Программа по музыке 1 класс (Школяр) по новым ФГОС
рабочая программа по музыке по теме
Программа содержит пояснительную записку, тематический план, поурочное планирование по программе Школяр "Как можно услышать музыку?" для 1 класса по новым требованиям ФГОС с УУД и мониторингом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по музыке 1 класс Школяр по ФГОСprogramma_po_muzyke_1_klass_fgost.doc | 294.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» для 1-4 класса составлена на основе программы «Музыка» 1-8 классы, разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского (Москва, «Просвещение», 2007 г), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ 06.10.2009 г.), и составлена с учетом модернизации образования, процессами обновления содержания и технологий преподавания музыки, с учетом требований национального регионального компонента (Указ Главы РК №301 от 13.06.2001 г.). Программа «Музыка» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработана в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
- Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.
- Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
- Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
- Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти
- Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
- Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.
Содержание программы предмета «Музыка» реализует Феде ральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому про грамма и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
- общим целям образования - ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- задачам образования - развитию способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и лич ностные результаты обучения.
В федеральном базисном учебном плане в I классе на предмет «Музыка» отводится 1 час в неделю (общий объем 33 ча са). Во 2-4 классах – 1 час в неделю/34 часа в год.
Данная рабочая программа адаптирована к условиям образовательного учреждения региона. Региональный компонент включает 10-15 % учебного времени, отведенного на преподавание данного предмета.
Для реализации программы для 1-4 класса используются:
- Программа «Музыкальное искусство» (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) разработанная в рамках модели образования «Начальная школа XXI века», утвержденная и рекомендованная Министерством образования и науки РФ;
- В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебники «Музыка»: 1-4 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009;
- О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений,- М.:Вентана-Граф, 2009;
- Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2- частях;
- Программа «Музыка» 1-8 класс/ Под ред. Кабалевского Д.Б. – М.: Просвещение, 2007.
- Также используется вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Разнообразие видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность) требует определённого учебно-методического обеспечения:
- Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры
- Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
- Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
- Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.
5. Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
6. Интернет-ресурсы.
Общая характеристика предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает осно вы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать разви тию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоцио нальной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской дея тельности с образцами народного творчества, произведениями рус ской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными вида ми музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир му зыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возмож ность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмо ционально-ценностного отношения младших школьников к произ ведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в про цессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопережи вать другому человеку, творческого самовыражения, художествен ного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижерско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребенка, которое называется одухотворенностью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Содержание учебного материала.
1 класс
Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенно стью этого возрастного периода, который одновременно является и про педевтическим этапом, и начальным этапом систематического форми рования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.
Главная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе - «Как можно услышать музыку». Она рассматрива ется под различным углом зрения во 2 и 4 четвертях, перекликаясь с темами «Звучащий образ Родины», «Что может музыка». В ней «высвечи вается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необхо димого для постижения музыки. Она позволяет дать учащимся представление о музы ке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.
Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре и культуре народа Коми. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого зна ния, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой- либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей кор нями в народное творчество, например, они
- музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
- учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально- смысловые соответствия.
Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обо значениях выражать свои музыкальные мысли.
Одна из центральных позиций, развивающих важнейший прин цип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству высту пает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оста вивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обы денно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобре тает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мело дию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мело дия в жизни.
Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.
Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позво ляет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.
Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.
Образная природа музыкального искусства. Способность му зыки в образной форме передать настроения, чувства, характер че ловека, его отношение к природе, к жизни.
Музыка как средство общения между людьми. Основные от личия народной и профессиональной музыки как музыки безымян ного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пе ния на распев»). Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Связь народного напева с пластикой движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных инструментах. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки, считалки, припевки, сказки.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные му зыкальные традиции родного края.
Композитор как создатель музыки. Роль исполнителя в доне ени музыкального произведения до слушателя. Музыкальное ис полнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
По предмету «Музыка» в 1 классе контрольные и практические работы не предусмотрены. Проверка и контроль знаний проводится в виде уроков - концертов, уроков-утренников, и т.д.
2 класс
Во 2 классе раскрывается содержание музыкального искус ства через темы: «Три кита» в музыке – песня, танец, марш»- композитор, исполнитель, слуша тель. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки - ведущая проблема года, пронизыва ющая музыкальные занятия в начальной школе. Рассмотрение жизненных связей песен, танцев и маршей и их вза имопроникновение. Древняя леген да про «трёх китов», на которых будто бы держится Земля. Мелодия, напев - важнейшая часть разных музыкальных жанров, «душа музыки».
«О чём говорит музыка» - музыка выражает чувства чело века (радость, гнев, печаль, трево га и др.), различные черты харак тера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутли вость), создаёт музыкальные пор треты людей, сказочных персона жей и др. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журча ние ручья, грозу и бурю, колоколь ный звон и др.), движение (поступь, шаг человека, движение поезда, конницы и др.). Взаимосвязь выразительности и изобразительности. Сходство и раз личие между музыкой и живописью.
«Куда ведут нас «три кита» - путь введения в оперу, балет, сим фонию, концерт. Музыкальные образы в произведениях крупных форм. Общее и различное в характере песен, танцев, маршей из опер, бале тов, симфоний, концертов. Осознание выразительных средств музыки в том или ином художе ственном образе.
«Что такое музыкальная речь»- постижение своеобразия каждого музыкального произведения через особенности мелодики, темпа, дина мики, фактуры, лада, ритма, реги стра, тембра и т.д. и опыт собствен ной исполнительской деятельности. Знакомство с простейшими музы кальными формами (одночастная, двухчастная, трёхчастная) на основе закономерностей детского восприя тия. Выразительные возможности рус ских народных инструментов, инстру ментов симфонического оркестра в создании музыкальных образов.
3 класс
Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вво дит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получа ют представление об интонации как носителе смысла музыки, о раз витии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жан рах - от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки - триа да, обозначающая ведущую пробле му года.
- Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочине ний композиторов-классиков, народ ной, духовной музыки, произведе ний современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
- Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация - «сплав» средств музыкальной выразитель ности. «Зерно-интонация».
- Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое инто нация и как из неё вырастает мело дия.
- Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств чело века, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка - искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слуша телем постепенно, в процессе разви тия. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
- Повтор, контраст, вариационность - основные принципы развития в народной музыке и в произведени ях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её разви тие в музыкальном произведении.
Средства музыкальной выразитель ности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4 класс
Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о компози торской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выявляют наци ональные особенности, характерные черты музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Триединство «композитор – испол нитель – слушатель» - сквозная линия содержания программы 4-го класса. Обобщение первоначаль ных представлений и знаний о твор честве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Включение в занятия образцов музыкального фольклора (аутентич ного, подлинного н стилизованно го), духовной музыки, произведений «золотого фонда» русской классики, которые осваиваются в различных формах и видах музыкально-ис полнительской и творческой (сочи нение, импровизации) деятельности школьников.
- Богатство содержания русских народных песен, их жанровое мно гообразие (лирические, протяжные, былины, хороводные, обрядовые, солдатские, частушки и др.), особен ности музыкального языка. Детский музыкальный фольклор. Значение музыки в народных праздниках на Руси.
- «Академическая» и «народная» манеры исполнения. Певцы, ансамб ли, хоры. Известные исполнители – певцы, инструменталисты, дирижё ры, хоры, оркестры. Русские народ ные музыкальные инструменты (гусли, балалайка, рожок, гармонь и др.). Оркестр русских народных инструментов.
Интонационное родство музыки русских композиторов с народным музыкальным фольклором: общ ность тем, сюжетов, образов, приё мов развития.
Национально-региональный компонент.
В настоящее время учитель музыки не сможет осуществлять полноценного развития музыкальных способностей учащихся вне обращения к лучшим образцам национального искусства. Заменяя и расширяя музыку, данную в программе важно знакомить учащихся с самобытной народной музыкой профессиональных и самодеятельных компонентов. Освоение национального музыкального материала в школе будет способствовать расширению музыкального кругозора учащихся, формированию уважительного отношения к музыке других народов, выявлению процессов взаимосвязей и взаимодействий культур. В процессе музыкальных занятий учащийся знакомится с тем, что между музыкой народной и композиторской имеются многочисленные связи, что на формирование и развитие национальной музыкальной культуры влияет искусство других стран и народов. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы раскрыть детям красоту музыки разных народов, выявить характерные особенности народных композиторских произведений, раскрыть своеобразие и общность музыкальных культур.
Требования к уровню подготовки по Н.Р.К.
- Уметь выразительно и чисто исполнять несложные коми песни и попевки.
- Знать о песенном творчестве коми народа, видеть связь песен с повседневной жизнью человека.
- Иметь представление об игровом музыкальном фольклоре коми (песни-байки, песни - потешки, песни-сказки,..).
- Знать имена профессиональных композиторов коми края (А.Г.Осипова, Я.С.Перепелица, А.А.Рочев, П.И. Чисталев,..).
Тематика 2-4-го классов организована по четвертям. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание про граммы и вызваны объективными условиями её реализации в совре менной российской школе.
«Матрица» УУД
по предмету «Музыка» 1-4 класс
(из ожидаемых результатов ФГОС и примерной программы):
результат | Характеристика в ФГОС |
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
коммуникативные |
|
Планируемые результаты | ||
научится | Получит возможность научиться | |
Личностные 1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; | ||
|
| |
2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду ального) музицирования. | ||
|
| |
Предметные
| ||
|
| |
| ||
|
| |
3.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности | ||
|
| |
4.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению | ||
|
| |
5.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации | ||
|
| |
Метапредметные
| ||
|
| |
2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. | ||
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№п/п | Наименование раздела (темы) | Всего часов | УУД | Мониторинг |
1. | «Звучащий образ Родины» | 9 | Л - 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 Р - 1,2,3,4,5,6,7 П – 2,3,5,6,8 К – 1,2,3,4,5,6,7 | Проводится 2 раза в год. Входной (в начале года) и итоговый (в конце года) |
2. | «Как можно услышать музыку» | 7 | Л - 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13 Р - 1,2,3,4,5,6,7 П – 2,3,5,6,8 К – 1,2,3,4,5,6,7 | |
3. | «Что может музыка» | 9 | Л - 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13 Р - 1,2,3,4,5,6,7 П – 2,3,5,6,8 К – 1,2,3,4,5,6,7 | |
4. | «Как можно услышать музыку» | 8 | Л - 1,2,3,4,5,7,8,9,10,11,12,13 Р - 1,2,3,4,5,6,7 П – 2,3,5,6,8 К – 1,2,3,4,5,6,7 |
Поурочное планирование
1 класс
Дата, наиме- нование раздела (темы) | № уро ка | Тема урока (Проблемный контекст урока) | Музыкальный материал | Региональ ный компонент | Предметные умения |
«Звучащий образ Родины» 1 четверть Сентябрь - октябрь | 1 | «Музыка в окружающей жизни» Песни об осени, о школе, о первоклассниках | Кабалевский «Школьные годы, «Первый класс», М.Красев «Падают листья», «Песня о школе» | -Передавать настроение в музыке о школе и детях, об осени. -Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека. | |
2 | «Звучащий образ Родины» (дом, земля-кормилица, матушка-Россия) | А.Александров сл.С.Михалкова «Гимн России». «Во поле березонька стояла» (р. н. п); В.Баснер «С чего начинается Родина»; Струве Г. «Моя Россия» | -Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая и исполняя музыку -Находить интонации для характеристики слов и выражений. | ||
3 | «Колыбельная песня» (колыбельность - начало познания музыки и жизни) | Русские народные и композиторские колыбельные песни (презентация) | -Выявить музыкальные интонации из речевой праосновы. -Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. | ||
4 | «Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок) | «Звучат чипсаны»,«Коми частушки»,«Веселые наигрыши» Я.Перепелица, «Козйо, козйо», «Оленек»,«Северные пимы» Мастеница | -Знать названия коми нар. инструментов и уметь различать их по тембру. -сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | ||
5 | «Родные корни, родной музыкальный язык» (интонирование и озвучивание народных загадок, пословиц, закличек, скороговорок) | Я.Перепелица фрагменты из балета «Яг- Морт», Вавилина «Что такое Родина?» | -внимательно слушать музыкальные фраг-менты и находить хара-ктерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагмен-тах -ориентироваться в му-зыкально-поэтическом творчестве, в много-образии музыки родно-го края, сопоставлять различные образцы народной и профес-сиональной музыки; | ||
6 | «Былина» Былинность как художественное явление, через которое можно по-иному почувствовать время. | Былины «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле», М.Глинка «Первая песня Баяна». | -Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. -Проникновение в понятие «музыкально- поэтическое» через прикосновение к жанру былины. | ||
7 | «Русские народные инструменты» | Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян). | -Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении, игре на музыкальных ин струментах -Знать названия р.н.инструментов и уметь различать их по тембру. -сопоставлять народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия. | ||
8 | «Русские народные инструменты» | ||||
9 | «В мире сказочных мелодий русских композиторов. Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. | А. Лядов «Кикимора», Сказание о кикиморе, Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок». | -Учатся слушать и слышать музыку -Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении -Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке | ||
«Как можно услышать музыку» 2 четверть ноябрь - декабрь | 1 | Идем в поход. | Лядов «Колыбельная Кикиморы», «Ежик» (пьеса), «Песня про ежика»,«Падают листья» М.Красева ,муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер». | -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | |
2 | Музыкальные краски осени Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. | А.Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Осень» «Осенняя песня» П.Чайковского, песня про осень | -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; эмоционально -откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в рисунке -выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | ||
3 | «Складываем, сказываем, сочиняем…» Музыкальная сказка Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | Играем в сказку «Дед и репка» | -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. -исполнять, инсценировать песни. | ||
4 | Поход в музыкальный зоопарк. | К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»). | -Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц. -внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; | ||
5 | Детская жизнь, подслушанная и отражённая композиторами в своих произведениях Детская жизнь с её типическими ситуациями, взаимоотношениями,проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми | «Песня о цирке». «Я по ступень-кам поднимусь» - распевка. «Чудесные артисты». «Клоуны» Д.Кабалевского | Детские песни коми композиторов | -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении -участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; | |
6 | Детская жизнь в произведе-ниях компози-торов. Идём в концертный зал Дом и музыка композитора. Биографические заметки: детство, черты личности, учителя, мысли о музыке и жизни. Почему мы любим Чайковского. | П.Чайковский, «Детский альбом» | Детские песни коми композиторов | -выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; - определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | |
7 | «Сказку сказываем…» (создание музыкально-звуковой кар-тины) Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека | Чайковский, «Зимнее утро» из «Детского альбома», попевка «У оле-ня», «Вальс», «Зимушка - зима», новогодние песни | -Передавать настроение музыки и его измене-ние: в пении, му зыкально-пластическом движении ; -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; | ||
«Что может музыка» | 1 | «Что может музыка» Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека. | П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). | Песни коми композиторов | -выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); - накопление музыкально-слуховых представлений и воспитание художественного вкуса |
2 | Зима в музыке Безграничные возможности музы ки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. | А.Вивальди «Зима» (из цикла «Време-на года»), Р.Шуман «Дед Мороз». | -эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | ||
3 | Музыка и движения Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм. | Р.Шуман «Смелый наездник», «Кавалерий-ская» «Игра в лошадки» | -откликаться на характер музыки пластикой рук, ритми-ческими хлопками. -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | ||
4 | Где живут ноты Опыт освоения музыкального языка - характер, темп, мелодия, ритм. | В.Герчик, сл.Н.Френкеля «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек». | -выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | ||
5 | Музыка передаёт характер сказочных героев Способность музыки описать, нари совать, выразить, передать состоя ние и т. д., интонации и обобщённое обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке. | В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданско-го, Презентация «Страшные сказки» | Блинникова, Сюита «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | -использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; -определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; | |
6 | Русские обряды – Масленица Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обновлению жизни, сочинение песенки для мамы. | Русские народные песни «Весна-красна», «Едет Масленица», «Блины» | -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, му зыкально-пластическом движении -ценить отечествен-ные народные музыкальные традиции; | ||
7 | Природа просыпается. Весна в музыке Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. | Э.Григ, «Весной». П.Чайковский, «Март», «Апрель» из «Времён года» | -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы; -понимать степень значения роли музыки в жизни человека. | ||
8 | Музыка и стихи о маме, бабушке. Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | «Глупый поросенок», «Из бабушкиных воспоминаний», оркестр «Семеновна» «Песня про маму», «Песня про бабушку». | -ценить отечественные народные музыкальные традиции; -понимать степень значения роли музыки в жизни человека. | ||
9 | Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека Выражение человеком в музыке отношения к силам природы, своей связи с ними. Русские обряды: народные песни и игры, посвящённые весеннему обно-влению жизни. | Пение птиц. «Воробьиная песня» «Утиные истории», «Танец утят» | -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; -участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; | ||
«Как можно услышать музыку» | 1 | В детском музыкальном театре (балет) Услышать мелодию в музыке - узнать мысли и чувства человека. | Фрагменты из балета П.И.Чайковско-го «Щелкунчик» | -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; -внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; | |
2 | В детском музыкальном театре (опера) Воссоздание какой-либо из сторон музы-кально-творчес-кой деятельно сти, уходящей корнями в народ-ное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. | Сказка на новый лад «Волк и семеро козлят», В.Савельев «Мир, в котором ты живешь» | -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; | ||
3 | Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония) Процесс создания музыкально- поэтического произведения, сказки, музыкально-звуковой картины, про никновение в суть характеров созда ваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. | С.Прокофьев «Петя и волк» - слушание сказки, Б.Савельев «Мир, в котором ты живешь» | -приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. -участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; | ||
4 | Легко ли стать музыкантом? В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что такое музыка, музыкант. | И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементье-ва, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт». | -понимать степень значения роли музыки в жизни человека. -проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость; | ||
5 | Музы не молчали… В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям. | Александров «Священная война». Тухманов «День победы». Г.Струве «Моя Россия» | Песни о РК, о Сыктывкаре. | -ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; | |
6 | На концерте. Музыкальная прогулка по выставке Воссоздание какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельно сти, уходящей корнями в народное творчество: сказываем, складываем, сочиняем. | М.Мусоргский, цикл «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Баба Яга», «Балет невылупивших-ся птенцов») | -внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; | ||
7 | Что значит услышать музыку? | А.Вивальди, Концерт для скрипки с оркестром «Весна». Слушание и пение по выбору учащихся и учителя | -внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; -принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; | ||
8 | Резервный урок. |
МОНИТОРИНГ
Мониторинг – научно обоснованное диагностико - прогностическое слежение за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения.
Мониторинг – это непрерывные контролирующие действия в системе «учитель-ученик», позволяющие наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижения ученика от незнания к знанию.
В содержание мониторинга входит: -определение воспитательного потенциала коллектива; -отслеживание, установление реальных условий развития личности каждого ребенка.
Этапы мониторинга.
1этап. Нормативно – установочный.
Цели и задачи:
- выявление диапазона учащихся и степень интонационной возможности каждого ученика.
- выявление слуховой памяти учащихся, а также тембрового слуха.
- выявить степень ориентации учащихся в жанрах музыки, объем эмоционального словаря, уровень музыкальных предпочтений детей.
Критерии мониторинга обученности:
- правильность
- осознанность
- личностный рост учащегося;
Для определения уровня и качества знаний, умений и навыков на уроках музыки используется тест, занимательные компьютерные задания, исполнение песенного материала, как группой, так и сольно, слуховые диктанты. Текущий контроль осуществляется в соответствующих формах по видам музыкальной деятельности на уроках музыки:
- Слушание (слуховые навыки)
- внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки;
- различать тембры музыкальных инструментов;
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- Пение (вокально-хоровые навыки)
- выразительно исполнять песню;
- определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- Понимает основные дирижёрские жесты;
- передавать настроение музыки в пении;
- Ритмическая координация
- передавать настроение музыки в пластическом движении, пении;
- откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
2 этап . Аналитико- диагностический.
В своей работе для размещения и обработки можно использовать следующий вариант таблицы:
№ | класс | Слуховые навыки | Вокально - хоровые навыки | Ритмическая координация | |
1. | На начало года | ||||
На конец года |
Для контроля обученности учащихся проводится итоговый тест. Например:
- Примерный тест для учащихся 1 класса.
Процедура организации тестирования.
1. Учитель заполняет сведения теста ( класс, фамилию, имя учащегося). Листки раздаются детям.
2. Учитель объясняет учащимся, что отвечать на вопросы нужно письменно, после звучания музыки, подчеркивая ответ на вопрос.
3. Последовательность заданий:
1) Звучат в записи последовательно три фрагмента. После звучания каждого из них дети подчеркивают верные, по их мнению, ответы.
«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского;
«Скворушка прощается» Т.Попатенко;
«Вальс» П.И.Чайковского из «Детского альбома».
2) Звучат те же фрагменты в той же последовательности. После каждого произведения учитель читает словесные определения, данные в тексте.
Дети подчеркивают те, по их мнению, передают характер и настроение произведения.
3) Вопрос к учащимся: «Какое из произведений понравилось больше всего?» Учащиеся подчеркивают нужную цифру.
4) Вопрос к учащимся: «Что тебе больше всего нравится делать на уроках музыки?» Учащиеся подчеркивают выбранные ими виды деятельности.
Тест
Фамилия, имя учащегося __________________________класс__________
1. а) ПЕСНЯ б) ПЕСНЯ в) ПЕСНЯ
ТАНЕЦ ТАНЕЦ ТАНЕЦ
МАРШ МАРШ МАРШ
2. а) ЗАДОРНО РИТМИЧНО ГРУСТНО ЭНЕРГИЧНО
б) ЛАСКОВО ПЕЧАЛЬНО ГРОЗНО НЕЖНО
в)РАДОСТНО ТЯЖЕЛО ПЛАВНО СВЕТЛО
3. 1 2 3
4. ПЕТЬ ТАНЦЕВАТЬ МАРШИРОВАТЬ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
5. Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку. в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
6. Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку. б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку. в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
7. Найдите лишнее:
Народные инструменты – это… а) флейта б) гусли в) дудка
8. Какие средства в своей работе использует: 1) Поэт а) краски 2) Художник б) звуки 3) Композитор в) слова
- Исполнение песенного материала
Процедура организации исполнения песни.
- Предложить исполнить песню по группам.
- Проследить за соблюдением вокально – хоровых навыков.
- Отметить в процентах в таблице.
- Ритмическая координация
- Предложить выполнить музыкально – ритмические движения под музыку или песню по группам.
- Проследить за правильностью и осознанностью выполнения задания.
- Отметить в процентах и оценить в приложенной таблице.
3 этап . Прогностический.
Разработка плана действий. Например: группа детей (можно указать фамилии) не усвоила тему (название темы), планирую провести дополнительную работу (перечислить упражнения, приёмы.)
4 этап. Деятельностно - психологический.
Выполнение запланированного.
5 этап. Промежуточно- диагностический.
Скорректировать план действий:
1) Конкретизация задач с учётом достигнутого уровня.
2) Определение способа реализации этих задач.
3) Устранение причин тормозящих развитие.
4) Предположение о возможных затруднениях и путях их решения.
6 этап. Итогово- диагностический.
Определить эффективность.
1) Сбор информации для оценки нынешнего состояния объекта. 2) Сравнение результатов с первоначальными. 3) На основе логического анализа сделать вывод об эффективности работы. 4) Сделать вывод о соответствии полученного результата и цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 5-9 по новым ФГОС
Рабочая программа по математике 5-9 отвечает требованиям новых ФГОС...
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс
Рабочая программа по музыке для детей с ОВЗ ФГОС 1-2 класс (лёгкая степень умственной отсталости...
Рабочая программа к УМК FORWARD-2 по новым ФГОС
Рабочая программа к УМК FORWARD-2 по новым ФГОС...
"Рабочая программа к УМК Rainbow English 5 класс" с учетом новых ФГОС (по конструктору)
Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...
Рабочие программы 2022-2023 учебный год по новым ФГОС для 1 - 4 и 5 - 6 классов
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...
Рабочая программа по математике 6 кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составленна в конструкторе...
Рабочая программа вероятность и статистика 7кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составлена в конструкторе...