Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР
статья на тему

При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным развитием у них отдельных психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhn_zanyatiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Педагог дополнительного образования

                                                            МОУ ДОД «Центра детского творчества»

                                        Казакова Елена Владимировна


Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.
Организация учебных занятий в начальных классах детей с задержкой психического развития, накладывает определенный отпечаток на всю деятельность учащихся. Учебная  обстановка требует от ученика такого же отношения к занятиям декоративно-прикладным искусством на уроках труда, как и к занятиям по письму, счету и т.д, где он обязан точно выполнить то, что говорит и показывает учитель. Также он поступает и на уроках труда: он начинает во всем строго подражать учителю,  исключая все те навыки и умения, которые он приобрел до этих занятий. Дети не решаются внести в свой труд творческие моменты. У некоторых учеников это явление быстро исчезает, у других его можно наблюдать долгое время.
Когда ученик уже приобрел, некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, тогда он начинает вносить в свой труд элементы творчества, отражающие его личные особенности.
Учащиеся 1 года обучения на занятиях часто работают неорганизованно, им мешает их быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что возникают сомнения как выполнить ее,  учащийся считает себя неумелым и немедленно обращается к педагогу, требуя срочного ответа. Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они, несоизмеряя свои возможности, берутся за любое дело: режут, клеят, но делают это плохо, грязно. Работа их идет бесцельно, неорганизованно. Но ученики этого даже не замечают, и результат их не радует (они сделали, а что и как для них неважно), их интересует только сам процесс изготовления изделия.
Нужно учитывать также возможности ребенка в труде. Предпосылкой для ручного труда является развитие руки. Мышечная система у младших школьников развита еще слабо, поэтому более подходящими для обработки материалами являются бумага, картон, пластилин, ткань, глина и т.д., а необходимыми инструментами, нож, ножницы, иголка с ниткой – позже.
Важно отметить и то обстоятельство, что для младшего школьника наиболее утомительным и неинтересным является однообразный труд (малоподвижный) и напротив, работа,  требующая различных движений, воспринимается как более легкая и привлекательная, потому, что дает возможность активизировать многие нервные механизмы.
При формировании трудовых умений и навыков следует учитывать тренированность руки: навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому очень важно, чтобы они были правильными.
На втором году обучения в связи с усложнением работы на занятиях декоративно-прикладным искусством (ДПИ), с изменениями требований, предъявляемых к учащимся, изменяются и методы работы педагога. Если на первом году обучения педагог показывает и объясняет каждую операцию трудового процесса, и затем ученики воспроизводят ее, то на втором году обучения педагог приучает видеть весь процесс работы, объясняет и показывает не только отдельные операции, но и их комплекс. Педагог учит учащихся видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте учащиеся очень верно подмечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают и видят свои недостатки. У учеников, не представляющих себе будущее изделие, не активизируется во время работы мышление, память, воображение.
На третьем году обучения педагог  стремится к тому, чтобы ученики увидели общую цель, и не только отдельные действия или этапы работы. Он ставит перед учащимися задачу – сделать вещь, предмет, объясняет его назначение. Дальше рассказывает и показывает, как этот предмет надо делать, объяснения учителя не сводятся к показу отдельных операций. Оно дает целостное представление о предмете, а детали предмета выделяют сами дети. Ученики, выслушав инструкции и задания в целом, могут уже выполнять его самостоятельно.
На занятиях ДПИ педагог может организовать целенаправленные наблюдения, не подкрепляя их практическими работами, в подобных случаях обычно ставится задача «внимательно рассмотреть, а потом рассказать». Учитель подсказывает, на какие именно особенности объекта, на какие свойства материала следует в данном случае  обратить внимание. Именно такие занятия развивают восприятие.
На занятиях декоративно-прикладным искусством ученики осваивают содержание и образный язык разных видов ДПИ. При  выполнении детьми творческих заданий у них развивается и активизируется мышление.
В творческой работе над образом художественной вещи младшие школьники овладевают элементарными приемами художественной обработки разных материалов: бумаги, ткани, глины, дерева и природных материалов, практически познают связь декора с формой, конструкции, назначения, из которого сделана художественная вещь.
Коррекционная направленность обучения предполагает работу по укреплению моторики рук, по развитию координации и дифференциации движения пальцев, что способствуют совершенствованию операционального компонента трудовой деятельности, включающего в себя двигательные приемы и операции. Значительное внимание уделяется развитию познавательных интересов учащихся в плане трудовой деятельности и их профессиональной первоначальной ориентации.
Для укрепления мышц руки, развития точных движений пальцев необходимо использовать и специальные тренировочные упражнения, которые могут производиться во время физкультурной паузы или непосредственно перед осуществлением двигательного приема работы. Учащиеся нуждаются также в поэтапной помощи при обучении правильной хватки того или иного инструмента, при овладевании определенным двигательным приемам труда с тщательной обработкой отдельных движений и многократным закреплением формируемых навыков работы. В связи с неорганизованностью, импульсивностью большинства детей, неумением внимательно выслушивать инструкцию, является необходимой поэтапная работа учащихся под руководством учителя по принципу «делай как я».
Занятия ДПИ вызывают большие затруднения у отстающих в учении школьников, среди которых дети с разной степенью выраженности задержки психического развития. Последние, характеризуются особенностями психофизического развития, своеобразием познавательной деятельности. Для оказания своевременной и эффективной помощи таким учащимся учителю необходимо знать их особенности и те, конкретные затруднения, которые дети испытывают при овладении указанной программой.
Общей особенностью этих детей, проявляющейся при выполнении заданий по любому виду труда, является неумение работать в едином темпе под руководством учителя. Они не делают трудовых усилий, не могут работать организованно, доводить начатое до конца. На первых порах особенно проявляется недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Работа с пластилином и с соленым тестом улучшает мелкую моторику мышцы руки, развивает чувство пропорции, соразмерности детали.
Большие трудности обнаруживаются у детей при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил работы (у большинства наблюдается неправильная хватка ножниц), не умеют правильно резать бумагу по намеченной линии, часто мнут ее, не соблюдают правила безопасной работы.
Недостаточность ручных умений и навыков учащихся проявляются в работе с клеем и кисточкой. Дети берут на кисточку много клея, наносят его толстым слоем, плохо размазывают, неровно накладывают детали. В результате получаются неаккуратные, грязные, измазанные клеем  поделки.
Для того чтобы занятия ДПИ были эффективны, учитель должен ставить перед собой ряд задач:
Работа должна быть очень интересной,
Работа должна быть не очень сложной,
Результаты работы должны быть видны за короткие сроки (за 1 урок), т.к. работа над одним изделием на протяжении нескольких занятий становится неинтересной.
При обучении детей с ЗПР следует знать не только общие их особенности, но и учитывать возможные индивидуальные проявления, обусловленные большой неоднородностью этой группы учащихся и неравномерным развитием у них отдельных психических функций. Например, у одних детей больше выражено недоразвитие мелкой моторики рук, у других особенно ослаблены процессы запоминания, для третьих характерна значительная неустойчивость внимания  они мгновенно отвлекаются. Есть дети с расторможенным поведением. Они часто вскакивают с места, что-то вскрикивают, их очень затрудняют задания, требующие сосредоточенности, приложения более или менее длительных усилий.
        Помощь ученикам при осуществлении планировании и выполнении работы выражается в постановке следующих вопросов:
С чего начать работу
Что вы будете делать потом
Что уже выполнено
Что осталось сделать
Дети отвечают на вопросы, опираясь на предметно инструкционную карту.
        Для воспитания положительного отношения к своему изделию, следует поощрять детей даже за незначительные успехи и особенно важно поощрять робких детей, неуверенных в себе, которые испытывают значительные трудности.
Развитию у детей веры своей возможности способствуют различные выставки поделок, выполненные своими руками.
Целесообразно предусматривать для детей смену видов деятельности на уроке, чередование умственного и физического труда.
Уважительное отношение учителя к личности детей должно стать примером для создания правильных взаимоотношений между всеми учащимися класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект серии занятий на тему: «Фестивали народной культуры на занятиях декоративно-прикладным искусством, как средство творческого развития и личностного роста учащихся»

В данной работе отражены методические разработки в области декоративно-прикладного творчества, за основу которых взята проектная технология обучения при изучении культуры народов мира. Представлена ра...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...

Возможности занятий декоративно-прикладным искусством в коррекции развития младших школьников с ЗПР.

Данная статья рассказывает об эффективных методах работы с детьми с задержкой психического развития на занятиях дополнительного образования, через приобщение детей к прикладному творчеству....

Декоративно – прикладное творчество, как важнейший метод развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Аннотация: В данной статье декоративно-прикладное искусство рассматривается как средство личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Приобщение ребенка с ограниченными возможнос...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий декоративно-прикладным искусством

     Декоративно-прикладное искусство (от лат. – украшать) – это искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как утилитарных, так и художест...