Историческая экскурсия
план-конспект занятия по музыке на тему

Исабаева Елена Владимировна

Открытое тематическое занятие "Историческая экскурсия" в рамках сотрудничества с начальной школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskaya_ekskursiya_-_kopiya.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Ямальская Детская музыкальная школа»

Исабаева Елена Владимировна

заведующая Мыскаменским отделением ЯДМШ

преподаватель теоретических дисциплин

629720 ЯНАО Ямальский район

п. Мыс Каменный ул. Минская 14

е.mail: isabaevaelena@yandex.ru

Занятие:

Тип занятия: открытое тематическое занятие в рамках сотрудничества с начальной школой  

Тема занятия:  «Историческая экскурсия»

Категория контингента:  обучающиеся начальных классов

Главный акцент: Как появилась Музыка,   что она принесла людям. Музыка, в содружестве поэзии и танца, – участница ритуальных «действ». Изобретение первых музыкальных инструментов.  

Технические средства:

Телевизор, магнитофон,  ноутбук

Наглядный материал:

Компьютерная презентация

Учебный материал:

Учебно-методическое  пособие «Музыки волшебная страна» Исабаевой Е. В.

для 1 класса ДМШ дисциплины «Слушание музыки»

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое и попытаемся узнать, откуда и как появилась музыка.

                Как появилась музыка?

                Откуда к нам пришла?

                Она по небу синему

                На облаке плыла.

                Купаясь в солнечных лучах,

                Горстями звуки рассыпала,

                И звуки-бусинки кружась

                На землю плавно опускались.

                И зазвучало все вокруг

                Многоголосием цветным,

                И мир наш изменился вдруг,

                Он стал совсем иным.

                Наполнился он добротой,

                И  поселилась в нем мечта,

                Окрасился звучащей красотой,

                И в этом чудо волшебства.

♫   Е. Крылатов «Где музыка берет начало?»

          Вы когда-нибудь задумывались над вопросом - когда впервые появилась Музыка. Все знают, что первым в космос полетел Юрий Гагарин, первый проплыл вокруг света мореплаватель Магеллан. А разве мы знаем, кто первый придумал музыку? На этот вопрос нет ответа.

          Мы пригласили к нам  профессора музыки Ноткина. Послушаем его рассказ.  

       Музыка родилась  в давние времена, когда еще не было ни стран, ни городов, ни разных народов. Люди жили в лесах, пещерах. Они охотились, ловили рыбу, собирали ягоды. Древние люди долгое время не могли говорить и между собой общались звуками и знаками. Но как только  человек овладел своим голосом, он смог не только говорить, кричать, шептать, но и… петь.

        Древнему человеку жилось нелегко. Дикие звери, непонятный, пугающий мир вокруг. И человек придумал, как обезопасить себя от подстерегающих его опасностей. Отправляясь на охоту, группа охотников совершала ритуал:  под звучание хлопков, стучащих, гремящих ударов, они  монотонно повторяли заклинание и  в танце    изображали  погоню за зверем и удачную охоту.

           Так появилась первая музыка,  и она была неразрывно связана со словом и движением.

!  Запомните: Музыка в древности была тесно связана со словом и движением. 

  Давайте поговорим на древнем языке  (Детям предлагается разыграть диалог, используя только гласные и согласные звуки)

Попробуем изобразить ритуал древних охотников, о котором рассказал нам профессор Ноткин.

  • Что нам нужно приготовить для игры?  («Зверь» - игрушку, бубен, бубенцы, свистульку,  карандаши – «копья»)

Игра: «Древние охотники»

 «Охотники»  совершают ритмичное движение вокруг «зверя», находящегося в центре круга;  остальные дети – отстукивают ритм движения. Все монотонно пропевают «ритуальный» текст.

                               На охоту мы идем, мы идее, мы идем,

        Злого зверя мы убьем, мы убьем, мы убьем,

           Мясо, шкуру принесем, принесем, принесем.

     Познакомьтесь с детективом Бемолькиным. Он любит слушать музыку  Баха и разгадывать запутанные истории. Вместе с ним мы поиграем в юных детективов.

         В музее  пропало несколько экспонатов. Детектив Бемолькин  провел расследование и нашел злоумышленников. Ценности были возвращены. Посмотрите на картинки и выберите  из них древние музыкальные инструменты.

Вы  уже догадались, какой инструмент самый древний?

   Изобразите на этом инструменте:

  • призыв на охоту
  • гибель вождя
  • радостный пляс вокруг костра

     Древние люди только и  думали, как им выжить, чем накормить семью, как уберечься от диких зверей. Не знали они радости - только заботы и тревоги. Музыка принесла людям радость.   

►  Послушайте сказку. Ее нам расскажет бабушка Агафья.  

       Сидел охотник около пещеры и думал. Стал он стар, ноги не такие быстрые,  руки ослабели. Какой он  охотник? Ни зверя не догнать, ни с дубиной  тяжелой  не справиться. Боялся, что выгонят его из племени, и достанется он на съедение диким зверям. И тут увидел птичку, сидевшую на ветке. Она  весело и звонко о чем-то пела. «Что радует ее, о чем она поет?» - подумал охотник.  И попробовал  спеть, да только звуки получились грубые и тяжелые. Тогда охотник срезал тростник и подул в него. Звук раздался нежный и тонкий, как у птички. Охотник стал дуть еще, но звук был  один. «А у птички звуки разные», -  подумал он и стал решать, что надо сделать, чтобы дудочка запела разными голосами. Долго ли думал охотник - неизвестно, но заиграла дудочка разными голосами. Стал охотник играть на дудочке, и радостью наполнилась душа, страх и тревоги ушли. Решил он поделиться с людьми своей радостью.  Собралось племя  у костра, заиграл охотник на дудочке.  И началось веселье - застучали барабаны, зазвенели бубны, заплясали люди, засмеялись.

             С того времени поселилась Музыка в племени, и узнали древние люди, что такое радость и веселье. А охотник остался в племени, стал он Мастером.  Делал  новые дудочки и  учил маленьких детей, чтобы музыка всегда была рядом с людьми.

♫  Е. Некада «Танец дикарей» 

       Человек с давних времен тянулся к музыке.  В его жизни, полной трудностей и забот, музыка врывалась светлым лучом, праздником, мечтой, и наполняла ее теплом и радостью. Поэтому люди приписывали музыке чудо волшебства.

                                      В стране волшебной музыкальной

                                      Маг Музыки живет,

                                      И во дворце своем хрустальном

                                      Он чудо создает.

                                      Плетет мелодии из звуков,

                                      Их чувством наделяет,

                                      И, словно птиц из тесных клеток,

                                      На волю отпускает.

                                      Летят мелодии по свету,

                                      И в мир приходит красота.

                                      Откройте душу ей навстречу,

                            Впустите Музыку в сердца.

  Давайте споем песню о музыке

♫  Дубравин «Музыка»

       

     Ребята, нам в школу пришло письмо от профессора Ноткина. Давайте прочитаем его.

(Дети берут конверт, в нем листок с вопросами к ученикам)

  1. Когда появилась музыка?
  2. Что музыка привнесла в жизнь людей?
  3. Может ли человек жить без музыки?

(Ответы детей)

 Придумайте рассказ о том, как древний человек сделал музыкальный инструмент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Моё училище. Исторический экскурс"

Историческая справка. Ртищевское профессиональное училище № 12 - одно из старейших в области, ему уже 87 лет. Училище берёт своё начало с 1923 года с ученических бригад по подготовке слесарей по...

Урок-исторический экскурс "Натуральный и синтетический каучук"

Данный урок разработан для учащихся 10 класса. Для подготовки к уроку учащиеся самостоятельно обработали и систематизировали большой теоретический материал из истории химии, подготовили домашний экспе...

Литературно-историческая экскурсия "Есть такое слово -"Выстоять""

В школьной программе по истории на изучение крупнейшего события Великой Отечественной войны — Курской битвы — не выделяется специального урока. Она рассматривается в череде других сражений — Сталингра...

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Данная статья представлена на международной конференции "Наука и образование в XXI веке"....

Историческая экскурсия как механизм развития исторической памяти

Статья отражает практический взгляд на развитие исторической памяти....

Презентация "Исторический экскурс" к уроку по творчеству Куприна

Презентация для урока литературы к произведению "Штабс-капитан Рыбников"...

Исторические экскурсии на уроках математики

В настоящее время необходимо более полно использовать различные источники для исследования культуры народов, чтобы составить достоверную и яркую картину быта, обычаев, мировоззрения и извлечь полезные...