Программа по музыке ФГОС 1 класс.
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Программа " Музыка" (авт. В.О.Усачева. Л.В.Школяр,В.А.Школяр)  разработана в рамках программы начального образования " Школа 2100" ,утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыки в школе - " Как можно услышать музыку".Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами " Звучащий образ Родиноы" , " Что может музыка". В ней " высвечивается" тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки.Она позволяет дать учащимся представление о музыке, ее образной природе, о способах воплащения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. На изучение данного предмета отводится 34 часа, по одному часу в неделю.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1   класса составлена  на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством  Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ  МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального  образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована  Министерством образования и науки РФ.  

Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы  сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

Общая характеристика предмета

        Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

 Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.        

Содержание учебного материала.

1 класс

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматривается под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами  «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и  обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

Образная природа музыкального искусства. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Музыка как средство общения между людьми. Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.

Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков -  концертов, уроков-утренников, и т.д.

На  изучение  данного  предмета 1  классе  отводится  34  ч. (34 учебные  недели  по  1 часу  в  неделю).

 Основные требования  к уровню подготовки учащихся

К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:

- проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления,

- воспринимать музыкальные произведения;

- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;

- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

Решать практические и учебные задачи:

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;

- ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;

- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Учебно – тематическое планирование.

п/п

Тема блока

Количество часов в год

1

«Звучащий образ Родины»»

9 ч.

2

«Как можно услышать музыку»

16 ч.

3

«Что может музыка»

9 ч.

Всего: 34 часа

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Результаты

Метапредметные

Предметные

Личностные

По плану

Фактич.

«Звучащий образ Родины»

1

«Музыка в окружающей жизни»

Песни об осени, о школе, о первоклассниках. (Кабалевский «Школьные годы, «Первый класс», М. Красев «Падают листья», «Песня о школе»).

Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

2

«Звучащий образ Родины» (дом, земля кормилица, матушка Россия), (А.Александров сл.С.Михалкова «Гимн России». «Во поле березонька стояла» (р. н. п); В.Баснер «С чего начинается Родина»; Струве Г. «Моя Россия»).

Понимать степень значения роли музыки в жизни человека.

Расширять музыкальный кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума.

3

«Колыбельная песня» (колыбельность - начало познания музыки и жизни), (Русские народные и композиторские колыбельные песни (презентация).

Выражать собственные мысли, настроение и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах.

Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать.

Умение работать с учебником по музыке.

4

«Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, загадок, скороговорок).

Понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия-главная мысль музыкального произведения.

5

«Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, загадок, скороговорок)

Определять смысл понятий «композитор- исполнитель- слушатель.

6

«Былина» Былинность как художественное явление, через которое можно по иному почувствовать время (Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», М.Глинка «Первая песня Баяна»).

7

«Русские народные инструменты»
познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки), (Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г. Левкодимова, ст.Э.Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Узнавать музыкальные инструменты по

изображениям, участвовать коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.

Знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания.

8

«Русские народные инструменты»

(Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г. Левкодимова, ст. Э. Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Различать тембры музыкальных инструментов.

9

«В мире сказочных мелодий русских композиторов. Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. (А. Лядов «Кикимора», Сказание о кикиморе, Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок»).

Узнавать на слух основную часть произведений.

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

«Как можно услышать музыку»

10

Идем в поход. Процесс создания музыкально поэтического произведения, сказки, музыкально звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. (Лядов «Колыбельная Кикиморы», «Ежик» (пьеса), «Песня про ежика»,«Падают листья» М. Красева ,муз. Гр. Фрида, сл. А.Бродского «Ветер»).

11

Музыкальные краски осени. Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т.д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. (А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Осень» «Осенняя песня» П.Чайковского, песня про осень).

Учувствовать в коллективном пении, исполнение ритма.

Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.

12

«Складываем, сказываем, сочиняем…» Музыкальная сказка. Процесс создания музыкально поэтического произведения, сказки, музыкально звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. (Играем в сказку «Дед и репка»).

Приобретать опыт в музыкально-творческой деятельности через сочинение; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни.

13

Поход в музыкальный зоопарк.
Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. ( К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

14

Детская жизнь, подслушанная и отражённая композиторами в своих произведениях. Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями, проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми. («Песня о цирке». «Я по ступенькам поднимусь» - распевка. «Чудесные артисты». «Клоуны» Д. Кабалевского)

15

Детская жизнь в произведениях композиторов. Идём в концертный зал Дом и музыка композитора.

Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни. Почему мы любим Чайковского. (П.Чайковский, «Детский альбом»).

Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

16

«Сказку сказываем…» (создание музыкально звуковой картины). Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. (Чайковский «Зимнее утро»    из «Детского альбома», попевка «У оленя»,  «Вальс», «Зимушка - зима», новогодние песни).

«Что может музыка»

17-18

«Что может музыка» Услышать мелодию в музыке узнать мысли и чувства человека. (П.И.Чайковский «Щелкунчик» фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Выявлять характерные особенность жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш).

19

Зима в музыке Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни (А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз»).

20

Музыка и движения   Опыт освоения музыкального языка характер, темп, мелодия, ритм (Р.Шуман «Смелый наездник», «Кавалерийская» «Игра в лошадки»).

21-22

Где живут ноты. Опыт освоения музыкального языка характер, темп, мелодия, ритм. (В.Герчик, сл.Н.Френкеля «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек»).

23

Музыка передаёт характер сказочных героев Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке (В. Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М. Иорданского, Презентация «Страшные сказки»).

Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях.

24

Русские обряды – Масленица  Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы (Русские народные песни «Весна красна», «Едет Масленица»).

25

Природа просыпается. Весна в музыке  выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. (Э.Григ, «Весной». П.Чайковский, «Март», «Апрель» из «Времён года»).

26

Музыка и стихи о маме, бабушке. Процесс создания музыкально поэтического произведения, сказки, музыкально звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического («Глупый поросенок», «Из бабушкиных воспоминаний», оркестр «Семеновна» «Песня про маму», «Песня про бабушку»).

27

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни. (Пение птиц. «Воробьиная песня» «Утиные истории», «Танец утят»).

«Как можно услышать музыку»

28

В детском музыкальном театре (балет) Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека (Фрагменты из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»)

29

В детском музыкальном театре (опера) Воссоздание какой-либо из сторон музыкально творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем (Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят», В.Савельев «Мир, в котором ты живешь»).

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) Процесс создания музыкально поэтического произведения, сказки, музыкально звуковой картины, проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического (С.Прокофьев «Петя и волк» - слушание сказки, Б.Савельев «Мир, в котором ты живешь»).

31

Легко ли стать музыкантом? В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант (И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт»).

32

Музы не молчали…В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям (Александров «Священная война». Тухманов «День победы». Г.Струве «Моя Россия»).

33

На концерте. Музыкальная прогулка по выставке   Воссоздание какой-либо из сторон музыкально творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. (М.Мусоргский, цикл «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Баба Яга», «Балет невылупившихся птенцов»).

34

Что значит услышать музыку?
Цель: обобщение темы года (А. Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром «Весна». Слушание и пение по выбору учащихся и учителя).

Всего: 34 часы

Материально-технического обеспечение образовательного

процесса.

  • Библиотечный фонд
  • Рабочая программа
  • Хрестоматия с нотным материалом
  • Сборники песен и хоров
  • Методические пособия
  • Портреты композиторов
  • Энциклопедия
  • Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания
  • Музыкальные инструменты – фортепиано, компьютер, магнитофон.

Учебно-методический комплект.

Усачёва, В.О.  Школяр, Л.В. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2010.

Кузьмина,О.В. Музыкальное искусство. 1 класс: Рабочая тетрадь/ О.В. Кузьмина, Усачёва, В.О., Л.В. Школяр.-М.: Вентана - Граф,2010.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. 1класс: методическое пособие/ Усачёва, В.О, Л.В. Школяр, Школяр В.А. .- М.: Вентана - Граф,2010.

Усачёва, В.О. Музыкальное искусство. Нотная хрестоматия. 1 класс: методика для учителя/ В.О.Усачёва.- М.: Вентана - Граф,2010.

Лист внесенных изменений.

п/п

Основание

Уплотнение учебного материала

Дата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по музыке 1 класс (Школяр) по новым ФГОС

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, поурочное планирование по программе Школяр "Как можно услышать музыку?" для 1 класса по новым требованиям ФГОС с УУД и мониторингом....

Рабочая учебная программа по музыке 5 класс ФГОС 2 поколения

Рабочая программа по музыке для учащихся 5 классов, обучающихся по ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)

Пояснительная запискаВведениеРабочая программа по предмету «Музыка»  для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записка»,...

Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС

Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса  первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального  общего образования по ис...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...