Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС
рабочая программа по музыке по теме
Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и на основе авторской программы курса «Музыка» Т.И. Баклановой в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования по искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_fgos.docx | 47.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные и правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа данного курса « Музыка» для 1 класса первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству, Примерной программы общего образования по музыке и на основе авторской программы курса «Музыка» Т. И. Баклановой в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования по искусству.
Формы организации образовательного процесса:
- Индивидуальные
- Групповые
- Индивидуально- групповые
- Фронтальные
- Практические
- Работа в парах
Технологии обучения:
- комбинированный урок,
- итоговый урок ( обобщение изученного).
Нестандартные формы организации урока:
- урок – игра,
- интегрированный урок,
- урок – путешествие,
- -урок- ярмарка, викторина
костюмированное представление - воображаемое путешествие
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и
развитие следующих ключевых компетенций.
Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально творческой деятельности. В программе уделено внимание реализации требований данного стандарта, как знакомство с музыкальным фольклором народов России классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластическое движение под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Так же актуальность предлагаемой программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования РФ»
Программа для первого класса составлена по учебнику «Музыка» Т.И.Баклановой.
При создании данной программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, Л.А.Рапацкая, Л.В.Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л.Лазарев, В.И.Петрушин и др.).
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего 35 часов.
Главная цель программы преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся, как одной из составных частей общей культуры личности.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
- музыкально-информационная культура,
- культура музыкального восприятия,
- музыкально-исполнительская культура.
Тема первого касса: «Путешествие по музыкальному миру», в нее входят четыре большие темы: «Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ»
«Путешествие в Волшебное царство звуков» (первая четверть) позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки и шумы природы; сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса; различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный); исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки, знакомство с нотной грамотой. На протяжении всего путешествия по волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.
«Путешествие в сказочную страну» (вторая четверть) знакомит учащихся с понятием «музыкальный образ».
Через знакомые сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрываются ее связи с театром, кино и другими видами искусства».
«Путешествие по родным просторам» (третья четверть) воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также к защитникам Отечества.
знакомство с народной музыкой позволяет формировать у младших школьников интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.
«Путешествие на Остров музыкальных сокровищ» (четвертая четверть) – это воображаемое плавание по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры. Такое путешествие дает детям возможность послушать звуки моря, познакомиться с образами моря в музыке Н.А. Римского-Корсакова. Знакомство с «Карнавалом животных» К. Сен-Санса проходит как встречи путешественников со зверями и птицами, обитателями фантастического Острова музыкальных сокровищ.
Темы завершаются творческими проектами: (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, театрализованное представление и т.д.).
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся.
К концу первого класса ребенок должен:
- освоить основы музыкальных знаний;
- владеть первоначальными певческими навыками;
- выразительно исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, предусмотренных для слушания, определять их названия;
- уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку;
- уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей;
- уметь выразительно двигаться под музыку;
- уметь различать звучание контрастных регистров, высоких и низких звуков, освоение понятия о «средних» звуках, направление движения мелодии «вверх» и «вниз», на одной высоте, движение поступенное, через ступень, скачками; понятие о устойчивости и неустойчивости мелодии, понятие тоники; понятие о мажоре и миноре; понятие о длительности-звуки долгие и короткие
Учебно – тематический план программы по музыке 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 четверть «Волшебное царство звуков» | 9 часов | |
1 | Где музыка берет начало? | 1 ч. |
2 | На зеленом лугу | 1 ч. |
3 | В вихрях грозы | 1 ч. |
4 | У тихого пруда | 1 ч. |
5 | Высоко в горах | 1 ч. |
6 | В осеннем лесу. | 1 ч. |
7 | Во владениях его величества Ритма | 1 ч. |
8 | Во дворце королевы Мелодии | 1 ч. |
9 | В школе Скрипичного ключа. | 1 ч. |
2 четверть «Сказочная страна» | 7 часов | |
1 | Сказочные картины. | 1 ч. |
2 | Колобок. | 1 ч. |
3 | Волк и семеро козлят. | 1 ч. |
4 | Волшебное озеро. | 1 ч. |
5 | Сказочный лес. | 1 ч. |
6 | В пещере горного короля. | 1 ч. |
7 | Царство деда мороза. | 1 ч. |
3 четверть «На родных просторах» | 10 часов | |
1 | Моя Россия. | 1 ч. |
2 | В песне - душа народа. | 1 ч. |
3 | В гостях у народных музыкантов. | 1 ч. |
4 | Большой хоровод. | 1 ч. |
5 | Здравствуй, масленица! | 1 ч. |
6 | Бравые солдаты. | 1 ч. |
7 | Мамин праздник. | 1 ч. |
8 | Путешествие по музыкальному городу. | 1 ч. |
9 | Звук и цвет. | 1 ч. |
10 | В школе скрипичного ключа. | 1 ч. |
4 четверть «Остров музыкальных сокровищ» | 9 часов | |
1 | Океан – море синее. | 1 ч. |
2 | Три чуда. | 1 ч. |
3 | Чудесные цветы. | 1 ч. |
4 | Карнавал животных. | 1 ч. |
5 | Музыкальный клад (Волшебная флейта). | 1 ч. |
6 | Музыкальный клад (Старая шарманка). | 1 ч. |
7 | Музыкальный клад (музыкальная шкатулка). | 1 ч. |
8 | Музыкальный клад (Музыкальные картинки). | 1 ч. |
9 | Музыкальный клад (Музыкальный альбом). | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование в 1 «Б», «В» классах
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
Волшебное царство звуков (первая четверть ) | 9 часов | план | факт | |
1 | Где музыка берёт начало? | 1 | 11.09 | |
2 | На зелёном лугу | 1 | 18.09 | |
3 | В вихрях грозы. | 1 | 25.09 | |
4 | У тихого пруда. | 1 | 2.10 | |
6 | В осеннем лесу. | 1 | 9.10 | |
7 | Во владениях его величества Ритма. | 1 | 16.10 | |
8 | Во дворце королевы мелодий. | 1 | 23.10 | |
9 | В школе Скрипичного ключа. | 1 | 30.10 | |
2 четверть «Сказочная страна» | 7 часов | План | Факт | |
1 | Сказочные картины | 1 | 13.11 | |
2 | Колобок. | 1 | 20.11 | |
3 | Волк и семеро козлят. | 1 | 27.11 | |
4 | Волшебное озеро. | 1 | 4.12 | |
5 | Сказочный лес. | 1 | 11.12 | |
6 | В пещере горного короля. | 1 | 18.12 | |
7 | Царство Деда Мороза | 1 | 25.12 | |
3 четверть «На родных просторах» | 10 часов | |||
1 | Моя Россия. | 1 | 15.01 | |
2 | В песне - душа народа. | 1 | 22.01 | |
3 | В гостях у народных музыкантов. | 1 | 29.01 | |
4 | Большой хоровод. | 1 | 5.02 | |
5 | Здравствуй, масленица! | 1 | 12.02 | |
6 | Бравые солдаты. | 1 | 19.02 | |
7 | Мамин праздник. | 1 | 5.03 | |
8 | Путешествие по музыкальному городу. | 1 | 12.03 | |
9 | Звук и цвет. | 1 | 19.03 | |
10 | В школе скрипичного ключа. | 1 | 2.04 | |
4 четверть «Остров музыкальных сокровищ» | 9 часов | |||
1 | Океан-море синее. | 1 | 9.04 | |
2 | Три чуда. | 1 | 16.04 | |
3 | Чудесные цветы. | 1 | 23.04 | |
4 | Карнавал животных. | 1 | 30.04 | |
5 | Музыкальный клад (Волшебная флейта). | 1 | 7.05 | |
6 | Музыкальный клад (Старая шарманка). | 1 | 14.05 | |
7 | Музыкальный клад (Музыкальная шкатулка). | 1 | 21.05 | |
8 | Музыкальный клад (Музыкальные картинки). | 1 | ||
9 | Музыкальный клад (Музыкальный альбом). | 1 |
Календарно-тематическое планирование в 1 «А», «Г» классах
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата проведения | |
Волшебное царство звуков (первая четверть ) | 9 часов | план | факт | |
1 | Где музыка берёт начало? | 1 | 13.09 | |
2 | На зелёном лугу | 1 | 20.09 | |
3 | В вихрях грозы. | 1 | 27.09 | |
4 | У тихого пруда. | 1 | 4.10 | |
6 | В осеннем лесу. | 1 | 11.10 | |
7 | Во владениях его величества Ритма. | 1 | 18.10 | |
8 | Во дворце королевы мелодий. | 1 | 25.10 | |
9 | В школе Скрипичного ключа. | 1 | 1.11 | |
2 четверть «Сказочная страна» | 7 часов | План | Факт | |
1 | Сказочные картины | 1 | 15.11 | |
2 | Колобок. | 1 | 22.11 | |
3 | Волк и семеро козлят. | 1 | 29.11 | |
4 | Волшебное озеро. | 1 | 6.12 | |
5 | Сказочный лес. | 1 | 13.12 | |
6 | В пещере горного короля. | 1 | 20.12 | |
7 | Царство Деда Мороза | 1 | 27.12 | |
3 четверть «На родных просторах» | 10 часов | |||
1 | Моя Россия. | 1 | 17.01 | |
2 | В песне - душа народа. | 1 | 24.01 | |
3 | В гостях у народных музыкантов. | 1 | 31.01 | |
4 | Большой хоровод. | 1 | 7.02 | |
5 | Здравствуй, масленица! | 1 | 14.02 | |
6 | Бравые солдаты. | 1 | 21.02 | |
7 | Мамин праздник. | 1 | 7.03 | |
8 | Путешествие по музыкальному городу. | 1 | 14.03 | |
9 | Звук и цвет. | 1 | 21.03 | |
10 | В школе скрипичного ключа. | 1 | 4.04 | |
4 четверть «Остров музыкальных сокровищ» | 9 часов | |||
1 | Океан-море синее. | 1 | 11.04 | |
2 | Три чуда. | 1 | 18.04 | |
3 | Чудесные цветы. | 1 | 25.04 | |
4 | Карнавал животных. | 1 | 30.04 | |
5 | Музыкальный клад (Волшебная флейта). | 1 | 2.05 | |
6 | Музыкальный клад (Старая шарманка). | 1 | 16.05 | |
7 | Музыкальный клад (Музыкальная шкатулка). | 1 | ||
8 | Музыкальный клад (Музыкальные картинки). | 1 | ||
9 | Музыкальный клад (Музыкальный альбом). | 1 |
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся
К концу первого класса ребенок должен:
- освоить основы музыкальных знаний, определенных инвариантной частью программы;
- владеть первоначальными певческими навыками;
- выразительно исполнять включенные в инвариантную часть прог-мы народные и композю кие песни;
- различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых муз. инструментах (соло, ансамбль);
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, предусмотренных для слушанш инвариантной части программы, определять их названия;
• уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку
уметь связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретным
явлениями окружающего мира; уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочны
персонажей.
К концу первого класса ребенок может:
• приобрести основы музыкальных знаний, умений и навыков, определенных вариативной часты программы;
- узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, предусмотренных для слушания в вариативной части программы, определять их названия;
- освоить и самостоятельно выполнять предлагаемые в вариативной части упражнения арт-терапии;
- получить первоначальные знания в области нотной грамоты;
- приобрести первоначальный опыт сочинения небольших мелодий;
- освоить элементарные приемы игры на ударных, дух. и струнных муз. инструментах;
- научиться пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современным средствами записи и воспроизведения музыки;
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.
Литература:
- Науменко Г.М. Жаворонушки: русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказка, игры. – М. – 1977. Вып. 1; 1981. Вып. 2; 1984. Вып. 3; 1998. Вып. 5
- Ригина Г.С. Хрестоматия по музыке для 1-го кл. четырехлет. Нач. шк. – М., 1995.
- Родной мир музыки: хрестоматия для начальной школы: в 4-х ч./ сост. Л.А. Аметова, Н.Ф. Астафьева, Т.И. Бакланова. – М., 1999.
- Алексеева Л.Н. Музыкальная азбука. 1 кл. – М., 1997.
- Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. В зимнем лесу: музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. – М., 2002.
- Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: интегрированная программа музыкального воспитания, обучения развития и оздоровления детей дошкольного возраста. – М., 2000.
- Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Родной мир музыки: рабочая тетрадь для 1-го кл. четырехлет. нач. шк. – М., 1997.
- Бакланова Т.И., Сокольникова, Н.М., Степакова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: программа интегрированного курса. 1-9 кл. – М., 1997.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждений. – М., 2002.
- Брусиловский Л.С. Музыкотерапия руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.
- Вайкль Б.О. О пении и прочем умении. – М., 2002
- Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1996.
- Кобалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1989.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., 1999.
- Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки и игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2000.
- Лазарев М.Л. Здравствуй!: программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. – М., 1997.
- Лазарев М.Л. система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М., 1993
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. – Спб., 2003.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб., 2002.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000.
- Практикум по арт-терапии/под ред. А.И. Копытина. – СПб., 2000.
- Радынова О.П. Сказка в музыке. – М., 2000.
- Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии/ под ред. Т.Д. Зинкевич. – СПб., 2002
- Фельденкрайз М. Осознание через движение: 12 практических уроков/ пер. с англ. М. Папуш. – М., 2000.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. – М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...