Музыкальный вокзал
презентация к уроку по музыке на тему

Уркина Светлана Николаевна

О великой славе Павловского музыкального вокзала Царскосельской железной дороги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_vokzal.pptx1.57 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный вокзал С. Н. Уркина , учитель музыки ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка м. р. Волжский Самарской области

Слайд 2

«Попутная песня» (муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника, написана по случаю открытия первой железной дороги) Паровоз тогда назывался пароходом

Слайд 3

Первая часть железной дороги пролегала от Царского Села до Павловска. Ее открытие состоялось 27 сентября 1836 года, а уже спустя год, в 1837, петербуржцы могли на огнедышащем коне, многих пугающем своим странным грозным видом, в тележках первого российского пассажирского поезда «Проворный» добраться до Павловска. Макет поезда с паровозом «Проворный», совершившего первый в России рейс, установлен в специальном стеклянном павильоне у Витебского вокзала в Санкт-Петербурге в 1987 году.

Слайд 4

4 апреля 1838 г. впервые поезд поехал по рельсам с настоящим паровозом. Чтобы пассажиры не страдали от грохота и свиста, в первом вагоне играл оркестр. Эти маленькие поезда с миниатюрным паровозом выглядели смешно по сравнению с современными составами, но в то время в сознании людей произошел настоящий переворот, изменив их отношение к скорости и расстоянию. К вопросам

Слайд 5

Первые поезда состояли из вагонов четырёх классов. Все вагоны были закуплены за границей и не имели отопления и освещения. Сначала поездки совершались только по выходным дням. Люди сидели в вагонах, которые тянула упряжка лошадей. С января 1838 г. поезд ходил ежедневно, но все также был запряжен лошадьми. Для обслуживания и ремонта подвижного состава в Петербурге имелось депо.

Слайд 6

Особым комфортом отличались вагоны -"берлины". В каждом их отделении, рассчитанном на 8 человек, располагались друг против друга по четыре мягких кресла с подлокотниками. В отделении "дилижансов" устанавливали мягкие сиденья без подлокотников на пять человек каждое, таким образом, в одном отделении помещалось 10 пассажиров. Открытые вагоны -"шарабаны" имели стенки до половины высоты кузова, в них пассажиры размещались теснее: на каждой жесткой скамейке сидело шестеро, отделение рассчитывалось на 12 человек. В "вагонах" четвертого класса в целях получения большей прибыли с 8 августа 1838 г. для увеличения вместимости сняли скамейки и пассажиры были вынуждены ездить стоя; тогда их "набивалось" до 100 человек. Ни отопления, ни освещения в вагонах не было, поэтому в вечернее время попутчики не могли разглядеть друг друга. Лишь в 40-е годы XIX века закрытые кареты стали освещаться свечами.

Слайд 7

Чтоб прославить новую дорогу, в Павловске построили « Вокс-зал ». Вокзал производное от английского « vogs hall », что переводится как «музыкальный зал». Павловский вокзал – конечная станция самой первой в Российской Империи, Царскосельской , железной дороги, а также, в XIX-XX веках, главный концертный зал под Петербургом. Дорога пролегла прямо через Павловский парк, рассекая пополам район Большой звезды. Паровоз проезжал в непосредственной близости от музыкального зала, а вокзал был построен прямо на берегу Славянки, совсем недалеко от дворца. В конечном пункте движения поезда, в Павловске, в специально устроенной зале, при рабочем помещении, 22 мая 1838 года состоялся первый концерт. К вопросам

Слайд 8

Так начиналась великая музыкальная слава Павловского музыкального вокзала, в котором первоначально не было даже эстрады, а оркестр, располагаясь на хорах, развлекал пассажиров лишь во время обеда и на вечерних танцевальных раутах. Павловск К вопросам

Слайд 9

В качестве дополнительного к скорости и комфорту удовольствия был придуман трюк с устройством концертов и буфетных угощений. Впоследствии появившийся концертный зал периодически переоборудовался — сначала на 500 посадочных мест, затем на 1500, на 3000.

Слайд 10

Перед войной вместимость зала достигала пяти тысяч зрителей и концерты шли ежедневно, а в выходные и праздничные дни и по 2-3 концерта.

Слайд 11

По задумке императора Александра Третьего , благодаря музыкальному вокзалу люди должны были перестать бояться нового вида транспорта. Зал ожидания был совмещен с концертной площадкой. Вокзал быстро стал местом собраний высшего общества, его еще называли «летней филармонией». Павловские концерты пользовались небывалой популярностью . В немалой степени тому залогом было и то, что вход на вокзальные концерты по распоряжению Великого князя Константина Николаевича был бесплатный. Он настоятельно заверял, что «со своей стороны никогда не допустит постоянного взимания с публики платы за вход на музыкальные вечера в Павловском вокзале», и слово свое сдержал.

Слайд 12

Каждый вечер завитой маэстро От заката до ночной звезды Потрясал неистовством оркестра Павловские липы и пруды. Пестрой публикой шумел кургауз , Властвовала Мода здесь сама. Приезжал из Вены Иоганн Штраус. Вальсами сводивший всех с ума. Проводили вечер некороткий Здесь, шурша листочками программ, Офицеры, щеголи, кокотки, Цветники великосветских дам. Вс. Рождественский

Слайд 13

Сначала Музыкальный вокзал предназначался для легкой ресторанной и бальной музыки, со временем перерастая в центр сосредоточения высокой культуры. Вскоре он стал первым в Российской Империи залом, где давали концерты симфонические оркестры.

Слайд 14

С 5 января 1839 года в музыкальном вокзале Павловска начал выступления первый профессиональный оркестр из 18 человек под руководством Й. Германа. Оркестр исполнял известные тогда произведения, в том числе «Вальс-фантазию» М. И. Глинки, весьма популярный и одно время даже называвшийся «Павловским вальсом». Глинка со дня постройки вокзала был частым концертантом Павловска. В своей музыке он многократно запечатлел образ Павловских садов и парков. К вопросам В конец

Слайд 15

Но настоящим недосягаемым пиком и расцветом Павловских концертов остается время, когда к работе в Музыкальном вокзале был приглашен Иоганн Штраус. В Павловске выступало все музыкальное семейство Штраусов , прославившееся культивируемой ими музыкой венских вальсов. Для Штрауса устроили отдельный зал для выступлений, так как он категорически отказался выступать в зале-ресторане. К вопросам В конец

Слайд 16

«Король вальса» Иоганн Штраус выступал здесь с 1856 по 1865 годы. Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса.

Слайд 17

В Павловске И. Штраус написал вальсы «Петербургские дамы», «Княгиня Александра», «Прощание с Петербургом», кадриль «Славянка», польки «Ольга», «В Павловском лесу», «Воспоминание о Петербурге», «Незнакомка», «Павловск», «Нева». В конец

Слайд 18

Австрийский композитор И. Штраус включал в программы концертов не только свои сочинения, но и произведения других авторов. Так, именно в исполнении его оркестра в 1865 г. впервые прозвучали «Танцы сенных девушек» молодого русского композитора П. И. Чайковского.

Слайд 19

После Революции в Павловском музыкальном вокзале по-прежнему устраивали симфонические концерты, по 20 за летний сезон, под руководством дирижёра Н. А. Малько. За годы существования Павловского вокзала в его стенах выступало великое множество знаменитостей, среди которых был и Ф. И. Шаляпин. К вопросам В конец

Слайд 20

В августе 1912 года С. С. Прокофьев с оркестром Асланова исполнил свой 1-й концерт для фортепиано с оркестром, а 23 августа 1913 впервые — 2-й концерт.

Слайд 21

22 и 23 мая 1912 года состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию со дня открытия Павловского вокзала.

Слайд 22

В конце 1870-х гг. рядом с вокзалом выросло небольшое привлекательное здание театра, построенное по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. На его сцене были поставлены драматические спектакли, в которых участвовали талантливые русские артисты: Г. Федотова, В. Комиссаржевская, М. Ермолова, М. Савина, Ю. Юрьева, К. Варламова и другие.

Слайд 23

В 1930-х годах здание театра в Павловске сгорело, а в годы Великой Отечественной войны был уничтожен и музыкальный вокзал. Идея его восстановления не умерла: пришло время восстановить погибший памятник и возродить Павловский музыкальный вокзал в прежнем его статусе — не просто как архитектурный объект, а как действующий культурно-исторический феномен, служащий развитию и популяризации высокой музыкальной культуры. И уже более половины века ученые и архитекторы обсуждают, как воссоздать памятник архитектуры.

Слайд 24

Павловск на протяжении столетия обладал для образованных людей мощной притягательной силой. Здесь творили не только артисты и музыканты, но и художники, и поэты. Немало строк посвятили они красивейшим уголкам Павловского парка. В конец

Слайд 25

Большой вокзальный пруд

Слайд 26

Большой вокзальный пруд и строения бывшего музыкального вокзала

Слайд 27

Музыкальный вокзал в Павловске Котелки, цилиндры, перья страуса, Шутки смех, счастливые глаза: Ах, сегодня будут вальсы Штрауса – Сам маэстро всколыхнет Вокзал! По аллеям парка, как по улицам, Шествует нарядный Петербург, В предвкушенье праздника волнуется, И собою заполняет луг. Вскрикнул паровоз. От вопля резкого Утки на пруду метнулись вверх... Быстрый шаг, фигура Достоевского– Отложить роман на час не грех – Он спешит, боится опоздания: Музыка – бальзам его души... В огоньках цветных вокзала здание, Ну, а дамы чудо хороши! Эта... не Настасья ли Филипповна?! Не глаза, а словно два костра... Как дурманит душу запах липовый И оркестра дивная игра! Лучше нет Вокзала Музыкального! Но о чем я?! Он сгорел давно... Луг. И камень у пруда зеркального. Тень вокзала вижу всё равно... Татьяна Лапшина

Слайд 28

Фонарь около бывшего музыкального вокзала

Слайд 29

Начиная с 24 августа 2008 года и каждое воскресенье в 15 часов пассажиры , отправляющиеся и прибывающие на Витебский вокзал Санкт-Петербурга, могли в его картинном зале насладиться звуками классической музыки. Северо-Западная региональная Дирекция железнодорожных вокзалов, администрация Адмиралтейского района и Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ готовили серию благотворительных концертов классической музыки, объединенных в цикл "Семейный абонемент "Музыкальные династии". В концертах принимали участие известные музыкальные коллективы и исполнители Северной столицы. Проект «Музыкальный вокзал» К вопросам

Слайд 30

На протяжении 5 лет в Картинном зале Витебского вокзала проходила серия благотворительных музыкальных лекториев общественно-просветительского характера, предназначенных для самых широких слоев населения. Проект «Музыкальный вокзал» - долгосрочная культурно-просветительская программа, традиция, берущая свое начало от первой российской народной филармонии Павловского музыкального вокзала. За прошедшее время в рамках проекта было реализовано более 160 бесплатных концертов, в которых приняли участие около трех десятков симфонических, духовых и народных оркестров, большое количество камерных и инструментальных ансамблей, хоров и сольных исполнителей, в том числе самого высокого европейского уровня. К сожалению, в настоящее время концертов в Витебском вокзале не проводят…

Слайд 31

Павловск навсегда остался империей музыки и ее изысканным царством. Павловск и в двадцать первом веке продолжает оставаться местом культовым для музыкантов и публики, знающей толк в исполнительском искусстве академических форм. В знаменитом Государственном музее-заповеднике общественно-просветительская программа «Музыкальный Павловск» существует уже почти 15 лет.

Слайд 32

Проверь себя: 1. В каком городе был Музыкальный вокзал? 2. Для чего 4 апреля 1838 года в первом вагоне поезда играл оркестр? 3. Когда состоялся первый концерт в Музыкальном вокзале? 4. Как по-другому назывался «Вальс-фантазия» М.И. Глинки? 5. Какой австрийский композитор был приглашен для работы в Музыкальный вокзал Павловска? 6. Выступал ли Ф.И. Шаляпин в Музыкальном вокзале Павловска? 7. На каком вокзале Санкт-Петербурга действовал проект «Музыкальный вокзал»? 8. Подумай и скажи: нужен ли в наше время Музыкальный вокзал?

Слайд 33

Использованные источники: Дорогами Срединного Пути. Блог о путешествиях, природе и культуре. http://anashina.com/pavlovskij-muzykalnyj-vokzal/ Телеканал «100 ТВ». http://www.tv100.ru/news/Muzyka-vstretit-vseh-posetitelej-Pavlovska-37985/ https://vk.com/search?c%5Bq%5D= прощание%20с%20петербургом%20фильм& c%5Bsection%5D= video&z =video-288614_164503279 Всемирный русский народный собор http://www.vrns.ru/culture/52/2062/#.VGeHR6iotn4 Социальная сеть города Пушкин. http://www.tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/nauka-i-tehnika-v-carskom-sele/carskoselskaja-zheleznaja-doroga.html#.VGeJMKiotn4 Pushkin.ru. Отечество нам Царское село. http://pushkin.ru/blog/city-life/pavlovskii-vokzal-1.html Страница Кирилла Финкельштейна http://kfinkelshteyn.narod.ru/Tzarskoye_Selo/Gorod/Gel_dor.htm

Слайд 34

Звучала музыка: 1. М.И. Глинка, Н. Кукольник. «Попутная песня». 2. М.И. Глинка. «Вальс-фантазия». 3. И. Штраус. Вальс «Прощание с Петербургом». 4. И. Штраус. «Ольга-полька». 5. Ф. Шаляпин. Цыганский романс «Очи черные». 6. И. Штраус. Вальс «На голубом Дунае». В начало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы в рассказе Ю.Буйды «Казанский вокзал»

Методическая разработка урока по современной литературе на примере рассказа Ю.Буйды "Казанский вокзал" с использованием проблемно- диалогической технологии (педмастерская)...

Сценарий выпускного вечера " Школьный вокзал"

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ВЕЧЕРА  Актовый зал, фойе должны быть оформлены к выпускному вечеру: газеты, выпущенные ими за время учебы, газеты с фотографиями разных лет, интервью,  учителей, выпуск...

"Железнодорожный транспорт. Вокзал"

Презентация к уроку СБО в 7 классе...

Игра "Математический вокзал"

Неделя математики в школе должна проходить весело, интересно и поучительно.......

Эколого-краеведческая экскурсия по микрорайону ГБОУ школы №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса

Эколого-краеведческая   экскурсия  по микрорайону ГБОУ школы  №403 Пушкинского района –маршрут «Железнодорожный вокзал – Колонистский пруд»- итоговый продукт проекта учащихся 9 класса...

Сценарий Выпускного вечера в школе " Вокзал Детства" 11 класс

Сценарий Выпускного вечера в школе. 11 классХод мероприятия. Вручение аттестатов. Слово выпускников....

Конспект экскурсии "Железнодорожный вокзал" (открытое занятие)

Цель: Дать учащимся представление о вокзалах, их назначении.Познавательные задачи:1.Познакомить учащихся со зданием вокзала, его основными архитектурными элементами, внутренним устройством....