эту флейту завезли в далёкие края торговые люди или путешественники?

Нет, учёные высчитали, что кургану тому пять тысяч лет. Он на тысячу лет старше легенды, сочинённой древними греками. Значит, флейта попала в курган задолго до того, как про неё узнали греки. И родилась флейта намного раньше древней легенды и далеко от древнегреческой земли [А. Клёнов «Там, где музыка живет»].

Вот и выявилась в старой легенде новая правда. Правда, о том, что родина одного из самых древних музыкальных инструментов не далёкая Греция, а приволжская степь. Так из легенд, древних рисунков и рукописей, археологических раскопок мы узнаем, как начиналась музыка, для чего она была нужна людям, какой она была.

В Петербургский музей музыкальных инструментов в 1965 году поступила большая партия предметов, найденных при археологических раскопках в разных районах СНГ. Самый древний экспонат - флейта из птичьей кости, сделанная руками неизвестного мастера еще четыре тысячи лет назад. Найден этот инструмент около деревни Фомино в Рязанской области. Ещё более древний инструмент был обнаружен при раскопках древнекаменного века. Этой флейте около 20 тысяч лет. Это-свисток из сустава северного оленя. Путешествовавший во 2 веке нашей эры греческий историк Полидевк писал, с что скифы "дуют в кости орлов и коршунов наподобие флейт" (В это время в самой Греции игра флейтистов уже звучала для афинян в театрах и храмах). И наконец, менее 10 лет назад в русле Днепра в слое песка была обнаружена свистулька из белой глины. Этой флейте более 600 лет. Называется она окариной. [Ю. Васильев «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1976].

Все эти факты разрознены, и перепад во времени тут от 20 тысяч до 600 лет. Значит, люди играли на флейтах всё это время. Возникает вопрос. На каких именно флейтах играл древний человек? Думаю, на этот вопрос нам дадут ответы археологические исследования, которые с каждым новым экспонатом помогают людям заглянуть в глубь веков и получить ответы на интересующие вопросы.

Старинная многоствольная флейта Пана дожила до нашего времени. Ее отличает чистый и ясный звук. У разных народов она бытует под разными названиями. У молдован, например, это "най", в Литве - "скудучай". А совсем недавно был обнаружен русский инструмент типа флейты Пана-"кугиклы". Живы ещё и люди, которые знают, какой стебель куги (цевницы) нужно срезать на болоте, чтобы он заиграл. Отсюда, кстати, и название - «кугиклы» [Альманах для школьников «Музыка и ты», вып. 8, 1989].

Разновидности флейты и её усовершенствование

А как сложилась судьба флейты с отверстиями? Тут придется хорошенько разобраться. Во-первых, какой флейты поперечной или продольной?

Поперечная - это та, у которой отверстие для вдувания воздуха находится в одном ряду с отверстиями для пальцев. Её держат поперёк лица, несколько набок. Современный симфонический оркестр в своём составе имеет тоже поперечную флейту, только очень совершенную.

А продольная флейта - это нечто другое. У башкир это "курай", у узбеков -"най"(не путайте с молдавским),у белорусов - "дудка", "флуэр" - у молдован, "сопилка" - у украинцев, "саламури" - у грузин, "свирель" - у русских, у осетин -уадындз. Можно ещё перечислять названия продольных флейт многих народов мира.

Ученики музыкальных школ духового отделения начинают обучение с продольной блок – флейты. У нее более резкий звук.

Но для того, чтобы понять, чем их устройство принципиально отличается от поперечных, вспомним всем известную русскую народную песню "Во поле берёза стояла", то место, где в ней поётся:

Срежу я с берёзы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка...

Песне этой не одна сотня лет, но исследователи фольклора относят её к не очень древним. Однако слова ее невольно возвращают нас к временам языческой Руси, когда по весне водили хороводы, приветствуя бога солнца Ярилу. Тогда, видимо, и были срезаны эти пруточки. Вы, конечно, знаете, как устроен обыкновенный свисток. Такую же клювовидную форму принимает и отверстие свирели. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады - Лель. Он тоже делал себе весной свирель из прутиков берёзы.

На свирели играл и герой нартского эпоса–Ацамаз. От чарующих звуков свирели (уадындз) пробуждалась вся природа. Такова волшебная сила музыки. Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что нежно колыхал заросли тростника или беззаботное пение лесных птиц?

Ведь и сейчас композиторы, когда хотят изобразить в музыке пение птиц, прибегают чаще всего к флейте. Так поёт соловей в "Пасторальной симфонии" Бетховена и весёлая птичка из симфонической сказки Прокофьева "Петя и волк", и в танце Алябьева из оперы «Волшебный барабан» отчетливо слышится пение птиц. (муз. пример)

Диапазон флейты – от до первой октавы, до до четвертой октавы. В нижнем регистре она звучит таинственно, глуховато и мягко (муз. пример), в среднем – сочно, певуче, выразительно (муз. пример), а в высоком – холодно и свистяще (муз. пример).

Флейта может звучать как человеческий голос, недаром её звук сравнивают с колоратурным сопрано. Ведь и само название инструмента не случайно происходит от латинского слова «flatus», обозначающего дуновение.

В 17-18 веках флейта занимает своё место в оркестре и становится концертным инструментом. Исполнительские возможности инструмента уже так велики, что флейте подвластны самые разнообразные краски: и тихая меланхолическая грусть, и весёлое щебетанье, и передача самых глубоких, сокровенных переживаний человека. Она блестящий солист симфонического оркестра, для неё написано и великое множество самостоятельных произведений. Для неё писали: А Вивальди, И. С. Бах, Г.Ф.Гендель, В.А. Моцарт, Й. Гайдн и многие другие композиторы.

Усовершенствованная немецким музыкантом Теобальдом Бёмом, поперечная флейта в 19 веке окончательно вытеснила свою соперницу - продольную. Её звук обрел кристальную чистоту, а виртуозные возможности необычайно расширились. Флейте и её разновидностям - малой или пикколо, басовой и альтовой - композиторы поручают мелодии самого разнообразного характера. Флейта оказалась подходящей и для выражения пробуждающейся любви Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", и для создания образа совершенно противоположного - это образ фашистского нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование вопросов истории, мифологии, усовершенствования флейты, помогло нам доказать, что пройдя все этапы своего развития, в современном виде флейта достигла своего совершенства и достойна выступать, как солирующий инструмент.

В истории происхождения флейты ещё не поставлена точка, так как любые археологические раскопки могут дать нам новые сведения о происхождении, географии и разнообразии духовых инструментов- предшественников флейты, что дает нам перспективы, для дальнейшего исследования данной темы.

Тысячи лет понадобились человеку для того, чтобы примитивную грубоватую дудочку он превратил в прекрасную флейту...

В многоликом и многокрасочном симфоническом оркестре, где в общий слаженный ансамбль вливают свои голоса разные инструменты, где-то выше всех, рядом со скрипками, мы слышим голос красивого "колоратурного сопрано" - это звучит флейта.

Флейта умеет петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и сильно, мягко и серебристо, как в чарующей мелодии из оперы Глюка "Орфей"... (муз.пример)

Очень надеюсь, что мечтательные мелодии флейты помогут всем лучше понять многогранное искусство музыки.

 

Список использованной литературы

1. Альманах для школьников «Музыка и ты», вып. 8, 1989

2. Васильев Ю. «Рассказы о русских народных инструментах», Москва, 1976

3. Зильберквит М. «Мир музыки»,Москва, «Детская литература»,1988

4. ..Клёнов А. «Там, где музыка живет»

5. Куберский И.Ю., Минина Е.В. «Инциклопедия для юных музыкантов» 1996

6. ресурсы интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомые незнакомки.

Презентация предназначина для уроков по изучению Земноводных, а также может вам помочь при провендении классных часов и внеклассных мероприятий по экологии и биологии....

Вода. Знакомая незнакомка

урок-исследование свойств воды....

Конспект открытого урока "Знакомая незнакомка Южная Америка"

Урок географии в 7 классе (коррекционном) на тему "Знакомая незнакомка Южная Америка".  ОснОовные задачи:Образовательные:Сформировать представление о характерных особенностях географического...

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Знакомая незнакомка

На основании каких документов выдан паспорт – упоминается в русской летописи 1149 года. А известный учёный Ленорман уносит наше воображение в ещё более давние времена – в эпоху жестоких рабовлад...

Тема урока: Южная Америка: образ материка. Знакомая незнакомка Южная Америка.

- Площадь материка составляет 17,8 млн. кв.км. Южная Америка – материк многих природных рекордов.Продолжим знакомство с материком. Внимание на карту. Откройте так же атласы. Отправляемся в...

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка.

План-конспект открытого урока географии в 7 классе. Тема: Знакомая незнакомка Южная Америка....