Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
статья по музыке по теме
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности. В данной статье рассматривается внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Влияние фольклора на развитие и становлении личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent_na_urokakh_muzyki_pelageina_e._v.docx | 31.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Пелагеина Елена Владимировна учитель музыки МБОУ гимназии
Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклору влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности разных народов, проживающих на территории России – актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.
Влияние среды на ребёнка выделяется в числе наиболее активно действующих факторов творческой, гармонически развитой личности. Именно школа формирует ту уникальную среду, в которой на важных этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности. В. Сухомлинский писал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки». Зачастую школьники на уроке музыки более полно осведомлены о музыкальной культуре других народов. Чем той местности, которая именуется «малая Родина». Следовательно, местное, родное искусство не осознаётся ими как часть целостной культуры. Региональный компонент в системе школьного музыкального образования позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам своей малой Родины, открыть её историю, выявить связь с современностью. Любовь к своему народу, к своему краю, как известно, воспитывается посредством передачи знаний о собственной национальной истории, культуре, обычаях и традициях. На своих занятиях, уроках музыки я включаю произведения народного песенного фольклора северных народов. Знакомлю детей с праздниками разных народов. Совместно с учителями - предметниками проводим интегрированные занятия, где также знакомим учащихся с обычаями разных народов.
Реализация регионального компонента музыкального воспитания позволяет решить задачи:
1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с творчеством музыкальных коллективов .
2. Обучение детей анализу средств музыкальной выразительности.
3. Приобщение к русской народно-традиционной (региональной) музыкальной культуре.
4. Накопление представлений о жизни и творчестве композиторов Ханты – Мансийского автономного округа.
5. Развитие коммуникативных способностей (общение детей друг с другом, творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни).
6. Знакомство детей с музыкальной культурой города, края в привлекательной и доступной форме.
Основные базовые педагогические принципы.
1. Принцип непрерывности и последовательности:
2. Целостный подход в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование;
б) применение полученных знаний в жизни;
в) приобщение к народной культуре (слушание, пение народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов).
3. Принцип интегрированности:
4. Принцип соотношения музыкального материала с народным календарём.
5. Принцип вариативности :
- использования различных методов в различных видах детской деятельности.
Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного.
Фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Народ сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах.
На занятиях фольклорного кружка можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.
Плясовые песни: «Светит месяц», «Пошла коляда», «Частушки». Во время уроков учащиеся знакомятся с разнообразием их содержания, с различными характерами плясок, с народными праздниками. Здесь возможно участие в игре на шумовых музыкальных инструментах.
«Folk» - народ, «lore» - учение. Вместе эти слова переводятся как «народная мудрость». Название это глубоко справедливо. К пониманию этого дети постепенно приходят сами. Фольклор – неиссякаемый источник для развития творческих способностей детей и в воспитании их как личностей.
На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность.
Ценности музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал.
В гимназии стало традицией проводить такие праздники, как: Осенины, Ярмарки, Масленица, Пасха. Знакомство с праздниками северных народов: Медвежий праздник, Вороний день. Уже не первый год проводим фестиваль «Дружбы народов», в котором принимают участие все классы гимназии.
На основании данных методических разработок можно сделать вывод о том, что народная музыка, как часть национальной культуры, опирается на общечеловеческие ценности, которые определяют ее воспитательный характер. Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре. Знакомство детей с музыкально-эстетическими традициями этноса, воспитывает лучшие нравственные и эстетические качества, духовно обогащают ребенка, развивают в нем способность сопереживать с людьми, ценить и любить человека, окружающую природу, способствует формированию интернационального и национального самосознания.
Фольклор не просто приобщает ребенка к определенному жизненному опыту, но и воспитывает в подрастающем поколении нравственные и эстетические идеалы.
Список литературы
- Алдошина М. И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебно – методическое пособие: М.,2005.-128с.
- Пушкина С. И. Мы играем и поем. Инсценировки руских народных игр, песен, хороводов и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная Пресса, 2001.-160с.
- Балашова С. С., МедушевскийВ. В., Тарасов Г. С., Челышева Т. В., Спутник учителя музыки. М.: Просвещение, 1993. – 240с.
- Узорова О. ., Нефедова Е. А., Праздники в начальной школе: Осень – Зима.ООО «Издательство Астрель»: 2003. – 173с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Цель данной работы - показать значимость развития творческих способностей учащихся. В статье приведены различные направления этой работы, возможные её виды и формы....
Музыкальная психотерапия как как средство укрепления здоровья детей на уроке музыки и во внеурочной деятельности.
О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий уче...
Компетентностный подход в преподавании на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Сегодня слова древнеримского философа Сенека: «Не для школы, а для жизни мы учимся» приобретают особую актуальность....
Изучение музыкальной культуры СПб на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В своей статье я расказываю о личном опыте работы с детьми 5-7-х классов и об их самостоятельной, позновательной деятельности в процессе ознакомления с культурой нашего города....
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...