Урок музыки по теме "Музыка моего народа".
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Разработанный урок по программе Д.Б.Кабалевского соответствует ФГОС. Подробно расписаны действия учители и учащихся, ход урока, цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки по теме "Музыка моего народа". | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе
Тема полугодия: Музыка моего народа.
Тема урока: «Создает музыку народ, а мы, композиторы только ее аранжируем». (М. И. Глинка)
Жанр урока: Художественное исследование
Цель урока : Освоение сущностных взаимосвязей между народным и композиторским музыкальным творчеством
Задачи урока:
Воспитательные: Погружение в интонационно-образную сферу произведений народной и профессиональной музыки с целью формирования у учащихся художественной эмпатии.
Образовательные: Репродуцировать в устной форме фамилии авторов и названия произведений, освоить содержательную структуру вариационной формы,
изучить некоторые важнейшие особенности русской народной песни.
Развивающие:
- Вокально-хоровые задачи: выучить первый куплет РНП «Вниз по матушке, по Волге» и два куплета РНП «Здравствуй, гостья зима»; совершенствование навыков кантилены, «долгого» певческого дыхания, грамотного звукообразования, формирование навыка исполнения распевов;
- Формирование навыков целостного анализа музыкальных произведений:
- провести интонационно-содержательный анализ РНП «Вниз по матушке, по Волге» и Вариаций А. С. Даргомыжского на тему указанной песни (совместно с учителем).
Ход урока.
Вход под музыку «Светит месяц».
Музыкальное приветствие (здравствуйте, ребята – до-соль, здравствуйте, учитель-соль-до).
- Мы входили в класс под музыку. Как вы думаете, кто ее написал?
(это русская народная песня)
- И это не случайно. Ведь тема нашего урока звучит так:(цитата Глинки)
- Эти слова сказал великий русский композитор М. И. Глинка, и к концу урока мы с вами постараемся понять, какой же смысл вложил Глинка в эти слова.
Слушание р.н.п. «Вниз по матушке ,по Волге»
- Сейчас мы с вами послушаем одну из красивейших р.н.п., название которой вы узнаете чуть позже. А кто будет внимательным слушателем, тот наверняка поймет, о чем рассказывает музыка и как.
Слушаем 2 куплета в записи.
- Итак, внимательные слушатели, о чём рассказывает песня? Как ?
Беседуем о мелодии, о содержании песни .Класс делится на две группы, одна группа обсуждает особенности мелодии, другая – текст песни. Ключевые слова записываем в столбик на доске : ТЕКСТ----- МЕЛОДИЯ. Сопоставляем характер мелодии с содержанием текста.
- А почему мелодия звучит плавно, медленно, спокойно, а не отрывисто, быстро и резко ?
Рассматриваем картинки с изображением рек через мультимедийный проектор
- Обратите внимание на движение мелодии.
Рассматриваем нотную запись на доске- 2 фразы. Называем ноты 1-ой фразы, пропеваем их.
- Как движется мелодия ? (поступенно, а дальше - скачок).
Поём со словами.
- Что необычного? (тянутся гласные на несколько нот).
- Это - распев, одна из основных особенностей р.н.п. В нотной записи распев обозначается плавной линией, которая называется ЛИГА.
Исполняем 1-ую фразу со словами, я продолжаю дальше 2-ую фразу.
- Что необычного услышали ?
(прерывается слово, в конце 1-ой фразы слово допевается не до конца, а в начале 2-ой - слово начинается сначала)
- Как вы думаете, почему так?
Выясняем, как исполнялись песни раньше: запевает солист, подхватывает хор. Доучиваем первый куплет до конца, исполняем: первый ряд - солисты, 2 и 3 ряды - хор.
Поем без аккомпанемента ,выясняем, что это ещё одна особенность р.н.п.
- Откуда взято название песни?
(это слова первой фразы)
- Это тоже типично для народной песни. Работу над этой песней мы продолжим на следующих уроках, а сейчас мы с вами вновь переносимся в концертный зал и послушаем музыку великого русского композитора Александра Даргомыжского.
Слушаем вариации на тему р.н.п. «Вниз по матушке по Волге» .
На экране - портрет композитора.
- Что знакомое было в этой музыке?
- Почему не все узнали эту мелодию?
- Как композитор её изменил?
- Мелодия звучала один раз или несколько?
- Как называется такая форма музыкального произведения?
(форма вариаций)
- Почему же Даргомыжский, композитор, взял мелодию р.н. песни и
использовал её в своём сочинении ?
(он хотел показать красоту мелодии, раскрыть её внутренние возможности).
- Ведь неслучайно М.И.Глинка произнёс свои слова (цитата на
доске). - А сейчас послушайте отрывок из ещё одного произведения.
(играю музыку песни «Здравствуй, гостья зима»
- Узнали?
- Вы сказали, что это русская народная песня, а я играла двумя руками - т.е.
мелодию и аккомпанемент .Кто же написал сопровождение ?
На экране – портрет Н. Римского-Корсакова.
Исполняем 1-ый куплет.
- Какая особенность есть в этой мелодии? (распев)
Вокально- хоровая работа над песней « Здравствуй,гостья зима».
Рефлексия.
- Вы были старательными исполнителями, внимательными
слушателями. О каких особенностях р.н. песен мы сегодня узнали?
- Но самое главное состоит в том, что под пером великих
композиторов - назовите их - народная музыка
приобретает новые краски, новую образную выразительность, о
которой её создатели даже не подозревали. Композиторы
возвращают народу его собственное творчество в более
прекрасном, преображенном виде, раскрывая высокую душу
народа до классического совершенства. Вот в чём состоит
истинный смысл слов М.И.Глинки : «Музыку создает народ, а мы,
композиторы, её аранжируем»
Настало время прощания (прощаемся по - музыкальному).
Выход под « Светит месяц».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"
Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....
Конспект урока "Музыка моего народа"
Урок музыки в начальной школе по теме "Народное творчество России"....
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы ...
Урок: "Творчество моего народа"
Цель урока: Расширить представление детей о народной культуре.Обобщить знания учащихся о русских народных песнях; выявить жанровые особенности плясовых, хороводных и игровых песен, продолжить зн...
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
Презентация "Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ"
Презентация к уроку музыки в 4 классе. (программа В.О. Усачев, Л.В. Школяр)...