Тема проекта: «Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».
проект по музыке (5 класс) на тему
Аннотация проекта
Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования приобщения детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.
Творчески-образовательный педагогический проект направлен на плодотворное сотрудничество общеобразовательной школы и школы искусств. Проект, который позволяет ребёнку освоить мир искусства, создать собственный «золотой запас – впечатлений», выстроить для себя четыре главных «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Проект является открытым по характеру контактов, предлагает совместную деятельность обучающихся, преподавателей, родителей.
По продолжительности проект долгосрочный. Рассчитан на 4 учебных года.
Актуальность
Невозможно преувеличить роль искусства для противостояния агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жёстко влияет на ментальность подростков. Происходящая в обществе девальвация многих устоявшихся в сознании людей ценностей, требует изменения и иерархической системы, в которой приоритетами должны стать фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В современных условиях модернизации российского образования появляются новые педагогические концепции, типы, виды и модели образовательных учреждений.
Сегодня идёт процесс переосмысления ценностных ориентаций, происходит интеграция средних школ и учреждений дополнительного образования. Все представители отраслей культуры и образования день за днём, год за годом, кропотливо, деликатно вместе с обучающимися проходят путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность т глубину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_proektadzhon_dyui.docx | 30.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Если мы будем учить сегодня так,
как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
Джон Дьюи (американский философ и педагог)
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей " Сясьстройская детская школа искусств"
Преподаватель: Михайлова Алефтина Борисовна.
Тема проекта:
«Общеобразовательная школа – школа искусств», как условие эффективного развития младшего школьника».
Аннотация проекта
Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования приобщения детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.
Творчески-образовательный педагогический проект направлен на плодотворное сотрудничество общеобразовательной школы и школы искусств. Проект, который позволяет ребёнку освоить мир искусства, создать собственный «золотой запас – впечатлений», выстроить для себя четыре главных «столпа образования»: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Проект является открытым по характеру контактов, предлагает совместную деятельность обучающихся, преподавателей, родителей.
По продолжительности проект долгосрочный. Рассчитан на 4 учебных года.
Актуальность
Невозможно преувеличить роль искусства для противостояния агрессивной экспансии низкопробной массовой культуры, которая особенно жёстко влияет на ментальность подростков. Происходящая в обществе девальвация многих устоявшихся в сознании людей ценностей, требует изменения и иерархической системы, в которой приоритетами должны стать фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек. В современных условиях модернизации российского образования появляются новые педагогические концепции, типы, виды и модели образовательных учреждений.
Сегодня идёт процесс переосмысления ценностных ориентаций, происходит интеграция средних школ и учреждений дополнительного образования. Все представители отраслей культуры и образования день за днём, год за годом, кропотливо, деликатно вместе с обучающимися проходят путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность т глубину.
Противоречия
Между требованиями государства и общества к качеству общекультурной подготовки и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и недостаточной реализацией данных требований.
Между необходимостью изучать и сохранять лучшие образцы музыкальной культуры и засильем низкопробной массовой культуры.
Между объединением усилий всех отраслей культуры и образования, их взаимодействием и обособленностью детских школ искусств.
Между пониманием, что искусство – это не средство, а способ существования человека как Человека и недооценкой искусства, отношением к нему как вспомогательному средству.
Между традиционными формами обучения, направленными на передачу готовых знаний и акцентирования внимания на образной природе искусства, которая определяет значимость воображения.
Проблема
Российскому обществу недостаточно иметь людей формально вышколенных интеллектом, оно нуждается ы людях с живым воображением.
Д.Б. Кабалевский настойчиво проводил мысль о том, что занятия искусством представляют богатейшие возможности для развития творческого потенциала ребёнка и его потребности в творчестве, а привитые в детстве умение и желание творить, скажутся в дальнейшем в профессиональной деятельности любого рода.
Гипотеза
Развитие гражданских, нравственных, эстетических качеств личности младшего школьника, его творческого потенциала и социальной активности при создании общего культурно-образовательного пространства между общеобразовательной школой и школой искусств.
Это партнёрство способствует выявлению лидеров среди обучающихся, закрепляет результаты учебно-воспитательного процесса.
Помогает участникам проекта более эффективно осуществлять поиск оптимальных вариантов своей деятельности.
Цель
Создать единую образовательную среду между общеобразовательной школой и школой искусств, которая обеспечивала бы развитие личности младшего школьника.
Обеспечить взаимообмен средствами музыкального общения, когда знания одного мгновенно становятся достижением всех, а сотрудничество способствует вовлечению в процесс творчества, где всё делается не для детей, а вместе с ними.
Задачи
Не навязывать музыкальные вкусы и пристрастия, а через мероприятия, лекции-концерты, интегрированные уроки познакомить учащихся с лучшими образцами музыкального искусства, его национальными и культурными традициями. Развивать художественный вкус, воспитать интерес и любовь к русскому классическому и народному искусству.
Научить понимать язык музыкального произведения как язык для выражения особого художественного содержания, а не набора технических приёмов и правил, безразличного к этому содержанию.
Организовать процесс слушания музыки, опираясь на системное научное освоение морфологии музыкальной культуры, нацелить ребёнка на живой художественно-нравственный анализ красоты и духовности музыки. Изменить роль музыки с развлекательной на её внутреннюю сущность – объединять людей и развивать человеческую социальность. Развивать способность создавать чувственный образ музыкальным языком, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание.
Ожидаемые результаты
Сформировать музыкальный вкус школьника, который представлял бы собой систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, эстетических чувств, идеалов.
Научить понимать язык музыки, фольклор и современные жанры (бардовская песня, современный романс и др.) стали бы одним из музыкальных пристрастий обучающихся.
Развивать музыкальные способности и творческую деятельность. И сформировать главный компонент музыкальности – эмоциональную отзывчивость.
Этапы реализации
- Организационно-подготовительный.
Изучение проблемы в теории и практике сотрудничества общеобразовательной школы и школы искусств; анализ психолого-педагогической литературы; разработка программы исследования; выдвижение гипотезы; изучение музыкальных интересов обучающихся.
2. Внедренческий
Определение содержания и условий реализации проекта; составление плана мероприятий с учётом интересов обучающихся и возможность. Учреждений, с которыми осуществляется сотрудничество; разработка и проведение музыкальных мероприятий; организация концертно-исполнительской деятельности; анкетирование; проверка гипотезы; выполнение поставленных задач.
- Итоговый
Оценка эффективности проекта; обобщение результатов и достижений; коррекция проделанной работы; выяснение причин нереализованных действий; стратегия будущего.
Использование методов
- Отношение преподавателя к обучающемуся как к себе равному
- Приобщение детей к культурным ценностям, не навязывая собственного мнения как неоспоримых истин
- Самостоятельное «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим музыкальным направлениям и жанрам, информации и самостоятельного решения творческих задач.
Выводы
Главным результатом интеграции общеобразовательной школы и школы искусств является самовыражающаяся личность, отличающаяся эмоциональной уверенностью и стабильностью, искренним отношением к окружающим, высокой самооценкой.
Предполагается развитие у всех её участников (преподавателей, учащихся, родителей) собственной значимости, самоуважения, инициативности и активности, как ведущего личного качества.
Возможность развития у каждого ребёнка самопознания, самоопределения, самореализации личности.
Этот проект даёт детям опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Способствует становлению ребёнка как субъекта жизни, истории, культуры.
Предполагает ярко выраженную социальную деятельность. Способствует достижению вершин в учебной, творческой деятельности, что позволяет им адаптироваться и утвердиться в социуме.
Информационные источники
- Концепция развития образования в сфере культуры в РФ на 2008-2015г.г.
- Кравчук Л.В. «Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств. Автореф. дис. канд. пед. Наук, М., 2006г.
- Левченко Ю.А. «Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания. Автореф., дис., канд., пед. наук, Воронеж, 2006г.
- Лихачёв Д.С. «Русская культура». СПб.: искусство СПб, 2007г.
- Проекты лауреатов Московского открытого конкурса новых проектов, исследований и технологий «Перспективы развития детских школ искусств как основного звена общего художественного образования в РФ.» - «Балакиревский проект – 2004», М., 2005г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., «Просвещение», 1981г.
Результативность
Анализ уровня самосовершенствования учащихся за три учебных года
% - Число учащихся, занимающихся в художественной и музыкальной школе, в кружках художественной самодеятельности, эстрадного пения, кружках художественных ремёсел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсомоторное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства
Методические рекомендации по развитию мелких мышц руки....
Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников
В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся. Одной из актуальных проблем препод...
Программа "Пойми себя". Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с зпр, длительное время пребывавших в условиях социальной депривации.
Программа отражает систему работы по нравственному воспитанию, эмоционально-личностному и речевому развитию детей младшего школьного возраста с зпр....
Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР
При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным ра...
Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.
Данная статья рассказывает об эффективных методах работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях дополнительного образования, через приобщение детей к прикладному творчеству....
"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....
Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий личностного развития младших школьников.
Одним из важных аспектов в образовательном процессе учреждений дополнительного образования на сегодняшний день является формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Безуслов...