Открытый урок на тему "Постановка рук при игре на аккордеоне"
план-конспект урока по музыке на тему

Знакомство с упражнениями на формирование правильной и свободной постановки рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_posledniy_variant.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План открытого урока.

Учебное заведение: МОУ ДОД «Школа искусств» г. Новодвинска

26 ноября 2013года

Предмет: специальность - «Музыкальный инструмент – аккордеон»

Отделение: Народные и духовые инструменты.

Учащийся: Поповец Григорий

Класс: 2 класс (по 7-летнему обучению),  9 лет

Преподаватель: Лебедева Людмила Григорьевна

Тип урока: Повторение, закрепление ранее полученных знаний.

Форма урока: практическая работа.

Тема урока: «Постановка рук при игре на аккордеоне»

Цель урока: Знакомство с упражнениями на формирование правильной и свободной постановки рук.

Задачи:

Образовательные: 

Закрепить полученные ранее навыки правильной и свободной постановки рук на примере исполнения упражнений, гаммы и пьес.

Акцентировать внимание ученика на выразительную в интонационном, метроритмическом и динамическом плане игру.

Воспитательные: 

Воспитывать творческое отношение к работе над техническим материалом. 
Воспитывать любовь к ярким, музыкально-выразительным средствам исполнения. 

Развивающие: 

Развивать осмысленное отношение к исполнительской технике игры на аккордеоне. 

Развивать стремление к свободным и правильным движениям рук и корпуса при минимальных затратах физических сил.

Задачи учащегося:

Закрепить полученные ранее навыки правильной посадки и свободной постановки рук на аккордеоне.

Продолжать учиться свободной и выразительной в интонационном, метроритмическом и динамическом плане игре упражнений, гаммы и пьес.

Учащийся должен знать:

Основные правила посадки и постановки рук на аккордеоне.

Основные музыкальные термины: акцент, синкопа,

Уметь:

Исполнять гамму до-мажор, упражнения для правой и левой руки, пьесы.

  Дидактическое оснащение:

нотные сборники

Материально-техническое оснащение:

  1. музыкальный инструменты: аккордеон 3/4, фортепиано
  2. пюпитр
  3. подставка для ног
  4. стул

Средства обучения:

Для преподавателя:

Объяснительно-иллюстративный метод: беседа, рассказ, иллюстрация.

Для учащегося:

Коммуникативный метод.

Ход урока:

Организационная часть: 

Подготовка рабочего места к началу урока: стул, подставка для ног, пюпитр, нотные сборники, музыкальный инструмент – аккордеон ¾.  

Регулировка наплечных ремней у аккордеона.

Мотивация предстоящей учебной деятельности:

Сообщение темы урока: «Основы постановки исполнительского аппарата на аккордеоне». Правильная посадка, установка аккордеона, постановка правой и левой руки обеспечивают исполнителю удобство в процессе игры, свободу движениям рук и корпуса при минимальных затратах физических сил.

Активизация познавательной деятельности

Повторение полученных ранее знаний. Начальные основы постановки.

Посадка: сидеть на половине стула, спина прямая, плечи опущены, голова приподнята. Высота сидения должна быть немного выше уровня коленей ученика. Ноги опираются на всю ступню, расставлены, слегка выдвинуты вперед.

Постановка аккордеона: наличие широкого грифа правой клавиатуры у аккордеона заставляет держать инструмент на левом бедре со значительным смещением влево. Нижняя часть грифа правого полукорпуса упирается во внутреннюю сторону правого бедра, поэтому аккордеон получает небольшой наклон вправо, а также достигается устойчивость инструмента при игре на сжим.

Регулировка ремней: плечевые ремни регулируем таким образом, чтобы между корпусом аккордеона и грудью исполнителя оставалось небольшое пространство. Левый ремень делается короче правого. Левый боковой ремень регулируется таким образом, чтобы кисть руки, касаясь ремня и крышки левого полукорпуса, свободно двигалась вдоль клавиатуры.

Постановка правой руки: при постановке правой руки пальцы находятся в полусогнутом положении, большой палец и мизинец нельзя держать за пределами клавиатуры, поэтому нажимать белые клавиши нужно ближе к черным. Локоть немного приподнят и отведен в сторону. Локоть и кисть вместе составляют одну плавно закругленную линию. Нельзя выгибать запястье и касаться края грифа ладонью.

Постановка левой руки: кисть левой руки продевается под ремень, касаясь кончиками пальцев основного ряда басов, чуть разворачивается в сторону самого короткого пальца – мизинца, большой палец касается ребра левого полукорпуса.  

Упр. для снятия мышечного напряжения кистей правой и левой рук нужно сделать: свободно опустить руки вдоль туловища – пальцы примут естественное округлое положение, затем поднять их на клавиатуру. 

Практическая часть урока.

Формирование  знаний и умений.

Упр. написаны с учетом развития игровых навыков в пределах одной позиции. Цикл этих упр. развивает начальный постановочный комплекс правой и левой руки. Каждое упр. написано на короткие стишки, которые  воспитывают у ученика  чувство метроритма, будят образную фантазию, подготавливают к вокальному (певческому) интонированию и приучают с первых шагов к осмысленной интонации.

Упр. (попевки) для правой руки.

Игра  упр. правой рукой выполняется с плавным замахом на сильную долю такта.

1.Исполнение в размере 4/4 от «до» - «соль» - «до» четвертями, поочерёдно штрихами: легато, стаккато с плавным замахом на первую долю такта.

Ну-ка, пальцы попорядку выходите на зарядку. Стоп!

2.Исполнение в размере 4/4 от «до» - «соль» - «до» восьмыми длительностями, поочерёдно штрихами: легато, стаккато с плавным замахом на первую долю такта.

Побежали, полетели, закружились в карусели. Стоп!

3.Укрепление 1-го и 3-го пальцев, исполняется штрихом стаккато от ноты «до» - «ми» на терцию вверх. При игре стаккато кисть и запястье подвижны, и вся рука от плеча до кончиков пальцев должна быть не зажатой, свободной.

Нашим пальчикам не лень перепрыгнуть через пень.

4.Укрепление 1-го и 4-го пальцев штрихом стаккато на кварту вверх, от ноты «до» - «фа».

Не страшны ни пни, ни кочки прыгнем через два пенёчка.

5.Укрепление 1-го и 5-го пальцев штрихом  стаккато на квинту вверх, от ноты «до» - «соль».

Мы по клавишам ходили три ступеньки пропустили.

При игре штрихом стаккато длительности нот сокращаются почти в 2 раза, поэтому между звуками возникают паузы. А сами звуки получаются более короткими и острыми, поэтому необходимо обращать внимание ученика на точность метроритма.

5.Подкладывание 1-го пальца в восходящем движении по гамме C dur в две октавы и перекладывание 3-го пальца в нисходящем движении восьмыми длительностями штрихом легато. Подкладывание и перекладывание пальцев должно осуществляться незаметно на слух, это достигается при правильной группировке восьмых длительностей.

 Два варианта стихов:

1.Поднялись до самой крыши, а потом ещё повыше. Быстро с горочки спустились и нигде не заблудились.

2.До ре ми фа соль ля си до – потерял мышонок сито. До си ля соль фа ми ре до – не нашли мы сито это.

Для развития гибкости пальцев можно использовать другие варианты аппликатуры (1,2; 1,3 пальцы).

Чтобы подкладывание 1-го пальца не нарушало плавного движения кисти руки, нужно 1 и 3-й пальцы как бы соединить «в колечко», нажимая сразу две соседние клавиши (ми, фа – 3,1 пальцы), нажать «звоночек».

     II.Упр. для постановки левой руки. 

Игра упр. левой рукой выполняется с подчеркиванием баса на сильную долю такта.

1.«Барыня»: в размере 2/4 четвертями в тональности C dur на главных ступенях T D T S. (Барыня ты моя, сударыня ты моя)

2. «Частушка» в размере 2/4 четвертями в тональности C dur на главных ступенях SS TT DD TT c использованием басов вспомогательного ряда.

Залетела к нам ворона. Думали воды попить. Напоили, накормили. Научили говорить.

3. «Цыганочка» в размере 2/4 четвертями в тональности a moll на главных ступенях SS TT DD TT c использованием 3-го и 5-го пальцев на басах основного ряда.

4. «Частушка» в размере 2/4 четвертями в тональности a moll на главных ступенях SS TT DD TT c использованием 3-го и 5-го пальцев на басах основного  и вспомогательного ряда.

Прочитал стихотворенье с бесподобным выраженьем.

Весь мой класс сидит и плачет стих про Танечку и мячик.

Гамма C dur - исполнение штрихами: легато, стаккато, переменным,         в размере 2/4 восьмыми длительностями. При правильной группировке восьмых длительностей достигается незаметное подкладывание 1-го пальца в восходящем движении и перекладывание 3-го пальца в нисходящем движении гаммы. Короткое, длинное арпеджио, аккорды.

Ученик должен следить за подвижным запястьем правой руки при движении пальцев в восходящем и нисходящем движении в гамме, арпеджио, аккордах, а также за правильной аппликатурой.

Следует акцентировать внимание ученика на выразительную в интонационном, метроритмическом и динамическом плане игру.

  1. Применение знаний.

Исполнение пьес:

1.С. Бредис  Полька  «Раз и два и». Это веселый танец, который требует яркого уверенного звука и энергичного стаккато в аккомпанементе левой руки с опорой на бас. «Полька» означает «половинный шаг» (в переводе с чешского языка). Танец проходит в быстром темпе, что требует проворного, ловкого переступания ногами при помощи быстрых шажков. 

Полька написана в 3-х частной форме (АВА).

 1 и 3 части (А) передают значение этого танца «половинный шаг», т.к. исполняются мелкими длительностями. Мелодия польки начинается на меццо форте (не очень громко) с динамическим развитием к вершине фразы, подчёркнутой  акцентом. 

2 часть (В) состоит из двух разделов, контрастных по характеру: 1-ый передаёт грубоватую деревенскую пляску и исполняется  ярко на форте интервалами в терцию, а в основе 2-го лежит короткая песенка – частушка, которую нужно исполнить нежно и мягко на пиано, штрихом легато.  

В основе ритмического рисунка польки лежит синкопа, которая встречается в каждом разделе пьесы.

Ученику необходимо передать характер этого танца за счёт соблюдения штрихов, контрастной динамики, острого синкопированного ритма.

2.Г. Беляев «Ералаш» (слово означает – смесь, мешанина, беспорядок, путаница, неразбериха). Название пьесы полностью соответствует её содержанию. Сложность для выучивания этой пьесы заключается в том, что  каждое предложение начинается с одной и той же мелодии, которая построена на быстром движении по хроматизму в нисходящем движении восьмых длительностей, исполняющимися колючим штрихом стаккато и чередующимися с восьмыми паузами,  а  заканчиваются эти предложения различными окончаниями. Поэтому для того чтобы выучить пьесу учащемуся необходимо проучить отдельно окончание каждого предложения. Начинать  исполнение пьесы учащемуся необходимо активными собранными пальцами с кистевым замахом, четким острым штрихом стаккато. Исполнение пьесы требует от ученика особой выносливости, т.к. в партии левой руки аккомпанемент строится на непрерывном чередовании баса с аккордом восьмыми  длительностями, здесь также необходим слуховой контроль над  четкостью штриха стаккато и ровностью восьмых длительностей, бас должен служить опорой в исполнении аккомпанемента.

3.Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» в обр. Г. Бойцовой.

В начале исполнения звучит сама песня плавная и напевная, а затем в 1-ой и 2-ой вариациях её уже хочется не только пропеть, но и пуститься  в пляс. Это важная особенность плясовых мелодий. Чтобы передать характер этой пьесы, ученику следует обратить внимание на исполнение темы переменным штрихом (стаккато, легато); а также прослушать интонационную выразительность  мелодии внутри каждой фразы, при окончании которой нужно  сделать кистевое дыхание.

В 1-ой вариации обратить внимание ученика на смену ритма в аккомпанементе, который подчеркивает игривый плясовой характер мелодии, а также на ровное, четкое исполнение шестнадцатых длительностей правой рукой.  

Во 2-ой вариации учащемуся необходимо слушать проведение темы в басу, следить, чтобы пальцы левой руки были собраны, тема звучала ярко четко на фоне легкого острого стаккато в аккомпанементе, исполняющимся  правой рукой, при этом кисть должна быть свободной.

4.Рус. нар. песня «Как пошли наши подружки в обр. В. Медведева. 

Это песня – игра, песня – хоровод (коллективный танец.  Подружки,  взявшись за руки, с песнями ходят по кругу.)  В мелодической  интонации  песни слышится разговор подружек.

Пьеса написана в форме вариации (А, А1, А2, А)

Тема состоит из четырех фраз (АА, ВВ). Вторая повторяет первую, четвертая - третью. Здесь важно обратить внимание ученика на плавность, гибкость мелодии; на мягкое прикосновение пальца к клавише, на умение вести мех ровно без толчков красивым выразительным звуком, показывая, как подружки плавно двигаются в хороводе.  При окончании фразы нужно дослушать длительность ноты и снять лигу, т.е. сделать дыхание, ведь подружки не только водят хоровод,  но и поют песню.

Как пошли наши подружки. В лес по ягоды гулять. Дело, дело, дело, да. В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали, Лишь подружку потеряли, Жалко, жалко, жалко, жаль, Лишь подружку потеряли.

Что любимую подружку – Катеринушку. Ох, ох, ох, ох, ох, ох, ох,  Катеринушку.

«Ты, ау, ау, Катюшка,  Наша милая подружка!  Где ты, где ты, где ты, где,  Наша милая подружка?

Не в лесу ли заблудилась,  Не в траве ли заплелась, Жалко, жалко, жалко. Аль, Не в траве ли заплелась?»

«Не в траве я заблудилась, Не в траве я заплелась. Да, да, да, да, да, да, да,  Не в траве я заплелась.

В быстрой речке искупалась   И на травке заспалась.  Да, да, да, да, да, да, да,   И на травке заспалась.

1 вариация строится на коротких  мотивах, состоящих из одинаковых ритмических группировок нот: 2 шестнадцатые и восьмая. Здесь учащемуся нужно  точно выдержать ритмический рисунок, дослушивая восьмую длительность. Начинать вариацию нужно с легкой активной атаки звука на   сильную долю такта, а также следить за снятием лиг между каждым мотивом.

 2 вариация должна быть исполнена учеником легко и свободно, с небольшим замахом кисти на первую долю такта в начале фразы, а также следить за  ровным движением шестнадцатых длительностей и снятием лиг в окончании фраз, соблюдая точность фразировки. В конце пьесы тема проводится ещё раз. Поэтому задача ученика не только выразительно исполнить пьесу, выполнить все технические задачи,  но и выдержать её объём.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок-зачёт с элементами литературной игры по творчеству Ф.М.Достоевского

Урок-зачёт - это ещё одна  повесть о жизни и творчестве величайшего из писателей. Достоевский гиперболически реалистичен. Подвергая анализу внутренний мир героев, он глубоко правдиво раскры...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Открытый урок 3 класс. Тема: "Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики".

Открытый урок 3 класс. Тема: "Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики"....

Конспект открытого урока по физической культуре "Олимпийские игры в стране Физкультурии"

Конспект урока к разделу "Игры, эстафеты" на тему: "Олимпийские игры в стране Физкультурии"...

План-конспект открытого урока по подвижным и народным играм для учащихся 6-ого класса

Подвижные игры развивают основные физические качества -быстроту, силу, ловкость.Воспитывают чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи....

Конспект открытого урока «Технические и тактические действия игры волейбол» 10 класс

План - конспект к уроку по физической культуре по теме «Технические и тактические действия игры волейбол» 10 класс...

Открытый урок по физической культуре "Олимпийские игры стран народов мира"

В 2014 году Россия будет принимать у себя зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Они будут вторыми, которые проводятся на территории нашей страны, после летних Олимпийских игр в 1980 году в Москве. Пр...