Дневник музыкальных впечатлений учащихся – зеркало души
статья по музыке на тему
Данная статья была опубликова в журнале "Музыка в школе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья основана на моем педагогическом опыте работы в школе "Интеллект" | 109 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дневник музыкальных впечатлений учащихся – зеркало души
Н.П.Иванова,учитель
музыки школы «Интеллект»
Возвысить ремесло до искусства творения, под силу человеку, который относится к учебному процессу и жизни вообще как к творческому процессу. Было бы ошибкой думать, что творчество является только уделом избранных гениев. На уроках музыки школьники имеют огромные возможности в развитии тех или иных творческих способностей, о которых они подчас и не подозревают. Любое творчество стимулируется вдохновением, не исключением является и искусство «Музыка». Именно вдохновение превращает учебную деятельность в творческий процесс жизнедеятельности, что позволяет изменить и целевые акценты: труд становится не в тягость, вдохновенный труд души создает шедевры.
Велико значение домашних заданий в деле формирования творческой личности школьника, если дети научились прислушиваться к музыке, стало быть, они смогут «услышать» жизнь, людей, воспринять мир как эстетически значимый в любом его проявлении.
Одним из таких постоянных «домашних заданий» на моих уроках музыки является слушание музыки, где бы она ни звучала, и рассказ о своих впечатлениях в классе, хотя в старших классах, некоторые школьники предпочитают обмениваться своими впечатлениями от услышанной музыки только с учителем. Так, например, одна из восьмиклассниц, которая была очень замкнутой и «изолированной» в классе, раскрыла свое поэтическое дарование при выполнении домашних заданий в дневнике музыкальных впечатлений: в стихотворной форме давался анализ музыкальных произведений, которые слышала ученица, попутно раскрывая свои музыкальные пристрастия.
Домашние задания – это обратная связь, позволяющая выявить круг интересов ребенка, особенности музыкального вкуса, взглядов. Очень важно не оскорбить чувства ученика, чтобы он не замкнулся в своей «скорлупе», вовремя поддержать инициативу, умело, направив ее в русло высокого музыкального искусства.
Содержание дневника музыкальных впечатлений – это шаг из урока музыки в жизнь, проверка «на прочность» и искренность восприятия всего того, что было на уроке.
В фрагментах домашних заданий из дневника музыкальных впечатлений ученицы восьмого класса Камышниковой Алены, ярко просматриваются не бессистемность и беспорядочность записей об услышанной музыке, а взаимосвязь с тематикой уроков. Помимо этого, можно проследить события жизни и взгляд на них сквозь призму музыкального искусства.
«13 сентября, за окном дождик, дует холодный ветер, вглядываюсь и вслушиваюсь в это ненастье, в голове возникает мелодия, которая напомнила мне ясную, теплую, весеннюю погоду. Через несколько секунд она зазвучала как сильный, резкий и холодный ветер, как дождик, брызжущий ледяной водой.
Может быть, у ветра есть своя особая нотка. А у дождика - своя и у солнышка - своя теплая, мягкая нотка. Или, все, наоборот: у мелодии есть свой ветер, свой дождик, свое солнышко? Интересно...
Послушав «Лунную сонату» Л.Бетховена, хочется вновь и вновь встречаться с ней... Если бы я жила в то время, то обязательно помогла бы Человеку, у которого умирает душа...
29 октября я вдруг услышала по радио мелодию, которая очень тронула мою душу... звуки манили к себе, притягивали... Прошел день, я смотрела программу «Время», где объявили о том, что археологи нашли замороженного мамонта. И вот тут-то во мне что-то перевернулось. Вот она жизнь! Этот мамон ценнейшая находка археологов, а мелодия - ценнейшая моя находка...
19 ноября. Несколько дней назад я услышала музыку, которую исполняла скрипка. Назвала я это произведение - «Морская волна». Но не о море эта музыка, а о ее душе, которая находится на дне морском... Может быть, в будущем можно будет жить под водой, а помогать в этом будет Музыка.
3 марта. Однажды вечером я услышала музыку «Образ Христа». Музыка звучала в исполнении фортепиано и виолончели. Музыка напомнила мне историю о том, как Леонардо да Винчи принялся рисовать картину под названием «Образ Христа». Вдруг один из его учеников споткнулся о полотно. Леонардо рассердился, обозвал ученика неуклюжим, надавал оплеух и прогнал его прочь. После этого как да Винчи не старался, ничего у него не получалось. Он понял, что поступил неправильно. Пошел в город, отыскал своего ученика и попросил у него прощение. Придя в мастерскую, он опять принялся рисовать, и образ буквально появился у него из-под кисти. А ученик нарисовал ангела со звездной короной. Леонардо да Винчи понял это как знак, а мы иногда принимаем за знаки могущественную Мелодию...
17 марта я услышала музыку «Верить в судьбу» в исполнении камерного оркестра композитора Тедди Вердер. Тедди умер год назад, 11 апреля 1999 года, в сквере английского парка. Песню «Верить в судьбу» он написал
именно там. Когда его обнаружили, вместе с ним нашли записную книжку, в которой была записана эта песня. Мелодия этой песни похожа на похоронный марш: грустная и нежная. Впервые услышав эту музыку, я заплакала. В этой песне вся его жизнь: со счастливыми и несчастливыми днями. Мне кажется, нет, я уверена, что Бог уводит за собой талантливых и нежных людей, которыми мы при жизни не дорожим...
21 апреля. Моцарт видел будущее. В своей музыке он рассказывал каждому, что ждет их впереди. В музыке Моцарта я слышу те звуки, которые не дано услышать ни кому. Вся музыка Моцарта образует одну большую картину -
Мир!
28 апреля. В нашем мире нет, пожалуй, ни одного человека, который не слышал бы Музыки. Но вот музыку Прокофьева, наверное, слышал не каждый. Музыку Прокофьева современники считали непонятной, а мы понимаем, может быть из-за того, что Сергей Сергеевич видел жизнь сквозь годы, века: все это в его музыке... Проблемы, которые не могли решить тогда, мы запросто решаем сегодня...»
Удивительно, как ребенок может вмещать в свою душу такие глобальные проблемы, порою, наивно, но невероятно искренне мудро говоря о них.
Слушание в 6 классе колокольных звонов и размышление о роли колокола в жизни русского человека, породило в душе Буниной Тани, невероятно «взрослое» видение данной проблемы, просто диву даешься, как у десятилетней девочки могут появляться такие поэтические строки.
«Звонарь»
Проплыл над полем звон,
Дотронулся крылом…
Оставил звонаря…
Ты с Богом говоришь,
Да зарю звонишь
Выслушай меня…
Я – пепел на ветру,
Пыль, пепел на ветру,
Золотистый свет далеких звезд
Спрятал в тайну рок потока слез,
Пальцы в кровь – из ран бегут струной,
Но ветер всех развеет над землей…
В 5 классе ребятам было предложено домашнее задание: «прислушаться» к своей любимой живописной картине или рисунку и «услышать» их музыку. В результате этого было масса интересных историй, которые дети наперебой пытались уже на перемене рассказать друг другу. Приведу лишь один пример домашнего задания, подготовленного Алехиной Катей, написанной под впечатлением картины В. Поленова, где изображен заросший пруд.
«Я очень люблю природу, особенно летом, когда кругом все зелено. Глядя на эту картину, невольно погружаешься в мир красоты, в мир спокойной, лирической музыки. Вглядитесь в крону деревьев - явно звучит вальс. Музыка вальса тихая - это ветерок мягко трогает листочки, и они шелестят. Ветер сильнее, интенсивнее подул, музыка усилилась. Смотрю на голубую гладь водоема и забываю обо всем. Листья и цветы кувшинок как будто собрались в хоровод и кружатся под «Вальс цветов» П.И. Чайковского.
Вдруг из зарослей выплыло бревно, лениво высунув свой нос. Оно напомнило мне африканского крокодила, поэтому музыка резко изменила свой ритм и темп: джазовые импровизации.
На берегу - буйство зелени: скромные ромашки голосят хором, наверное, поют протяжные русские народные песни, кустарники собрались как старые друзья и сплетничают: тихонечко напевая грустную мелодию о своей ушедшей молодости. Наклоняются и обещают всегда помогать друг другу точно как в песне о дружбе.
А я все сижу на этом мостике и вслушиваюсь, вглядываюсь в чудеса природы. Вновь зазвучал вальс, его лирическая мелодия наполнила всю мою душу. Какое это чудо - Природа! Каждое живое существо можно сравнить с различными жанрами музыки. Природа - по своей сути, божественное искусство, поэтому она созвучна Музыке!»
Жаль, нельзя в рамках статьи показать все замечательные рисунки ребят, рожденные музыкальными образами. Поражает гениальностью рисунок в дневнике музыкальных впечатлений Голотвиной Наташи, вдохновленной песней «Орленок» А.Белого Творческая фантазия ребят не знает предела! Проводя уроки музыки перед праздником Нового года, все сожалели о том, что на улице совсем не зимняя погода – кругом слякоть, нет снега, поэтому силой искусства в уроке мы создавали свою «снежную зиму», слушая «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Это самая «снежная» сказочная музыка. После этого у ребят в дневниках появились фантастические истории о том, кто украл зиму и куда исчез снег.
В наше стремительное, жестокое время такие откровения ребят, вызванные ее величеством Музыкой, говорят о том, что дети – это маленькие философы, остро чувствующие и искренне переживающие то, что происходит в жизни. Очень важно найти время и обязательно выслушать их, поэтому проверку дневников необходимо проводить еженедельно, оставляя свои размышления на его страницах, лично беседуя во внеурочное время, либо на музыкальных занятиях.
Дневник музыкальных впечатлений будет живым источником вдохновения для педагогического творчества учителя. В нем раскрываются души ребят, которые тянуться к прекрасному в нашей непростой жизни. «Читая» эти души, просто необходимо услышать их «музыку», настроить на высокий лад и отпустить в большой мир музыки.
Содержание дневника как своеобразного продления атмосферы урока должно способствовать свободному творческому самовыражению, проявлению внутреннего мира и склонностей ребенка... Только тогда дневник станет естественной формой обратной связи учителя и ученика.
Самое основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют «погружению детей в мир музыки» в результате совместных размышлений о ней воспитывают « культуру чувств».
Домашние задания помогают осуществить своеобразную обратную связь. Выявляется круг интересов ребенка, сформированность взглядов, вкусов. У детей развивается творческая самостоятельность и фантазия.
У детей есть постоянное «домашнее задание» - слушать музыку, где бы она ни звучала, и о самых интересных встречах с ней рассказывать в классе. Очень важно чтобы это было не формально, а шло из души. При формальном отношении учителя никаких интересных рассказов от детей ждать не приходится: звучат лишь запомнившиеся, повторяющиеся из урока в урок названия произведений, знакомые имена композиторов, исполнителей как правило эстрадной музыки). По сути лишь последние являются истинными домашними музыкальными впечатлениями детей.
Но если учитель действительно интересуется жизнью ребят, они отвечают ему интересными рассказами, так как стремятся поделиться именно своими личными впечатлениями, своим отношением к услышанному. И, как правило, эти впечатления не бессистемны, не хаотичны, а оказываются направленными. На пример, выясняя, что интересного слышали в зимние каникулы третьеклассники, учитель заметил: «Мы теперь рассказываем не просто: слышал песню, слышал танец. Это вы в первом классе так отвечали. Важно знать, кто сочинил ту или иную музыку. Какие инструменты звучали, название музыкального сочинения".
Домашние задания - это не ответ ученика по заранее подготовленному материалу, а разговор о том, что заинтересовало ребенка. Он рассказывает о своих впечатлениях, и то, что учителю это важно, рождает доверительную атмосферу общения, открытости.
«Домашние задания дают положительные результаты. Дети научились прислушиваться к музыке, а значит к жизни, к людям. Это очень важно: они перестают быть безразличными к звучащему миру. Важно, чтобы они музыку полюбили и поняли, от простой песни до симфонии бетховенской Эту задачу не так просто решить»(ДвБ.Кабалевский).
Домашние задания на уроке музыки всегда играют очень важную роль. Ведь они создают в уроке что-то новое, направляют ребят на широкое слышание музыки, жизни вообще, обогащают музыкальные знания ребят, развивают их интонационно-слуховой опыт.
Так ,на одном из уроков в I классе ученица рассказала, что по телевизору видела фрагмент из балета Прокофьева «Золушка».Рассказала, что ей очень запомнилась эта музыка, так как и сказка, лежащая в основе сюжета этого балета ее любимая» Учитель похвалил девочку за яркий рассказ и в то же время сказал, что с музыкой этого композитора мы будем еще знакомиться и с балетом «Золушка» в том числе. Это способствует большей заинтересованности детей, своеобразное предвосхищение встречи с композиторским творчеством С.С.Прокофьева.
Домашние задания помогают менее активным на уроках ученикам проявить свои музыкальные знания. И сами рассказы ребят дают много доводов для расширения знаний о музыке. Именно в домашних заданиях, как правило, удается в наиболее концентрированной форме представлять единство всех тем программы, закреплять предыдущие естественным образом забегать в последующие. У учителя оказывается возможность уточнять раз личные термины, вводить новые. В результате они естественным образом входят в музыкальный словарь учащихся.
В выполнении домашних заданий могут участвовать и родители, что не запрещается, а наоборот - поощряется. Ребенок может использовать во внеурочной деятельности полученные на уроке умения, знания, навыки.
Важно помнить, что с одной стороны, нельзя прямолинейно ориентировать детей на слушание музыки дома в связи с какой-либо определенной темой урока, с другой стороны, необходимо «аккуратно направлять на вылавливание музыки на тему». Такая направленность должна быть, прежде всего, в сознании самого учителя: «Учитель, комментируя ответы учащихся, должен обращать внимание на те из них, которые отвечают теме: «идти от жизненных впечатлений детей, восстановления той атмосферы, в которой ученик слышал музыку, а походу задавать вопросы и об исполнителях, и о композиторе; важен тон, которым дается задание». Одно дело сказать: «Слушайте оперы! (??),другое: «Интересно, какие оперы вы услышите?(!!) Главное, - неоднократно подчеркивал Д.Кабалевский — «выработка самостоятельности мышления», связывал ее с «раскрепощенностью - основой педагогики». «Нельзя штамповать вкусы, воззрения, взгляды».
И все же, если это домашнее задание конкретное, например, узнать краткие биографические сведения о том, или ином композиторе, то нужно объяснить и записать задание, указать источник, которым нужно пользоваться при выполнении задания, рассказать, как следует пользоваться теми или другими источниками.
Можно давать дифференцированные по сложности домашние задания, а также предложить задание на выбор.
В более старших классах дети ведут дневники "музыкальных впечатлений", которые предполагают разнообразие творческой деятельности: сочинение песенок, ритмических партитур, оркестровок, составление программ концертов, «слышание» музыки в живописи, поэзии, зарисовка музыкальных впечатлений, полученных на уроке, вне школы, в стихах, рассказах рисунках,...дописать пропущенные ноты, определить жанр знакомого произведения. Содержание дневника как своеобразного продления атмосферы урока должно способствовать свободному творческому самовыражению, проявлению внутреннего мира и склонностей ребенка... Только тогда дневник станет естественной формой обратной связи учителя и ученика.
Самое основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют «погружению детей в мир музыки» в результате совместных размышлений о ней воспитывают « культуру чувств».
Содержание дневника как своеобразного продления атмосферы урока должно способствовать свободному творческому самовыражению, проявлению внутреннего мира и склонностей ребенка... Только тогда дневник станет естественной формой обратной связи учителя и ученика.
Самое основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют «погружению детей в мир музыки» в результате совместных размышлений о ней воспитывают « культуру чувств».
Домашние задания помогают осуществить своеобразную обратную связь. Выявляется круг интересов ребенка, сформированность взглядов, вкусов. У детей развивается творческая самостоятельность и фантазия.
У детей есть постоянное «домашнее задание» - слушать музыку, где бы она ни звучала, и о самых интересных встречах с ней рассказывать в классе. Очень важно чтобы это было не формально, а шло из души. При формальном отношении учителя никаких интересных рассказов от детей ждать не приходится: звучат лишь запомнившиеся, повторяющиеся из урока в урок названия произведений, знакомые имена композиторов, исполнителей как правило эстрадной музыки). По сути лишь последние являются истинными домашними музыкальными впечатлениями детей.
Но если учитель действительно интересуется жизнью ребят, они отвечают ему интересными рассказами, так как стремятся поделиться именно своими личными впечатлениями, своим отношением к услышанному. И, как правило, эти впечатления не бессистемны, не хаотичны, а оказываются направленными. На пример, выясняя, что интересного слышали в зимние каникулы третьеклассники, учитель заметил: «Мы теперь рассказываем не просто: слышал песню, слышал танец. Это вы в первом классе так отвечали. Важно знать, кто сочинил ту или иную музыку. Какие инструменты звучали, название музыкального сочинения".
Домашние задания - это не ответ ученика по заранее подготовленному материалу, а разговор о том, что заинтересовало ребенка. Он рассказывает о своих впечатлениях, и то, что учителю это важно, рождает доверительную атмосферу общения, открытости.
«Домашние задания дают положительные результаты. Дети научились прислушиваться к музыке, а значит к жизни, к людям. Это очень важно: они перестают быть безразличными к звучащему миру. Важно, чтобы они музыку полюбили и поняли, от простой песни до симфонии бетховенской Эту задачу не так просто решить»(ДвБ.Кабалевский).
Домашние задания на уроке музыки всегда играют очень важную роль. Ведь они создают в уроке что-то новое, направляют ребят на широкое слышание музыки, жизни вообще, обогащают музыкальные знания ребят, развивают их интонационно-слуховой опыт.
Так ,на одном из уроков в I классе ученица рассказала, что по телевизору видела фрагмент из балета Прокофьева «Золушка».Рассказала, что ей очень запомнилась эта музыка, так как и сказка, лежащая в основе сюжета этого балета ее любимая» Учитель похвалил девочку за яркий рассказ и в то же время сказал, что с музыкой этого композитора мы будем еще знакомиться и с балетом «Золушка» в том числе. Это способствует большей заинтересованности детей, своеобразное предвосхищение встречи с композиторским творчеством С.С.Прокофьева.
Домашние задания помогают менее активным на уроках ученикам проявить свои музыкальные знания. И сами рассказы ребят дают много доводов для расширения знаний о музыке. Именно в домашних заданиях, как правило, удается в наиболее концентрированной форме представлять единство всех тем программы, закреплять предыдущие естественным образом забегать в последующие. У учителя оказывается возможность уточнять раз личные термины, вводить новые. В результате они естественным образом входят в музыкальный словарь учащихся.
В выполнении домашних заданий могут участвовать и родители, что не запрещается, а наоборот - поощряется. Ребенок может использовать во внеурочной деятельности полученные на уроке умения, знания, навыки.
Важно помнить, что с одной стороны, нельзя прямолинейно ориентировать детей на слушание музыки дома в связи с какой-либо определенной темой урока, с другой стороны, необходимо «аккуратно направлять на вылавливание музыки на тему». Такая направленность должна быть, прежде всего, в сознании самого учителя: «Учитель, комментируя ответы учащихся, должен обращать внимание на те из них, которые отвечают теме: «идти от жизненных впечатлений детей, восстановления той атмосферы, в которой ученик слышал музыку, а походу задавать вопросы и об исполнителях, и о композиторе; важен тон, которым дается задание». Одно дело сказать: «Слушайте оперы! (??),другое: «Интересно, какие оперы вы услышите?(!!) Главное, - неоднократно подчеркивал Д.Кабалевский — «выработка самостоятельности мышления», связывал ее с «раскрепощенностью - основой педагогики». «Нельзя штамповать вкусы, воззрения, взгляды».
И все же, если это домашнее задание конкретное, например, узнать краткие биографические сведения о том, или ином композиторе, то нужно объяснить и записать задание, указать источник, которым нужно пользоваться при выполнении задания, рассказать, как следует пользоваться теми или другими источниками.
Можно давать дифференцированные по сложности домашние задания, а также предложить задание на выбор.
В более старших классах дети ведут дневники "музыкальных впечатлений", которые предполагают разнообразие творческой деятельности: сочинение песенок, ритмических партитур, оркестровок, составление программ концертов, «слышание» музыки в живописи, поэзии, зарисовка музыкальных впечатлений, полученных на уроке, вне школы, в стихах, рассказах рисунках,...дописать пропущенные ноты, определить жанр знакомого произведения. Содержание дневника как своеобразного продления атмосферы урока должно способствовать свободному творческому самовыражению, проявлению внутреннего мира и склонностей ребенка... Только тогда дневник станет естественной формой обратной связи учителя и ученика.
Самое основное, что выполняют домашние задания на уроках музыки, способствуют «погружению детей в мир музыки» в результате совместных размышлений о ней воспитывают « культуру чувств».
Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».
ОТ ВОСПИТАНИЯ ДО ОДУХОТВОРЕНИЯ
Иванова Наталия Петровна,
Усманский педагогический колледж
преподаватель музыки
399370, Липецкая область, г.Усмань,
Ул.Радищева, д.179
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Лозунг «Кадры решают все!» как всегда актуален, поэтому особое внимание уделяется подготовке кадров, способных реализовывать идеи дополнительного образования и музыкального воспитания как зоны ближайшего развития образования в России.
Не случайно в 2007 году в колледже открыли новую специальность «Педагогика дополнительного образования» с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности.
Осознавая то, что в российском обществе сложилась негативная ситуация в отношении творческого развития и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, что выражается, прежде всего, в снижении уровня государственной заинтересованности в сохранении музыкально-педагогических традиций, равнодушии к низкому уровню заработанной платы педагогов дополнительного образования, учителей музыки.
Понятно, что поднять престиж данной специальности в отдельно взятом колледже сложно, хотя и в этой ситуации видна положительная тенденция: придут те, кто не мыслит свою жизнь иначе – это в идеале, а «оглашенных» нам необходимо ориентировать на профессию, сделав ее частью их жизни. Вопрос – как это осуществить?
Освоение профессии педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности – непростое дело, поскольку приходят студенты, которые впервые попадают в мир музыки в возрасте, когда уже сложился музыкальный вкус (если он вообще есть), когда некоторые не имеют ни малейшего представления о культуре хорового пения, а порой и не держали в руках никакого музыкального инструмента. Как сделать процесс вхождения в мир музыки и освоения профессиональными умениями и навыками безболезненным, увлекательным?
Музыка прекрасна и бесконечна. Это - область человеческой культуры. Значение музыки в жизни человека трудно переоценить, «...без музыки трудно убедить человека, который вступает в мир, в том, что человек - прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры» (В .А. Сухомлинский). Но почему же отношение общества в целом к предмету «Музыка» такое неуважительное? Например, «...вполне логично отнести ее (литературу) к блоку (неполноценных) предметов типа рисования или пения». Эта цитата из «Российской газеты» просто шокирует. Во-первых, не «пение», а «Музыка», во-вторых, ценность предмета определяется не суммой знаний, а степенью воспитательного воздействия. Хорошего математика или географа (не говоря уж о человеке искусства) можно лишь воспитать, а не научить. Вникая в суть слова «воспитание», мы видим, что воспитать, это значит напитать «клеточки» растущего организма, каждую «фибру» души веками собранной мудростью. Воспитание - это процесс, который слагается из разума, души и воли. Разум - это мысль, душа - это дух, воля - это творение. Стало быть, явится одухотворенная мысль, что дает возможность оторваться от ремесленничества и воспарить до искусства как высшего проявления мастерства в любом деле.
Не ошибусь, если скажу, что успех будет зависеть от личностей того, кто будет помогать вхождению в профессию, т.е. преподавателя, от способностей студента и, конечно же, от мотивации студента на освоение профессиональными знаниями.
Личность будущего педагога можно лишь воспитать. «Воспитанная» личность позволяет естественным, ненасильственным путем принять необходимую сумму знаний, стать профессионалом, совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, творить прекрасное и вечное, вдохнув в это творение частичку своей жизни.
Схематически это выглядит так:
Учителя, должны возвышать свой предмет до вершин творения искусства и себя в этом искусстве.
Воспитание высокой музыкально-эстетической культуры в будущих специалистах приобретает в такой ситуации особое значение. Учитель, который являет собой профессиональную культуру, по сути дела, «проецирует» её на воспитанников.
Это есть основание для высоких требований к специалисту, к свойствам личности педагога, к профессионально значимым качествам. Следовательно, это то, что определяет эффективность деятельности педагога дополнительного образования с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности.
Говоря о требованиях к личности педагога, хочется остановиться на некоторых качествах. Образ человека создается в ходе всей его жизни: от первого мгновенья, до последнего. Важно, чтобы все грани образа на определенном из этапов развития постоянно находились в гармонии. Каждый образ неповторим (как и всё в природе).
Однако можно говорить об основополагающих качествах личности, из которых складывается образ педагога – мастера, а лучше сказать, УЧИТЕЛЯ. Главное - не должно быть безликого, безобразного учителя. Необходимо потрудиться над созданием своего образа. Учитель должен быть настоящим, сочетающим в себе сто - "Я", сто личностных качеств. Вот некоторые из них:
1) Учитель должен всегда "гореть" душой. Душегорение, во избежании
душетления. "Гореть душой" - светиться изнутри. Способность зажигать других, освещать все вокруг.
2) Учитель должен быть искренним в проявлении возвышенных
чувств. Искренность способна вызывать ответную чистоту чувств и
порождает веру как действо души.
3) Учитель должен уметь настаивать не на своём, а на истинном положении вещей. Это то, что заменит такое качество, как требовательность. Предъявление требований - процесс неестественный, насильственный, а вот НАСТОЙЧИВОСТЬ в поиске истины (т.е. того, что не требует доказательства) - процесс ненасильственный, естественный.
4)Учитель не должен быть лживым (в том числе и с собой). Самое страшное совершатся тогда, когда ложь перерастает в убеждение, убеждение рано или поздно теряет основу, так как нет жизненно правдивой сущности. Лживо убежденного человека не воспринимают (как и лживую музыку). Ложь - разбалансировка ума и души. Учитель - это явление. Часто употребляются фразы "учитель подает пример ученикам", "учитель несет культуру" и подобное этому, согласитесь, есть в этом что-то противоестественное. Появляется ощущение разделения на личность (учитель) и его личностные качества (например, культура). Важно, чтобы учитель ЯВЛЯЛ собой культуру. Это и будет гармонией личности.
Сложность в освоении специальности «Педагогика дополнительного образования» с дополнительной подготовкой в области музыкальной деятельности заключается еще и в том, что, как правило, некоторые из студентов впервые начинают осваивать необычное для них ремесло – игру на музыкальном инструменте, а это не игра в бирюльки, а титанический труд.
Превратить кропотливую работу по освоению игры на музыкальном инструменте в творческий труд может только педагог-мастер.
Как можно превратить первый в жизни студентов экзамен по музыкальному инструменту в праздник? Изменив форму его проведения, превратив в увлекательный музыкальный конкурс, назвав его «Бирюльки». Пограмма включает: обязательное произведение и два - произвольных. Основными целями являются следующие:
- воспитание сценической культуры;
- формирование интереса к музыкальному исполнительству;
- развитие навыков игры на музыкальном инструменте;
- обогащение музыкального опыта;
- развитие музыкально-эстетического вкуса.
Конкурсная атмосфера позволяет добиться более осознанного отношения к программным требованиям и повышению мотивации в освоении музыкального материала.
Вокально-хоровое воспитание базируется не только на освоении основных умений и навыков, но и обязательных концертных выступлениях, позволяющих студентам применить знания в практической деятельности. Шлифование вокально-хоровых навыков в многочисленных концертных выступлениях повышает мотивацию в разы, изгоняя формализм и «принудиловку». Творческий процесс не просто формирует личность, а одухотворяет ее, возвышая над обыденностью.
Подготовка педагогов дополнительного образования – дело важное и насущное, поскольку в современном обществе именно на его плечи возлагается большая часть воспитательной работы во внеурочное время. И от того, какого педагога мы выпустим в жизнь, будет зависеть наполнение жизненного пространства духом творчества, добра и красоты в самых широких смыслах этих слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"
В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Речь - зеркало души
Статья...
Классный час «Милосердие – зеркало души человека»
Классный час «Милосердие – зеркало души человека»...
ЗАГЛЯНИТЕ В ЗЕРКАЛО ДУШИ!
Урок анатомии в 8 классе из темы "нализаторы" - "Загляните в зеркало души!"...
Дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся 5 - 6 класса. Автор - Вашурина А.Г.
Дневник наблюдений за музыкальным развитием 5 "В" класса в течение года и одной четверти следующего года...