Актуальность концепции программы Д.Б.Кабалевского
материал по музыке на тему

Миронова Ольга Леонидовна

Доклад, посвященный юбилею Д.Б.Кабалевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Д.Б.Кабалевский63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Актуальность концепции программы Д.Б.Кабалевского. Современные программы по музыке

Миронова О.Л., учитель музыки, 1 категории

г.Дзержинск

2014

К 70-м годам ХХ века был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Поэтому возникла необходимость создать единую систему, которая давала бы направления в формировании музыкальной культуры школьников. Таким образом, была разработана новая программа по музыке для 1-3-х и 4-7-х классов, для массового использования была запущена в работу в 1980 и 1982 г.г.

Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она также является базовой для разработки новых программ по музыке. Однако в последнее время обновления самой программы Кабалевского не происходит, не издают сборники программ, не обновляют нотные Хрестоматии и методические пособия для учителей. Но несмотря на это программа является крупным достижением нашей культуры. Она впитала в себя лучший опыт отечественной педагогики, а также предвосхитила ряд новых процессов, зарождающихся как в искусствознании, так и во всех сторонах общественной жизни: стремление к сохранению и воспитанию духовной культуры, признание приоритета культурных и общечеловеческих ценностей. Всё это дает большой потенциал для развития.

Одна из важнейших задач учителя, работающего по программе Д.Б. Кабалевского – развивать гуманистические идеи концепции. В их основе содержанием образовательного процесса является духовный диалог различных культур.

Содержанием становится процесс воспитания у детей нравственно-эстетического отношения к действительности, самим искусством, художественной деятельностью ребенка, творения себя как личности, взгляд в себя. Таким образом, понимая под содержанием концепции процесс формирования духовности ребенка через музыку, через переживание, чувство и впечатление можно утверждать, что обновлять в программе нечего. Если же говорить об обновлении содержания программы как обновлении музыкального материала, способов общения с музыкой и т.п., то этот процесс заложен в концепции как постоянный, необходимый и естественный. В ней акцентируется внимание на том, что музыкальный материал может быть заменен, на том, что при реализации программы необходим творческий подход учителя в выборе методов, форм практического музицирования.

Музыкальное воспитание, направленное на формирование духовной культуры, является одной из сторон гуманизации современной школы. Уроки музыки, наряду с другими художественно-эстетическими дисциплинами, призваны пробудить у школьников стремление познать культурное наследие человечества, потребность осознавать значимость духовных ценностей, роль искусства в жизни человека и общества.
        
В условиях вариативности программ и интеграции методик музыкального образования школьников особую актуальность приобретает определение связей между содержанием музыкального образования детей и их музыкальным развитием, разработка критериев эффективности процесса обновления преподавания музыки, а также прогнозирование развития школьной музыкальной педагогики.

Современная практика преподавания музыки характеризуется устойчивыми тенденциями обновления содержания музыкального образования, которые порождают как новаторские идеи преобразования школьных уроков музыки, так и могут привести к утрате лучших традиций музыкального воспитания, сложившихся в отечественной музыкальной педагогике.

Последние годы содержание музыкального образования «обновлялось» более в расширенном плане: этот процесс понимался как введение в уроки музыки новых пластов музыкальной культуры - фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений различных жанров и форм. Это естественно, поскольку способствует созданию у детей представления о многогранности музыкального искусства. Привлечение других видов искусства (так называемое «интегрирование»), также способствует обогащению представлений детей о музыке. Но без изменения педагогической технологии, без переориентации её на развитие ребёнка наши усилия останутся бесплодными. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема развития и саморазвития личности школьника.

Появившиеся в последние годы новые программы по предмету «Музыка», а также методические пособия для учителей и учебники для учащихся школ открывают учителю-музыканту широкие возможности выбора стратегии и тактики музыкально-эстетической работы с детьми, применения различного рода инновационных технологий и экспериментальных методик в своей повседневной деятельности. Поэтому сегодня для меня особенно важно ориентироваться в содержании и методике работы сообразно своим профессиональным возможностям и творческому потенциалу.

Таким образом, ведущей идеей современного урока должен являться поиск, апробирование и отбор наиболее приемлемого содержания музыкального воспитания, оптимальных форм, методов, приемов организации музыкально-творческой деятельности детей и, безусловно, формирование целостной системы преподавания предмета «Музыка». Многое в этом направлении уже сделано: написаны методические рекомендации, программы, всевозможные разработки. Но, тем не менее, на своих уроках учитель должен стремиться к художественной новизне, использованию новых музыкальных фрагментов.

Ведь цель каждого учителя в музыкальном воспитании, по словам Д.Б. Кабалевского: «...ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

Творчески подходя к программе, ни в коем случае нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем -основа основ программы Кабалевского. «Пусть учитель будет свободен от власти схем... Но отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии» (Д.Б. Кабалевский). Тогда что же можно изменять и преломлять? Прежде всего, музыкальный репертуар. Отбор музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе требует особой тщательности. Произведение, звучащее в классе, должно быть высоко – художественным, увлекательным и интересным для детей. Оно должно быть педагогически целесообразным и должно выполнять определенную воспитательную роль.

Значительно расширен диапазон произведений по слушанию. Это произведения, не вошедшие в программу Д.Б. Кабалевского: музыка из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Времена года» А. Вивальди и П.И. Чайковского, духовная музыка русских композиторов, романсы русских композиторов А. Алябьева, А. Варламова и многое другое.

Работая по программе Д.Б.Кабалевского, важно учитывать те произведения, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы и изобразительного искусства. Реальные события, которые берутся за основу той или иной оперы или песни, изучаются на уроках истории (Отечественная война 1812г., Великая отечественная война 1941-1945г.г., подвиг Ивана Сусанина и т.п.), что позволяет учитывать межпредметные связи, расширяет знания школьников в различных областях жизни и деятельности, повышает результативность урока, способствует формированию предметных умений и метапредметных универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных качеств.

Основу вокально-хорового репертуара по-прежнему составляют образцы детского отечественного и зарубежного фольклора. Народные песни можно использовать для распеваний, формирования навыка пения a cappella, для изображения действий персонажей, а также сопровождать пение танцевальными движениями, игрой на простейших народных инструментах. На фольклорных образцах лучше начинать и развивать двухголосное пение. Непременной частью песенного репертуара стали произведения-классиков: М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха, В. Моцарта, Э. Грига. Многие из этих произведений адаптированы для детского пения. Третьей составляющей песенного репертуара стали песни современных композиторов: бардовские песни (творчество С. Никитина, В. Высоцкого, Ю. Визбора, О.Митяева, Б.Окуджавы и др.), песен из детских и юношеских кинофильмов («Гардемарины, вперед!», «Мэри Поппинс, до свидания», «Приключение Электроника» и др.), мультфильмов («Бременские музыканты», «Умка», «Приключения Кота Леопольда» и др.), наиболее интересные песни современных композиторов-песенников В. Шаинского, Е. Крылатова, Ю. Чичкова, Г. Гладкова, а также песни современных эстрадных исполнителей: группы «Любэ», «Кино», Алсу, Валерии, О. Газманова.

 Интонационно-образный строй современных песен позволяет расширять эмоциональную палитру детских впечатлений.

Однако, даже обновленное содержание может остаться отчужденным от ребенка, если будут по-прежнему господствовать информативные методы обучения, если все будет держаться только на учителе, а ребенок не будет иметь возможность проживать полученное знание, не будет понимать смысла своей деятельности. Поэтому процесс обновления музыкального воспитания необходимо связывать, прежде всего, с изменением стратегии преподавания музыки и поиском новых методов приобщения детей к искусству. Музыка должна осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства, кардинально должен быть изменен характер деятельности как самого педагога, так и детей. Она должна стать полноценной художественной деятельностью. Нужно стремиться к тому, чтобы в диаде «учитель -ученик» деятельность основывалась на сопереживании, сотрудничестве, соучастии, сотворчестве. Изменение характера деятельности самого педагога и школьника в большой мере приближает нас к воплощению в музыкальной педагогике концепции развивающего образования.

В связи с этим, особого рассмотрения заслуживает искусство построить урок. Воплощение различных художественно-педагогических идей предполагает большое разнообразие типов уроков. Наиболее часто можно использовать уроки-сценарии, уроки -обучение. Несколько иная структура у уроков-исследований, уроков-монографий, уроков-обобщений. К перечисленным типам уроков можно добавить и своеобразные «жанры» уроков музыки: урок-путешествие, урок-концерт, урок-дискуссия, урок-экскурсия, урок-кроссворд и т.п. Несмотря на такое разнообразие форм, у всех этих уроков есть общее - это, прежде всего, уроки Искусства, соответственно и подчиняющиеся его законам.

В отличие от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании их учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.

Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы, разработанная Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (руководитель проекта), Т.С Шмагиной, и созданный на ее основе учебно-методический комплект - учебники, рабочие тетради, хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, методическое пособие, издание которых осуществляет издательство «Просвещение» с 1998 года, обобщили многолетний опыт авторов по осмыслению основных идей музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Отличительной особенностью данной программы является выстроенное в ней, говоря словами академика Д.С. Лихачева, «широкое культурное пространство». Оно воплощается в тщательно подобранном зрительном и литературном рядах учебников и рабочих тетрадей. Образно-ассоциативные связи музыки с другими видами искусства выстраиваются, прежде всего, с целью активизации слухового опыта детей, накопления ими музыкальных впечатлений, формирования чувства стиля, осознания музыкального языка произведений.

Методические принципы программы — увлеченности, опоры на отечественную музыкальную культуру (вхождение в мир музыки «от родного порога»), «тождества и контраста», интонационности, триединство деятельности «композитора — исполнителя — слушателя», концентричности — направлены на поиск технологий, которые стимулируют развитие активного, осознанного восприятия музыки, творческого мышления, формирования музыкального и художественного вкуса детей, совершенствования качеств личности каждого ребенка. Программа ориентирует учителя на создание системы таких действий, которые помогали бы детям выявлять интонационно-образную и жанрово-стилевые особенности природы музыки. В 2004 г. издательство «Просвещение» выпустило программу «Музыка» для 5-9 классов школ (авторы — Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская), которая также как и программа для начальной школы оснащается учебно-методическими комплектами. В данной программе очевидна опора на концепцию Д.Б. Кабалевского. Темы программы ориентированы на освоение художественной картины мира, на воссоздание в сознании школьников образа Человека, воплощенного в музыкальных образах. Программа нацеливает на изучение взаимосвязи искусств при доминирующем значении музыки; усвоение школьниками различных стилей в композиторском и исполнительском творчестве; осмысление жанрового многообразия музыки в процессе ее эволюции; понимание роли классического наследия в современном музыкальном искусстве (классика и современность); осознание проблемы традиций и новаторства в музыкальном искусстве.

В программе «Музыка» для 1- 4 классов начальной школы , разработанной авторским коллективом: Ю.Б. Алиев (руководитель проекта), Л.К. Белобородова, Е,В. Николаева, Б.С. Рачина, С.Л. Старобинский - ставятся задачи воспитать у детей «любовь к художественной музыке и потребность общения с ней»; формировать их музыкальные интересы, вкусы, развивать музыкально-творческие способности учащихся, исполнительские умения и навыки. В разноплановых темах программы предложено распределение музыкального материала по видам музыкальной деятельности; слушание музыки, хоровое пение, движение под музыку, вокальные импровизации. В данной программе по каждому году обучения даны примерные требования к уровню музыкального развития учащихся, четко определена система знаний, умений и практических навыков по видам деятельности.

Программа «Музыкальное искусство» для классов начальной школы , разработанная авторским коллективом В.О. Усачева, Л.В. Школяр (руководитель проекта), В.А. Школяр, также базируется на целевых установках концепции Д.Б. Кабалевского и принципах теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник, блокнот для учащихся, хрестоматия музыкального материала и методическое пособие для учителя. Выпуск данного комплекта с 2000 года осуществляет издательство «Вентана-Граф».

Среди приоритетных идей авторского коллектива следует отметить то, что содержание музыкального образования рассматривается сквозь призму его проблематизации. Актуальным для данной программы становится рассмотрение философских вопросов смысла жизни с эстетических и нравственных позиций.

Методологическое основание концепции учебного курса «Музыкальное искусство» — «преподавание искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества». Главным методическим принципом программы является принцип моделирования художественно-творческого процесса. Авторы считают, что «это и метод, и принцип, и содержание, и форма работы с детьми, потому, что оно есть то всеобъемлющее, что раскрывает природу искусства и природу художественного творчества в целом... это всеобщий путь познания музыкального искусства».

Кабалевский Дмитрий Борисович создал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания школьников. Нет ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трёх китов». А дальше - шаг за шагом, этаж за этажом - выясняется, что, подобно тому как дом, покоясь на фундаменте, не только из фундамента состоит, так и музыка, вырастая из песни, танца и марша, состоит далеко не только из них. Однако как бы ни обогащались, как бы ни развивались «три кита», как бы ни перерастали понятия «песня», «танец» и «марш» в понятия «песенность», «танцевальность» и «маршевость», сколько бы нового в изучаемую музыку ни вносили особые элементы, связанные с выразительностью и изобразительностью, с речитативной декламационностью (речевой интонацией), мы не расстанемся с «тремя китами» ни во втором, ни в пятом, ни в седьмом классе, ни даже на пределе нашего музыкального развития, на вершинах музыкального искусства - на его «небоскрёбах».

Учитель музыки сегодня – это педагог с высокой музыкальной культурой, профессиональными чертами которого является преданность творческому труду, постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, мастерства, исполнительского уровня, неустанный поиск эффективных методов обучения.

На современном этапе необходимо создать настолько интересный урок, чтобы его участники не следили за стрелками часов в ожидании перемены, а с желанием двигались по таинственной дороге музыкальных знаний. И в этом учителю музыки может помочь новое видение и интерпретирование концепции программы Д.Б.Кабалевского. Она определяет стратегическое направление государственной политики в области образования и воспитания школьников, ориентированного на формирование личностных и метапредметных действий и перспективы развития музыкально – художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения.

Реализация концепции является основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально – культурную и творческую сторону личности.



Библиография

  1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ О.А. Апраксина; Под ред. Э.В. Мазниной.-М.: Просвещение, 1990.-207 с.-(Б-ка учителя музыки).
  2. Жигалова Л.А. Современная концепция программы Д.Б.Кабалевского: конспекты уроков и внеклассных занятий. Волгоград: Учитель, 2013. – 171с.
  3. Кабалевский, Д.Б. Музыка 4-7 классы, Программа/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной. Министерство просвещения РСФСР, 1988.-200с.
  4. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке?:/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.В. Мазниной.-3-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1989.-191с.:ил.-(Б-ка учителя музыки).
  5. Кабалевский, Д.Б. Про трёх китов и про многое другое: книжка о музыке/ Д.Б. Кабалевский; Под ред. Э.П. Микоян; Рисунки Р. Вольского.-3-е изд.- М. Детская литература, 1976.-223с.
  6. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. Для учителя/Сост. В.И. Викторов. – М.: Просвещение, 1981.-192с.
  7. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М., 1980. – 187с.
  8. Энциклопедический словарь «Музыка». – М., 1998. – 680с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков музыки 1-8 классы По программе Д.Б.Кабалевского

Важнейшей особенностью содержания программы Д.Б.Кабалевского является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и уг...

Методический доклад на тему Актуальность современных программ по "Слушанию музыки" в ДМШ иДШИ

аналитическа работа  1.Слушание музыки-вид музыкальной деятельности.2.Сущность и особенности авторских программ по предмету "Слушание музыки".3.Эффективность творческих приемов,используемых в ли...

Соответствие принципов РО Л.В. Занкова методам и принципам программы Д.Б. Кабалевского

       В последнее время наряду с традиционным обучением появились новые методики развивающего обучения Несмотря на разность этих программ, они нацелены на достижение оп...

концепция программы развития

Проблему формирования толерантной социально активной личности школьников можно признать одной из важнейших задач современной педагогики. В настоящее время назрела острая социально-педагогическая необх...

Урок музыки в 5-м классе "Музыка в нартовских сказаниях" по программе Д.Б. Кабалевского с региональным компонентом

На примере культурного наследия осетин “Сказания о нартах” найти легенды, в которых музыка и игра на музыкальных инструментах сыграла определяющую роль в жизни героев нартовского эпоса....

Урок музыки в 7-м классе (по программе Д.Б. Кабалевского) с региональным компонентом: "Основоположники осетинской музыкальной культуры"

Вспомнить     первых           музыкантов-этнографов популяризаторов осетинской народной музыки, начиная с П. Мамулова, В. Аликова...