Метод проекта на уроках музыки
Работа выполнена: учителем музыки МБОУ «СОШ №41»
Мушкарина Елена Витальевна
г. Новокузнецк 2014г. Содержание Введение……………………………………………………………….3 стр. Глава 1. Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании предмета «Музыка». 1.1.Из истории развития проектных технологий……………… 4 стр. 1.3 Поэтапная разработка проектной деятельности……….5- 8стр. 1.4. Виды проектов…………………………………………..9 – 10 стр. Глава 2. Из опыта совместной разработки проектов……………..11 – 17стр. Заключение…………………………………………………………….18 стр. Список литературы……………………………………………………19 стр. Приложение ……………………………………………………………20стр.
Введение Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность. Работая учителем, приходится думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. Проведя несколько уроков по данному направлению, я поняла: это то, что я искала. Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения.
1.Из истории развития проектных технологий.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык, как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. «Обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме». Подробное освещение метод проектов получил так же в трудах американских педагогов У. Х. Килпатрика, Э. Коллинза и других. В 1905 году Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения». В 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам.В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились. В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
1.2. Поэтапная разработка проектной деятельности.
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки: · показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт; · реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; · продемонстрировать уровень обученния и знаний в области музыки; · подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 1. тематика музыкального проекта должна быть актуальной; 2. проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; 3. необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций. . Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообраз ие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор. Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д. В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей. Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций: • во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность; • во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал. • в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме: 1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками. 2. Организация участников проекта. Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп. 3. Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха». 4. Презентация проекта. Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. 5. Подведение итогов проектной работы. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Методологические характеристики: · Проблема– вопрос или комплекс вопросов · Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. · Цель – запланированный результат. · Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. · Методы – как решать задачи, проводить исследование. · Гипотеза – предположение, требующее доказательств. · Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование. · Объект – что исследуется. · Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
Параметры внешней оценки проекта: · значимость и актуальность темы; · корректность используемых методов; · активность каждого участника проекта; · коллективный характер принимаемых решений; · характер общения и взаимопомощи; · глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; · эстетика оформления результатов; · умение отвечать на вопросы оппонентов.
Работы рецензируются по следующим критериям: · Актуальность поставленной цели. · Новизна решаемой задачи. · Оригинальность методов решения задачи, исследования. · Новизна полученных результатов. · Уровень проработанности исследования. · Изложение доклада и эрудированность автора. · Оформление работы.
1.4.Виды проектов.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»: 1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. 2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» 3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса. 4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д. 5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д. 6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д. По признаку предметно-содержательной области: · монопроекты (вполне укладываются в классно – урочную систему) · межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта: · индивидуальные · парные · групповые
По продолжительности проекта: · краткосрочные(2-6ч.) · средней продолжительности(12-15ч.) · долгосрочные
По результатам: · доклад, альбом · афиша Проект предполагает активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
2. Из опыта совместной разработки проектов.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А.Дистервег). Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе проектный метод. Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2012 году, с изучения теоретической литературы: - Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта», в пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе. - И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся» в книге изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др. Наиболее полно и широко применяю проектный метод в классах, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. Проектный метод использую, как на уроках в рамках программного материала, так и во внеурочной деятельности. В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне владения способами действия. Проектная деятельность в начальной школе существует еще не в полной форме, это короткие творческие задания, вытекающие из изученного материала. Проект: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»
Класс: 5
Тип проекта: творческий. Цель: создание попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов с общей тематикой.. Задачи: развить художественно-эстетические творческие способности учащихся; Формировать коммуникативные умения, навыки ролевого группового взаимодействия; Воспитывать интерес, увлеченность и деятельностное отношение к музыке. Готовясь к проектному уроку учащиеся готовят ответы на учебные вопросы по группам: - Что роднит музыку с литературой? - Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? - Что музыка потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? На этом этапе учащиеся учатся работать с различными источниками и выделять самое главное из огромного потока информации, На уроке используя полученные знания, учащиеся находят ответы на проблемные вопросы: - Что стало бы с литературой, если б не было музыки? - Соперники или друзья музыка и литература? Ответы на учебные и проблемные вопросы помогают учащимся ответить на главный основополагающий вопрос урока: Можно ли провести точную грань между искусствами: музыка и литература? К концу урока учащиеся каждой группы представляют свой музыкальный проект. Попурри из песен известных детских фильмов и мультфильмов. Каждый такой проект должен быть не просто набором куплетов, но и иметь общую тематику и смысл: о дружбе, о доброте, о школе и т.д. На уроке каждая группа представляет свою работу, другие участники выбирают самый удачный, при этом оцениваются содержательность, смысловая последовательность куплетов и эмоциональное исполнение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия. При которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения. Работа над проектом. Сообщение учителя о том, что предстоит необычная работа, выполнять которую нужно будет, разделившись на группы. Просмотр м/ф и телефильмов, определение характера героев и их музыкальные характеристики. Разучить полюбившиеся песни и инсценировать их. Подготовить выступления для начальных классов. .
.Ход исследования Шаг 1 Учащиеся посетили школьную библиотеку и нашли следующую литературу по данной теме: Е. Гульянц. Детям о музыке. Москва, 2002г. Я познаю мир. Музыка. Москва, 2000г. Энциклопедия юного музыканта. Москва, 2000г. Русский детский игровой фольклор. Москва, 2003г.
Шаг 2 Просмотр м\ф и музыкальных телефильмов. Шаг 3 Провели конкурс рисунков на тему: « Мой любимый музыкальный герой»
Шаг 4. Все полученные знания, наглядный материал и впечатления, мы сумели обобщить и сказать: Вслушайся: весь мир поет – Шорох, свист и щебет. Музыка во всем живет, Мир ее волшебен. Заключение
Опираясь на теоретическую литературу, учитывая личную практику, можно сделать вывод: Проект всегда дает возможность ученику учиться самому. Развиваются коммуникативные стратегии, школьники учатся действовать с разных позиций в коллективе. Проектная деятельность дает возможность расширить сферу действий в области искусства. Проектная – деятельность помогает разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становится формой организации учебной деятельностью старшеклассников. Проектно - исследовательская деятельность предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся. В ходе работы над проектом, как правило, перерабатывается и обобщается большой информационный материал. Ребята используют материал не только из книг, газет и журналов, но также и Интернет-ресурсы. В проект вовлечены все учащиеся класса, что способствует высокому качеству знанию по предмету. Я считаю, что уроки музыки с использованием проектно-исследовательской деятельности наиболее интересны, не традиционны и эффективнее для восприятия учебного материала.
Список литературы 1.Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой . Москва. Просвещение, 2012г. 3.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение,2011.- 192 с. 4.Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2010. -288 с. 5. Я познаю мир. Музыка. 2000г. 6. Е. Гульянц. Детям о музыке. Москва. 2002г. 7. Русский детский игровой фольклор. Москва. 2002г.
|