Музыкальный вокзал
презентация к уроку по музыке на тему
О великой славе Павловского музыкального вокзала Царскосельской железной дороги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_vokzal.pptx | 1.57 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Попутная песня» (муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника, написана по случаю открытия первой железной дороги) Паровоз тогда назывался пароходом
Первая часть железной дороги пролегала от Царского Села до Павловска. Ее открытие состоялось 27 сентября 1836 года, а уже спустя год, в 1837, петербуржцы могли на огнедышащем коне, многих пугающем своим странным грозным видом, в тележках первого российского пассажирского поезда «Проворный» добраться до Павловска. Макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс, установлен в специальном стеклянном павильоне у Витебского вокзала в Санкт-Петербурге в 1987 году.
4 апреля 1838 г. впервые поезд поехал по рельсам с настоящим паровозом. Чтобы пассажиры не страдали от грохота и свиста, в первом вагоне играл оркестр. Эти маленькие поезда с миниатюрным паровозом выглядели смешно по сравнению с современными составами, но в то время в сознании людей произошел настоящий переворот, изменив их отношение к скорости и расстоянию. К вопросам
Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Все вагоны были закуплены за границей и не имели отопления и освещения. Сначала поездки совершались только по выходным дням. Люди сидели в вагонах, которые тянула упряжка лошадей. С января 1838 г. поезд ходил ежедневно, но все также был запряжен лошадьми. Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.
Особым комфортом отличались вагоны -"берлины". В каждом их отделении, рассчитанном на 8 человек, располагались друг против друга по четыре мягких кресла с подлокотниками. В отделении "дилижансов" устанавливали мягкие сиденья без подлокотников на пять человек каждое, таким образом, в одном отделении помещалось 10 пассажиров. Открытые вагоны -"шарабаны" имели стенки до половины высоты кузова, в них пассажиры размещались теснее: на каждой жесткой скамейке сидело шестеро, отделение рассчитывалось на 12 человек. В "вагонах" четвертого класса в целях получения большей прибыли с 8 августа 1838 г. для увеличения вместимости сняли скамейки и пассажиры были вынуждены ездить стоя; тогда их "набивалось" до 100 человек. Ни отопления, ни освещения в вагонах не было, поэтому в вечернее время попутчики не могли разглядеть друг друга. Лишь в 40-е годы XIX века закрытые кареты стали освещаться свечами.
Чтоб прославить новую дорогу, в Павловске построили « Вокс-зал ». Вокзал производное от английского « vogs hall », что переводится как «музыкальный зал». Павловский вокзал – конечная станция самой первой в Российской Империи, Царскосельской , железной дороги, а также, в XIX-XX веках, главный концертный зал под Петербургом. Дорога пролегла прямо через Павловский парк, рассекая пополам район Большой звезды. Паровоз проезжал в непосредственной близости от музыкального зала, а вокзал был построен прямо на берегу Славянки, совсем недалеко от дворца. В конечном пункте движения поезда, в Павловске, в специально устроенной зале, при рабочем помещении, 22 мая 1838 года состоялся первый концерт. К вопросам
Так начиналась великая музыкальная слава Павловского музыкального вокзала, в котором первоначально не было даже эстрады, а оркестр, располагаясь на хорах, развлекал пассажиров лишь во время обеда и на вечерних танцевальных раутах. Павловск К вопросам
В качестве дополнительного к скорости и комфорту удовольствия был придуман трюк с устройством концертов и буфетных угощений. Впоследствии появившийся концертный зал периодически переоборудовался — сначала на 500 посадочных мест, затем на 1500, на 3000.
Перед войной вместимость зала достигала пяти тысяч зрителей и концерты шли ежедневно, а в выходные и праздничные дни и по 2-3 концерта.
По задумке императора Александра Третьего , благодаря музыкальному вокзалу люди должны были перестать бояться нового вида транспорта. Зал ожидания был совмещен с концертной площадкой. Вокзал быстро стал местом собраний высшего общества, его еще называли «летней филармонией». Павловские концерты пользовались небывалой популярностью . В немалой степени тому залогом было и то, что вход на вокзальные концерты по распоряжению Великого князя Константина Николаевича был бесплатный. Он настоятельно заверял, что «со своей стороны никогда не допустит постоянного взимания с публики платы за вход на музыкальные вечера в Павловском вокзале», и слово свое сдержал.
Каждый вечер завитой маэстро От заката до ночной звезды Потрясал неистовством оркестра Павловские липы и пруды. Пестрой публикой шумел кургауз , Властвовала Мода здесь сама. Приезжал из Вены Иоганн Штраус. Вальсами сводивший всех с ума. Проводили вечер некороткий Здесь, шурша листочками программ, Офицеры, щеголи, кокотки, Цветники великосветских дам. Вс. Рождественский
Сначала Музыкальный вокзал предназначался для легкой ресторанной и бальной музыки, со временем перерастая в центр сосредоточения высокой культуры. Вскоре он стал первым в Российской Империи залом, где давали концерты симфонические оркестры.
С 5 января 1839 года в музыкальном вокзале Павловска начал выступления первый профессиональный оркестр из 18 человек под руководством Й. Германа. Оркестр исполнял известные тогда произведения, в том числе «Вальс-фантазию» М. И. Глинки, весьма популярный и одно время даже называвшийся «Павловским вальсом». Глинка со дня постройки вокзала был частым концертантом Павловска. В своей музыке он многократно запечатлел образ Павловских садов и парков. К вопросам В конец
Но настоящим недосягаемым пиком и расцветом Павловских концертов остается время, когда к работе в Музыкальном вокзале был приглашен Иоганн Штраус. В Павловске выступало все музыкальное семейство Штраусов , прославившееся культивируемой ими музыкой венских вальсов. Для Штрауса устроили отдельный зал для выступлений, так как он категорически отказался выступать в зале-ресторане. К вопросам В конец
«Король вальса» Иоганн Штраус выступал здесь с 1856 по 1865 годы. Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса.
В Павловске И. Штраус написал вальсы «Петербургские дамы», «Княгиня Александра», «Прощание с Петербургом», кадриль «Славянка», польки «Ольга», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Петербурге», «Незнакомка», «Павловск», «Нева». В конец
Австрийский композитор И. Штраус включал в программы концертов не только свои сочинения, но и произведения других авторов. Так, именно в исполнении его оркестра в 1865 г. впервые прозвучали «Танцы сенных девушек» молодого русского композитора П. И. Чайковского.
После Революции в Павловском музыкальном вокзале по-прежнему устраивали симфонические концерты, по 20 за летний сезон, под руководством дирижёра Н. А. Малько. За годы существования Павловского вокзала в его стенах выступало великое множество знаменитостей, среди которых был и Ф. И. Шаляпин. К вопросам В конец
В августе 1912 года С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913 впервые — 2-й концерт.
22 и 23 мая 1912 года состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию со дня открытия Павловского вокзала.
В конце 1870-х гг. рядом с вокзалом выросло небольшое привлекательное здание театра, построенное по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. На его сцене были поставлены драматические спектакли, в которых участвовали талантливые русские артисты: Г. Федотова, В. Комиссаржевская, М. Ермолова, М. Савина, Ю. Юрьева, К. Варламова и другие.
В 1930-х годах здание театра в Павловске сгорело, а в годы Великой Отечественной войны был уничтожен и музыкальный вокзал. Идея его восстановления не умерла: пришло время восстановить погибший памятник и возродить Павловский музыкальный вокзал в прежнем его статусе — не просто как архитектурный объект, а как действующий культурно-исторический феномен, служащий развитию и популяризации высокой музыкальной культуры. И уже более половины века ученые и архитекторы обсуждают, как воссоздать памятник архитектуры.
Павловск на протяжении столетия обладал для образованных людей мощной притягательной силой. Здесь творили не только артисты и музыканты, но и художники, и поэты. Немало строк посвятили они красивейшим уголкам Павловского парка. В конец
Большой вокзальный пруд
Большой вокзальный пруд и строения бывшего музыкального вокзала
Музыкальный вокзал в Павловске Котелки, цилиндры, перья страуса, Шутки смех, счастливые глаза: Ах, сегодня будут вальсы Штрауса – Сам маэстро всколыхнет Вокзал! По аллеям парка, как по улицам, Шествует нарядный Петербург, В предвкушенье праздника волнуется, И собою заполняет луг. Вскрикнул паровоз. От вопля резкого Утки на пруду метнулись вверх... Быстрый шаг, фигура Достоевского– Отложить роман на час не грех – Он спешит, боится опоздания: Музыка – бальзам его души... В огоньках цветных вокзала здание, Ну, а дамы чудо хороши! Эта... не Настасья ли Филипповна?! Не глаза, а словно два костра... Как дурманит душу запах липовый И оркестра дивная игра! Лучше нет Вокзала Музыкального! Но о чем я?! Он сгорел давно... Луг. И камень у пруда зеркального. Тень вокзала вижу всё равно... Татьяна Лапшина
Фонарь около бывшего музыкального вокзала
Начиная с 24 августа 2008 года и каждое воскресенье в 15 часов пассажиры , отправляющиеся и прибывающие на Витебский вокзал Санкт-Петербурга, могли в его картинном зале насладиться звуками классической музыки. Северо-Западная региональная Дирекция железнодорожных вокзалов, администрация Адмиралтейского района и Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ готовили серию благотворительных концертов классической музыки, объединенных в цикл "Семейный абонемент "Музыкальные династии". В концертах принимали участие известные музыкальные коллективы и исполнители Северной столицы. Проект «Музыкальный вокзал» К вопросам
На протяжении 5 лет в Картинном зале Витебского вокзала проходила серия благотворительных музыкальных лекториев общественно-просветительского характера, предназначенных для самых широких слоев населения. Проект «Музыкальный вокзал» - долгосрочная культурно-просветительская программа, традиция, берущая свое начало от первой российской народной филармонии Павловского музыкального вокзала. За прошедшее время в рамках проекта было реализовано более 160 бесплатных концертов, в которых приняли участие около трех десятков симфонических, духовых и народных оркестров, большое количество камерных и инструментальных ансамблей, хоров и сольных исполнителей, в том числе самого высокого европейского уровня. К сожалению, в настоящее время концертов в Витебском вокзале не проводят…
Павловск навсегда остался империей музыки и ее изысканным царством. Павловск и в двадцать первом веке продолжает оставаться местом культовым для музыкантов и публики, знающей толк в исполнительском искусстве академических форм. В знаменитом Государственном музее-заповеднике общественно-просветительская программа «Музыкальный Павловск» существует уже почти 15 лет.
Проверь себя: 1. В каком городе был Музыкальный вокзал? 2. Для чего 4 апреля 1838 года в первом вагоне поезда играл оркестр? 3. Когда состоялся первый концерт в Музыкальном вокзале? 4. Как по-другому назывался «Вальс-фантазия» М.И. Глинки? 5. Какой австрийский композитор был приглашен для работы в Музыкальный вокзал Павловска? 6. Выступал ли Ф.И. Шаляпин в Музыкальном вокзале Павловска? 7. На каком вокзале Санкт-Петербурга действовал проект «Музыкальный вокзал»? 8. Подумай и скажи: нужен ли в наше время Музыкальный вокзал?
Использованные источники: Дорогами Срединного Пути. Блог о путешествиях, природе и культуре. http://anashina.com/pavlovskij-muzykalnyj-vokzal/ Телеканал «100 ТВ». http://www.tv100.ru/news/Muzyka-vstretit-vseh-posetitelej-Pavlovska-37985/ https://vk.com/search?c%5Bq%5D= прощание%20с%20петербургом%20фильм& c%5Bsection%5D= video&z =video-288614_164503279 Всемирный русский народный собор http://www.vrns.ru/culture/52/2062/#.VGeHR6iotn4 Социальная сеть города Пушкин. http://www.tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/nauka-i-tehnika-v-carskom-sele/carskoselskaja-zheleznaja-doroga.html#.VGeJMKiotn4 Pushkin.ru. Отечество нам Царское село. http://pushkin.ru/blog/city-life/pavlovskii-vokzal-1.html Страница Кирилла Финкельштейна http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Gel_dor.htm
Звучала музыка: 1. М.И. Глинка, Н. Кукольник. «Попутная песня». 2. М.И. Глинка. «Вальс-фантазия». 3. И. Штраус. Вальс «Прощание с Петербургом». 4. И. Штраус. «Ольга-полька». 5. Ф. Шаляпин. Цыганский романс «Очи черные». 6. И. Штраус. Вальс «На голубом Дунае». В начало
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные проблемы в рассказе Ю.Буйды «Казанский вокзал»
Методическая разработка урока по современной литературе на примере рассказа Ю.Буйды "Казанский вокзал" с использованием проблемно- диалогической технологии (педмастерская)...
Сценарий выпускного вечера " Школьный вокзал"
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА Актовый зал, фойе должны быть оформлены к выпускному вечеру: газеты, выпущенные ими за время учебы, газеты с фотографиями разных лет, интервью, учителей, выпуск...
"Железнодорожный транспорт. Вокзал"
Презентация к уроку СБО в 7 классе...
Игра "Математический вокзал"
Неделя математики в школе должна проходить весело, интересно и поучительно.......
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса
Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...
Сценарий Выпускного вечера в школе " Вокзал Детства" 11 класс
Сценарий Выпускного вечера в школе. 11 классХод мероприятия. Вручение аттестатов. Слово выпускников....
Конспект экскурсии "Железнодорожный вокзал" (открытое занятие)
Цель: Дать учащимся представление о вокзалах, их назначении.Познавательные задачи:1.Познакомить учащихся со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством....